Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР 3 уровня «В лес с Красной Шапочкой»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Коррекционно-образовательные задачи:
Развитие лексического строя речи: обогащение и актуализация словаря детей на материале лексической темы «Ягоды» - существительные, прилагательные, глаголы. Учить выделять общие и индивидуальные признаки; уточнить родовые понятия, дифференцировать ягоды по месту их произрастания (садовые и лесные). Упражнять в подборе прилагательных для характеристики тех или иных качеств и признаков предметов. Развитие грамматического строя речи: учить образовывать относительные прилагательные; изменять существительные в косвенных падежах; согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.
Коррекционно-развивающие:
Развитие слухового и зрительного внимания; памяти; творческого воображения; логического мышления. Развитие фонематических процессов: восприятия и анализа. Развитие речевого дыхания. Продолжать формировать навыки восприятия и воспроизведения ритмического рисунка слова. Развитие общей и мелкой моторики. Учить пониманию основных эмоций и передаче их мимикой.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитание коммуникативных навыков; снижение эмоционального напряжения. Воспитание любознательности, усидчивости, самоконтроль, активное включение в общую деятельность. Создание положительного эмоционального настроя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 31.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №126 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Московского района г. Казани
Конспект подгруппового занятия по формированию
лексико-грамматических категорий для детей с ОНР 3 уровня
«В лес с Красной Шапочкой»
Учитель-логопед Иванова Л.Н.
Казань 2018
Коррекционно-образовательные задачи:
Развитие лексического строя речи: обогащение и актуализация словаря детей на материале лексической темы «Ягоды» - существительные, прилагательные, глаголы. Учить выделять общие и индивидуальные признаки; уточнить родовые понятия, дифференцировать ягоды по месту их произрастания (садовые и лесные). Упражнять в подборе прилагательных для характеристики тех или иных качеств и признаков предметов. Развитие грамматического строя речи: учить образовывать относительные прилагательные; изменять существительные в косвенных падежах; согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.
Коррекционно-развивающие:
Развитие слухового и зрительного внимания; памяти; творческого воображения; логического мышления. Развитие фонематических процессов: восприятия и анализа. Развитие речевого дыхания. Продолжать формировать навыки восприятия и воспроизведения ритмического рисунка слова. Развитие общей и мелкой моторики. Учить пониманию основных эмоций и передаче их мимикой.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитание коммуникативных навыков; снижение эмоционального напряжения. Воспитание любознательности, усидчивости, самоконтроль, активное включение в общую деятельность. Создание положительного эмоционального настроя.
Оборудование:
Демонстрационный материал: корзинка, набор предметных картинок с изображением ягод, две картинки с изображением сада и леса, картинка вазы с вареньем и вырезанные из тонкой бумаги 6 маленьких мух; металлофон; нарисованные банки с вареньем из разных ягод, магнитная доска, фланелеграф, наборное полотно.
Раздаточный материал (на каждого ребенка подгруппы): набор карточек к дидактической игре «Варенье»; карандаши, листки с нарисованными половинками ягод: клубника, вишня, смородина.
Ход занятия
1.Организационный момент. Сообщение темы.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла Красная Шапочка! Кто знает, из какой сказки она пришла? Кто написал эту сказку? А кто помнит, о чем эта сказка? (Красная Шапочка пошла в лес, что бы отнести пирожков бабушке, встретила там волка и т.д. ответы детей). За пирожки бабушка дала Красной Шапочке корзину с гостинцами. Но эти гостинцы какие-то заколдованные, с загадками. Красная Шапочка никак не может разгадать их. Поможем ей?
1-ая загадка
Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.
(земляника)
2-ая загадка
Низок, да колюч, сладок, не пахуч.
Ягоды сорвёшь - всю руку обдерёшь
(крыжовник)
3-я загадка
Как кровь, красна.
Как мед, вкусна.
Как мяч, кругла,
Мне в рот легла.
( вишня)
4-ая загадка
И красна, и кисла
На болоте росла.
( клюква)
5-ая загадка
Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.
(клубника)
6-ая загадка
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет, другая чернеет.
(красная и черная смородина)
(на стол выкладываются картинки с изображение этих ягод)
Воспитатель: Смотрите, какие гостинцы собрала бабушка Красной Шапочке. Земляника, крыжовник, вишня, клюква, клубника, смородина, ежевика, черника, брусника, морошка. Что это?
Дети: Это ягоды.
2. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая игра «Малина»
Воспитатель: А посмотрите, какая у меня еще есть ягода. Малина. (выкладывается картинка с изображением малины)
Раз – малина, два малинка (дети сжимают пальцы в кулаки. Разжимают сначала указательный палец, затем средний)
Ела ягоды Маринка, (прикасаются пальцами правой руки, собранными в щепоть, к левой ладони («есть»).
И в корзинке у Маринки (переплетают пальцы «корзинка»)
Не осталось ни малинки. (покачивают указательным пальцем вправо-влево)
Кто по ягоды пойдет, (хлопают в ладоши 4 раза)
Тот корзиночку возьмет! (прижимают ладони друг к другу и на последнее слово протягивают ладони вперед)
3. Релаксация мышечного аппарата конечностей по контрасту с напряжением.
Воспитатель: Вот как бабушка старалась для Красной Шапочки! В лес за ягодами ходила, набрала там целую корзину ягод.
4.Пальчиковая гимнастика «Корзина с ягодами» (выполняется стоя)
Воспитатель: Бабушка собирала ягоды и в лесу, и в саду.
(Воспитатель помещает картинку с ягодами на магнитную доску)
Воспитатель: Ребята, тихо. Я слышу какой-то спор в корзине. Ягоды в корзине стали хвастаться друг перед другом.
Мы хотя и маленькие, но зато удаленькие!
Всех угостим!
Мы вкусны, любому угодим!
Покажите, как хвастались ягодки.
(Дети изображают позу хвастовства)
Воспитатель: Есть ягодки сладкие. Представьте, что вы их сейчас попробовали. Они вам понравились? Покажите, какое у вас при этом довольное лицо.
(Дети передают мимикой удовольствие)
Воспитатель: Отберите их и вложите в корзину, на которой нарисовано довольное лицо.
(Дети отбирают картинки ягод и вкладывают в корзину с пиктограммой «Удовольствие»)
Воспитатель: Есть ягодки кислые. Попробуйте их. Какое у вас теперь будет лицо?
(Дети передают мимикой недовольствие)
Воспитатель: Отберите эти ягодки и вложите в корзинку с рисунком недовольного лица.
(Дети отбирают картинки ягод и вкладывают в корзину с пиктограммой «Недовольствия»)
Воспитатель: А есть ягоды горьковатые на вкус. Попробуйте их. Какое у вас будет после этого лицо?
(Дети передают мимикой отвращение)
Воспитатель: Отберите горьковатые на вкус ягоды и положите в корзинку с рисунком лица, изображающего отвращение.
(Дети отбирают картинки ягод и вкладывают в корзину с пиктограммой «Отвращение»)
Воспитатель: Да, ягоды на вкус все разные. Но, все ягоды, которые мы сейчас с вами «пробовали» - полезны для здоровья. Но есть в природе ягоды, которые для человека вредны и даже опасны. Это ядовитые ягоды. Их собирать, есть нельзя! Посмотрите на картинки, здесь показано, какие ягоды собирать ни в лесу, ни в парках, садах трогать нельзя. Их сок очень опасен для человека.
Воспитатель демонстрирует картинки с изображением ядовитых ягод: бузина, вороний глаз, купена, ягоды ландыша.
5. Формирование физиологического дыхания
Воспитатель: А вы знаете, какая самая большая ягода? Угадайте-ка ребята!
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар?
Дети: Это арбуз
Воспитатель: Правильно! Арбуз – это большая ягода. Растет он на поле, которое называется – бахча.
Игровое упражнение «Арбуз» (выполняется лежа)
Давайте покажем арбуз на бахче. Ложитесь на пол. Положите руки на живот. Вдохните медленно носом и надуйте живот. Выдыхайте медленно – живот втяните.
(Выполняют 3-5 раз)
Упражнение на развитие ротового выдоха «Надоедливые мухи» (выполняется стоя)
Воспитатель кладет на стол картинку вазы с вареньем и вырезанные из тон-
кой бумаги 6 маленьких мух. На края вазы воспитатель кладет вырезанных из бумаги маленьких мух
Воспитатель: Посмотрите, сколько мух хочет попробовать наше вкусное варенье. Давайте их прогоним. Нужно подуть на мух, и они улетят. Попробуем подуть. Только помним, что вдыхаем носом, а выдыхаем ртом плавно, медленно.
По команде воспитателя дети набирают воздух через нос и начинают плавно и медленно дуть на мух. Мухи «улетают» от варенья.
6.Развитие лексического строя речи.
Воспитатель: Посмотрите ребята, какие ягоды набрала бабушка?
Воспитатель выставляет картинки с изображением ягод: клубники, земляники, морошки, малины, смородины, крыжовника, черники, ежевики, клюквы, брусники, вишни.
Воспитатель: Где она собирала ягоды?
Дети: Она собирала в лесу и в саду.
Воспитатель: Какие ягоды она собрала в лесу?
Дети: Землянику, чернику, ежевику, клюкву, бруснику, морошку.
Воспитатель: Как мы назовем эти ягоды? Какие это ягоды?
Дети: Это лесные ягоды.
Воспитатель: А какие ягоды бабушка собрала у себя в саду?
Дети: В саду она собрала клубнику, малину, смородину, крыжовник, вишню.
Воспитатель: А как назвать нам эти ягоды? Какие это ягоды?
Дети: Это садовые ягоды.
Воспитатель: Давайте разберем ягоды под картинками сада и леса. Садовые положите к картинке сада, а лесные – к картинке леса.
(Воспитатель размещает на магнитной доске две картинки сада и леса и раздает детям по две карточки с изображением ягод: одна из них садовая ягода, вторая – лесная ягода. Дети по одному подходят к картинкам и раскладывают карточки с ягодами, комментируя свои действия: «малина – это садовая ягода, растет в саду, а земляника – лесная ягода, растет в лесу)
7. Развитие грамматического строя речи. Игра « Варенье»
Цель: Образование относительных прилагательных, согласование с существительными.
Воспитатель: Бабушка сварила из ягод вкусное варенье. Какое получилось у нее варенье. Помогите мне его назвать.
(воспитатель раздает детям карточки из набора дидактической игры «Варенье» с изображением банки и нарисованной под ней ягодой)
Какое варенье бабушка сварила из малины?
Бабушка сварила малиновое варенье.
Какое варенье бабушка сварила из клюквы?
Бабушка сварила клюквенное варенье.
Какое варенье бабушка сварила из смородины?
Бабушка сварила смородиновое варенье.
Какое варенье бабушка сварила из земляники?
Бабушка сварила земляничное варенье.
Какое варенье бабушка сварила из черники?
Бабушка сварила черничное варенье.
Какое варенье бабушка сварила из ежевики?
Бабушка сварила ежевичное варенье.
Какое варенье бабушка сварила из вишни?
Бабушка сварила вишневое варенье.
Какое варенье бабушка сварила из брусники?
Бабушка сварила брусничное варенье.
Какое варенье бабушка сварила из клубники?
Бабушка сварила клубничное варенье.
8.Упражнение на развитие ритмического слуха «По ягоды»
Воспитатель: Давайте и мы соберем ягоды. Будем собирать землянику в лесу. Я помогу вам ее найти в траве. Я сыграю вам на металлофоне простую мелодию. Когда музыка будет звучать тихо, вы будите просто ходить по ковру, а если услышите громкий звук, то наклонитесь и сорвете ягодку.
(воспитатель наигрывает на металлофоне простую ритмичную мелодию, делая акцентированное звучание на определенной доле ритма)
9.Логоритмическое упражнение «Малина».
Воспитатель: Землянику в лесу собрали, теперь соберем в саду малину. Вставайте в круг.
10.Развитие фонематического восприятия.
Воспитатель: Какую ягодку мы с вами только что собирали в саду?
Дети: Мы собирали в саду малину.
Воспитатель: Какой первый звук мы слышим в слове «м-м-м-малина»?
Дети: Звук М.
Воспитатель: Я предлагаю вам послушать в названиях, каких ягод, мы тоже услышим этот звук М. Я, буду называть слова, а вы, если услышите в этом слове звук М, хлопните в ладоши. Готовы? Начали!
(воспитатель произносит названия ягод, утрированно выделяя в словах [М]: калина, смородина, клубника, смородина, крыжовник, земляника, брусника, морошка. Дети, услышав в слове заданный звук, хлопают в ладоши)
11.Развитие зрительного внимания и памяти.
Воспитатель: Бабушка сварила много разного варенья. Перелила его в банки и расставила на полочки. Посмотрите внимательно на полочки и запомните, какие банки, с каким вареньем и на них стоят. (дети внимательно смотрят на расставленные воспитателем, на наборном полотне нарисованные банки с вареньем). А теперь закройте глазки. (убирает некоторые банки с наборного полотна) Банки с каким вареньем пропали с полочек? (Дети находят изменения и называют, с какой полочки банка, с каким вареньем пропала)
12.Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков.
Воспитатель: Какие вы внимательные! Молодцы! А теперь садитесь за столы. Посмотрите, перед вами лежат странные рисунки ягод. Только одни половинки ягод, вторыми половинками, по-видимому, гусеницы полакомились Они, тоже любят сладкие ягодки. Дорисуйте, пожалуйста, пропавшие половинки ягод.
(дети дорисовывают вторую часть ягод в зеркальном отражении)
13. Окончание занятия. Итог.
Воспитатель: Ребята, вы просто молодцы! Мне очень понравилось, как вы выполняли все задания! Вы были очень внимательными, старательными. Вы помогли Красной Шапочке расколдовать гостинцы от бабушки. Она благодарит вас за помощь и дарит вам баночку варенья, которое приготовила бабушка. А какое это варенье, мы узнаем, когда будем пить чай.
Дома нарисуйте свои баночки с разным вареньем. Не забудьте, какие ягодки лесные, а какие садовые. Повторите дома их с мамой. А еще нарисуйте самую большую ягодку – арбуз. Покажите ее маме, как мы с вами сегодня ее показывали, когда делали упражнение на ковре. Только помните, что вдыхать нужно носом медленно, надувая живот, а выдыхать ртом, тоже медленно, втягивая живот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматического строя речи (подготовительная группа) Тема «Кто где живет?»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ• Закреплять знания о диких животных, знакомить с их жилищами.• Расширять и активизировать словарный запас по темам «Дикие животные». «Зима».• Формировать практические навыки правиль...
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи.
Познакомить детей с названиями грибов : подберезовик, подосиновик, лисичка, опенок, мухомор; закрепить строение гриба;Обратить внимание, что название гриба связано с местом его произрастан...
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе на тему: «Фрукты - сад»
Конспект занятия...
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе для детей с ТНР. Тема: «Транспорт».
конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе для детей с ТНР по теме "Транспорт"...
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей подготовительной группы по теме: "Квест по стране сказок".
Конпект подгруппового занятия с использованием современных обучающих технологий (Сингапурская система дошкольного образования) с детьми подготовительной группы, имеющими общее недоразвитие речи III ур...
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР III уровня «Путешествие с героями сказки «Снежная Королева»»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей, сформировать лексико-грамматические компоненты речи по данной теме.Задачи: Коррекционно-образовательные:Закрепление представлений о зиме, ее приме...
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР ТЕМА: «ТРАНСПОРТ»
Формирование лексико-граматических средств языка по теме «Транспорт»....