Доклад на педсовете "Подвижные игры дидактической направленности"
материал на тему

Большакова Анна Николаевна
Гиподинамия проникает и в дошкольное детство, поэтому создание оптимального двигательного режима очень важно. При этом нужно обеспечивать и качество двигательной активности, имея в виду качество не только движений, но и обучения и воспитания детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гиподинамия проникает и в дошкольное детство, поэтому создание оптимального двигательного режима очень важно. При этом нужно обеспечивать и качество двигательной активности, имея в виду качество не только движений, но и обучения и воспитания детей.

В этой связи особая роль отводится подвижным играм. Подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми её особенностями. В этом случае её можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребёнок выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, т.к. не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности.

В подвижной игре дидактической направленности достигаются две цели: физической развитие и решение познавательных задач (слайд №2). При этом сохраняется оздоровительное влияние и укрепление физического и психического здоровья . Кроме того, сохраняются межпредметные связи физической культуры с другими видами деятельности дошкольников. Подвижные игры дидактической направленности становятся эффективным средством закрепления знаний, умений, навыков в сенсорном воспитании, познавательной, коммуникативной деятельности. Такая игра становится стимулом повышения интереса к обучению у старших дошкольников, познанию нового у младших дошкольников, активизирует мыслительные процессы, предоставляет каждому ребёнку возможность личностного выражения.

Физические упражнения и положительные эмоции, получаемые в ходе подвижных игр дидактической направленности, способствуют решению её дидактических задач, влияют на восприятие, память, способность быстро ориентироваться, сопоставлять и обобщать.

В процессе подвижных игр дидактической направленности создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков сотрудничества в коллективе (слайд №3). Подвижная игра дидактической направленности помогает ребёнку преодолеть робость, застенчивость, т.к. в игре своих товарищей выполняет различные движения, задания, упражнения. Необходимо отметить, что такие подвижные игры не всегда подходят для обучения. Чаще её можно использовать в физкультурной деятельности и  свободной деятельности, а также как часть другой образовательной деятельности(в том числе тех, на которых дети долго находятся в статичном положении) для закрепления и обобщения полученных умений и навыков. В целях обучения лучше использовать игры средней и малой подвижности, т.к. при большой подвижности многим детям трудно сконцентрироваться.

Важным аспектом подвижных игр дидактической направленности являются общение и взаимодействие детей в совместной деятельности (слайд №4).

Основные принципы использования подвижных игр дидактической направленности:

активность и осознанность;

постепенность – от знакомых игр к незнакомым, постепенное усложнение программного содержания;

соответствие возрастным и физическим особенностям детей;

соответствие месту – место, время и условие поставленных дидактических задач. (слайд №5)

При организации о проведении таких игр нужно придерживаться следующих условий:

правила игры должны быть чётко сформулированы

каждый участник должен принимать в ней активное участие

игру нельзя оставлять незавершённой

инвентарь игры должен быть эстетичным, интересным, безопасным, ярким. (слайд №6)

Младших дошкольников больше привлекает само действие, т.к. процессы возбуждения значительно преобладают у них над процессами торможения, непосредственная наглядность действует сильнее, чем слово и поэтому нужно соединять объяснение правил с показом действий. Правила игры старших дошкольников носят более обобщённый характер, их  нужно чётко формулировать и ясно раскрывать заключённое в них содержание. У старших дошкольников в одной игре могут быть разные по содержанию правила для разных участников игры. Чаще ведущим является дидактический компонент, скорость выполнения, а качество двигательного подчас отступает на последнее место. Поэтому нужно равнозначно сочетать двигательный и дидактический компонент игры, т.к. в противном случае страдает сама суть использования такой игры.

Вывод: используя в практике работы подвижные игры дидактической направленности можно добиться следующих результатов:

укрепление здоровья детей, совершенствование всех функций организма

развитие социальной активности в разнообразной деятельности детей:

двигательной – стремление к выполнению игровых, целенаправленных действий с дидактическими материалами

умственной – приобретение и самостоятельное использование новых знаний, умений, навыков проявление смекалки, находчивости, наблюдательности и т.д.)

коммуникативной – проявление доброжелательности в общении со взрослыми, детьми, сопереживание, сочувствие

психологической – создание положительного фона на занятии, атмосферы защищённости, уверенности в успехе, тренировка отдельных элементов регуляции поведения. (слайд №7)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

физическое развитие решение познавательных задач

Слайд 3

благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков сотрудничества в коллективе

Слайд 4

общение взаимодействие детей в совместной деятельности

Слайд 5

активность и осознанность; постепенность – от знакомых игр к незнакомым, постепенное усложнение программного содержания; соответствие возрастным и физическим особенностям детей; соответствие месту – место, время и условие поставленных дидактических задач.

Слайд 6

правила игры должны быть чётко сформулированы каждый участник должен принимать в ней активное участие игру нельзя оставлять незавершённой инвентарь игры должен быть эстетичным, интересным, безопасным, ярким.

Слайд 7

укрепление здоровья детей, совершенствование всех функций организма развитие социальной активности в разнообразной деятельности детей: двигательной, умственной, коммуникативной, психологической


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра дидактической направленности

  Игра в жизни ребенка занимает важнейшее место. В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. С помощью игр ребенок познает мир, обучается преодолевать какие-то к...

"Подвижные игры дидактической направленности для детей старшего дошкольного возраста.

При организации и проведении подвижных игр с дидактической направленностью необходимо соблюдать следующие условия:·        простота правил игры;·...

Подвижные игры дидактической направленности

В этом материале даны подвижные игры дидактической направленности, которые можно использовать во время НОД либо в других режимных моментах....

Подвижная игра дидактической направленности "Построй водоем"

Подвижная игра дидактической направленности: «Построй водоем».Возраст: 5-6 летЦель: закрепить знания детей о водоемах; учить перестраиваться, ориентируясь по картинкам-схемам....

Подвижная игра дидактической направленности– здоровьесберегающие технологии

Подвижная игра дидактической направленности-здоровьесберегающие технологии...

Малоподвижная игра дидактической направленности «Съедобные и несъедобные грибы»

Игра разработана для детей старшего дошкольного возраста и предназначена для использования в заключительной части НОД по физической культуре в рамках темы недели «Лес. Деревья. Кустарники». Данная ...