Программы коррекционно-развивающей направленности
план-конспект занятия на тему

Кучина Мария Викторовна

Программы коррекционно-развивающей направленности 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmy_korrektsionno-razvivayushchey_napravlennosti.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Программы коррекционно-развивающей направленности  

 

 

1. Программа социальнопсихологической коррекционноразвивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста  

Ирина Ярушина

Старшие дошкольники,  

30 минут, 20 занятий

(разделены на 5 блоков)

Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций. Блок 2. Коррекция тревожности.

Формирование социального доверия. Блок 3. Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной  самооценки у детей.

Блок 4. Коррекция зависимости от окружающих. Обучение умению самостоятельно решать проблемы. Блок 5. снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения.

 

Осн. цель: помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Задачи по блокам: 

 Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое; обучить приемам ауторелаксации.

 Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе, снизить эмоциональное напряжение.

 Коррекция поведения с помощью ролевых игр; учить распознавать эмоции по внешним сигналам; формировать моральные представления; снять эмоциональное напряжение; тренировать психомоторные функции.

 Дать возможность почувствовать себя самостоятельным  и уверенным человеком; прививать новые формы поведения; учить самостоятельно принимать верные решения; учить навыкам саморасслабления.   корректировать поведение с помощью ролевых игр; формировать адекватные формы поведения; учить осознавать свое поведение; работать над выразительностью движений; регулировать поведение в коллективе.

Школьный психолог 2000 г. Подробная разработка. Не требовательна к условиям. Рекомендуем для составления рабочих программ,  

Нет диагностики. 

1

                                                          

1

 При составлении перечня использованы материалы Т.А. Козловой 

2. «Коррекционноразвивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» Алябьева Е.А.

Эмоционально – волевая, нравственная, коммуникативная сферы. (логопедические группы),

Цикл занятий:

Старшая группа (5-6 лет), 27 занятий,  Подготовительная группа (6-7 лет), 18 занятий, 25-30 минут.

 

Профилактика и коррекция агрессивности, конфликтности, замкнутости, тревожности.

Основные задачи:

  • Успешная адаптация детей в новой группе;
  • Формирование представления о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире;
  • Активизировать ценностно-смысловой  компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций;
  • Научить детей выделению, анализу и оценке поведения с т. Зрения эталонов и образцов, представленных в культуре;
  • Развить умение чувствовать и понимать другого;
  • Повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
  • Воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого;
  • Способствовать развитию творческих способностей воображения, индивидуальному самовыражению детей;  Развивать любознательность, наблюдательность;
  • Способствовать сплочению детского коллектива.

 

Алябьева Е.А. Коррекционноразвивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 96 с.

3.  «Психогимнастика в детском саду» Е. А.

Алябьева Организация психогимнастики для детей с нормой развития и «пограничными нарушениями» 

4-7 лет, 20 занятий, 30 минут, до 7 детей в группе.

Задачи:

  • обучение детей выразительным движениям.
  • тренаж узнавания эмоций по внешним сигналам.
  • формирование у детей моральных представлений.
  • коррекция поведения с помощью ролевых игр.
  • снятие эмоционального напряжения.

Обучение навыкам ауторелаксации.  

Е.А. Алябьева. Психогимнастика в детском саду. М.: Сфера, 2003.

4. «Погружение в сказку» Погосова Н. Коррекционноразвивающая программа для детей, имеющих проблемы с речью и эмоциональной стабильностью

Цикл занятий (на основе сказочного сюжета),

 5-7 лет, 26 занятий,  

25-30 минут,  

Осн. цель: Развитие и гармонизация личности.

  • Развитие произвольного внимания, самоконтроля;
  • Развитие понимания чувств и эмоций (эмпатии), эмоциональной выразительности;
  • Овладение выразительными средствами общения, развитие коммуникативных навыков;
  • Повышение уверенности в себе;
  • Преодоление эмоциональной нестабильности;
  • Развитие моторики, координации движений,  
  • Снятие психо-эмоционального напряжения, телесное осознание.

Тренинг по сказкотерапии. – СПб.:

Речь, 2005.  – 254 с.  

Подробная разработка, умеренно требовательна к оборудованию и условиям. Очень рекомендуем!!!

Нет диагностики.  

5.«Ребята и зверята» Кряжева Н.Л., Орел В.Е., Рыжкова З.Л. Программа анималотерапии эмоциональноличностных проблем у детей, (коррекционная)

4-10 лет, 10 занятий, 45-50 минут, 2 раза в неделю.

Осн. цель: Коррекция трудностей  в адаптации и общении: страхи, замкнутость, чувство одиночества и ответственности, неадекватная самооценка, агрессивность.

Кряжева Н.Л.  Кот и пес спешат на помощь…- Ярославль: «Академия развития», «Академия, Ко», 2000. – 176 с.

Подробная, требовательна  к условиям и оборудованию, есть диагностика.

6.«Сказочная шкатулка»  Костина Л. М. Коррекция тревожности методом директивной игровой терапии 

Старшие дошкольники, 10 занятий,  индивидуально и в группе. 3 цикла.

Осн. цель :снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.

  1. цикл :закрепление за ребенком позиции управляющего, режиссера; обучение придумыванию сюжета, объединение предметов по смыслу; обучение самостоятельно владеть ролью, образом.
  2. цикл: снижение тревожности через закрепление умения решать проблемную ситуацию без опоры на роль-образ.
  3. цикл: создание внутренней позиции, способствующей принятию самостоятельных решений.

 

Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. – Спб.: Речь, 2001 – 160 с.

Есть диагностика.

7. «Само-чувствие»  Костина Л.М. Коррекция тревожности методом директивной игровой терапии

13 занятий (2 цикла), индивидуально, до 40 минут, после прохождения индив. тренинга возможна групповая работа с высокотревожными

Осн. цель: снижение уровня тревожности у детей.

  1. цикл: выработка у ребенка уверенности в своих силах, и повышение навыков самоконтроля;
  2. цикл: помочь ребенку осознать свои чувства, переживания, и освоить новые эффективные социально приемлемые стратегии поведения. 

Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. – Спб.: Речь, 2001 – 160 с.

детьми.

8. «Это Я» Костина Л.М. Коррекция тревожности методом директивной игровой терапии 

Старшие дошкольники, младшие школьники; 10 занятий (3 цикла, 1 и 3  индивидуально, 2- -включение в группу сверстников).

До 40 минут.

Осн. цель: снижение уровня тревожности.

  1. цикл «это Я» - снижение тревожности,  повышение активности, самоценности ребенка.
  2. цикл «Это Я и мои друзья» - овладение способами установления отношений с другими детьми.
  3. цикл «Это Я и мои чувства» - помочь ребенку различать и определять собственные чувства и переживания и развить эмоциональное самовыражение.

Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. – Спб.: Речь, 2001 – 160 с.

9.Цикл занятий по коррекции гиперактивности.

Арцишевская И.Л. СДВГ, импульсивность, невнимательность.

старший дошкольник,

16 занятий и больше, 5-8 человек, 25-30 мин,  

Коррекция СДВГ, развитие внимания, самоконтроля, произвольности, эмоциональной выразительности, навыков общения, снятие психоэмоционального напряжения. (Задачи прописаны к каждому занятию).  

 

 

Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. – М.: Книголюб, 2004. – 64 с. (Психологическая служба)  

Нет диагностики. 

10. Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с  СДВГ. Сиротюк  А.Л. 

6-12 лет, 4-6 человек, 2 раза в неделю,16 занятий  50-60 минут, можно проводить индивидуально 

Цель: Коррекция СДВГ Задачи:  

  • Нормализация гипертонусаи гипотонуса мышц.
  • Ритмирование организма, развитие самоконтроля и произвольности.
  • Развитие восприятия, расширение поля зрения.

-Развитие         межполушарного         взаимодействия,         снятие         мышечных зажимов.

  • Развитие внимания.
  • Элиминация гиперактивности и импульсивности.
  • Элиминация гнева и агрессии.
  • Развивать навыки группового взаимодействия

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

А.Л.Сиротюк М.; ТЦ Сфера – 2002г, -128с. 

Эффективная, подробная разработка, не требовательна к условиям и оборудованию. Есть диагностика.

Рекомендуем! 

11.  Игровая программа профилактики социальной дезадаптации детей старшего дошкольного возраста «Корабль» сост.

Картаполова О.В. 

Система обучения здоровому жизненному стилю, развитие эмоциональной сферы 6-7 лет, 6-7 участников

16 занятий по 30 минут  

1 раз в неделю 

Цель: повышение психосоциальной адаптации детей.

Задачи: 

  1. Формирование адаптивных и эффективных стратегий поведения.
  2. развитие ресурсов личности.
  3. Развитие рефлексии чувств.

-Принятие своих чувств и чувств окружающих людей.

  • Развитие умения различать чувства и эмоции, опознавать их у себя и других.
  • Умение говорить о своих эмоциях и проблемах.

4.Формирование адаптивного представления о себе.

5.Формирование позитивной самооценки.

  1. Выработка коммуникативных навыков, навык сплочения группы.
  2. осознание и опреление персонального пространства.
  3. признание права на собственные ошибки.
  4. развитие умения отстаивать собственное мнеие.
  5. Умение разрешать конфликты мирным путем.
  6. Формирование умения ставить перед собой цели и достигать их.

Игровая программа профилактики социальной дезадаптации детей старшего дошкольного возраста «Корабль» сост.

Картаполова О.В.  Курган.

2010 ИМЦ.

Комплексная, подробная разработка. Соответствует современным требованиям. Требовательна к оборудованию и условиям.

Рекомендуем! 

12.  Программа по профилактике и преодолению тревожности у дошкольников (авторсоставитель  Н.П.

Бадьина

3-7 лет.

Целеполагание подробное к каждому занятию.

Есть  тематическое планирование коррекционных занятий                          с тревожными детьми, а также профилактических,                                       со  второй  младшей группы  до  подготовительной.

Описание игр, упражнений и этюдов, использовавшихся при проведении коррекционных занятий с тревожными детьми, а также профилактических представлено в приложении.

Профилактика и преодоление тревожности в  дошкольном возрасте: Методические

рекомендации для педагогов-психологов ДОУ. – Курган, 2003. – 74 с.)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающей направленности "Звукоград"

Программа расчитана на детей с 4 до 7 лет с речевыми диагнозами: ОНР третьего уровня, ФФНР, ФНР, посещающих логопедический пункт, имеет блок здоровьесбережения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа воспитателя по реализации адаптированной образовательной программы коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе (6 - 7 лет) общей направленности

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 23 комбинированного видаМосковского районаСанкт-Петербурга Рабочая программа воспитателяпо реализации адапт...

Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...

Рабочая программа «Программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности по исправлению общего недоразвития речи для детей с 6-7(8) лет »

Рабочая программа «Программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в  группе компенсирующей направленности по исправлению общего недоразвития речи для детей с 6-7(8) ле...