Доклад к педсовету
методическая разработка на тему
"Роль познавательно-речевого развития на занятиях по музыкальному воспитанию"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_pedsovetu.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад к педсовету на тему:
«Роль познавательно – речевого развития на занятиях по музыкальному воспитанию»
Никого не нужно убеждать в важности музыкального развития дошкольников. Музыка, как никакой другой вид исскуства, находит дорогу к сердцу ребенка, побуждает его к самовыражению, учит сопереживать. Музыкальное движение и пение, помимо эстетических и образовательных задач, способствует еще и укреплению здоровья, развивает память и речь детей.
Кроме этого, между музыкальным воспитанием ребенка и его речевым развитием существует много общего в плане решения единых целей и задач; как и существует единство между музыкальным искусством, музыкальной речью, с одной стороны, и словесной, с другой.
Б.В.Асафьев – ученый, музыковед – научно обосновал взгляд на музыкальное искусство как интонационное, специфика которого заключается в том, что оно воплощает эмоционально-смысловое содержание музыки подобно тому, как внутреннее состояние человека воплощается в интонациях речи. Речевая интонация выражает, прежде всего, чувства, настроения, мысли говорящего, как и музыкальная.
Проводя параллели между музыкой и словесной речью, Асафьев указывал, что в речи, как и в музыке, всегда содержится определенный тонус звучания. Это состояние тонового напряжения объединяет музыкальную и речевую интонацию. Кроме того, музыка и речь имеют общие выразительные возможности: интонационная окраска в речи и музыке передается с помощью одинаковых средств высоты, тембра, силы голоса и звука, темпа протекания, определенного ритма, использования акцентов, пауз движения.
Таково теоретическое обоснование общности музыки и речи, обоснование необходимости и возможности комплексного подхода к проблемам музыкального и речевого развития ребенка.
Так переходя от теории к практике хочется отметить, что роль познавательно – речевого развития на музыкальных занятиях велика. Это можно наблюдать почти во всех видах музыкальной деятельности.
Так, на слушании классической и инструментальной музыки дети знакомятся с новыми композиторами, новыми произведениями, что расширяет кругозор детей. Также после прослушивания произведения задаются вопросы о содержании, о характере музыки, тем самым активизируется мышление, а вследствие этого и речь ребенка.
Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение помогает исправлять ряд недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, особенно твердых, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
При прослушивании песен также идет расширение кругозора ребенка, при помощи бесед о содержании песни, вопросов и посильных задач. Особое внимание при разучивании песен обращаю на дикцию, на новые незнакомые слова, которые им потом объясняю. Постоянно пополняю активный словарь у детей. Применяю художественное слово почти во всех видах деятельности, что также способствует расширению кругозора и воспитывает эстетический вкус ребенка.
Большое внимание уделяю работе над выразительными жестами, мимикой; над инсценированием песен, сказок. При этом широко использую жанры детского фольклора, игры-драматизации, игры – хороводы, которые также развивают воображение, фантазию, образно – ассоциативное мышление и речевую активность.
Музыкально-ритмические навыки, приобретенные в упражнениях позволяют детям полнее и качественнее проявить себя в танцах. Музыкально-ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на детей .Этот вид деятельности развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. Как сказал Л.Генералов: “Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка”.
В свободную от занятий музыкальную деятельность педагогам немаловажно включать прослушивание детских песенок, музыкальных сказок, которые повышают певческую активность ребенка, способствует развитию речи, обогащают пассивный словарь. Попытки подпевать внесут вклад в развитие артикуляционного аппарата ребенка.
Роман «герои нашего времени» написанный М.Ю. Лермонтовым один из лучших романов в прозе. Каждая его часть интересна и самобытна по-своему. Особенно мне понравилась глава «Бэла».
В этой главе рассказывается о романтической, но в последствии трагической любви европейца к «дикарке». Автор показывает главного героя Печорина безжалостным и черствым человеком. Он похищает молодую девушку Бэлу, не задумываясь о том, что ради своего каприза он разрушает её жизнь. Когда Печорин приводит домой Бэлу, она долго не может привыкнуть к тому, что её забрали из отцовского дома. Печорин же одаривает девушку подарками. Первые дни Бэла не обращала ни на что внимания. Но вскоре она начала понемногу привыкать к нему. И, наконец, Печорин добивается любви Бэлы. Но, увы, любовь главного героя не была долгой, уже через некоторое время он стал с ней холоден. К сожалению, эта глава заканчивается трагически. Бедная Бэла погибает от рук Казбича. А ведь она совсем ещё юная, не поведавшая жизни девушка. Я считаю, что её смерть не случайна. Будь она жива, Печорин причинил бы ей ещё много горя. Она была слишком искренна и по-детски наивна, она не выдержала бы новых разочарований.
Мне очень понравилась эта глава,+ так как в ней есть то о чём можно хорошенько задуматься и в наше время
Доклад подготовила музыкальный руководитель: Косинова Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете "Отражение в речи образного восприятия окружающего в процессе театрализованных игр".
Театрализованные игры вносят неоценимый вклад в речевое развитие дошкольников.Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и прав...
Доклад на педсовете Тема: «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду. Самообслуживание и труд».
Предметный мир – окружающие вещи, игрушки имеют особое значение в развитии дошкольника. Именно в предметной деятельности возникает познавательная актив...
Доклад на педсовете Тема: «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»
Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия....
Доклад на педсовете "Поисково-исследовательская деятельность зимой на прогулке детей среднего возраста."
Описаны возможности поисково-исследовательской деятельности зимой на прогулке детей средней группы....
Доклад на педсовете и Игровое занятие для ясельной группы
Данные материалы являются отражением опыта работы в 1-ой младшей группе Детского Сада комбинированного вида № 3 "Радуга" г. Подольска. Предлагаем ознаком...
Доклад на педсовете по нетрадиционным техникам рисования
Влияние нетрадиционных техник рисования на дошкольника. Техники рисования, которые на мой взгляд наиболее приемлемы к применению в дошкольном образовании....
Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"
Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...