НОД Моя семья
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Я и моя семья.
Цель: формирование социальной компетентности детей.
Задачи:
- познакомить с генеалогическим древом, расширить представление о родословной своей семьи
- упражнять в умение делать выбор и принимать решение
- учить выражать свои мысли, аргументировать ответы и поддерживать разговор
- развивать умение использовать личный опыт
- развивать речь, внимание, память
- воспитывать чувства заботы, любви, уважения к своей семье
Оборудование: предметные картинки по теме «Семья», листы бумаги с изображением генеалогического древа (по кол-ву детей), хронологическая лента (по кол-ву детей), кроссворд, семейные альбомы, рамки для портретов.
Предварительная работа: рассматривание фотоальбомов, работа с родителями (подбор фотографий), беседа родителей с детьми о их бабушках и дедушках.
Словарная работа:
Генеалогическое древо, хронологическая лента, семья, родственники.
Индивидуальная работа: следить за дыханием ( Даша С., Даша К.), помощь при заполнении генеалогического древа.
Методы и приемы:
Словесные: беседа, диалог, вопросы
Наглядные: мультимедийная презентация генеалогического древа, сюжетные картинки по теме «Семья», фотографии детей, фотоальбомы.
Практические: разгадывание кроссворда, заполнение генеалогического древа, составление хронологической ленты.
Ход занятия:
I Организационный момент:
Дети заходят в группу, здороваются. Воспитатель настраивает детей на хорошее настроение, предлагая взяться за руки и улыбнуться друг другу.
II. Основной этап:
- Ребята, сегодня мы поговорим с вами о самом дорогом… А о чем, узнаем разгадав кроссворд.
Проходим к столу, встаем вокруг него.
По горизонтали:
2. Мужчина по отношению к своим детям (папа)
3. Сын тех же родителей по отношению к другим детям (брат)
4. Отец отца или матери (дедушка)
По вертикали:
- Дочь тех же родителей по отношению к другим детям (сестра)
3. Мать папы или мамы. Жена дедушки. (Бабушка)
5. Женщина по отношению к своим детям. (Мама)
6. Сестра отца или мамы. Жена дяди. (Тетя)
7. Брат отца или мамы. (Дядя)
Ключевое слово, которое должно получиться «СЕМЬЯ».
- Ребята, какое слово получилось?
- Так вы уже догадались, о чем мы будем говорить? Правильно. Сегодня мы поговорим о семье.
- Как вы думаете, что такое семья? Значит, мы решили, что семья – это группа живущих вместе родственников. Нужна ли она каждому человеку? Почему?
(Ответы детей).
- Ребята, кто приходит вам на помощь, когда вас кто-то обижает?
Кто любит и ласкает вас?
Кто помогает вам?
- Молодцы. Это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, а так же братья и сестры. А вы помогаете им?
Проходим к столам, на которых разложены картинки.
Игра: «Что мы делаем, или как дети помогают родным»
Задача: закрепить названия ближайших родственников, развивать речевую активность.
Правила игры: Разложены большие карточки с изображением членов семьи ( мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры ). Маленькие карточки с предметами перевернуты вниз. Беря любую карточку ( например, с изображением мяча ), ребенок говорит « Я играю с братом в футбол» и кладет эту карточку рядом с большой, на которой изображен брат. И так, пока не закончатся маленькие карточки.
Садимся на стулья, стоящие перед экраном.
- Ребята, очень часто люди сравнивают семью с большим и крепким деревом. Как вы думаете почему? Кто бы мог быть корнями этого дерева? Корни – это дедушки и бабушки. Почему? А ствол – это кто? Это папа и мама. Почему? Кто бы мог быть веточками? Веточки – это дети. Такое дерево называется генеалогическим древом. Составлением генеалогического древа (особенно знаменитых людей) занимаются ученые. Они исследуют родословную человека, его происхождение. Давайте еще раз повторим вместе, как называется такое «древо» и постараемся запомнить это слово другим. А по-другому его можно назвать семейным деревом. Как вы думаете, для чего оно нужно? (ответы детей)
- Оно нужно для того, чтобы люди знали о своих предках – помнили их и гордились ими.
- Генеалогическое древо стали составлять много лет тому назад. Оно было у всех известных, а так же богатых людей. Посмотрите, какое древо было у семьи А.С. Пушкина. (Рассматривание древа Пушкина)
- Я тоже составляла генеалогическое древо своей семьи. И хочу показать, что у меня получилось.
Мультимедийная презентация семейного древа воспитателя.
- Вы тоже можете нарисовать генеалогическое древо своей семьи. Посмотрите, оно почти готово, надо только вписать имена ваших бабушек и дедушек, папы и мамы, сестры и брата, а так же свое имя.
Работа с генеалогическим древом.
(За столами)
- Ребята, не у каждой семьи есть свое генеалогическое древо. Как вы думаете, как еще можно сохранить память о своих близких людях? Правильно, просматривая видеосъемки, рассматривая портреты и свои семейные альбомы (показ семейных альбомов). Скажите, чьи фотографии можно увидеть в них? Мам и пап, когда они были маленькие, потом стали ходить в садик, в школу, в институт, на работу.
Знакомство с хронологической лентой (сидя на ковре).
Посмотрите, эта лента называется хронологической лентой. Это еще одно новое слово. Как вы его понимаете? Чтобы ответить на этот вопрос, выложите фотографии мам (пап) в порядке их взросления. Так что же такое хронологическая лента? Это человек в развитии от младенчества до старости.
Выкладывание фотографий на хронологической ленте.
Новорожденный – ясли – садик – школьник – студент – взрослый (профессия) – пожилой (бабушка, дедушка).
- Как звали вашу маму (папу), когда она была маленькой. А как зовут сейчас? Как будут звать вас, когда вы вырастите?
Ребята, посмотрите на эту картину. Кто на ней изображен? Можно ли сказать, что это семейный портрет? Я приготовила вот такие красивые рамки, чтобы вы нарисовали свои семейные портреты.
Итог:
- Молодцы, ребята. Что интересного мы узнали на занятии? Покажите свои генеалогические древа своим родителям, бабушкам, дедушкам и постарайтесь дополнить его. Ведь у ваших бабушек и дедушек тоже есть мамы и папы (кем они вам приходятся). Это и будет вашим домашним заданием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...
«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»
Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...
План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!
План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель: создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...
Конспект мероприятия по образовательной деятельности «Семья — это просто, семья — это сложно, но жить одному без семьи невозможно!»
Конспект НОД...
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...
Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"
Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....