«Современные коррекционно - развивающие технологии в работе с детьми с ОВЗ ».
материал по коррекционной педагогике

скоробогатова наталия михайловна

В настоящее время 1,7 млн детей, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе, поэтому особую важность при работе с детьми, с ограниченными возможностями здоровья, приобретает вопрос о степени сформированности коммуникативных умений. От уровня развития коммуникативных способностей у этих учащихся зависит и уровень их дальнейшей социализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 





 

Доклад

 

«Современные коррекционно - развивающие технологии в работе с детьми с ОВЗ ».




Подготовила:

воспитатель

Наталия Михайловна Скоробогатова

Мичуринск – наукоград  2022год


Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное - воспитание в человеке человеческого.

Антуан де Сент-Экзюпери


   В настоящее время 1,7 млн детей, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе, поэтому особую важность при работе с детьми, с ограниченными возможностями здоровья, приобретает вопрос о степени сформированности коммуникативных умений. От уровня развития коммуникативных способностей у этих учащихся зависит и уровень их дальнейшей социализации.

Овладение техникой общения как, и многими другими умениями, у ребенка  с задержкой в развитии происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты с несколькими людьми. Кроме того, существует большая прослойка детей, которые посещают массовые общеобразовательные школы,  но под влиянием неблагоприятно складывающихся социальных условий и, прежде всего, межличностных отношений, испытывают психологический дискомфорт, который по мере взросления ребенка усиливается и превращается в травмирующий фактор. Таким детям необходима специальная помощь при  адаптации в среде сверстников.

   При обучении и воспитании детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими,  но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

   Задача  - педагогов состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого воспитанника появится механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.

В настоящее время в работе с детьми с ОВЗ  недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. В связи с этим педагоги  ищут новые подходы, технологии и приёмы. Современные технологии психолого – педагогического обследования, образования и мониторинга позволяют добиваться повышения качества  работы.

    Современные коррекционно - развивающие технологии, направлены на развитие и коррекцию психических и физических недостатков детей с ОВЗ, и способствуют усвоению знаний, умений и навыков, необходимых для повышения их жизненной компетентности, и использовать их в своей деятельности.

Дети с ОВЗ, так же слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения и с большими трудностями овладевают средствами речевого общения. Усвоенные ими речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Контакты носят поверхностный характер, а у многих общение со сверстниками эпизодическое. Большинство детей предпочитает играть в одиночку. Когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях. Таким образом, ребенок, имеющий нарушения в развитии сталкивается со следующими проблемами:

  • недостаток общения со сверстниками и взрослыми людьми;
  • не сформировано умение использовать правила коммуникации в актуальных жизненных ситуациях;
  • ограничение доступа к информационным технологиям;
  • отсутствие пролонгированного эффекта полученных навыков;
  •  нехватка общения с ценностями культуры и природой.


В настоящее время вниманию педагога-психолога представлено большое количество методов работы с детьми с ОВЗ.  

Сказкотерапия  или «лечение сказкой» является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия на детей, имеющих низкую самооценку, страхи, а так же нарушение поведения. Психологическая терапия сказкой, позволяет решать проблемы эмоционально-волевого характера, стимулирует творческую деятельность, воспитывает у детей любовь к чтению. В ходе этих занятий возможно решение не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей (неврозы, застенчивость, страхи, агрессию), но и приобщение их к книге, знакомство с творчеством писателей-сказочников. Занятия с особыми детьми по методу сказкотерапии несут в себе не только обучающий и коррекционно-развивающий характер, направленный на развитие личностного  и творческого роста ребёнка, но и воспитывают в нём будущего потенциальность.

Музыкотерапия. Это использование музыки на занятиях с ребенком в любом виде. Можно прослушивать записи, играть на элементарных музыкальных инструментах, петь и так далее – все это приносит неоценимый вклад в развитие ребенка.

Изотерапия – одно из направлений арт - терапии, которая опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в коррекционных целях. Изотерапия дополняется сказкотерапией, игротерапией, что наиболее эффективно при работе с «особенными» детьми. В данном случае воздействие на развитие ребёнка осуществляется посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Коррекционные занятия с использованием изотерапии используются при создании положительной мотивации, помогают преодолеть страхи детей перед трудностями, создать ситуацию успеха, а также воспитывают чувство взаимопомощи, взаимовыручки. Такие занятия имеют огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук.

    Игротерапия – это особый способ взаимодействия с ребёнком, в процессе которого ему предоставляется возможность, с одной стороны, быть таким, какой он есть, быть самим собой, а с другой – установить отношения с воспитателем и детьми. Цель игровой терапии – дать ребёнку свободу, возможность самому оценивать своё поведение, понять свой творческий потенциал: результатом каждой игры является поддержание положительного «Я» ребёнка. С помощью игры педагог может помочь ребёнку раскрыться и установить контакт с окружающим миром.

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ в первую очередь подразумевает совместное рисование (метод рука в руке). Фундаментом такого способа помощи детям является цветовая система. После того, как будет сделан рисунок, педагог и психолог смогут увидеть, какие цвета используются ребенком чаще всего. Это и будет сигналом к его эмоциональному состоянию. Чтобы занятие по арт-терапии не превратилось в обычный урок по изобразительной деятельности, нужно соблюдать некоторые условия.

     Одним из самых универсальных и доступных для детей с ОВЗ направлений арт - терапии,   является песочная терапия.  Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать куличики, да и просто приятно сыпать его сквозь пальцы. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия. Что же такое пескотерапия?

     Песочная терапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит ребенка.  Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие и развитие детей.

    Песочная терапия намного эффективнее, чем стандартные приемы обучения. В условиях учебного заведения не только психолог может использовать песочницу, но и педагоги, которые могут проводить развивающие игры на песке.  Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает пространственные и временные понятия. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая  моторика руки. Занимаясь  играми на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать все правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.

 Особо нуждаются в такой терапии дети с ОВЗ. В качестве ведущих характеристик таких  детей выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха.

 Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью, и каждая игра имеет конкретное целевое применение.

 Благодаря различным видам арт - терапии можно решать задачи развития познавательной, эмоционально-волевой сферы, творческих способностей, саморегуляции, мелкой моторики; формирования умения свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения и понимать позицию другого; адекватного межличностного поведения и самооценки, способности искать и раскрывать ресурсы детейс ОВЗ.  

 Мнемотехника – технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развития речи.  Главной проблемой детей с особенными потребностями является то, что они не могу говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей с РАС и детей с нарушением речи  возникают трудности – зачастую их не понимают, вследствие чего ребенок начинает нервничать, психовать, проявлять агрессию и т.д. Возникает вопрос: как же общаться с невербальным ребенком?

Таким детям нужны специальные дидактические материалы, без лишних деталей – карточки и визуальные расписания, при помощи которых ребенок сможет общаться с другими людьми.

 
В  работе  с детьми ОВЗ  надо использовать различные формы: это и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия и групповые. Не смотря на то, что детям с ограниченными возможностями здоровья  необходимо расширять зону общения, не все могут заниматься в группе  по медицинским показаниям. Таким детям предлагается индивидуальное сопровождение. В своей работе практикуем и такой маршрут психологического сопровождения: сначала для ребёнка предлагаются индивидуальные занятия, которые являются подготовкой для перехода ребёнка к групповым занятиям. Часто такой путь проходят дети с чертами аутичного поведения, психопатоподобным синдромом, с очень высокой тревожностью или агрессивностью и другими нарушениями.

При подборе формы занятий в любом случае проводится комплексная диагностика ребёнка, учитываются все его особенности физического и психологического развития.

Итогом групповых занятий обычно является повышение самооценки, обогащение   эмоциональной   и   личностной   сферы.    Участники      любой психологической группы отличаются друг от друга полом, темпераментом, интеллектом, степенью общительности и т.д. Они имеют разные интересы и жизненный опыт, естественно принося всё это с собой. Поэтому группа становится прообразом настоящего большого мира и даёт каждому ребёнку возможность найти своё место в нём. В группе ребёнок знакомится с разнообразными вариантами эмоциональных и поведенческих проявлений, может примерить их к себе. Также он ощущает реакцию других людей на собственные слова и действия и может понять причины такой реакции (ведь всё происходящее обсуждается). Это даёт ему возможность выбрать и оставить себе подходящие способы выражения чувств и поведения, отказаться от нежелательных, а какие-то просто немного подкорректировать. В итоге он начинает лучше адаптироваться в социальном мире и находит в нём достойное место для себя.

Ещё важнее то, что в безопасной атмосфере группы ребёнок погружается в свой внутренний мир и приобщается к внутреннему миру других людей. Благодаря этому он начинает чувствовать общность с другими, одновременно учась принимать и уважать различия.

 Применение коррекционно – развивающих технологий на занятиях позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и воспитание детей с ОВЗ, а также способствует положительному состоянию детей в процессе занятий и значительно повышает эффективность работы. Современное общество настолько сложно, что любой ребёнок нуждается в определённом психологическом «запасе прочности» для вступления в его ряды. Человек должен жить среди людей, и ребёнок с ОВЗ – прежде всего человек. Его реальные психологические проблемы мало отличаются от тех, которые есть у здоровых детей. Цель педагогов – подготовить своих воспитанников к дальнейшему обучению, а в будущем к производительному, общественно полезному труду и к самостоятельной жизни.

 

 

Список использованной литературы

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация  детей   с   ОВЗ. Психологические основы / Л.И. Акатов.- М. : ВЛАДОС, 2003. - 225 с.

2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.

3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.

5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. - 160 с.
6.  Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытин.    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР

Применение коррекционно- развивающих технологий, для лучшего развития детей....

Статья на тему "Коррекционно - развивающие технологии в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста"

Данная статья содержит актуальность проблемы речевого развития детей. Анализ коррекционно-развивающих технологий, которые может применять любой педагог ДОО,  различных авторов....

Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми ОВЗ

Коррекционно-развиающие технологии в работе с детьми  ОВЗ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ (МДР)

Использование логопедического массажа, массажа лошками и биоэнергопластики в работе по устранению недостатков произношения у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии...

Консультация для педагогов. "Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми с ОВЗ"

Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми с ОВЗ...

Мастер-класс: «Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми с ментальными нарушениями (театральные мини - сказки)»

Мини-сказка для детей с ОВЗ с элементами театрализованной деятельности. ( по мотивам русской народной сказки  «Колобок») Цель: развивать творческий потенциал детей с ОВЗ, со...

Мастер-класс: «Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми с ментальными нарушениями (театральные мини - сказки)»

Мастер-класс:«Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми с ментальными нарушениями(театральные мини - сказки)»...