Участие в семинарах.
учебно-методический материал на тему

Вавилова Галина Геннадьевна

"ИКТ в воспитательно-образовательном процессе", "Автономная некоммерческая организация Центра развития и образования" для педагогов г. Альметьевска, г. Набережные Челны, г. Нижнекамска на базе МБДОУ № 66 , 2014 г. П. Чайковский "Времена года".

Защита проекта на курсах повышения квалификации для педагогов в г. Мензелинске, 2014 г. "Музыка осенней лиры"

"Использование средств театрализованной деятельности в социально-личностном развитии дошкольника в соответствии с ФГОС ДО", для педагогов, в рамках педагогического совещания на базе МБДОУ № 66, 2014 г.

"Тетрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО" г. Нижнекамск МБДОУ № 13, 2015 г.

Защита квалификационной работы в рамках курсов повышения квалификации для музыкальных руководителей г. Нижнекамск, 2015 г. "Мы - будущие артисты"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие актерского мастерства и театрализованной деятельности в детском саду.

Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей  способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Все свободное время дети играют, игра доставляет им радость, она является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Малышам присущи актерские способности. Они проявляются в поведении детей с самого раннего возраста. В играх дети стараются как можно полнее удовлетворить свою потребность в драматическом перевоплощении в других людей, в животных, в образы фантастического существа из сказок.

   Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу.   помогает совершенствовать самого себя в духовной сфере, свою речь, развивать свои чувства, эмоции. Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, понимание внутреннего мира персонажа, это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, - умении соотносить себя с положительными и отрицательными персонажами. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к поступкам и событиям.

    Зачастую поведение детей в обычной обстановке отличается от поведения на утренниках, где дети становятся зажатыми и не свободными. Как помочь ребенку почувствовать себя красивым, остроумным, уверенным, интересным для окружающих. Именно театрализованная деятельность помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

  Эмоциональность является одним из главных составляющих театрализованной игры детей. Для развития этой сферы   широко используется прием «театр одного актера». Ребенок, проигрывая и «проживая» разные ситуации и характеры героев, становится более эмоциональным, т. к. он должен стать и хитрым, и ласковым, и злым, и добрым,  в зависимости от содержания сказки. Остальные дети копируют и подражают выразительности и эмоциям понравившегося им персонажа. Таким образом накапливается опыт «эмоционального багажа», развивается умение сопереживать разыгрываемым событиям, сочувствовать героям сказки.

 Игры драматизации – это особые игры, в которых дети сами изображают героев литературных произведений, чаще это могут быть сказки, песни, стишки. В них ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя творцом, хозяином происходящих событий, он сам управляет действиями героев и сам строит их отношения. Во время таких игр идет интенсивное развитие речи, обогащение словарного запаса, развиваются творческие способности ребенка, его воображение, так же способность управлять собой, учится мыслить самостоятельно и логично.

 Выполнение игровых заданий в образах персонажей из сказок помогает овладевать своим телом.

 Занятие ритмопластикой дает возможность раскрепоститься и развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность. С помощью разнообразных пластических упражнений, этюдов и игр дети овладевают умением передавать характер, настроение, ситуативный сюжет. Этюды-ассоциации дают возможность будить воображение и мышление ребенка, создавать новые образы. При соответствующем музыкальном сопровождении эти игры-этюды развивают координацию движений, пластическую выразительность, умение пользоваться жестами и мимикой.

 

  Одним из методов развития является введение в программу элементов фольклора:

Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.

Небылицы это необычайные произведения, в которых развиваются события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую все поставлено «с ног на голову». Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, логическое мышление, стимулирует познавательную деятельность.

Не каждому из детей удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает и скороговорка сама запоминается навсегда.

 Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка.

 Эти и другие элементы фольклора (загадки, игровые и плясовые песни, хороводы), включенные в театрализованную деятельность способствуют творческому развитию детей.

 В  программе развития актерского мастерства и театральной деятельности в детском саду «Маска» отражены все виды творческой деятельности: техника и культура речи, актерское мастерство, ритмопластика, развитие эмоциональной сферы, игровое, песенное, танцевальное творчество, основы театральной культуры. Занятия кружка проводятся 3 раза в неделю, во второй половине дня, с детьми подготовительных групп. Каждые три месяца — открытое занятие для родителей. В конце года — показ спектакля, силами всех участников кружка.

  По данным мониторинга к концу года дети овладевают умениями:

- самовыражаться с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности,

- психологически настроиться на выполнение предстоящего действия,

- быстро переключаться с одного действия на другое,

- использовать рабочее пространство зала,

- придумывать сюжеты и самостоятельно воплощать свои замыслы,

- согласовываь свои действия с другими,

- контролировать свои жесты, позы и мимику,

- обсуждать и подбирать костюмы, атрибуты, соответствующее музыкальное оформление.

 Таким образом, занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребёнка, способствуют проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, требуют от ребёнка волевых черт характера: целеустремлённости и решительности, трудолюбия, систематичности в работе.      У ребёнка развивается интуиция, смекалка и изобретательность, умение комбинировать образы, способность к импровизации. Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогает ему продемонстрировать перед сверстниками свои знания, умения, фантазию. Следование роли и тексту театрализованной игры, способствуют формированию произвольного поведения. Театрализованные занятия и спектакли учат замечать и оценивать свои и чужие промахи.

Музыкальный руководитель

Вавилова Галина Геннадьевна.



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

     Одной из задач дошкольного образования детей является формирование основ художественной культуры, включающая в себя театрализованную деятельность. Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль, но не знает, как это сделать. Важно научить малыша играть, брать на себя роль и действовать. Именно театрализованные игры помогают детям чувствовать себя более раскованно, свободно и естественно. Театрализованная игра должна быть направлена не только на переживания положительных эмоций, удовлетворения желаний, но и учить преодолевать неудачи. Неудача — это тоже хорошо, ее не надо бояться. Как правило, все дети хотят играть положительные роли. Задача детского театра — помочь раскрыть большие эмоциональные возможности отрицательных персонажей. Такие ситуации прекрасно закаляют ребенка, учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать друг другу, что очень важно в жизни детей.

  Развитие научно-технического прогресса способствует тому, что современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают,

    Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи констатируют, что дети  «не доиграли»: т.е. не натренировали свою фантазию и воображение в процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса. У будущих  первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. Самый короткий путь снятия зажатости, обучению чувствования и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность, драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (JI.C. Выготский).

  Приобщение детей к художественной культуре, театрализованной деятельности через расширение и углубление знаний и представлений об искусстве, воспитание умения видеть и создавать прекрасное,  проявляя самостоятельность и творческую активность -  одна из важных задач дошкольного учреждения, в процессе которых:

  1.    развиваются коммуникативные  качества личности,

2.    развивается  память, воображение, инициативность, фантазия, речь,

3.   формируется положительное отношение к театру и искусству.

   В процессе работы с дошкольниками уделяется особое внимание технике и культуре речи, актерскому мастерству, ритмопластике, игровому, песенному,  танцевальному творчеству, сценическому движению, и особенно, развитию эмоциональной сферы.

 Эмоциональность является одним из главных составляющих театрилизованной игры детей. В разделе актерское мастерство, для развития этой сферы   широко используется прием «театр одного актера». Ребенок, проигрывая и «проживая» разные ситуации и характеры героев, становится более эмоциональным, т. к. он должен стать и хитрым, и ласковым, и злым, и добрым,  в зависимости от содержания сказки. Остальные дети копируют и подражают выразительности и эмоциям понравившегося им персонажа. Таким образом накапливается опыт «эмоционального багажа», развивается умение сопереживать разыгрываемым событиям, сочувствовать героям сказки, помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

   Но, как выразить свои эмоции более полно, не обладая основными навыками речи. «Слишком старательные поиски слов часто портят всю речь» М. Ф. Квинтилиан. Именно театрализованная деятельность дает ребенку возможность активизировать словарь и звуковую культуру речи. Одним из видов работ по развитию речи является работа перед зеркалом. Она заставляет ребенка по новому увидеть себя, рассказать о себе. Держа в руках игрушку или куклу, сам являясь актером, ребенок, стоя перед зеркалом  исполняет роль. В эти моменты он видит выражение глаз, мимику, артикуляцию и старается играть более эмоционально, при этом не думая о тексте. Появляются новые слова, выражения. Иногда, увлекшись, дети придумывают совершенно другую сказку. И тогда речь становится свободной, произвольной.

   Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Движение это естественное состояние ребенка. Занятие ритмопластикой дает возможность раскрепоститься и развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность. С помощью разнообразных пластических упражнений, этюдов и игр дети овладевают умением передавать характер, настроение, ситуативный сюжет. Этюды-ассоциации дают возможность будить воображение и мышление ребенка, создавать новые образы. Например, утка идет по тонкой дощечке через лужу, идет по высокой траве, ищет своих утят и т. д. При соответствующем музыкальном сопровождении эти игры-этюды развивают координацию движений, пластическую выразительность, музыкальность, умение пользоваться жестами и мимикой.  Играющих не должно быть более трех человек т. к. остальные дети должны отметить для себя интересное, новое и применить в дальнейшем. Важно отмечать и сохранять  индивидуальность каждого ребенка, не навязывая свое видение, развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

   Именно театрализованная деятельность является широким спектром развития творческих способностей, гармоническому развитию природных способностей детей, приобщению к миру искусства, развитию коммуникабельности, эмоционально-личностному развитию дошкольников.

Музыкальный руководитель

Вавилова Галина Геннадьевна.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 66»

Квалификационная работа.

Занятие театрального кружка "Маска"

старшая группа

"Мы - будущие артисты".

                                                                                               Музыкальный руководитель:

                                                                                                 Вавилова Галина Геннадьевна

Нижнекамск

2015

      АКТУАЛЬНОСТЬ.

      Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста. Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает - искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

     Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.          

    Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.                

    Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Цели и задачи занятия:

Цель: Развитие артистических способностей детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи: 1. Развитие у детей устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности.

               2. Развитие всех компонентов, функций и форм речевой и двигательной деятельности.

                          3. Формирование умения передавать характеры, поведения персонажей в специально созданных условиях.

Атрибуты:

Музыкальный центр, полумаски ежика и зайчика, бутафорское яблоко, полумаска солнца, крупные снежинки, листочки, плащ для ветра.

Ход занятия.

1. Приветствие.

Цель: настроить детей на продуктивную работу, выяснить их эмоциональное состояние.

Упражнение-игра "Здравствуйте".

Поздороваться с воспитанниками, проявляя какое-либо  состояния: радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность, злорадство, доброжелательность…

Воспитанники приветствуют педагога согласно, тому настроению, с которым пришли на занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.

2. Артикуляционная гимнастика.

 Цель: развитие речевого и дыхательного аппарата детей.

 Упражнение "Лопаточка"

Закусить  нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удерживать язык в таком положении 10 сек., выполнять 6-8 раз

 Упражнение «Трубочка».

 Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять упражнение 6-8 раз.

Упражнение «Вкусное варенье».

Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Выполнять упражнение 6-8 раз.

Упражнение «Качели».

Высунуть узкий язык. Потянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Выполнять упражнение 6-8 раз.

3. Дикционное упражнение.

Цель: совершенствование навыков четкого произношения слов, правильной дикции.

Скороговорки.

Пошел спозаранку Назар на базар,

Купил там козу и корзинку Назар.


Хитрую сороку поймать морока,

А сорок сорок - сорок морок.

Скороговорки следует произносить сначала медленно, артикулируя каждый звук. Затем, музыкально интонировать на простейшие мелодические попевки, постепенно ускоряя темп. И проговорить в быстром темпе.

4. Этюд - пантомима "Ежик и Зайчик".

Цель: развивать пластику, воображение, внимание, актерские способности.

Педагог: А почему бы нам не посмотреть сейчас какую-нибудь сказку? Готовы ли вы сочинить сказку? Начнем!

- Ярко светит Солнце (приглашается ребенок на роль Солнца, который начинает "ярко светить" - разводит руки в стороны, надувает щеки, широко раскрывает глаза, кружится на месте).

- Неожиданно подул ветер (два-три ребенка исполняют роль ветра - выбегают и усиленно дуют на Солнце).

 - На Солнце набежала маленькая тучка (выбегает девочка и заслоняет Солнце).

- Ветер подул сильнее (дети изображают деревья), и с деревьев стали облетать листочки.

- К дереву подбежал зайчик (появляется зайчик). Он встал на задние лапки и весело замахал ушами. К зайчику подошел ежик. На его колючках сидело симпатичное яблоко.

(Выходит ежик, у него в руках бутафорское яблоко). Ежик угостил зайчика. В это время на землю выпал первый снег (девочки-снежинки кружатся по залу).

- Веселые снежинки кружились и садились на землю. Вскоре снег засыпал ежика и зайца.(девочки-снежинки смыкают круг вокруг зверят).

- Но вот снова выглянуло Солнце (девочка-тучка убегает от Солнца). Оно засветило ярко-ярко. (Солнце направляет лучи на снежинок). И снежинки растаяли. А друзья, освободившись от снега, отряхнулись, обрадовались Солнцу, запрыгали и побежали каждый своей дорогой. (заяц и еж уходят под музыку, машут руками на прощание лапками).

- Ребята, мы разыграли сказку. Герои не сказали ни слова, все исполняли молча. Такая игра на сцене называется пантомима - это игра без слов, в которой используются только жесты, мимика и пластика тела.

5. Ритмопластика.

Цель: Развивать умения детей равномерно размещаться по площадке; двигаться, не наталкиваясь друг на друга, в разных темпах.

Игра "Конкурс лентяев".

 Дети сидят на ковре полукругом. Прочитать стихотворение В. Викторова "Ленивый барсук". В это время дети ложатся на ковер и стараются полностью расслабиться.

Хоть и жарко, хоть и зной, занят весь народ лесной.

Лишь барсук - лентяй изрядный сладко спит в норе прохладной

Лежебока видит сон, будто делом занят он.

На заре и на закате все не слезть ему с кровати.

Дети поднимаются с пола, игра повторяется.

Игра "Гипнотизер".

- Сейчас я превращусь в гипнотизера и буду вас "усыплять" (делать плавные движения руками). Спите, спите, спите... Ваша голова, руки и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, вы полностью расслаблены и слышите шум морской волны.

Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью расслабляются. Во время игры звучит легкая и медленная музыка. Следить за тем, чтобы мышцы и тело детей были расслаблены.

6. Прощание.

Цель: подвести итог пройденного, наметить задачи на другое занятие, таким образом,  подготовить детей к новой встрече.

Попрощаться с детьми голосом зайчика, ежика, пошуметь, как ветер.


Литература:

Щеткин А.В. "Театральная деятельность в детском саду", "Библиотека воспитателя" для занятий с детьми 5-6 лет, издательство "Мозаика-синтез".

Науменко Г.М. фольклорный праздник в детском саду и школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. -М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в семинаре

Доклад - презентация  "Психологические особенности детей с расстройствами аутистического спектра" на семинаре "Психологическая помощь детям с проблемами а развитии"...

Участие в семинаре

Методическая неделя группы №3...

Участие в семинаре ТЦ Сфера 24 октября 2014

Тема семинара "Разработка моделей образовательного процесса на основе ФГОС дошкольного образования"...

Участие в семинаре 17.04.2015

Участие в семинаре "Проектирование образовательного процесса в условиях в условиях реализации ФГОС. Опыт работы"...

Участие в семинарах, вебинарах педагогических работников

Участие в семинарах и вебинарах педагогических работников ДОУ ...