Участие в семинаре
учебно-методическое пособие на тему
Доклад - презентация "Психологические особенности детей с расстройствами аутистического спектра" на семинаре "Психологическая помощь детям с проблемами а развитии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 24.21 КБ |
pamyatka.docx | 72.69 КБ |
rekomendatsii.docx | 58.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности детей с расстройствами
аутистического спектра
В настоящее время слово «аутизм» часто можно слышать из уст родителей и учителей. Впервые в России об аутизме заговорили в конце 1980-х годов.
Рассматривая данный вопрос, мы попробуем разобраться, кто же такие дети-аутисты, в чем их особенность, а также рассмотрим некоторые методы терапии,
И самое главное — попытаемся понять, как же взаимодействовать с такими детьми.
В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней МКБ-10 под шифром F84.0 — «Детский аутизм». Данный диагноз может быть поставлен детским психиатром ребенку после трех лет.
Существует множество различных определений аутизма.
Аутизм – это заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, психического развития и речевой функции.
В большинстве случаев аутизм почти не затрагивает физиологическое состояние ребенка. Это, скорее его психологические особенности. Дети–аутисты живут как в стеклянной капсуле, вне окружающей их действительности. Они не ищут общения, не проявляют любопытства, не стремятся поиграть со сверстниками, и почти всегда равнодушны к самым близким людям. Таковы основные симптомы заболевания. Официальная медицинская наука считает аутизм нарушением нервной системы, проявляющимся расстройством психики раннего возраста.
По каким симптомам и признакам распознать аутизм у детей?
Чтобы вовремя обнаружить аутизм у ребенка, нужно внимательно наблюдать за поведением малыша, фиксировать все нетипичные проявления, характерные для детей данного возраста. Конечно, в первую очередь эта задача родителей. Симптомы аутизма у ребенка явно проявляются в возрасте от полутора до двух лет. Далее мы рассмотрим каждый из них более детально.
- Нарушения речи. Многие дети-аутисты не разговаривают вообще, другие отстают от своих сверстников в речевом развитии. Дети в возрасте до года не гулят, могут издавать постоянно одни и те же звуки. В два года словарный запас детей-аутистов составляет порядка пятнадцати слов, а к трем годам они не комбинируют слова. При этом дети с аутизмом могут повторять фразы и слова, услышанные где-то, а так же придумывать новые слова, которые не используются в речи для общения. О себе аутисты говорят в третьем лице, не используют личных местоимений и обращений.
2.Отсутствие эмоционального контакта с родителями и другими людьми. Дети, страдающие аутизмом, не улыбаются, не тянутся к родителям на руки, не смотрят людям в глаза. При попытке родителей приласкать ребенка, взять его на руки, аутисты сопротивляются. Такие дети по поведению похожи на слепых и глухих: они не замечают, что к ним кто-то обращается, не отличают родителей от чужих людей
3.Проблемы в обществе. Ребенок с аутизмом, находясь среди других детей испытывает сильный дискомфорт, со временем – тревогу. Если к малышу кто-то обращается, «дети дождя» могут спрятаться или убежать. Они не умеют строить дружественные отношения, играть со сверстниками, поскольку они не понимают правил игр и эмоций других людей. Аутисты предпочитают уединение, благодаря которому они ограждаются от сильных переживаний по поводу неумения общаться.
4.Приступы агрессии. Любая неудача, расстройство может спровоцировать у ребенка истерику, вызывать вспышку гнева и даже физическую атаку. У 30-ти процентов больных детей агрессия направлена на самих себя, а в большинстве случаях на других людей.
5.Слабый интерес к игрушкам. Дети с аутизмом не знают, как нужно играть с куклами, машинами и другими предметами. Одно из проявлений аутизма у детей – нестандартное использование игрушек: к примеру ребенок может часами крутить колесо машинки, а не катать ее.
6. Боязнь перемен, стереотипность поведения. Дети с аутизмом могут совершать одни и те же действия на протяжении долгого времени: бегать по кругу, повторять одни и те же слова, вертеть что-то, смотреть на движущиеся объекты и т.д. Для них характерна приверженность к определенному распорядку, правилам. Если этот распорядок нарушается, они впадают в агрессию, сопротивляются, сильно переживают.
Несмотря на то, что такое заболевание, как «расстройство аутистического спектра» (аутизм) было описано еще более 60-ти лет назад, до сих пор нет единого мнения и четкого понимания, в отношении причин возникновения данного заболевания. Гипотез на этот счет существует несколько, но, к сожалению, пока ни одна из них не подтверждена серьезными исследованиями, которые бы позволили с уверенностью сказать о правильности той или иной гипотезы
По одной из гипотез, аутизм у детей, возможно, связан с периодом протекания беременности. Также выдвигалась гипотеза о влиянии условий окружающей среды, экологии. Немало говорилось и о влиянии генетических факторов, наследственности. По другой гипотезе аутизм у детей может быть последствием какого-либо микроповреждения головного мозга в области мозжечка (такое предположение иногда находит свое подтверждение при томографии).
Единственное, что на сегодняшний день, можно с определенной уверенностью утверждать, это существование взаимосвязи в большинстве случаев заболеваний аутизмом с наследственным фактором. Но, здесь стоит заметить, что вероятнее всего, по наследству передается не сам аутизм, а предпосылки для его развития
Особенности когнитивного развития
Умственное развитие детей с РАС может быть нормальным, ускоренным или резко задержанным. Может наблюдаться различная по степени умственная отсталость. По данным исследований у 55-60% детей с РАС отмечается умственная отсталость, у 15-20% — легкая интеллектуальная недостаточность, 15-20% детей имеют нормальное интеллектуальное развитие. Встречается парциальная одаренность в определенных областях, так называемые «осколки функций». Например, способность к запоминанию больших объемов информации, не связанных логическими связями, умение быстро вычислять и решать в уме сложные арифметические задачи (деление и умножение многозначных чисел вычисление корня, возведение в степень). Характерно неравномерное психическое развитие ребенка.
Диагностика РАС.
Для постановки диагноза основополагающим является изучение анамнеза, клинической картины заболевания и оценка состояния в динамике. РАС диагностируются по наличию или отсутствию определенных паттернов поведения, характерных для данного возраста. Диагностика должна проводиться командой специалистов, включающей в себя психолога, невропатолога, психиатра, психотерапевта, педиатра, логопеда-дефектолога, других экспертов, имеющих опыт работы с детьми с особыми потребностями. Единовременной консультации часто бывает недостаточно для своевременной диагностики данных расстройств.
Этапы помощи аутичному ребенку
Конечно же, каждый ребенок индивидуален. В особенности дети-аутисты. Они могут обладать самыми разными чертами и особенностями. Важно понимать, что подобный ребенок нуждается в квалифицированной помощи. Есть некоторые этапы получения этой помощи:
- посетить невролога (исключить проблемы, связанные с развитием головного мозга);
- посетить детского психиатра (он и поставит диагноз);
- пройти аппаратные обследование (ЭЭГ, МРТ, УЗИ головного мозга);
- обратиться за консультацией к клиническому психологу, учителю-дефектологу;
- начать работу с соответствующим специалистом.
Способы работы с детьми-аутистами
1.Арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр)
2. Анималотерапия (Дельфинотерапия, пет-терапия, иппотерапия)
3. Концепция ТЕАССН (ти-и-эй-си-си-эйтж)
1.Существенная роль сотрудничества с родителями.
2.Понимание значительных отличий аутистов друг от друга (интересов, сильных / слабых сторон).
3.Необходимость полноты информации о способностях, интересах и специфических проблемах ребёнка-аутиста в различных сферах жизни для индивидуального подбора и адаптации развивающей программы.
4. Ориентация всех программ помощи на сильные стороны и интересы человека с аутизмом для компенсации слабых сторон.
4. Поведенческая терапия для аутистов (АВА-терапия)
Поведенческая терапия для аутистов по программе АВА построена на идее, что любое поведение человека влечет за собой определенные последствия, и, когда ребенку это нравится, он станет повторять это поведение, а когда не нравится, не станет
Рекомендации по работе с детьми-аутистами
- Что делать, если такой ребенок уже есть в детском коллективе:
- Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
- Принимайте его таким, какой он есть.
- Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.
- Придерживайтесь определенного режима дня.
- Соблюдайте ежедневные ритуалы.
- Не трогайте ребенка.
- Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
- Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
- Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
- Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».
- Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
- Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.
Во что играть с маленьким ребенком-аутистом:
- хороводные игры,
- игры с правилами,
- пускать мыльные пузыри,
- игры с водой,
- игры, направленные на развитие мелкой моторики.
Как учить ребенка-аутиста:
- доносить информацию через схемы, наглядные картинки;
- избегать переутомления;
- четко организовывать пространство;
- использовать подписанные системы хранения;
- подписывать предметы, которыми пользуется ребенок;
- обращаться к ребенку по имени;
- обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки;
- осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое;
- использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом);
- постоянно развивать крупную и мелкую моторику.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Рекомендации по работе с детьми - аутистами
Что делать, если такой ребенок уже есть в детском коллективе:
- Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
- Принимайте его таким, какой он есть.
- Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.
- Придерживайтесь определенного режима дня.
- Соблюдайте ежедневные ритуалы.
- Не трогайте ребенка.
- Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
- Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
- Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
- Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».
- Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
- Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.
Как учить ребенка - аутиста:
- Доносить информацию через схемы, наглядные картинки;
- Избегать переутомления;
- Четко организовывать пространство;
- Использовать подписанные системы хранения;
- Подписывать предметы, которыми пользуется ребенок;
- Обращаться к ребенку по имени;
- Обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки;
- Осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое;
- Использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом);
- Постоянно развивать крупную и мелкую моторику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие на семинаре с показом открытого занятия "Веер для Золушки"
Открытое занятие для детей 5-6 лет...
Участие в семинаре
Методическая неделя группы №3...
Участие в семинаре ТЦ Сфера 24 октября 2014
Тема семинара "Разработка моделей образовательного процесса на основе ФГОС дошкольного образования"...
Участие в семинаре 17.04.2015
Участие в семинаре "Проектирование образовательного процесса в условиях в условиях реализации ФГОС. Опыт работы"...
Участие в семинарах.
"ИКТ в воспитательно-образовательном процессе", "Автономная некоммерческая организация Центра развития и образования" для педагогов г. Альметьевска, г. Набережные Челны, г. Нижнекамска на базе МБДОУ №...
Участие в семинарах, вебинарах педагогических работников
Участие в семинарах и вебинарах педагогических работников ДОУ ...