«Развитие любознательности и умственных способностей у детей посредством игровой интеллектуально-творческой технологии В. Воскобовича Харько «Сказочные лабиринты игры» в условиях внедрения ФГОС ДО» .
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Развитие интеллектуальных способностей детей – одна из самых важных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, более качественно подготовлены к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.seminar_1.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Ноябрьск
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
«Развитие любознательности и умственных способностей у детей посредством игровой интеллектуально-творческой технологии
В. Воскобовича Харько «Сказочные лабиринты игры»
в условиях внедрения ФГОС ДО» .
Ф.И.О. автора Дан Елена Ивановна
Ведущий. Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы собрались на методическом семинаре, на котором вам предстоит активная работа в группах и индивидуально. Материал и информацию можно будет не только увидеть и услышать, но и записать, обобщить, выделить наиболее значимые и важные моменты, и проверить свои знания тестом по данному семинару.
Прежде, чем приступить к работе вашему вниманию предлагаю разминку. «Представь себе».
Внимание! У вас на столе есть части обложки журнала. Задача дать как можно больше характеристик (имен прилагательных) этой части обложки журнала.
Ведущий. Какие имена прилагательные вы подобрали?
(ОТВЕТЫ мягкая, белая, красочная, эффективная, необходимая, ценная, важная, актуальная, значимая, весомая, нужная, злободневная глянцевая, увлекательная, научная, занимательная, интересная).
Ведущий. Как это упражнение ассоциируется с вашей педагогической деятельностью?
ОТВЕТЫ (У меня это ассоциируется с отдельно взятым ребенком, его характерные черты, например Вани: ответственный, умный, развитый, самодостаточный, уравновешенный, спокойный, талантливый, дальновидный, и т.д.
У меня ассоциируется с подготовкой к непосредственно-образовательной деятельности. Я составляю расширенный план-конспект, куда собираю материалы из разных источников по частям и у меня получается целый конспект.)
Ведущий. Да, вы правы, каждый кусочек является частью целого. В воспитательно-образовательном процессе каждый педагог видит фрагмент индивидуальных особенностей ребенка, выделяет часть из целого. Ребенок – это целая и неделимая система, со своими особенностями и характеристиками, о которых мы должны всегда помнить.
Ведущий. Следующее упражнение «Анаграммы» поможет определить основные понятия, которые будут рассмотрены на семинаре.
Инструкция. На экране анаграммы (СЛАЙД 2), вам нужно разгадать как можно быстрее, какое слово в ней зашифровано.
(Тодимека – методика, няглотехоя – технология, товар- автор, волос – слово, рьемоптюк – компьютер, теникллет - интеллект, витиераз - развитие, босностьпос - способность, казакс - сказка)
ответы.
Ведущий. Вот эти слова и являются опорными для нашей сегодняшней встречи.
Итак, тема нашего семинара «Развитие любознательности и умственных способностей у детей посредством игровой интеллектуально-творческой технологии В. Воскобовича Харько «Сказочные лабиринты игры».
Ведущий. ПЛАН нашего семинара представлен на слайде Самодиагностика по методике интеллектуального развития детей
2. Ознакомление с игровой технологией интеллектуально- творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» Харько Т.Г., Воскобович В.В.
2.1. задачи технологи
2.2. Группировка развивающих игр Воскобовича и их задачи
2.3. Принципы технологии
2.4. Способы реализации технологии
2.5 Характеристика развивающих игр Воскобовича
3. Рефлексия
Ведущий. Я хочу продолжить семинар мудрой китайской пословицей: “Расскажи, и я забуду. Покажи, и я запомню. Дай попробовать - и я пойму”. В чем заключается мудрость данной пословицы?
(ОТВЕТЫ: интеллект детей находится на кончиках пальцев)
Ведущий. Вы, правы. Развитие интеллектуальных способностей детей – одна из самых важных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, более качественно подготовлены к школе. Но в последнее время мы слышим критику в адрес педагогов: детям дается сложный, а порою и не нужный объем знаний. У дошкольников почти не остается времени на игры, самостоятельную деятельность и физиологическую активность. Да, я согласна. Критика обоснована. Однако не стоит забывать некоторые объективные факторы, диктующие необходимость усложнений содержания материала и увеличения объема знаний детей.
Во-первых, современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, которая нередко действует на них агрессивно. Необходимо научить ребенка справляться с нею, обрабатывать и анализировать ежедневно увеличивающийся объем знаний.
Во - вторых, необходимо учитывать реалии современного общества. Сегодня в социуме ценятся люди, обладающие широким запасом знаний, мыслящие конструктивно и оригинально, умеющие находить выход из разных ситуаций. Человек, способный предложить нетрадиционный подход к той или иной проблеме, намного привлекательнее для современного работодателя, чем инертный, но исполнительный работник. Поэтому, уже с детства в ребенке необходимо формировать способность выдвигать разнообразные идеи, то есть развивать оригинальность и гибкость мышления.
В - третьих, требования и программы школы сегодня таковы, что ребенок почти с первых дней обучения сталкивается с разнообразными задачами достаточно высокого уровня сложности. Поэтому без хорошей интеллектуальной подготовки первокласснику приходится трудно.
В - четвертых, не стоит отмахиваться от объективных данных физиологов и педиатров об акселерации развития детей. Современные дошкольники по ряду физиологических параметров обгоняют анатомические развитие предыдущего поколения, что, в свою очередь, ведет к росту когнитивных структур мозга.
Эти объективные факторы указывают на то, что проблема интеллектуального развития важна, как никогда.
Но для того, чтобы подготовить ребенка, в первую очередь, должен быть качественно подготовлен сам воспитатель. А как подготовлены мы, я предлагаю каждому из вас ответить на вопросы тестовых заданий. Откройте на рабочем столе папку « МУТест». Запустите программу и откройте тест «Интеллект» и приступайте к работе.
ТЕСТ ПО ТЕХНОЛОГИЯМ
Ведущий. Как Вы считаете, целесообразно ли использовать такие тестовые задания на различных педагогических встречах?
ОТВЕТЫ Данные тесты позволили нам определить уровень овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками в области интеллектуального развития.
Для успешной подготовки детей к школе, как вы знаете, необходимо использовать современные образовательные технологии. Вспомните, какие технологии используются вами в воспитательно-образовательной деятельности?
Ответы: это технологии уровневой дифференциации, технологии с использованием ИКТ, метода проектов, модульные технологии.
Молодцы!!!
Сегодня я хочу предложить еще одну технологию -
игровую технологию интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» авторы Харько Т.Г., Воскобович В.В.
Данная технология представляет собой модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием игр и постепенным усложнением образовательного материала. А постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.
Рассмотрим задачи технологии.
1. Развивать:
- познавательный интерес, желание и потребности узнать новое;
- наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности;
- воображение, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
- гармоничное, сбалансированное эмоционально-образное и логическое начало.
- мелкую моторику и все психические процессы.
2. Формировать базисные представления об окружающем мире, математические и речевые умения.
3. Воспитывать желание включаться в групповые игры, терпение и усидчивость.
Ведущий. Как вы думаете, от чего зависит успех детской деятельности в воспитательно-образовательном процессе?
ОТВЕТЫ.
Ведущий. Вы правы, успех детской деятельности во многом зависит от эмоционального состояния детей. Создание положительного эмоционального фона – один из наиболее верных и действенных путей возбуждения познавательного интереса к математике. Этому способствуют игровые методы обучения (игра, игровые упражнения, сюрпризные моменты). Включая игру в обучение, я обеспечиваю детям радость и удовлетворение от участия в игре.
Ведущий. Следующий вопрос, на который хочу обратить ваше внимание, это Группы развивающих игр Воскобовича и их задачи.
С которыми вы можете познакомиться на слайде.
Первая группа. Игры, направленные на логико-математическое развитие.
Предлагаю один пример из первой группы игр.
Ведущий. Возьмите лист № 1 с заданием. Мысленно приложите усилия и разогните предметы. В свободных клетках нарисуйте, что получится в результате.
Сверьте свои ответы со слайдом. Интересное задание, справились все.
Ведущий. Следующая группа. Игры с буквами, слогами и словами.
Пример игры второй группы.
Возьмите лист № 2. Дорисуйте палочки к частям букв таким образом, чтобы у вас получились 3 слова.
Прочитайте ответы.
ОТВЕТ (поезд, ракета, автобус, пароход, самолет)
Ведущий. И последняя группа. Универсальные игровые обучающие средства. (Представить их).
Развивающая среда – это не только обеспечение детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними. Интеллектуально-творческому развитию детей способствует
Ведущий. Переходим к принципам технологии которые представлены на слайде.
1. Игра плюс сказка
2. Интеллект
3. Творчество
4. Развивающая среда
Ведущий. Но Основным принципом педагогической технологии «Сказочные лабиринты игры» является развитие детей в игре, с помощью которой реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка-дошкольника.
Ведущий. Следующий вопрос для изучения это: Способы реализации технологии
Особенности данной технологии таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях "взрослый-ребенок" здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.
Например:
«Курочка Ряба» Курочка Ряба, снесла яичко, не золотое, а железное. Дед бил-бил не разбил. Баба била-била не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, не разбилось, а придавило мышке хвостик.
Как помочь мышке, вызволить хвостик? Что случилось дальше?
ОТВЕТЫ ПЕДАГОГОВ
Ведущий. Пятый вопрос нашего семинара: Характеристика развивающих игр Воскобовича. Обратите внимание на слайд.
1. Многофункциональность.
2. Широкий возрастной диапазон участников игр
3. Сказочная «огранка»
4. Творческий потенциал.
5. Конструктивные элементы.
«Сказочные лабиринты игры» - это форма взаимодействия взрослого и ребенка через реализацию определенного сюжета сказок. Сказки содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов.
Ведущий. Технология «Сказочные лабиринты игры» очень полезна родителям, которые заинтересованы интеллектуальным развитием своих малышей.
Все пункты плана нашего семинара рассмотрены. У кого возникли какие-то вопросы?
Ведущий. Тогда я предлагаю игру, основанную на методике трех ШЛЯП, цель которой дать характеристику предложенной на сегодняшней встрече технологии по трем направлениям. Прошу вас выбрать себе шляпы.
Ваша шляпа черная – она помогает увидеть негативные стороны события, явления или проблемы, оценить риски, ответив на вопрос: «Что вас настораживает в использовании данной технологии?
Ведущий. Ваша желтая шляпа помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны: увидеть «плюсы» технологии.
Ведущий. Ваша красная шляпа позволяет увидеть содержание технологии в эмоциональных красках. «Какие у нас возникли чувства и эмоции, пока мы знакомились с новой технологией?
Ведущий. А сейчас давайте проведем самооценку вашего участия в семинаре:
А) все понял, могу этот материал объяснить другому;
Б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь;
В) для полного понимания мне нужно повторить тему;
Г) я ничего не понял
Ведущий. Я очень рада, что наша встреча прошла на достаточно высоком уровне и я надеюсь, что она была не напрасной.
1 – 1
2 – 2
3 – 2
4 – 1
5 – 1
6 – 5
7 – 4
8 – 1
9 – 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов развивающей методики В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в условиях ДОУ.
В статье приведен краткий отчет по использованию методики В.В.Воскобовича "Сказочные лабиринты игры"...
Буклет "Использование элементов развивающей методики В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры" в условиях ДОУ"
Буклет "Использование элементов развивающей методики В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры" в условиях ДОУ" адресован педагогическим работника...
Мастер-класс "Использование элементов игровой развивающей технологии В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры" в условиях ДОУ"
Материал познакомит педагогов дошкольных образовательных учреждений с игровой развивающей технологией В.В. Воскобовича и раскроет возможности ее применением в разных формах работы в детском саду....
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование элементов развивающей методики В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в условиях ДОУ»
Проведите мастер-класс для воспитателей, расскажите и покажите, как использовать игровую технологию В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры " для...
Использование элементов развивающей методики В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в условиях ДОУ
Использование элементов развивающей методики В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в условиях ДОУ...
Консультация для родителей "Развитие речи и творческих способностей у детей посредством игровой техники «Друдлы»"
Как же помочь дошкольникам управлять своим творческим воображением? Существует множество разнообразных способов: помимо всехизвестных вам существует еще техника «ДРУДЛЫ». Что же такое друд...
Тема: Использование элементов развивающей методики В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в условиях ДОУ
Я использую технологию воскобовича Тема: Использование элементов развивающей методики В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в условиях ДОУПодготовила: воспитатель Алиева Айжан ...