Из опыта работы...Экспериментальная деятельность.
методическая разработка на тему
Данный материал ознакомит педагогов с практическими разработками по экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperiment.d-t.docx | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная деятельность
ЦЕЛЬ: «Развитие любознательности, познавательной активности, самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования».
ЗАДАЧИ:
- Развивать познавательную активность, любознательность, стремление детей к исследованию и экспериментированию с предметами, материалами, природными объектами, умение вести наблюдение, сравнение, анализ, пользоваться схемами, моделями; обогащать кругозор детей, углублять и дифференцировать представления о мире.
- Развивать инициативу и самостоятельность детей в деятельности, общении и познании, неуклонно расширять область самостоятельных действий, обогащать личный субъективный опыт каждого ребенка.
- Создавать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формулировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации
- Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
В нашей детской научно-исследовательской лаборатории «В гостях у Архимеда» «поселились» дидактические игрушки ученый кот Архимед и его подружка Мышка – путешественница, которые знакомят детей с лабораторией и проводят некоторые эксперименты, выслушивают вопросы детей и вместе с ними находят ответы.
Лаборатория оснащена необходимым оборудованием и материалами:
- микроскопы, лупы, зеркала, настольная лампа, весы, часы, компас, рулетки и др.;
- разнообразные материалы, предметы из металла, стекла, пластмассы, дерева, резины, кусочки ткани и др.;
- сосуды разной формы, воронки, трубочки, шланги и др.;
- мука, соль, сахар, растительное масло, пищевые красители;
- земля, глина, песок, камни;
- коллекции семян, листьев, насекомых;
- дидактические игры, опорные таблицы, схемы опытов и рисунки по пройденным темам, поделки и модели, сделанные детьми и родителями и др.
Материал в детской лаборатории все время пополняется в зависимости от того, куда направлена исследовательская деятельность детей.
И самостоятельная и организованная воспитателем опытно – экспериментальная деятельность тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде: собственная активность детей так или иначе связана с активностью взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, который действует с ними уже как со своими собственными.
Например, дети подготовительной группы на занятии – эксперименте закрепляют свойства воды, наблюдают три состояния воды пар-вода-лед, знакомятся с понятием плотность воды на примере плавающего в соленой воде яйца. И тут же возникает идея, а если в воду положить не соль, а сахар или краски или соду увеличится ли плотность воды и подтверждение своих идей дети ищут в самостоятельном эксперименте по аналогу, который видели на занятии.
Изучив научно – методический материал по разделу «Детское экспериментирование» современных исследователей Н.Н.Поддьякова, А.Н.Поддьякова, О.В.Дыбиной, И.Э.Куликовской, Н.Н.Совгир, Г.П.Тугушевой, А.Е.Чистяковой где детское экспериментирование рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание дошкольником свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений., составлен план работы для детей старшего возраста с учетом программных задач и поэтапной их реализацией в соответствии с основной программой и тематическим планом работы детского сада.
Для положительной мотивации к занятию используются различные приемы.
ПРИЕМЫ, используемые на занятиях – экспериментах.
- удивление: фокус, пришло письмо;
- общение через посредника: загадка от ученого кота Архимеда, забавная история от Мышки-путешественницы, вопросы от любопытной Вороны;
- тайна: звуковое послание;
- вопрос: что в коробочке лежит; почему все падает на Землю;
- просьба, помощь: помоги подобрать вещи в дорогу;
- проблемно-игровая ситуация: магазин и т.д.
Выяснив вместе с детьми проблемную задачу, дети в форме дискуссии, диалога ищут ответ, рассуждают, выдвигают гипотезы, намечают пути ее решения. Затем подбирается материал, обсуждается техника безопасности при выполнении эксперимента, проводится эксперимент, и дети делают вывод, получили они ожидаемый результат или нет и почему. Результат эксперимента фиксируется в таблице наблюдений, в рисунках, в художественно-продуктивной деятельности. Затем зафиксированный результат эксперимента используется как опора для следующего занятия, чтобы дети легко вспомнили к какому выводу они пришли.
МЕТОДЫ РАБОТЫ с детьми, используемые во время занятия-эксперимента:
- наглядные: наблюдения, дидактические игры, пособия, рассматривание коллекций камней, гербариев, насекомых, использование образцов различных веществ и материалов, использование таблиц, схем, моделей, макетов, просмотр слайдов, фильмов и др.;
- словесные: рассказ мой и детей, объяснения, чтение литературы, беседы, считалочки, загадки, стихи;
- практические: сенсорное обследование предметов, самостоятельное выполнение эксперимента, рассматривание объекта в натуре (песок, камни, лужи, лед, снег и т.д.), лепка из глины, выполнение рисунков, макетов.
Закрепление полученных знаний проходит и в самостоятельной деятельности детей:
- общение при обсуждении результата эксперимента,
- самостоятельное экспериментирование,
- художественно-продуктивная деятельность,
- сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры,
- конструирование,
- рассматривание и чтение книг.
Любознательность детей выражается, прежде всего, в вопросах, которые дети задают взрослым. Не секрет, что в последнее время дети стали реже задавать вопросы. Они привыкли, что все, что надо взрослый расскажет сам. Вопросы возникают у ребенка, когда он ставится перед новой ситуацией или новым предметом (материалом), что бывает на каждом занятии-эксперименте. Здесь создается ситуация, чтобы дети сами задали вопрос и взрослый не торопится дать на него ответ, выслушивая варианты ответов детей, а затем с помощью эксперимента, исследования или прибегнув к литературе, находим вместе с детьми правильный ответ, тем самым, показав путь к самостоятельному поиску ответа. Во время режимных моментов мы играем в игры, которые учат детей задавать вопросы «Что в мешочке лежит?», «Отгадай, какой предмет (овощ, фрукт, животное, материал и т.д.) загадала?» Правило одно нельзя задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание, например: « Это стол?»
В результате работы:
- Дети приобретают элементарные географические представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоемов;
- Знакомятся с основными физическими свойствами и явлениями (свет, магнетизм, вес, притяжение, электричество, звук и др.);
- Ребенок проявляет интерес к предметам окружающего мира, пытается установить взаимосвязи между свойствами предмета и его использованием.
- Ребенок осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, а в разных - сходство.
- В общении с воспитателем и сверстниками активно использует слова, обозначающие названия эталонов (формы, цвета, пространства, времени, материалов), свойства и качества предметов, действия обследования.
- Развивается речь детей, умение сформулировать вопрос, проблему, вывод, доказать свою точку зрения.
- Развиваются мыслительные способности, умения анализировать, выделять существенные признаки, сопоставлять различные факты, рассуждать и аргументировать свои выводы;
- Воспитывается интерес к окружающему миру, развивается любознательность, самостоятельность.
- Воспитывает умение работать в коллективе.
- Развивать сознание своей ответственности за сохранение окружающего мира.
Дети знакомятся с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами). Посредством наглядно-действенного и наглядно-образного способа познания (эксперимента) ребенок моделирует в своем сознании картину мира, устанавливает взаимозависимости, закономерности, учится задавать вопросы, видеть проблемы и пути их решения. Включаясь в процесс поиска ответа, решения проблемы у ребенка формируются новые практические умения, стимулируется умственное развитие, развивается самостоятельность.
Для определения эффективности работы по развитию любознательности, познавательной активности, самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования используется диагностика, рекомендованная Л.Н.Прохоровой и программой «Детство»: диагностические ситуации «Выбор деятельности», «Кораблекрушение», проективная методика «Сахар».
Работа с родителями - важный фактор в формировании познавательного интереса к окружающему миру через эксперимент. На родительском собрании объяснялась суть занятий по экспериментальной деятельности, необходимость в помощи ребенку для создания условий проведения интересующих его экспериментов в домашних условиях и обязательное общение с ребенком по возникшим у него вопросам, помощь в поиске ответов. Для выявления отношения родителей к поисково-исследовательской деятельности детей проводилось анкетирование. Анкетирование так же показало достаточную осведомленность родителей о любимых занятиях детей. 66% родителей правильно указало любимое занятие ребенка в детском саду, что говорит о заинтересованности родителей делами детей. Родители принимают участие в создании макетов, поделок и других наглядных пособий в уголок экспериментальной деятельности. В детской лаборатории находятся макеты созданные руками детей и с помощью взрослых «Вулкан», «Остров», «Лунный пейзаж», «Космический комплекс «Буран» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы: отчёт о работе экспериментальной площадки по теме «Формирование речевого творчества детей как средства коммуникативной компетентности дошкольников.
Представляю отчёт своей работы в экспериментальной площадке на базе детского сада...
опыт работы Экспериментально -опытническая деятельность в доу, детей старшего возраста.
опыт работы по экспериментальной деятельности в доу старшего возраста...
Из опыта работы. Экспериментально-исследовательская деятельность "Как твердые тела можно превратить в жидкость, а жидкости в твердые тела?"
Экспериментальнно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "Как твердые тела можно превратить в жидкость, а жидкости в твердые тела?"Это увлекательные опыты...
Опыт работы «Экспериментальная деятельность дошкольников, в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
ВведениеФедеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. В соответствии с требованиями ФГОС ДО к основной общеобразовательной программе дошкольного образования о...
Выступление из опыта работы «Экспериментальная деятельность с песком и водой в первой младшей группе»
конспект выступление из опыта работы по эксперементированию с песком и водой....
Приказ об организации работы экспериментальной деятельности
Приказ о начале работы по исследовательской и экспериментальной деятельности группы № 3 "Звёздочка"...
Опыт работы «Экспериментальная деятельность дошкольников, в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
laquo;Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой»Н.Н. ПоддьяковВведениеФедеральный государс...