Совершенствование лексико-грамматического строя речи у детей в условиях логопункта
статья на тему

Совершенствование лексико-грамматического строя речи у детей в условиях логопункта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование лексико-грамматического строя речи у детей в условиях логопункта.

В связи с переходом на новый стандарт образования возрастает количество логопунктов в детских садах. Помимо традиционных задач по коррекции речевого развития, перед логопедом возникают новые, а именно, повышение суммарного эффекта логопедической работы, обеспечение детей с ОНР III уровня в условиях логопункта не менее качественным процессом коррекции речи, чем в логопедической группе. На логопункты также зачисляются дети, имеющие речевые нарушения, осложненные другими патологиями (зрения, нарушениями внимания, памяти, неврологическими отклонениями). У таких детей удлиняются сроки коррекционной работы как по постановке и автоматизации звуков, так и по развитию речи в целом. У детей, имеющих фонетические нарушения речи, нередко обнаруживаются пробелы в некоторых лексико-грамматических категориях, что, несомненно, может привести к трудностям в период школьного обучения.

В связи с этим считаю целесообразным использование таких форм работы с дошкольниками, которые позволяют параллельно с коррекцией звукопроизношения (а именно с автоматизацией звука, поскольку это длительный и трудоемкий этап) расширять и активизировать словарный запас, формировать основные грамматические категории как основу дальнейшей развитой связной речи.

Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с нарушениями речи — одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает формирование и развитие словаря и грамматически правильное оформление речевого высказывания.

Развитие словаря ребенка тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, а также с формированием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического. Оно обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности.

Основной задачей коррекции речи на логопункте является коррекция звукопроизношения. Процесс автоматизации звука проводится поэтапно – изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в связной речи. Поэтому игры по развитию лексико-грамматических категорий я использую на всех этапах автоматизации правильного произношения, подбирая речевой материал индивидуально, для каждого автоматизируемого звука.  

Изучению каждой лексической теме я традиционно отвожу неделю, при этом план согласовываю с планированием воспитателей. На подгрупповых занятиях провожу беседы по обобщающим понятиям, с целью их закрепления, уточнения, выявления характерных признаков обобщения, расширения словарного запаса. Я предлагаю в ходе беседы вопросы, которые не только заставляют детей рассуждать, делать выводы, но и помогают формировать фразовую речь. Например, лексическая тема  «Домашние птицы»:

  • Что есть только у птиц?
  • Что есть у каждой птицы?
  • Какую пользу они приносят?

Дети с нарушением произношения нередко говорят фонетически чисто только под чьим-либо наблюдением, а без такового возвращаются к дефектной речи. Поэтому я стараюсь автоматизировать звук на материале лексических тем. Например, подбираю предметные картинки по теме «Животные» со звуком [л] – волк, лось, белка, шакал; со звуком [р] – бобер, барсук, рысь, крот, горностай. По теме «Посуда» со звуком ш – ковш, кувшин, ложка, со звуком [с] – стакан, самовар, кастрюля, сахарница, сухарница и т.д. подбираю грамматические упражнения с автоматизируемым звуком. В этом мне очень помогают пособия Л.М. Козыревой, Н.Н Бутусовой, Коноваленко. На их основе составляю собственные.

На каждом индивидуальном занятии  я использую игры, способствующие формированию навыков словоизменения. Это такие игры, как:

 «Какой, какая, какое?» – правильное употребление форм прилагательных,

 «Один – много»  – образование множественного числа существительных,

« Посчитай»  – согласование числительных с существительными,

 «Нет чего? Нет кого?», «Чего много?» – употребление родительного падежа множественного числа.

«Кто кем будет?»  – усвоение категории творительного падежа.

У многих детей вызывает затруднения подбор действий животных. Для расширения данной лексической категории на занятиях использую следующие упражнения: « Что делает Ванечка? », «Исправь ошибку», «Кто как голос подает? »,  «Кто что делает? »,  «Подбери действия »,  «Отгадай, кто это? ».

   Для обогащения словаря прилагательными, детям  предлагались такие упражнения, как:

 «Назови, из какого материала сделана?» (употребление относительных прилагательных)

«Чьи следы?», «У кого чей?» (употребление притяжательных прилагательных)

«Подбери признак»  (употребление прилагательных)

Упражнения  «Закончи предложение» (образование сравнительной степени наречий), «Скажи правильно»,  «Скажи наоборот» помогают приобрести навыки правильного употребления наречий, обозначающих признаки действия.

По мере закрепления у детей речевых навыков включаю в занятия игры и упражнения, способствующие формированию навыков словообразования: «Слова-родственники» (образование родственных слов), «Что из чего?» (образование относительных прилагательных), «Подружи слова» (образование сложных слов) и др.

Перечисленные упражнения переодически провожу с опорой на речедвигательный анализаторы. Использую мяч, прищепки,  даю шнуровки с лексико-грамматическими заданиями, выкладываю с детьми счетные палочки по контурам к определенной лексической теме и т.п. Они вызывают живой интерес у детей, помогают осуществить плавный переход от игры к учению.

Практика работы показывает, что все дети с нарушениями речи  имеют в той или иной степени отклонения в понимании предлогов, неправильном их употреблении в предложениях, опускании предлогов. Так как в условиях логопункта нет специально отведенных занятий по правилам употребления предложно-падежных конструкций,  я сочетаю автоматизацию звуков с упражнениями на закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций: «Животные спрятались», «Что куда положим?», «Расставь посуду», «С чем бутерброд?» и т.д. При этом я использую графические схемы предлогов, а также готовые пособия по данному направлению.

Достаточно часто в свои занятия я включаю наиболее известные  упражнения на развитие операций классификации, обобщения: «4-й лишний», «Найди лишнее слово»,  «Продолжи ряд»,  «Назови одним словом»,  «Ассоциации»  и др.). Упражнения предлагаю детям в различных формах – речевых (стихотворных), иллюстративных, что обеспечивает интерес и разнообразие. В некоторых заданиях предлагаю раскрасить определенным цветом предмет, относящийся к определенной группе понятий, раскрасить и озаглавить группу понятий и др. Такие задания, помимо развития словарного запаса и операций мышления, способствуют развитию мелкой моторики рук, что также благотворно влияет на развитие речи дошкольников с нарушениями речи.

Бесспорным считаю то, что ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если логопед и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух огней. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность, неэффективность работы логопеда. Поэтому я тесно сотрудничаю с родителями. Объясняю трудности речевого развития каждого ребенка, даю задания на дом, сочетающие в себе работу в нескольких направлениях, консультирую по возникающим вопросам.  

Обследование в конце учебного года выявило улучшение речи детей по следующим параметрам: существенно улучшилось состояние словарного запаса детей, в особенности употребление существительных, обозначающих понятия, названия частей и деталей предметов; прилагательных, обозначающих цвета, свойства и качества материалов. За прошедший учебный год значительно уменьшилось количество ошибок:

  • в преобразовании единственного числа существительных в множественное число;
  • в образовании формы родительного числа существительных;
  • в образовании существительных с уменьшительно - ласкательными
    суффиксами;
  • в образовании относительных, притяжательных прилагательных;
  • в образовании приставочных глаголов.

Самоконтроль  за произношением при сосредоточении внимания детей на смысловой стороне высказывания в ходе интеллектуальных игр способствует более быстрому переходу от скорректированной логопедом отраженной речи к самостоятельным её формам. В результате такого подхода  расширяется словарный запас, увеличиваются представления детей, прививается познавательный интерес.

Такая всесторонняя, комплексная работа обеспечивает положительный суммарный эффект коррекционно-логопедической деятельности логопункта.

Список литературы

  1. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8  лет. – М., 2005.
  2. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей

               с нарушениями речи. – М., 1990.

  1. Выготский Л.С. Психология. – М., 2002.
  2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем мышление. – М., 2005.  
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. – Екатеринбург, 2003.
  4. Коноваленко С.В, Коноваленко Г.В. Развитие связной речи и логического мышления у дошкольников с ОНР. – М., 2005.
  5.  Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Чиркиной Г.В –

                М., 2005.

  1.  Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб., 2007.
  2.  Переслени Л.И., Фотекова Т.А. Особенности познавательной деятельности школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического развития. // Дефектология. – 2002. – № 2. – С.3-10.
  3.  Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР. – М., 2005.
  4.  Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет. – М., 2005.
  5.  Смирнова Е.Б. Формирование обобщающих понятий и навыков словообразования. // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 5. – с. 66-67.
  6.  Т. А. Ткаченко. Логические упражнения для развития речи. – СПб., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи детей с ОНР в подготовительной группе Тема: «Профессии»

В целях данного занятия отражены следующие цели:- актуализация словаря по теме "Профессии";- совершенствование грамматического строя речи;- обогащение экспрессивной речи сложными словами: рыболов, зем...

Конспект занятия для детей дошкольного возраста с ОНР III уровня на тему "Совершенствование лексико-грамматического строя речи с использованием дидактических игр"

Продолжать расширять глагольный словарь, учить образовывать форму настоящего и будущего времени, выделять глагольный ряд, на основании которого построен сюжет....

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: Совершенствование лексико-грамматического строя речи (на материале лексической темы «Зимующие птицы»)

Конспект открытого занятияТема: Совершенствование лексико-грамматического строя (на материале лексической темы «Зимующие птицы») Цели: закрепить и уточнить знания детей о зимующих птицах; учить с...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с онр по теме «ДЕРЕВЬЯ»

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи  в старшей   логопедической группе для детей с онр по теме:  «ДЕРЕВЬЯ»...

Конспект фронтального занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе детей с ОНР

Здесь представлено фронтальное лексико - грамматическое занятие в подготовительной к школе группе по теме "Посуда"...

Конспект фронтального занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе детей с ОНР

Здесь представлен конспект фронтального занятия посовершенствованию лексико-грамматических представленийв подготовительной группе детей с ОНР по теме "Мебель"...

Технологическая карта с коррекционной структурой НОД по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в средней группе «Подснежник» на тему «Развитие речи у детей с ТНР среднего дошкольного возраста»

В технологической карте представлен конспект занятия по развитию речи в группе среднего дошкольного возраста на тему "Развитию речи удетей с ТНР"....