МОДУЛЬ ОБОБЩЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ДОШКОЛЬНИКОВ»
материал на тему
Одним из главных направлений в работе воспитателя по социальному развитию дошкольников является привлечение родителей к сотрудничеству, а это можно сделать только через внимательное отношение к их нуждам и проблемам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modul_malysheva.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
МОДУЛЬ
ОБОБЩЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
«СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Подготовила:
Малышева Екатерина Николаевна—
Воспитатель МБДОУ №109
- Теоретическая база опыта:
Теоретической базой являются философские концепции социализации личности (А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.С. Мухина, А.В. Петровский); социальной обусловленности воспитания (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский, А.С. Макаренко); понимание детства как максимального раскрытия потенциальных возможностей ребёнка (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Ф. Виноградова, В.Т. Кудрявцев, Р.М. Чумичева); теория деятельностного подхода (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); положение о неповторимой индивидуальности личности, её самоценности (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, Н.Д. Никандров, Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов и др.).
- Актуальность и перспективность:
Социальное развитие современных дошкольников требует повышенного внимания со стороны воспитателей дошкольного образовательного учреждения. В связи с тем, что дети очень часто предоставлены сами себе или же электронным устройствам, поэтому у большого процента детей возникают проблемы при построении общения со сверстниками и взрослыми. Обучение общению происходит на протяжении всего периода дошкольного детства так, как взрослея, ребёнок получает новые социальные роли.
- Условия возникновения и становления опыта.
Детство – важнейший этап становления личности человека, этот период является фундаментом, определяющим дальнейшее развитие человека и дающий ему уникальный жизненный опыт не выполнимый в других возрастных периодах. Поэтому задача воспитателя научить детей сотрудничать на занятиях и в свободное время, дружить, к мысли, что есть альтернативное мнение.
- Сущность опыта.
Заключается в создании системы работы воспитателя по формированию социальных характеристик дошкольника, а также работа с родителями и привлечение их к управлению социальным развитием дошкольников.
- Основные компоненты опыта.
Работа с детьми в группе и на прогулке; работа с родителями; организация мероприятий совместно с родителями и детьми из старших и младших групп, организация участия в социальных проектах, индивидуальные консультации для родителей.
- Система работы.
Собственную работу по управлению качеством социального развития дошкольников необходимо начинать с анализа социальной ситуации в группе. Для этого составляется социальный паспорт семей воспитанников. Далее родителям предлагается анкета, по направлениям: организация игровой деятельности детей на прогулках и в свободное время; формирование навыков сотрудничества. После обработки первичной анкеты [Текст анкеты в Приложении 1] делаются выводы о начальном состоянии социальной ситуации в группе. Далее проводится работа по повышению качества социального развития, в процессе такой работы воспитатель всегда выслушает ребёнка и родителей, и ненавящего окажет влияние на его поступки и поведение, объяснив необходимость соблюдения определённых правил в социуме.
Одним из главных направлений в работе воспитателя по социальному развитию дошкольников является привлечение родителей к сотрудничеству. Наиболее открыто и положительно педагогическая работа ДОУ может быть оценена родителями по качеству проводимых досугов и праздников. В этой деятельности проще заручиться поддержкой родителей. Консолидация усилий может также послужить удовлетворение потребностей родителей в профессиональной помощи со стороны учреждения. Главное, о чём должен помнить педагог, активно работающий в этом направлении: привлечь родителей к сотрудничеству можно только через внимательное отношение к их нуждам и потребностям.
Совместно с родителями и детьми мы выполняем социальные проекты. Одним из таких проектов был проект посвящённый Дню пожилого человека [Текст проекта в Приложении 3].
7. Результативность работы.
Показатели такой работы становятся высокими не сразу, нужна постепенная кропотливая работа над формированием социальности дошкольников. На протяжении ряда лет мы с воспитанниками принимаем активное участие в проектной деятельности, выступаем с презентациями проектов, а также участвуем в различных социальных акциях.
Приложение
Приложение 1
Источник: 1, с. 48-49
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Заполните, пожалуйста, анкету. Для этого обведите в кружок номер наиболее удовлетворяющего вас ответа по каждому из вопросов.
ФИО ребёнка … Его возраст … Группа …
Кем вы доводитесь ребёнку …
Дата заполнения анкеты …
- С каким настроением ваш ребёнок чаще всего идёт в детский сад?
- С очень хорошим, радостным.
- Спокойно, без эмоций
- С грустью
- Ходит в детский сад по принципу «надо», как на работу
- Не желает идти, плачет
- Как, по-вашему, складываются отношения у ребёнка с воспитателями и персоналом?
2.1. Очень хорошо
2.2. Не плохо, не хорошо, обыкновенно
2.3. Сложно, можно сказать плохо
2.4. Не имею представления
- Как бы вы оценили отношения вашего ребёнка с детьми в группе?
3.1. Добрые, дружеские, много приятелей
3.2. Ровные, спокойные
3.3. Практически никаких
3.4. Плохие, напряжённые
3.5. Не знаю
- По каким предметам педагоги предлагали вам домашние задания в течение последних трёх месяцев?
4.1. Грамота
4.2. Математика
4.3. Изодеятельность
4.4. Развитие речи
4.5. Иностранный язык
4.6. Задания логопеда
4.7. Ручной труд
4.8. Прочее …
- Какие домашние задания ребёнок выполнял чаще всего с желанием? (Запишите название предмета в свободной строке) ….
- По каким предметам ребёнок достиг наибольших успехов? (Запишите название предмета в свободной строке. Примерный перечень предметов представлен в п. 4) …
- Информацией, какого рода вы обменивались с воспитателем чаще всего?
7.1. Преимущественно о достижениях ребёнка
7.2. О содержании учебных занятий, прошедших за день
7.3. Сообщения о плохом поведении ребёнка
7.4. О происшествиях в группе, связанных с плохим поведением других детей
7.5. Просьбы и сообщения административно-хозяйственного характера
7.6. Никакого общения, кроме официального минимума, не было
Благодарим за участие. Надеемся на сотрудничество.
Приложение 2
Работа с родителями:
Тематические родительские собрания.
Совместные досуги детей.
Организация взаимодействия родителей и детей с психологом, а также при необходимости консультирование невролога, педиатра, психиатра.
Просветительская работа с семьями воспитанников.
Привлечение родителей к занятиям с детьми в условиях семьи.
Приложение 3
Текст социального проекта, посвящённого Дню пожилого человека.
Тема: «День пожилого человека».
Цель: привлечь внимание дошкольников к проблемам и заботам пожилых людей.
Задачи: включить дошкольников в беседу, прочитать произведения, посвящённые пожилым людям, совместно с родителями подготовить презентацию (печатный или электронный вариант) о близких пожилых людях.
Проблемные вопросы:
- Кто такие пожилые люди? Когда человек становится пожилым?
- Как окружающие относятся к пожилым людям?
- Что может сделать ребёнок для пожилого человека?
Этапы работы:
- Определение понятия пожилой человек.
- Чтение художественных произведений, посвящённых пожилым людям.
- Творческая часть проекта.
На этапе социализации результаты группового проекта были представлены на праздничном мероприятии, посвящённом Дню пожилого человека.
Литература:
1. Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Управление качеством социального развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения: Пособие для руководителей и методистов. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Ребенок, приходя в ДОУ и погружаясь в среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая раб...
Педагогический совет "Совершенствование педагогических компетенций по художественно-эстетическому развитию дошкольников"
В рамках решения годовой задачи в детском саду прошел педагогический совет "Совершенствование педагогических компетенций по художественно-эстетическому развитию дошкольников"....
Передовой педагогический опыт "Формирование познавательной активности у дошкольников в процессе ознакомления с ОБЖ"
В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности ...
Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)
Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...
Психолого- педагогическая программа по успешной социальной адаптпции дошкольников с элементами сазкотерапии " Здравствуй сказка."
Программа поадаптации дошкольников от 3 до 7 лет....
Социальное развитие детей дошкольного возраста и возрастные особенности социального развития дошкольников.
Социальное развитие детей дошкольного возраста занимает немаловажную роль в воспитании детей. В статье пишется о роли социального развития и возрастных особенностях социального разви...
Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в детском саду
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и...