«Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе».
консультация на тему

Кукаро Наталья Борисовна

 

Круглый стол

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круглый стол

Тема: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе».

Цель:  Уточнить и обогатить знания воспитателей о здоровьесберегающих технологиях, их месте  в образовательном процессе. Умение пользоваться методами и приемами, направленными на сохранение здоровья воспитанников.

План:

1 часть:  Теоретическая часть.  

  1. Исполнение законодательства в области внедрения оздоровительных технологий в деятельность ДОУ. Анализ вопросников.

Ответственная: Адмаева С.В.., зам.зав. по ВМР

  1.  Здоровьесберегающие методы и приемы, направленные на сохранение и укрепление зрения дошкольников в повседневной жизни.

Ответственная: Кукаро Н.Б. - воспитатель

  1. Здоровьесберегающие методы и приемы, направленные на развитие и укрепление органов дыхания дошкольников в повседневной жизни.

Ответственная:  Чубарова Е.В. – инструктор по физ.культуре

  1. Психологический комфорт как профилактика психосоматических заболеваний

Ответственная: Клюева И.В. - психолог

  1. Технологии оздоровления детей средствами и методами эстетотерапии.

Ответственная: Прутских Т.И. - воспитатель

           

2 часть:  Практическая.

Проведение игр, упражнений, направленных на сохранение здоровья воспитанников с воспитателями.

3 часть:  Подведение итогов. Рефлексия. Принятие решения.

Внедрение здоровьесберегающих технологий

в образовательную деятельность ДОУ.

По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье  человека на 50—55% зависит от собственного образа жизни, на 20— 25 % -  от окружающей среды, на 16 – 20 % — от наследственности и на 10—15% — от уровня развития здравоохранения  в  стране. Нельзя улучшить  свою  наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от него самого.

Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса,    сберегающего    здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Роль родителей в сбережении здоровья ребенка при поддержке ДОУ состоит в конструировании природо- и культуросообразной модели поведения, в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов ДОУ в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребенка, активном участии в создании культурных традиций детского сада.

Валеологами определены основные условия природосообразного, здоровьесберегающего образования.

  1. Удовлетворение базовых потребностей ребенка. В этом случае он наиболее полно развивает свои способности, познает собственную уникальность; в процессе самоактуализации у него непроизвольно формируются основные компоненты здоровья.
  2. Создание экологически чистого (адаптационного, реабилитационного, образовательного) пространства для каждого ребенка. Только в этих условиях ДОУ сможет раскрыть индивидуальность каждого воспитанника. Задачей педагога становится не формирование личности с заданными свойствами, а помощь ребенку в познании и сотворении себя, обучение и воспитание детей сообразно технологии и условии воспитания и обучения к ребенку, а не наоборот.

3. Воспитание у детей потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.

В настоящее время возрастает необходимость активной разработки и использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ, стимулирующих приобретение опыта ценностного отношения к своему здоровью уже в дошкольные годы. Исполнение законодательства в области внедрения оздоровительных технологий  является важным компонентом этого процесса. Основополагающие документы по проблеме обеспечения здоровья детей следующие:

Основополагающие документы по проблеме обеспечения здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях:

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43;
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изменениями от 20 июля 2000 г.);
  • Закон РФ  «Об образовании» в редакции от 13 января  1996 г. Na  12-ФЗ (с изменениями и дополнениями на 2002 г.);
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 677 (с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлениями Правительства РФ от 14 февраля 1997 г. № 179, от 23 декабря 2002 г. № 919);
  • «Санитарно-эпидемиологические требования  к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных  учреждений»   (утв.   Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003 г.);

  • Постановление    Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся   в  длительном   лечении,   и внесении изменений в Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате   и   Типовое   положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28 августа 1997 г. № 1117 (с   изменениями   от   23   декабря 2002 г.).

Одним из основных документов является Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с которым детские сады комбинированного вида могут включать в себя различные группы, в том числе общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные.

Медицинское обеспечение детей в ДОУ должно основываться на следующей нормативно-правовой основе;

  • Приказ Госкомобразования СССР, Минздрава   СССР,   Госкомтруда СССР «Об утверждении Положения о санаторном детском дошкольном учреждении (группе) для ослабленных и часто болеющих детей и Типовых штатов санаторных детских дошкольных учреждений для ослабленных и часто болеющих детей» от 4 мая 1990 г. № 306/185/33;
  • Методические указания Минздрава СССР «Организация режима дня в малокомплектных дошкольных учреждениях» от 12 августа 1987 г. № 4419-87;
  • Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» от 30 июня 1992 г. № 186/272;
  • Приказ    Министерства   здравоохранения   и  медицинской  промышленности РФ «Об утверждении  инструкции  по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов» от 14 марта 1995 г. № 60;
  • Приказ   Минздрава  России   «О временных отраслевых стандартах объема медицинской помощи детям» от 7 мая 1998 № 151;
  • Письмо Минздрава России «Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях» от 21 декабря 1999 № 13-16/42;
  • Рекомендации Минздрава Росси «Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и подростков   в   организованных коллективах (детские сады, образовательные учреждения общего и коррекционного типа, детские дома и школы-интернаты, учреждения начального и среднего профессионального образования)» от 9 мая 1999 №1100/964 99-15;
  • Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста   в  организованных формах обучения» от  14 марта 2000 г. № 65/23-16;
  • Приказ Минздрава РФ «Об утверждении «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений»      (извлечения)»     от 3 июля 2000 г. № 241;
  • Приказ Минобразования РФ «Примерное положение о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения» от 15 мая 2000 г. № 1418;
  • Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений»,
    от 4 апреля 2003 г. №  139.
       

Вопросы обеспечения кадрами, оплаты труда, функциональных обязанностей работников ДОУ регламентируются следующими документами:

-   Приложение 2 к приказу Минздрава России и Минобразовани: России «Функциональные обязанной сти медицинских работников, обсл; живающих детей в образовательны; учреждениях     (извлечения)»     от 30 июня 1992 г. № 186/272;

-   Приложение в приказу Госкомобразования СССР «О порядке установления доплат за неблагоприятные условия труда в учреждения и организациях системы Гособразования СССР» от 20 августа 1990 г. № 579;

-    Приказ Минздрава «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций» РФ от 29 июня 2000 г. № 229;

-    Письмо Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ «О порядке исчисления заработной, платы работников образовательный учреждений» от 16 января 2001 г. № 20-58-196/20-5/7.

-   Постановление Министерства труда и социального развития РФ «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников   и   работников   культуры» от 30 июня 2003 г. № 41.

Важное значение для работников ДОУ имеет письмо Минобразования   России   от   12   января 1993 года № 10/32-Т «О компенсационных доплатах и  повышения ставок заработной платы (должностных окладов) работников образовательных учреждений», в соответствии с которым за работу в образовательных учреждениях (классах, группах) для обучающихся и воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, производится повышение ставок заработной платы (должностных окладов) на 15 — 20%. Но в соответствии с письмом Минюста РФ от 30 июля 2002 г. №07/7300-ЮД этому документу отказано в государственной регистрации.

В «Рекомендациях о порядке исчисления заработной платы работников  образовательных  учреждений» (приложение к письму Минобразования   России   и   Профсоюза работников народного образования и науки РФ от  16 января, 2001  г. № 20-58-196/20-5/7) систематизированы нормативно-правовые акты по вопросам оплаты труда работников образовательных учреждений: «п.6. Повышение ставок заработной платы и должностных окладов

6.1.   Педагогическим   и  другим работникам за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях осуществляется повышение ставок заработной платы (дополнительных   окладов)   в   следующих размерах и случаях.

6. 1.2. За работу в оздоровительных образовательных учреждениях (классах, группах) для детей, нуждающихся в длительном лечении (к нуждающимся в длительном лечении относятся и часто болеющие дети (из Письма Управления экономики от 16 апреля 2002 г. № 20-58/20-5), повышение производится на 15—20%.

<...> 6.1.4. Конкретный перечень работников, которым могут повышаться должностные оклады (ставки) на 15 — 20%, и конкретный размер этого повышения определяется руководителями образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом, органом самоуправления образовательного учреждения в зависимости от степени и продолжительности общения с детьми, имеющими отклонения в развитии.

<...> 6.1.6. В образовательных учреждениях, имеющих специальные (коррекционные) отдельные классы, группы для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии или классы (группы) для обучающихся (воспитанников), нуждающихся в длительном лечении, повышение должностного оклада руководителя производится на 15%.

<...> 6.1.14. Специалистам психолого-педагогических и медико-педагогических комиссий, логопедических пунктов повышение производится на 20%.

<...> 6.6. При наличии у работников, имеющих почетное звание или ученую степень, права на повышение ставок заработной платы в процентах (<...> в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии и др.) повышению подлежат ставки (оклады), установленные с учетом почетного звания или ученой степени.

<...> 7.1.3. За работу с неблагоприятными условиями труда в соответствии с Перечнем работ с этими условиями труда, утвержденным Приказом Гособразования СССР от 20 августа 1990 г. № 579 «Об утверждении Положения о порядке установления доплат за неблагоприятные условия труда и Перечня работ, на которых устанавливаются доплаты за неблагоприятные условия труда работникам организаций и учреждений системы Гособразования СССР», предусматриваются доплаты в размере:

  • с тяжелыми и вредными условиями труда — до 12% ставки (оклада);
  • с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда — до 24% ставки (оклада).

Конкретный размер доплаты работникам определяется учреждением в зависимости от продолжительности их работы в неблагоприятных условиях труда.

7.1.4. Воспитателям, помощникам воспитателей, младшим воспитателям за переработку рабочего времени вследствие неявки сменяющего работника или родителей, осуществляемую за пределами рабочего времени, установленного графиками работ, производится доплата: не менее чем в полуторном размере — за первые два часа работы, и не менее чем в двойном размере — за последующие часы работы».

Кроме того, при начислении заработной платы сотрудникам ДОУ можно руководствуемся Приложением к приказу Госкомобразования СССР от 20 августа 1990 г. № 579, в соответствии с которым сотрудникам ДОУ можно доплачивать 12% к должностному окладу за неблагоприятные условия труда.

Приложение 1

к приказу Госкомобразования СССР от 20 августа 1990 г. № 579



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Использование современных образовательных  (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных,  в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий  в образовате...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности во II младшей группе с применением игровых приёмов и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе «Путешествие по сказке колобок»

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности во II младшей группе с применением игровых приёмов и здоровьесберегающих   технологий  в образовате...

Письменный отчёт о использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с №10 « Ивушка» Журбенко Е. А.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма...

Модель использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации

В статье представленн материал по использованию современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО...

Письменный отчет старшего воспитателя ДОУ об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Письменный отчетстаршего воспитателя ДОУ об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающи...

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...