Значение развлечений.
консультация на тему
Развлечения – одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада, которая преследует несколько целей: доставить ребятам удовольствие, повеселить, позабавить их, пробудить творческую активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_razvl.docx | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение развлечений.
Развлечения – одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада, которая преследует несколько целей: доставить ребятам удовольствие, повеселить, позабавить их, пробудить творческую активность.
Развлечения как один из видов культурно-досуговой деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Развлечение должно быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность. Развлечения способствуют эстетическому и всестороннему развитию ребенка, так как в это время он может познакомиться с различными видами искусств: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др. Они возбуждают радостные чувства и развивают эмоции, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок может проявить самостоятельность и приобрести уверенность в себе, веру в свои возможности. В это время формируются его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, уважение к сверстнику, симпатия, жизнерадостность и т. д.
Развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...».
Подготовка и проведение развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения.
Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания.
Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в детском саду сделать для них радостным и содержательным.
Идея развлечения будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы, рекомендованным «Программой воспитания в детском саду». При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20—30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45—55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.
Желательно, чтобы в программе развлечения гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.
Развлечение несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.
Для детей дошкольного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Поэтому в программу праздника надо обязательно включить значительную часть такого материала, внеся в него некоторые изменения (варианты, иное оформление хоровода, игры и т. д.).
Но, конечно, нужны и новые номера.
В практике дошкольных учреждений встречаются разнообразные по тематике и форме развлечения, всегда организуемые взрослыми (музыкальный руководитель, воспитатель, родители). Роли в них распределяются по-разному: в одних случаях исполнителями бывают только взрослые, в других – дети дошкольного возраста одной или нескольких возрастных групп. Возможно и совместное участие взрослых и детей.
Особенно ценными являются развлечения, которые закрепляют и углубляют знания, полученные на занятиях, духовно обогащают детей, развивают.
Роль и место музыки в развлечениях неодинаковы. Если в концертах она является ведущей, то в театральных представлениях и спектаклях музыка вводится для углубления их эмоционального воздействия на детей, в определённой мере выполняя роль музыкального оформления.
Развлечения, подготовленные и исполняемые взрослыми, должны обогащать детей яркими, красочными впечатлениями. Эпизодически малыши могут включаться в действие, это активизирует их восприятие, внимание, воображение. Ребёнок начинает чувствовать себя участником происходящего и увлечённо, с удовольствием сопереживает артистам, персонажам сказок, спектаклей.
Когда в развлечениях совместно участвуют взрослые и дети, роли распределяются в зависимости от сложности. Популярны среди такого рода развлечений дни рождения детей.
Особое значение имеют те развлечения, в которых дети сами принимают участие как исполнители. Это могут быть детские концерты, драматизации, целые театрализованные представления, музыкальные и литературные игры, аттракционы, развлечения с красками и карандашами.
Все эти развлечения ценны тем, что в них раскрываются способности ребят, преодолевается их робость, развивается активность, формируются творческие качества личности.
Замысел развлечения может возникнуть у детей. Источником его обычно бывают экскурсии, услышанные сказки, радио передачи, увиденные диафильмы и т.д. Взрослые должны поддержать этот замысел, помочь его воплотить, предать ему интересную форму. Роль воспитателя состоит в том, что он разучивает с детьми песни, Подбирает характерные элементы костюмов, уточняет движения пляски и, наконец, организует показ этого «Концертного» номера зрителям (младшим дошкольникам, родителям).
Дети могут действовать абсолютно самостоятельно, выполняя все роли: ведущего, зайцев, лисы, волков, медведей и детей. Во время подготовки воспитатель и музыкальный руководитель помогают ребятам разучить музыкальный и литературный материал, чтобы они свободно имитировали движения зверей, катание на коньках, лыжах, легко и задорно танцевали польку. Разучивать инсценировку можно и на музыкальных занятиях и повседневной жизни. Сказку показывают зрителям сначала в развлечении, а затем – на новогоднем празднике.
Спортивные развлечения – одна из форм активного отдыха детей. Введение в практику дошкольного учреждения спортивных досугов позволяет реализовать естественную потребность ребёнка в движении, восполнить дефицит двигательной активности.
Содержание развлечения – это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой форме, в виде весёлых забав, аттракционов, что создаёт положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребёнка. На этих развлечениях закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются их двигательные способности. Развлечения способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремлённости, смелости, дисциплинированности, организованности.
Спортивные развлечения – это игры (подвижные, спортивные: волейбол, футбол и т. д.), катание на лыжах, санках, походы, пешие прогулки и т.п., а также тематические развлечения: «Веселые старты», «Папа, мама и я – спортивная семья», «Ловкие и умелые», «Спортивные старты» и др.
Сценарии таких развлечений связаны со спортивно-художественным действием, где воедино сплетены красочные действия спортивных упражнений и несколько видов искусств, ярко раскрывая задуманную тематику развлечения. При этом все подчинено одной общей логике развития действия, как в сюжетной линии, так и в пластичности выражения основной темы данного мероприятия. Необходимо подчеркнуть и тот факт, что дети-артисты становятся центром композиции, именно на них обращает внимание зритель. Для того чтобы возникла целостность восприятия, используют разного рода перестроения, причем рисунок перестроения должен обеспечить непрерывность действия.
В последнее время в дошкольных учреждениях стали популярны театрализованные спортивно-художественные представления. Особенность их заключается в том, что одновременно используются выразительные средства спорта и искусства, вводя в действие реальных героев и опираясь на конкретный сюжет, который способен более тонко, глубже и увлекательнее решить тематические задачи представления.
При режиссуре такого вида развлечения необходимо учитывать, что главной структурной единицей композиции вместо отдельного спортивного выступления становится эпизод. Но это не означает, что в театрализованном спортивно-художественном развлечении не могут иметь место отдельные гимнастические выступления. Главное – они должны быть увязаны с сюжетом представления
В детском саду много внимания уделяется художественному воспитанию каждого ребенка. Оно осуществляется на занятиях по изобразительному искусству, по развитию речи, на музыкальных занятиях. Развлечения как бы объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов.
Интересными могут быть также развлечения с красками и карандашами, в процессе которых в занимательной форме происходит знакомство с материалами, помогающими передать окружающий мир в цвете, многообразии его форм. Этот вид развлечений без «дидактического нажима» позволяет ребенку свободно действовать со знакомыми материалами, воспитывает образное видение, художественное чутье и эстетический вкус. Например, составить из набора аппликативных форм красивый букет, быстро соединить в кружки-цветы разного цвета лепестки, имеющиеся у каждого ребенка, нелегко, но интересно.
Развлечения с красками и карандашами предварительно подготавливаются воспитателем, проводятся с учетом возрастных возможностей дошкольников. При выборе развлечений педагогу необходимо помнить, что большинство из них требует литературной разработки сценария (последовательного раскрытия темы, логического перехода от одной части действия к другой и т. д.), а также продуманного оформления помещения, где происходит действие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение развлечений для дошкольников
Разлечение для ребенка - это положительные эмоции. Давайте об этом помнить!...
Значение праздников и развлечений. Требования к их организации и проведению.
Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Основная цель праздника в ДОУ - формирование эмоций и чувств, яв...
"Значение развлечений в развитии личности ребёнка".
Развлечения в детском саду являются важной формой организации детей вне занятий, помогают создать радостную атмосферу, способствуют формированию у детей положительных эмоций, расширяют сферу их чувств...
Консультация "Значение праздников и развлечений для детей с ограниченными возможностями"
Праздник вызывает в ребенке особые эмоции, возбуждая интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические п...
Значение развлечений
консультация для воспитателей...
«Значение сценического костюма и декораций в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста при проведении праздников и развлечений».
Текст к слайдам опыта работымузыкального руководителя Старченко Н. Ф.Тема: «Значение сценического костюма и декораций в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста при проведении праз...
Значение развлечений
консультация для воспитателей...