«Формирование эколого – нравственных чувств через организацию проектной деятельности»
проект (подготовительная группа) по теме

Гуркина Татьяна Валентиновна

 

Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе детского сада

(из опыта работы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rabota.doc261.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование  эколого – нравственных чувств

через организацию проектной деятельности»

Гуркина Татьяна Валентиновна

Старший воспитатель

ГБОУ лицей № 1586 дошкольное отделение

Введение

        Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.                         Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем, не научатся бережно относится к природе они, погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе детского сада

(из опыта работы)

             В настоящее время  в работе дошкольных образовательных учреждений можно встретить большое количество технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Современное образование стремится быть более качественным, эффективным.                           Новая личностно-ориентированная образовательная парадигма поставила в центр внимания личность ребенка с ее индивидуальностью, возрастными особенностями и темпом развития.    

            Проектирование как метод организации воспитательно-образовательного  процесса заслуживает пристального внимания.        Проекты, на мой взгляд, - одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребенка. Именно в проектной деятельности ребенок участвует как субъект собственного образования, и что важно для детского сада, родители включаются в воспитательно-образовательный процесс как непосредственные заказчики и участники образования собственных детей.

      Три года назад коллектив педагогов и родителей нашего детского сада с интересом,  большой заинтересованностью работал над проектом «Каштан». В нем отразились не только теоретическая работа, но главное совместная практическая деятельность детей и родителей. При представлении этого проекта был проведён большой праздник «В царстве деревьев», в котором принимали участие педагоги детского сада, родители и конечно главные артисты  - дети.                                                            Эта работа нас заинтересовала, и мы решили вместе с детьми и родителями начать работу над проектом «Рождение цветка», т.к. второй год мы с детьми большое внимание стали уделять украшению нашего детского сада с помощью клумб и цветов выращенных на них.

        Работу над  проектом мы разделили на несколько разделов и к каждому разделу:

  • определили вид деятельности ребёнка, родителя и ребёнка;
  • совместно с учителем-логопедом группы подобрали необходимый словарный материал по данной теме;
  • большое внимание уделили развитию взаимоотношений между детьми, воспитывая умение помогать друг  другу, уважать принятые решения.

Для реализации проекта был разработан следующий план действий:

Раздел программы

Виды детской деятельности

Игровая деятельность

План проекта: «Рождение цветка»

Сюжетно – ролевая игра:

  • «Семья. Поездка на дачу»
  • «Магазин цветов»

Настольно – печатные игры:

  • «Как зовут тебя, цветочек?»
  • «Что растет в лесу?»
  • «Четвертый лишний»
  • «Магазин семян»
  • «Парочки»
  • «Венок», «Что где растёт», «Угадай правило»

Дидактические игры:

  • «Кто больше?»
  • «Словесный сад»

Словесные игры:

  • «Найди цветок по описанию»
  • «Что будет, если…»
  • «Цветок – это…»
  • «Я садовником родился»

Подвижные игры на площадке, в лесу, в парке:

  • «Найди пару»
  • «Волшебные цветы»

Хороводные игры:

« Мы на луг ходили, хоровод водили».

Социальное развитие

Тематические беседы:

  • «Цветы бывают разные»
  • «В мире цветов»
  • «Всё начинается с семечка»
  • «Посев семян»
  • «Первые всходы»
  • «Первые всходы»
  • «Пересадка растения на клумбы»
  • «Наблюдения за ростом растений на клумбе».

Работа с  иллюстративным материалом:

  • Составление альбома «Цветы нашего детского садика» со стихами, загадками, рисунками, фотографиями.
  • Составление описательных рассказов по теме «Мой любимый цветок».
  • Создание плакатов по охране природы.

Познавательное развитие.

Ознакомление с окружающим «Мир, в котором я живу»

  • «Классификация «Цветов»
  • «Клумбы, – какие они?».

Природа

Экскурсия по цветникам детского сада.

  • Беседы: «Что нужно нашему цветку для роста?», «Сравнение садовых и луговых цветов».
  •  Опыты: «Состав почвы», необходимость света, тепла, влаги для роста растений.
  • Дневники наблюдений за посаженными цветами.
  • Рассказы воспитателя о любимых цветах.
  • Наблюдения:

-  за сезонными изменениями в жизни

- за поведением цветов в разную погоду.

          - за насекомыми, прилетающими на цветы.

  • Определение «настроения» цветка, его желаний, чувств.
  • Исследование частей цветка: лист, стебель, бутон и т.д.).

        Труд:

Весной - летом: прополка, рыхление, полив, подкормка, борьба с болезнями и вредителями.

Осенью: сбор семян, срез отцветших  растений, посадка луковичных растений.

Начало грамоты

Составление:

  • описательных рассказов о цветах.
  • рассказов о бережном отношении к цветам.

  Разгадывание кроссвордов, ребусов о цветах.

Математика: сравнение цветов по высоте.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Составление и решение задач на сложение и вычитание.

Конструирование

«Цветы» (из природного материала)

«Клумба с цветами».

 Изготовление модели «Наша клумба».

«Цветы» (из бросового материала, оригами).

Эстетическое развитие

Художественная литература

Пословицы и поговорки о цветах.

Отгадывание загадок.

Придумывание загадок детьми.

Чтение стихов, рассказов, сказок о цветах.

  • П.П. Бажов «Каменный цветок»,
  • В.П. Катаев «Цветик - семицветик»,
  • С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»,
  • Т.А. Шорыгина «Цветы, какие они?».

Изобразительная деятельность

Рисование:

Рисование цветов нетрадиционными методами рисования: граттаж, рисование «по – сырому», тампонирование.

Лепка:

пластилинография цветов.

Аппликация:

цветы методом обрывания.

Музыка

Слушание:

  • «Вальс цветов» П.И.Чайковский из балета «Щелкунчик»
  • «Подснежник» П.И.Чайковский
  • «Цветы» Р.Шуман

Разучивание песни:

«Красные маки» муз.Раухвергер

                                 сл. О.Высотская

Взаимодействие с родителями

Консультации на тему:

  • «Клумбы и их виды»,
  • «Оформление клумб»,
  • «Детская клумба».

Совместная творческая работа родителей с детьми: «Мой ребёнок – мой цветочек».

           

          На начало работы по проекту была проведена диагностика экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Проведенное исследование показало, что высокий уровень знаний имеют 15 % детей, средний - 56% и низкий - 29% детей. Большинство детей допускали ошибки в названиях цветов. Не могли аргументировать свой выбор (садовые цветы и комнатные растения). Затруднялись рассказывать, что необходимо растениям для роста и как правильно  ухаживать за комнатными растениями. Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, был разработан и запущен исследовательски-творческий проект «День рождения цветка» для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект рассчитан на 6 месяцев, его участники - дети, педагоги, родители.

       Цель проекта: Знакомство  детей  с разнообразием цветов, их строением, условиями, необходимыми для их роста и влиянием на эмоциональное состояние человека.

       Для реализации цели были выделены следующие задачи:

1. Уточнить и расширить представления детей о садовых и комнатных  цветах.

2. Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растений.

3.  Формировать навыки ухода за растениями.

4. Развивать любознательность и познавательную активность.

5. Пополнять сенсорные ощущения.

6. Формировать осознанно-правильное отношение к представителям растительного мира.

На подготовительном этапе проекта была проведена следующая работа:

-   подобрана  и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;

- подобраны  дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;

- адаптированы и систематизированы  подвижные игры, направленные на развитие двигательной  активности, внимания и наблюдательности в природе;

- разработаны планы образовательных мероприятий (первично-ознакомительные, углубленно -  познавательные, интегрированные);

- целевые прогулки  по территории детского сада, экскурсии  в цветочный магазин;

- проведена игра  с детьми на разрешение противоречий «Цветы: хорошо – плохо»;

- подобраны проблемные задания, занимательные опыты и эксперименты;

- проведено родительское собрание с целью включения родителей в проектную деятельность.

     Считаю, что правильно организованная предметная экологическая среда несет в себе огромную ценность и, определенным образом, воздействует на ребенка, оказывает большое значение на воспитание экологической культуры у дошкольников.  

Обдумывая интерьер группы,  постарались создать атмосферу тепла, красочности, удобства и уюта, где ребенок чувствует себя хорошо и комфортно. Все пространство группы разделили  на небольшие мини - центры:

- уголок природы с наличием разнообразных комнатных растений;

- центр экспериментирования, который способствует развитию познавательной активности, пробуждает фантазию, любознательность, обогащает чувственный и сенсорный опыт детей;

- центр творчества, где дети имеют возможность реализовать свои замыслы и желания;  

- книжный уголок, который способствует ознакомлению детей с природой через книги, журналы, открытки;

- игровой центр, удовлетворяющий основную потребность ребенка в игре.

       При создании экологической среды в группе учитывались возраст детей, особенности физического и психического развития, познавательная активность, в том числе  и двигательная, поэтому середина группы остается полностью свободной.

        Родители наших воспитанников приняли активное участие  в реализации проекта. На родительском собрании   познакомили их с целью и основными задачами проекта, провели ряд консультаций, практических занятий.  

          Наиболее интересной совместной деятельностью в триаде «родители – дети – педагоги»  стала творческая работа «Мой ребенок - мой цветочек». Проявляя выдумку и фантазию, участники проекта представили свои работы, которые отличались красочностью и оригинальностью. Представляя ребенка в виде  цветка, родители рассказали о его характере,  привычках. Совместная работа  пробудила у родителей интерес к  жизни группы и детского сада в целом.

Свою работу с детьми  строили на основе обучения, которое носит   развивающий характер. Образовательная деятельность  осуществлялась с использованием различных организационных форм обучения: коллективные, групповые, индивидуальные. Раз в неделю проводились интегрированные занятия с использованием проблемных игровых ситуаций, например: «Посев семян», «Пересадка растений на клумбу», развлечение «Бал Цветов».

Большую роль в пополнении экологических знаний  детей о растениях играют дидактические игры. В утренние и вечерние часы мы проводили с детьми игры «Собери цветы в вазу», «Найди по описанию», «Четвертый лишний»,  «Садовник», «Я знаю пять названий цветов», «Разрезные картинки» и другие.  

Проведенный цикл наблюдений за цветами на клумбе  расширил знания детей о садовых цветах, обогатил их сенсорный опыт. В период цветения растений дети знакомились со строением цветка, условиями необходимыми для их роста. Наблюдали, сколько дней необходимо на то, чтобы бутон превратился в цветок, сколько времени проходит от цветения до увядания.

Наши воспитанники принимали активное участие в сборе семян цветов.  

Наблюдения дополняли экскурсией по цветникам детского сада,  просмотром видеофильмов, картин, иллюстраций, прослушиванием музыки, чтением художественной литературы, в результате чего происходила первоначальная оценка детьми деятельности взрослых, общение с представителями растительного мира, эстетическое наслаждение красотой природы.  

В осеннее - зимний период дети  имели возможность постоянно наблюдать за растениями в уголке природы. На протяжении года в природный уголок  вносились привлекательные комнатные растения, которые доступны  и просты в уходе. В процессе наблюдений знакомили детей с их названиями (герань, фикус,  хлорофитум, бегония  и пр.), строением и другими характерными особенностями.

Дети постоянно  имели возможность наблюдать, как мы ухаживаем за ними. У ребят появлялось желание помогать. Они с удовольствием поливали цветы, протирали пыль с листьев, рыхлили землю. Такая целенаправленная работа, организованная взрослыми,  развивает у детей эмоциональный опыт и художественное восприятие красоты растений в различные периоды жизни.  

Учитывая то, что, познавая мир, исследуя его, ребенок делает множество открытий, мы побуждали детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию, ставя перед ними следующие задачи:

- Как доказать, что растениям нужен свет?

-  Нужно ли растениям тепло?

 - Предскажите, что получится, если растения оставить без воды?   и т. д.

Решение задач осуществляли в двух вариантах:

а) дети проводили эксперимент, не зная его результата и, таким образом, приобретали новые знания;

б) дети вначале предсказывали результат, а затем проверяли, правильно ли они мыслили.

Таким образом, в заключение проведения опыта или эксперимента, мы стремилась к тому, чтобы дети сами делали определенные выводы и подводили итог собственной деятельности.

Полученные в процессе экспериментирования наблюдения, впечатления и эмоции дети отражали в продуктивных видах деятельности, в совместном сочинительстве - «Сказки о цветах». В группе были проведены:

  • конкурс рисунков «Мой любимый цветок»,
  • выставка букетов - «Вальс цветов».

На заключительном этапе был проведен праздник «Бал цветов», где дети совместно с родителями выбирали и изготавливали костюмы любимого цветка из бросового и подручного материала, потом представляли его на празднике в интересной форме (стихи, песни, танец и т.д.). На протяжении всего бала дети, участвуя в конкурсах, играх, импровизациях, показали хорошие знания о садовых и комнатных растениях, выражали свое отношение к цветам.

         Проведенное в конце проекта диагностическое исследование  показало положительные результаты. Высокий уровень экологических знаний дошкольников  вырос  на 44% и составил 59%, средний снизился на 31% и составил 25%, низкий уменьшился до 16%.

          Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств,  любви и бережного отношения к природе. В каждом ребенке педагог воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает!

Работа в данном направлении не только обогатила знания детей, но главное в соответствии  с компенсирующим видом дошкольного учреждения - способствовала преодолению недоразвития речи, формируя правильные грамматические структуры и обогащая лексический запас дошкольников. Благодаря речевой работе в рамках данного проекта значительно обогатился словарь признаков дошкольников, стало возможным даже употребление  различных изобразительно-выразительных средств языка, таких как эпитеты, метафоры и сравнения.

            На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при условии присутствия взрослого человека, обладающего экологической культурой, которая заключается в  понимании общих для всех людей проблем, внимании и осознании ребенком  прекрасного мира природы, помощи в налаживании взаимоотношений с этим миром.

             Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

             Разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни подтвердил свою практическую эффективность не только посредством повышения уровня экологических знаний дошкольников, но и обогащением словаря признаков детей за счёт изобразительно-выразительных средств,  которое способствует решению основной коррекционной задачи дошкольного учреждения – преодоления недоразвития речи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности

Описание  опыта работы по нравственно-паттриотическому воспитанию  детей старшего дошкольного возраста...

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через организацию проектной деятельности. Презентация проекта, посвященного ВОВ, «Чтобы помнили…»

Цель проекта: Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне, формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные ...

Районное методическое объединение (обобщение опыта) Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности

В своём выступления я поделилась опытом как осуществляется нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности. Рассказала о различных формах работы с детьми и ...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17598978","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности

Формирование у дошкольников любви к своей родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимости логической взаимосвязи разных сторон воспитательного процесса, различных средств и методов чере...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности

Методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность...