«Формирование эколого – нравственных чувств через организацию проектной деятельности»
проект (подготовительная группа) по теме
Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе детского сада
(из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rabota.doc | 261.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование эколого – нравственных чувств
через организацию проектной деятельности»
Гуркина Татьяна Валентиновна
Старший воспитатель
ГБОУ лицей № 1586 дошкольное отделение
Введение
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем, не научатся бережно относится к природе они, погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе детского сада
(из опыта работы)
В настоящее время в работе дошкольных образовательных учреждений можно встретить большое количество технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Современное образование стремится быть более качественным, эффективным. Новая личностно-ориентированная образовательная парадигма поставила в центр внимания личность ребенка с ее индивидуальностью, возрастными особенностями и темпом развития.
Проектирование как метод организации воспитательно-образовательного процесса заслуживает пристального внимания. Проекты, на мой взгляд, - одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребенка. Именно в проектной деятельности ребенок участвует как субъект собственного образования, и что важно для детского сада, родители включаются в воспитательно-образовательный процесс как непосредственные заказчики и участники образования собственных детей.
Три года назад коллектив педагогов и родителей нашего детского сада с интересом, большой заинтересованностью работал над проектом «Каштан». В нем отразились не только теоретическая работа, но главное совместная практическая деятельность детей и родителей. При представлении этого проекта был проведён большой праздник «В царстве деревьев», в котором принимали участие педагоги детского сада, родители и конечно главные артисты - дети. Эта работа нас заинтересовала, и мы решили вместе с детьми и родителями начать работу над проектом «Рождение цветка», т.к. второй год мы с детьми большое внимание стали уделять украшению нашего детского сада с помощью клумб и цветов выращенных на них.
Работу над проектом мы разделили на несколько разделов и к каждому разделу:
- определили вид деятельности ребёнка, родителя и ребёнка;
- совместно с учителем-логопедом группы подобрали необходимый словарный материал по данной теме;
- большое внимание уделили развитию взаимоотношений между детьми, воспитывая умение помогать друг другу, уважать принятые решения.
Для реализации проекта был разработан следующий план действий:
Раздел программы | Виды детской деятельности |
Игровая деятельность | План проекта: «Рождение цветка» Сюжетно – ролевая игра:
Настольно – печатные игры:
Дидактические игры:
Словесные игры:
Подвижные игры на площадке, в лесу, в парке:
Хороводные игры: « Мы на луг ходили, хоровод водили». |
Социальное развитие | Тематические беседы:
Работа с иллюстративным материалом:
|
Познавательное развитие.
Ознакомление с окружающим «Мир, в котором я живу» |
|
Природа | Экскурсия по цветникам детского сада.
- за сезонными изменениями в жизни - за поведением цветов в разную погоду. - за насекомыми, прилетающими на цветы.
Труд: Весной - летом: прополка, рыхление, полив, подкормка, борьба с болезнями и вредителями. Осенью: сбор семян, срез отцветших растений, посадка луковичных растений. |
Начало грамоты | Составление:
Разгадывание кроссвордов, ребусов о цветах. Математика: сравнение цветов по высоте. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Составление и решение задач на сложение и вычитание. |
Конструирование | «Цветы» (из природного материала) «Клумба с цветами». Изготовление модели «Наша клумба». «Цветы» (из бросового материала, оригами). |
Эстетическое развитие
Художественная литература | Пословицы и поговорки о цветах. Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми. Чтение стихов, рассказов, сказок о цветах.
|
Изобразительная деятельность | Рисование: Рисование цветов нетрадиционными методами рисования: граттаж, рисование «по – сырому», тампонирование. Лепка: пластилинография цветов. Аппликация: цветы методом обрывания. |
Музыка | Слушание:
Разучивание песни: «Красные маки» муз.Раухвергер сл. О.Высотская |
Взаимодействие с родителями | Консультации на тему:
Совместная творческая работа родителей с детьми: «Мой ребёнок – мой цветочек». |
На начало работы по проекту была проведена диагностика экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Проведенное исследование показало, что высокий уровень знаний имеют 15 % детей, средний - 56% и низкий - 29% детей. Большинство детей допускали ошибки в названиях цветов. Не могли аргументировать свой выбор (садовые цветы и комнатные растения). Затруднялись рассказывать, что необходимо растениям для роста и как правильно ухаживать за комнатными растениями. Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, был разработан и запущен исследовательски-творческий проект «День рождения цветка» для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект рассчитан на 6 месяцев, его участники - дети, педагоги, родители.
Цель проекта: Знакомство детей с разнообразием цветов, их строением, условиями, необходимыми для их роста и влиянием на эмоциональное состояние человека.
Для реализации цели были выделены следующие задачи:
1. Уточнить и расширить представления детей о садовых и комнатных цветах.
2. Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растений.
3. Формировать навыки ухода за растениями.
4. Развивать любознательность и познавательную активность.
5. Пополнять сенсорные ощущения.
6. Формировать осознанно-правильное отношение к представителям растительного мира.
На подготовительном этапе проекта была проведена следующая работа:
- подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;
- подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;
- адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;
- разработаны планы образовательных мероприятий (первично-ознакомительные, углубленно - познавательные, интегрированные);
- целевые прогулки по территории детского сада, экскурсии в цветочный магазин;
- проведена игра с детьми на разрешение противоречий «Цветы: хорошо – плохо»;
- подобраны проблемные задания, занимательные опыты и эксперименты;
- проведено родительское собрание с целью включения родителей в проектную деятельность.
Считаю, что правильно организованная предметная экологическая среда несет в себе огромную ценность и, определенным образом, воздействует на ребенка, оказывает большое значение на воспитание экологической культуры у дошкольников.
Обдумывая интерьер группы, постарались создать атмосферу тепла, красочности, удобства и уюта, где ребенок чувствует себя хорошо и комфортно. Все пространство группы разделили на небольшие мини - центры:
- уголок природы с наличием разнообразных комнатных растений;
- центр экспериментирования, который способствует развитию познавательной активности, пробуждает фантазию, любознательность, обогащает чувственный и сенсорный опыт детей;
- центр творчества, где дети имеют возможность реализовать свои замыслы и желания;
- книжный уголок, который способствует ознакомлению детей с природой через книги, журналы, открытки;
- игровой центр, удовлетворяющий основную потребность ребенка в игре.
При создании экологической среды в группе учитывались возраст детей, особенности физического и психического развития, познавательная активность, в том числе и двигательная, поэтому середина группы остается полностью свободной.
Родители наших воспитанников приняли активное участие в реализации проекта. На родительском собрании познакомили их с целью и основными задачами проекта, провели ряд консультаций, практических занятий.
Наиболее интересной совместной деятельностью в триаде «родители – дети – педагоги» стала творческая работа «Мой ребенок - мой цветочек». Проявляя выдумку и фантазию, участники проекта представили свои работы, которые отличались красочностью и оригинальностью. Представляя ребенка в виде цветка, родители рассказали о его характере, привычках. Совместная работа пробудила у родителей интерес к жизни группы и детского сада в целом.
Свою работу с детьми строили на основе обучения, которое носит развивающий характер. Образовательная деятельность осуществлялась с использованием различных организационных форм обучения: коллективные, групповые, индивидуальные. Раз в неделю проводились интегрированные занятия с использованием проблемных игровых ситуаций, например: «Посев семян», «Пересадка растений на клумбу», развлечение «Бал Цветов».
Большую роль в пополнении экологических знаний детей о растениях играют дидактические игры. В утренние и вечерние часы мы проводили с детьми игры «Собери цветы в вазу», «Найди по описанию», «Четвертый лишний», «Садовник», «Я знаю пять названий цветов», «Разрезные картинки» и другие.
Проведенный цикл наблюдений за цветами на клумбе расширил знания детей о садовых цветах, обогатил их сенсорный опыт. В период цветения растений дети знакомились со строением цветка, условиями необходимыми для их роста. Наблюдали, сколько дней необходимо на то, чтобы бутон превратился в цветок, сколько времени проходит от цветения до увядания.
Наши воспитанники принимали активное участие в сборе семян цветов.
Наблюдения дополняли экскурсией по цветникам детского сада, просмотром видеофильмов, картин, иллюстраций, прослушиванием музыки, чтением художественной литературы, в результате чего происходила первоначальная оценка детьми деятельности взрослых, общение с представителями растительного мира, эстетическое наслаждение красотой природы.
В осеннее - зимний период дети имели возможность постоянно наблюдать за растениями в уголке природы. На протяжении года в природный уголок вносились привлекательные комнатные растения, которые доступны и просты в уходе. В процессе наблюдений знакомили детей с их названиями (герань, фикус, хлорофитум, бегония и пр.), строением и другими характерными особенностями.
Дети постоянно имели возможность наблюдать, как мы ухаживаем за ними. У ребят появлялось желание помогать. Они с удовольствием поливали цветы, протирали пыль с листьев, рыхлили землю. Такая целенаправленная работа, организованная взрослыми, развивает у детей эмоциональный опыт и художественное восприятие красоты растений в различные периоды жизни.
Учитывая то, что, познавая мир, исследуя его, ребенок делает множество открытий, мы побуждали детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию, ставя перед ними следующие задачи:
- Как доказать, что растениям нужен свет?
- Нужно ли растениям тепло?
- Предскажите, что получится, если растения оставить без воды? и т. д.
Решение задач осуществляли в двух вариантах:
а) дети проводили эксперимент, не зная его результата и, таким образом, приобретали новые знания;
б) дети вначале предсказывали результат, а затем проверяли, правильно ли они мыслили.
Таким образом, в заключение проведения опыта или эксперимента, мы стремилась к тому, чтобы дети сами делали определенные выводы и подводили итог собственной деятельности.
Полученные в процессе экспериментирования наблюдения, впечатления и эмоции дети отражали в продуктивных видах деятельности, в совместном сочинительстве - «Сказки о цветах». В группе были проведены:
- конкурс рисунков «Мой любимый цветок»,
- выставка букетов - «Вальс цветов».
На заключительном этапе был проведен праздник «Бал цветов», где дети совместно с родителями выбирали и изготавливали костюмы любимого цветка из бросового и подручного материала, потом представляли его на празднике в интересной форме (стихи, песни, танец и т.д.). На протяжении всего бала дети, участвуя в конкурсах, играх, импровизациях, показали хорошие знания о садовых и комнатных растениях, выражали свое отношение к цветам.
Проведенное в конце проекта диагностическое исследование показало положительные результаты. Высокий уровень экологических знаний дошкольников вырос на 44% и составил 59%, средний снизился на 31% и составил 25%, низкий уменьшился до 16%.
Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе. В каждом ребенке педагог воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает!
Работа в данном направлении не только обогатила знания детей, но главное в соответствии с компенсирующим видом дошкольного учреждения - способствовала преодолению недоразвития речи, формируя правильные грамматические структуры и обогащая лексический запас дошкольников. Благодаря речевой работе в рамках данного проекта значительно обогатился словарь признаков дошкольников, стало возможным даже употребление различных изобразительно-выразительных средств языка, таких как эпитеты, метафоры и сравнения.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при условии присутствия взрослого человека, обладающего экологической культурой, которая заключается в понимании общих для всех людей проблем, внимании и осознании ребенком прекрасного мира природы, помощи в налаживании взаимоотношений с этим миром.
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни подтвердил свою практическую эффективность не только посредством повышения уровня экологических знаний дошкольников, но и обогащением словаря признаков детей за счёт изобразительно-выразительных средств, которое способствует решению основной коррекционной задачи дошкольного учреждения – преодоления недоразвития речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности
Описание опыта работы по нравственно-паттриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...
Выступление на педагогическом совете учреждения. Доклад на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности"
В данном материале представлен доклад выступления на педагогиеском совете учреждения- 13.11.2015 г....
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через организацию проектной деятельности. Презентация проекта, посвященного ВОВ, «Чтобы помнили…»
Цель проекта: Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне, формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные ...
Районное методическое объединение (обобщение опыта) Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности
В своём выступления я поделилась опытом как осуществляется нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности. Рассказала о различных формах работы с детьми и ...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17598978","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности
Формирование у дошкольников любви к своей родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимости логической взаимосвязи разных сторон воспитательного процесса, различных средств и методов чере...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности
Методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность...