ЭССЕ "МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ"
материал на тему
Не я первая назову воспитателя детского сада детской садовницей. Термин этот встречается и в вальфдорской педагогике, и у Фрёбеля. Просто именно так зачастую я воспринимаю свою работу. Именно через этот образ хотелось бы раскрыть тонкое понимание своей работы и своего места в жизни ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_zorkina_o.yu_.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Моя педагогическая философия»
Не я первая назову воспитателя детского сада детской садовницей. Термин этот встречается и в вальфдорской педагогике, и у Фрёбеля. Просто именно так зачастую я воспринимаю свою работу. Именно через этот образ хотелось бы раскрыть тонкое понимание своей работы и своего места в жизни ребенка.
Много лет назад, когда я только пришла работать в детский сад, я задала себе вопрос – какое моё место в жизни ребенка, какую позицию нужно занять для того, чтобы быть воспитателем «правильным», нужным развивающемуся ребенку. Это был своеобразный выбор философии профессии, определение внутренних целей деятельности. Аналогия с цветущим садом и садовником при нём позволяет осознать и принять приоритеты моей деятельности. Сад цветущий прекрасен в своем многообразии; для того, чтобы он вырос – необходимо время и забота; садовник – не самый главный в этом чудесном саду, он великий помощник, он знающий и заинтересованный человек, он проектирует хорошее будущее каждого растения, но он тоже может уставать и ошибаться. Воспитатель приходит в группу совершенно разных детей, каждого из которых ждет своё уникальное будущее. Каждый ребенок добьётся в жизни успеха, «зацветёт», но только от заинтересованного взрослого зависит, какой это будет цветок – яркий и заметный издалека, ядовитый, занеженный и капризный, гордо стоящий на самом ветру или вялый. Отношение взрослого к жизни, демонстрируемые им образцы поведения, знания и умения, жизненные ориентиры определят существование этого цветка и его внутреннюю жизненную энергию. Мне очень близки идеи педагогики Руссо и Штайнера, идеи природосообразности, гуманистического воспитания детей. Педагогика определяет эти основы как свободное воспитание, как личностный подход. Мы признаем, что в ребёнке заложен огромный чистый потенциал развития, признаём, что дети на самых ранних этапах развития чисты и безгранично открыты миру, признаём, что помочь развиваться – это искусство увидеть и сохранить в ребенке индивидуальность и умение очень тактично ввести его в социальный мир. Ребёнок – это семечко, внутри которого скрыто будущее человека. Добрые руки мудрого садовника – это гарантия того, что росток не погибнет, что его будут холить и лелеять, что не заставят превратиться из ромашки в розу, в целый сад одинаковых бездушных роз. Как и семечко при хорошем уходе, ребенок изначально стремится расти, развиваться, он интересуется этим миром. А взрослый дает опору подрастающему растению, защиту от невзгод - и самый лучший уход.
Чтобы наш сад цвёл и вызывал восхищение, садовник должен много, бесконечно работать, получая при этом удовольствие от самого процесса. Работать, создавая условия для развития каждого цветка своего чудного сада. Много лет назад я осознала, как важно именно это направление в моей работе - создание психологической и материальной развивающей среды в группе. Для создания материальной предметно-развивающей среды я научилась работать руками, освоила декоративно-прикладные техники и рисование, швейное дело и информационные технологии. Среда моей группы во многом технологична и современна, появилась возможность насытить среду самостоятельно изготовленными электронными дидактическими пособиями, подборками мультимедийных презентаций и флэш-играми. Новые требования стандарта уточнили и скорректировали требования к среде, запустили новый этап в работе по её созданию. Но главный фактор среды - человек, воспитатель, "детская садовница", которая организует пространство и является для ребенка естественным центром внимания. Я уверена, что выстраивание условий педагогической деятельности, постоянная работа над средой и отношениями – это та основа, которая даёт богатый урожай, наилучшее цветение.
Настоящий садовник никогда не остановится на достигнутом, не будет почивать на лаврах. Он - экспериментатор, он вечный ученик. Природа не потерпит стагнации – это смерть. Двигаться вперед, пробовать, учиться у себя и других – это основа новых достижений в агротехнике, эта основа успехов в профессиональной педагогике. Истинный садовник в душе обязательно чуть-чуть философ. Ведь перед ним год за годом развиваются природные процессы, какие- то растения более успешны и красивы, какие-то садовые находки оказываются более успешными. Хочется обобщать этот опыт, описывать и передавать его, спорить о результатах. Мне доставляет удовольствие участвовать семинарах и круглых столах, выступать с опытом работы. Ведь это так естественно для садовника – гордиться своими детьми и своим урожаем.
Как настоящий профессионал, я знаю как рос и развивался, взрослел и самовыражался каждый из моих детей. Это обязательный элемент системы – углубленное и заинтересованное изучение каждого ребенка. Но не с позиции достиг/не достиг знаний, умений, навыков, а с точки зрения понимания особенностей его поведения и познавательной сферы. Согласитесь, знание садовником каждого растения, его особенностей, дает возможность разместить его наиболее удобно, учесть потребности в дополнительном свете или влаге, дополнительной опоре и поддержке.
Вопрос, который отнесет нас к философии, к необходимости личностного осмысления проблемы – это вопрос работы с «иными» детьми, детьми с особыми возможностями здоровья, особенностями поведения и т.д. Даже теория садоводства не дает однозначного ответа на вопрос, как же поступать с такими особенными растениями: есть рекомендации удалить ослабленное растение, а есть и иной подход – рекомендации как растить/лечить/укреплять/поддерживать. Я наблюдаю за детьми, могу много рассказать о каждом ребенке, могу сравнить его успехи и достижения с успехами прошлого дня – и увидеть прогресс развития.
Как же выглядит ежедневная работа садовника? На первый взгляд кажется, что он идёт вслед за природой: подсохло – польём, заросло - прополем. Но всмотритесь в эту творческую и терпеливую работу! Хозяин чудного сада чётко знает, когда и что должно быть сделано для наибольшего успеха, в какое время дня какие работы наиболее оправданы, какая подкормка в какое время не принесёт вреда. Вы замечали, как по- разному возделан сад у каждого творческого человека, какими разными путями садовники приходят к своим наилучшим результатам? Это вопрос аграрных технологий – или технологий воспитания и обучения детей в детском саду. Какой же профессионал откажется познакомиться с новой технологией работы? На протяжении последних лет, через семинары и вебинары, курсы, конференции и книги я познакомилась с массой технологий – развивающей игры, системой информационно- коммуникативных технологий, технологией проектной деятельности и технологией портфолио, системой здоровьесберегающих технологий и т.д. В каждой из освоенных мной технологий есть своё уникальное теоретическое ядро и свой набор методов и приёмов, технологических карт и алгоритмов, позволяющих реализовать теоретическую концепцию на практике. Опыт моей работы и вся логика воспитательно-образовательного процесса подсказывает мне, что невозможно увлечься только одной технологией, это обеднение работы, это угроза урожаю. И всё-таки из всех современных технологий мне наиболее близки технологии развивающих игр.
Значимой составляющей в нашей профессиональной деятельности является работа с родителями: она планируется, постоянно ищутся нетрадиционные формы её реализации – и постоянно отмечается неготовность родителей сотрудничать. Кто они -родители: покупатели цветов? Заказчики на выращивание растений определенного сорта и качества? Инвесторы, которые «сдают» свои растения для хорошего ухода в сад? Все эти роли, которые к сожалению очень часто берут на себя родители, не соотносятся с современными задачами развития, с гуманистическими принципами педагогики и с моими личными убеждениями. Родители – это прежде всего наши партнёры в развитии детей и обеспечении им интересной и достойной жизни. А партнер – это человек, который разделяет с тобой цели и задачи работы, готов трудиться на благо достижения этих целей, и готов нести совместную ответственность за те результаты, которые получились на выходе. Родитель – это коллега-садовник, чуть менее владеющий специальными технологиями работы, но зато обладающий собственным опытом, компетентностью в какой-то другой значимой сфере, определенными духовными и материальными ресурсами. Моя работа с родителями строится именно на этой основе: с самой первой встречи, с самого первого собрания я стараюсь разъяснить принципы партнерского общения, сформировать понимание необходимости работать вместе на благо детей. Это достаточно долгий, сложный, не всегда успешный процесс. Я уверена, что взрослый пойдет вам на встречу, если увидит, что вы много делаете и меняете в мире его ребенка, в среде его жизни. Невозможно вырастить сильный, хороший, умный и нравственный цветок, если два садовника смотрят в разные стороны и не могут стать партнерами в общем деле.
Настоящий садовник гордится своим урожаем, с удовольствием выносит цветы и плоды на выставки. Я считаю, что воспитатель, как творец, должен выставлять на конкурсы свои главные достижения – своих воспитанников. Их рисунки и рассказики, их поделки и семейные проекты. В последние годы я занимаюсь с младшими детьми, успехи которых, возможно, не так ярки и наглядны, но они несомненно есть. Мы активно участвуем во внутрисадовых конкурсах, пытаемся выставляться на городских мероприятиях.
Умение слушать и слышать других и себя, умение выразить свои мысли и чувства, передать их другому образно, ярко и с оптимизмом - вот основные мои личностные особенности.
Наша жизнь очень сложна, наши дети не ограждены от стрессов и нездоровья современного мира. Пусть им будет хорошо в моём чудесном саду, пусть радость живёт в детских сердцах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе Моя педагогическая философия
Эссе подготовлено к конкурсу "Воспитатель года"...
Эссе "Моя педагогическая философия"
Размышляя о своем жизненном пути, я не могу понять – кто я?! Я – «ручей» или я – «путь»? Не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь? Эти две тропы, два понятия, ...
Эссе "Моя педагогическая философия"
Мой взгляд на профессию "педагог"...
Эссе "моя педагогическая философия"
Эссе писалось для конкурса "Воспитатель года". Эссе в стихотворной форме....
Эссе " Моя педагогическая философия"
Мой взгляд на профессию педагога - дошкольника....
Эссе "Моя педагогическая философия". Эссе о науке педагогике.
В эссе отражены мои ощущения, взгляды, чувства и эмоциональное отношение к детям. Человек, не любящий детей, не сможет стать хорошим педагогом. Также становление педагога происходит вместе с профессио...