Коррекционно-развивающие возможности нетрадиционных техник рисования
статья (старшая группа) на тему

Максименко Олеся Петровна

Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большие возможности. Оно является средством умственного, графо-моторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающие возможности нетрадиционных техник рисования

Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большие возможности. Оно является средством умственного, графо-моторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование).

Дети с нарушением речи, как правило страдают нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики, что во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно мышления и речи. Пальцы рук неловки, малоподвижны, движения их неточные или несогласованные. Многие держат ложку в кулаке, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Такие дети с трудом запоминают цвета, их названия, плохо их дифференцируют, часто замещают названия промежуточных цветов спектра основными (вместо оранжевого- красный, желтый, вместо фиолетового- голубой, синий и т.п.), причем перенос этот является стойким. Рисункам детей с нарушениями речи свойственна схематичность: весьма примитивная, упрощенная форма, ее двухмерное выражение, фрагментарность и подчеркнутая геометризация, непропорциональность, несоблюдение реальной окраски, неточность пространственного размещения предмета и его элементов, статичность изображения. Кроме того, у детей наблюдается устойчивая тенденция действовать штампами, т.е. механически, без должного осмысления воспроизводить одни и те же стереотипные, ранее заученные изображения.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.

Педагогически оправданно и целесообразно использовать не традиционные техники рисования, как одно из коррекционно- развивающих направлений по формирования навыков рисования. Работа в нетрадиционной технике позволяет быстро достичь желаемого результата, что способствует «разжиганию» детского интереса к рисованию, снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарит детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Нестандартные решения изображения развивают детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слова «нельзя», а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком, да в краску.

Каждая техника – это маленькая игра, которая дает полную свободу для самовыражения. К тому же, перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют развитию координации движений.

Нетрадиционные

художественно - графические техники:

Печать листьев

Гуляя с детьми на участке детского сада, можно собрать листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной отпечаток растения.

Рисование пальчиками

Это способ примакивания пальцев руки к поверхности листа бумаги разными способами (кончиками – подушечками пальцев, боковой стороной фаланги) для получения разных отпечатков. Пальчиковый прием позволяет детям органично почувствовать изобразительный материал, его свойства- вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя, осознать чувство ритма как изобразительно – выразительное средство.

Рисование методом тычка

Если у детей есть опыт рисования пальчиком, то этот способ не вызовет у них никаких сложностей.  Для тычка достаточно взять какой- либо предмет (например, ватную палочку), опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз. Будет оставаться четкий, определенной формы отпечаток. Если тычок делать целенаправленно, например по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной, неоднородной фактуры. Ритмично нанося тычок, можно нарисовать падающий снег, украсить готовый силуэт орнаментом или изобразить произвольный силуэт предмета, состоящего из одинаковых элементов.

Кляксография

Основой данной техник рисования является клякса. В понимании многих клякса ассоциируется с неряшливостью, неаккуратностью. Поэтому задачей педагога является сделать кляксографию обучающим, развивающим средством в художественно- творческой деятельности детей. Задачей данного вида рисования является понимание детьми симметричности – зеркального оттиска половинки рисуемого объекта. Если сложить лист пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то получатся необычные, причудливые узоры. Можно постараться рассмотреть в них деревья, цветы, водоросли. Для начала пробуем работать с одной краской, потом с несколькими.

Раздувание краски

Несколько похожая на кляксографию техника, при которой на лист бумаг наносят несколько капель жидкой краски, но лист при этом не складывают, а берут трубочку (для коктейля или полую часть от шариковой ручки), ее нижний конец направляют в центр кляксы и раздувают краску от центра в разные стороны «ножки». На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой-либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.

Монотипия

Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Техника, схожая по исполнению с кляксографией: лист бумаги складывается пополам вертикально, на одной половинке рисуются подетально объекты будущего пейзажа, а после исполнения красками каждого элемента композиции лист складывается по линии сгиба и проглаживается, чтобы получился отпечаток на другой половине. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы он имел более четкие контуры, чем его отражение на «водной глади» водоема.

Набрызги

Краски нужного цвета развести в блюдечке с водой, обмакнуть в краску старую зубную щетку. Направить щетку на лист бумаги резко провести по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.

Расчесывание краски

Это прием рисования, при котором специальным гребешком, стекой с зубчиками или обыкновенной вилкой проводят по мокрой краске и процарапывают на ней прямые и волнистые линии, длинные или короткие. Это придает объем рисунку и необычную структуру изображаемым объектам.

Рисование поролоном

Хорош для рисования кусочек поролоновой губки. Им можно как размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта, а так же для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т.д.)

Рисование штрихом

Это прием рисования называется «ЧИРКАТЬ» - карандаш прижимается к бумаге, по мере движения нажим ослабляется, и кончик карандаша отрывается от листа, оставляя на нем видимый след, так называемый штрих. Штрих – это линия, черта, проведенная одним движением руки, короткая или длинная, тонкая или толстая и т.д. Рисунок, выполненный штрихом, может быть цветным, а может быть тоновым, то есть черным или серым. Отвлечение от цвета позволяет сосредоточить внимание на более точной передаче формы, строения изображаемых предметов, движений, композиции рисунка.  При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать его мягкость или колючесть, доброту или агрессивность, раскрыть образ героя, положительный или наоборот, отрицательный, выразить свое личное отношение к нему.

Рисование музыки

Если представить, что звукам соответствуют определенные цвета, а сочетаниям звуков – определенные пятна, то можно нарисовать музыку в виде свободного изображения линий, пятен, разнообразных узоров. При этом эстетические ощущения приблизят детей к миру музыки и научат детей их воспринимать и ощущать искусство изнутри.

Рисование нитками

Первоначально на листе плотной белой или тонированной бумаги (или на цветном картоне) простым карандашом рисуется контур будущего рисунка, по готовому силуэту нарисованного объекта наносится клей ПВА флакона с дозировочным носиком, а затем цветными нитками выкладывается изображение. Данный способ рисования требует просыхания композиции, чтобы ниточки приклеились. Вместо клея можно использовать двусторонний скотч, который взрослый наклеивает по нарисованному ребенком контуру, а нитки легко приклеиваются на липкую основу.

Граттаж

Граттаж – способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом. Плотный лист бумаги натирается свечой, по восковому слою наносится тушь, в которую добавлено несколько капель жидкого мыла. Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного цвета ил и нанести пятна краски ярких цветов без просвета, тогда изображение будет цветным. Когда основа высохнет, заостренной палочкой рисунок процарапывается до слоя краски.  Основу под граттаж выполняет взрослый, так как процесс трудоемкий, требует терпения и затраты времени. Но работа на необычной поверхности вызывает у детей интерес к такому нетрадиционному способу изображения.

Батик

Бати- это рисование по ткани. Можно использовать старые простыни. Ткань предварительно крахмалится, проглаживается, натягивается на рамку или коробку из – под конфет, или делается паспарту любой формы. Рисование производится гуашевыми или акварельными красками по намеченному карандашом контуру или спонтанно, без предварительной подготовки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями

Дети с различными нарушениями развития, в том числе и речевыми нарушениями, являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов ...

«Развивающий и коррекционно-развивающий потенциал использования на занятиях ИЗО нетрадиционных техник рисования»

Нетрадиционные техники рисования на занятиях ИЗО несут в себе развивающий и коррекционно-развивающий потенциал, так как отвечают возрастным особенностям и потребностям ребенка, соответствуют современн...

Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности "Ягодки и яблочки": коррекционно-развивающая, ориентированная для детей младшей группы, включает элементы нетрадиционной техники рисования.

Полная технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности на тему: "Ягодки и яблочки", ориентированная для детей младшей группы, коррекционно-развивающая с элемен...

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Нетрадиционные техники рисован

Цель: обучения рисованию. Познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами Показать выразительные возможности цвета. Учить простым приёмам рисования (мазки: тычком, примакивание; заливк...

Возможности нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения детей с общим недоразвитием речи второго уровня

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной соц...

Возможности нетрадиционных техник рисования в развитии восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте рисование выступает одним из ведущих видов деятельности детей. Ведь именно рисование способствует развитию способности различать цвета, формированию, с одной стороны, цве...

Возможности нетрадиционных техник рисования в развитии восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте рисование выступает одним из ведущих видов деятельности детей. Ведь именно рисование способствует развитию способности различать цвета, формированию, с одной стороны, цве...