Доклад на педсовете "Подвижные игры дидактической направленности"
материал на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Гиподинамия проникает и в дошкольное детство, поэтому создание оптимального двигательного режима очень важно. При этом нужно обеспечивать и качество двигательной активности, имея в виду качество не только движений, но и обучения и воспитания детей.
В этой связи особая роль отводится подвижным играм. Подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми её особенностями. В этом случае её можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребёнок выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, т.к. не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности.
В подвижной игре дидактической направленности достигаются две цели: физической развитие и решение познавательных задач (слайд №2). При этом сохраняется оздоровительное влияние и укрепление физического и психического здоровья . Кроме того, сохраняются межпредметные связи физической культуры с другими видами деятельности дошкольников. Подвижные игры дидактической направленности становятся эффективным средством закрепления знаний, умений, навыков в сенсорном воспитании, познавательной, коммуникативной деятельности. Такая игра становится стимулом повышения интереса к обучению у старших дошкольников, познанию нового у младших дошкольников, активизирует мыслительные процессы, предоставляет каждому ребёнку возможность личностного выражения.
Физические упражнения и положительные эмоции, получаемые в ходе подвижных игр дидактической направленности, способствуют решению её дидактических задач, влияют на восприятие, память, способность быстро ориентироваться, сопоставлять и обобщать.
В процессе подвижных игр дидактической направленности создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков сотрудничества в коллективе (слайд №3). Подвижная игра дидактической направленности помогает ребёнку преодолеть робость, застенчивость, т.к. в игре своих товарищей выполняет различные движения, задания, упражнения. Необходимо отметить, что такие подвижные игры не всегда подходят для обучения. Чаще её можно использовать в физкультурной деятельности и свободной деятельности, а также как часть другой образовательной деятельности(в том числе тех, на которых дети долго находятся в статичном положении) для закрепления и обобщения полученных умений и навыков. В целях обучения лучше использовать игры средней и малой подвижности, т.к. при большой подвижности многим детям трудно сконцентрироваться.
Важным аспектом подвижных игр дидактической направленности являются общение и взаимодействие детей в совместной деятельности (слайд №4).
Основные принципы использования подвижных игр дидактической направленности:
активность и осознанность;
постепенность – от знакомых игр к незнакомым, постепенное усложнение программного содержания;
соответствие возрастным и физическим особенностям детей;
соответствие месту – место, время и условие поставленных дидактических задач. (слайд №5)
При организации о проведении таких игр нужно придерживаться следующих условий:
правила игры должны быть чётко сформулированы
каждый участник должен принимать в ней активное участие
игру нельзя оставлять незавершённой
инвентарь игры должен быть эстетичным, интересным, безопасным, ярким. (слайд №6)
Младших дошкольников больше привлекает само действие, т.к. процессы возбуждения значительно преобладают у них над процессами торможения, непосредственная наглядность действует сильнее, чем слово и поэтому нужно соединять объяснение правил с показом действий. Правила игры старших дошкольников носят более обобщённый характер, их нужно чётко формулировать и ясно раскрывать заключённое в них содержание. У старших дошкольников в одной игре могут быть разные по содержанию правила для разных участников игры. Чаще ведущим является дидактический компонент, скорость выполнения, а качество двигательного подчас отступает на последнее место. Поэтому нужно равнозначно сочетать двигательный и дидактический компонент игры, т.к. в противном случае страдает сама суть использования такой игры.
Вывод: используя в практике работы подвижные игры дидактической направленности можно добиться следующих результатов:
укрепление здоровья детей, совершенствование всех функций организма
развитие социальной активности в разнообразной деятельности детей:
двигательной – стремление к выполнению игровых, целенаправленных действий с дидактическими материалами
умственной – приобретение и самостоятельное использование новых знаний, умений, навыков проявление смекалки, находчивости, наблюдательности и т.д.)
коммуникативной – проявление доброжелательности в общении со взрослыми, детьми, сопереживание, сочувствие
психологической – создание положительного фона на занятии, атмосферы защищённости, уверенности в успехе, тренировка отдельных элементов регуляции поведения. (слайд №7)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
физическое развитие решение познавательных задач
благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков сотрудничества в коллективе
общение взаимодействие детей в совместной деятельности
активность и осознанность; постепенность – от знакомых игр к незнакомым, постепенное усложнение программного содержания; соответствие возрастным и физическим особенностям детей; соответствие месту – место, время и условие поставленных дидактических задач.
правила игры должны быть чётко сформулированы каждый участник должен принимать в ней активное участие игру нельзя оставлять незавершённой инвентарь игры должен быть эстетичным, интересным, безопасным, ярким.
укрепление здоровья детей, совершенствование всех функций организма развитие социальной активности в разнообразной деятельности детей: двигательной, умственной, коммуникативной, психологической
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижная игра дидактической направленности
Игра в жизни ребенка занимает важнейшее место. В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. С помощью игр ребенок познает мир, обучается преодолевать какие-то к...
"Подвижные игры дидактической направленности для детей старшего дошкольного возраста.
При организации и проведении подвижных игр с дидактической направленностью необходимо соблюдать следующие условия:· простота правил игры;·...
Подвижные игры дидактической направленности
В этом материале даны подвижные игры дидактической направленности, которые можно использовать во время НОД либо в других режимных моментах....
Доклад «Подвижная игра дидактической направленности»
Выступление на совете педагогов...
Подвижная игра дидактической направленности "Построй водоем"
Подвижная игра дидактической направленности: «Построй водоем».Возраст: 5-6 летЦель: закрепить знания детей о водоемах; учить перестраиваться, ориентируясь по картинкам-схемам....
Подвижная игра дидактической направленности– здоровьесберегающие технологии
Подвижная игра дидактической направленности-здоровьесберегающие технологии...
Малоподвижная игра дидактической направленности «Съедобные и несъедобные грибы»
Игра разработана для детей старшего дошкольного возраста и предназначена для использования в заключительной части НОД по физической культуре в рамках темы недели «Лес. Деревья. Кустарники». Данная ...