«Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе».
консультация на тему
Круглый стол
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stolzdorovesberegayushch._tekhnologii_v_obraz.protsesse.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол
Тема: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе».
Цель: Уточнить и обогатить знания воспитателей о здоровьесберегающих технологиях, их месте в образовательном процессе. Умение пользоваться методами и приемами, направленными на сохранение здоровья воспитанников.
План:
1 часть: Теоретическая часть.
- Исполнение законодательства в области внедрения оздоровительных технологий в деятельность ДОУ. Анализ вопросников.
Ответственная: Адмаева С.В.., зам.зав. по ВМР
- Здоровьесберегающие методы и приемы, направленные на сохранение и укрепление зрения дошкольников в повседневной жизни.
Ответственная: Кукаро Н.Б. - воспитатель
- Здоровьесберегающие методы и приемы, направленные на развитие и укрепление органов дыхания дошкольников в повседневной жизни.
Ответственная: Чубарова Е.В. – инструктор по физ.культуре
- Психологический комфорт как профилактика психосоматических заболеваний
Ответственная: Клюева И.В. - психолог
- Технологии оздоровления детей средствами и методами эстетотерапии.
Ответственная: Прутских Т.И. - воспитатель
2 часть: Практическая.
Проведение игр, упражнений, направленных на сохранение здоровья воспитанников с воспитателями.
3 часть: Подведение итогов. Рефлексия. Принятие решения.
Внедрение здоровьесберегающих технологий
в образовательную деятельность ДОУ.
По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50—55% зависит от собственного образа жизни, на 20— 25 % - от окружающей среды, на 16 – 20 % — от наследственности и на 10—15% — от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от него самого.
Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Роль родителей в сбережении здоровья ребенка при поддержке ДОУ состоит в конструировании природо- и культуросообразной модели поведения, в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов ДОУ в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребенка, активном участии в создании культурных традиций детского сада.
Валеологами определены основные условия природосообразного, здоровьесберегающего образования.
- Удовлетворение базовых потребностей ребенка. В этом случае он наиболее полно развивает свои способности, познает собственную уникальность; в процессе самоактуализации у него непроизвольно формируются основные компоненты здоровья.
- Создание экологически чистого (адаптационного, реабилитационного, образовательного) пространства для каждого ребенка. Только в этих условиях ДОУ сможет раскрыть индивидуальность каждого воспитанника. Задачей педагога становится не формирование личности с заданными свойствами, а помощь ребенку в познании и сотворении себя, обучение и воспитание детей сообразно технологии и условии воспитания и обучения к ребенку, а не наоборот.
3. Воспитание у детей потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.
В настоящее время возрастает необходимость активной разработки и использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ, стимулирующих приобретение опыта ценностного отношения к своему здоровью уже в дошкольные годы. Исполнение законодательства в области внедрения оздоровительных технологий является важным компонентом этого процесса. Основополагающие документы по проблеме обеспечения здоровья детей следующие:
Основополагающие документы по проблеме обеспечения здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях:
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43;
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изменениями от 20 июля 2000 г.);
- Закон РФ «Об образовании» в редакции от 13 января 1996 г. Na 12-ФЗ (с изменениями и дополнениями на 2002 г.);
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 677 (с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлениями Правительства РФ от 14 февраля 1997 г. № 179, от 23 декабря 2002 г. № 919);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003 г.);
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате и Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28 августа 1997 г. № 1117 (с изменениями от 23 декабря 2002 г.).
Одним из основных документов является Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с которым детские сады комбинированного вида могут включать в себя различные группы, в том числе общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные.
Медицинское обеспечение детей в ДОУ должно основываться на следующей нормативно-правовой основе;
- Приказ Госкомобразования СССР, Минздрава СССР, Госкомтруда СССР «Об утверждении Положения о санаторном детском дошкольном учреждении (группе) для ослабленных и часто болеющих детей и Типовых штатов санаторных детских дошкольных учреждений для ослабленных и часто болеющих детей» от 4 мая 1990 г. № 306/185/33;
- Методические указания Минздрава СССР «Организация режима дня в малокомплектных дошкольных учреждениях» от 12 августа 1987 г. № 4419-87;
- Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» от 30 июня 1992 г. № 186/272;
- Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов» от 14 марта 1995 г. № 60;
- Приказ Минздрава России «О временных отраслевых стандартах объема медицинской помощи детям» от 7 мая 1998 № 151;
- Письмо Минздрава России «Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях» от 21 декабря 1999 № 13-16/42;
- Рекомендации Минздрава Росси «Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и подростков в организованных коллективах (детские сады, образовательные учреждения общего и коррекционного типа, детские дома и школы-интернаты, учреждения начального и среднего профессионального образования)» от 9 мая 1999 №1100/964 99-15;
- Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14 марта 2000 г. № 65/23-16;
- Приказ Минздрава РФ «Об утверждении «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений» (извлечения)» от 3 июля 2000 г. № 241;
- Приказ Минобразования РФ «Примерное положение о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения» от 15 мая 2000 г. № 1418;
- Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений»,
от 4 апреля 2003 г. № 139.
Вопросы обеспечения кадрами, оплаты труда, функциональных обязанностей работников ДОУ регламентируются следующими документами:
- Приложение 2 к приказу Минздрава России и Минобразовани: России «Функциональные обязанной сти медицинских работников, обсл; живающих детей в образовательны; учреждениях (извлечения)» от 30 июня 1992 г. № 186/272;
- Приложение в приказу Госкомобразования СССР «О порядке установления доплат за неблагоприятные условия труда в учреждения и организациях системы Гособразования СССР» от 20 августа 1990 г. № 579;
- Приказ Минздрава «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций» РФ от 29 июня 2000 г. № 229;
- Письмо Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ «О порядке исчисления заработной, платы работников образовательный учреждений» от 16 января 2001 г. № 20-58-196/20-5/7.
- Постановление Министерства труда и социального развития РФ «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» от 30 июня 2003 г. № 41.
Важное значение для работников ДОУ имеет письмо Минобразования России от 12 января 1993 года № 10/32-Т «О компенсационных доплатах и повышения ставок заработной платы (должностных окладов) работников образовательных учреждений», в соответствии с которым за работу в образовательных учреждениях (классах, группах) для обучающихся и воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, производится повышение ставок заработной платы (должностных окладов) на 15 — 20%. Но в соответствии с письмом Минюста РФ от 30 июля 2002 г. №07/7300-ЮД этому документу отказано в государственной регистрации.
В «Рекомендациях о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений» (приложение к письму Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16 января, 2001 г. № 20-58-196/20-5/7) систематизированы нормативно-правовые акты по вопросам оплаты труда работников образовательных учреждений: «п.6. Повышение ставок заработной платы и должностных окладов
6.1. Педагогическим и другим работникам за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях осуществляется повышение ставок заработной платы (дополнительных окладов) в следующих размерах и случаях.
6. 1.2. За работу в оздоровительных образовательных учреждениях (классах, группах) для детей, нуждающихся в длительном лечении (к нуждающимся в длительном лечении относятся и часто болеющие дети (из Письма Управления экономики от 16 апреля 2002 г. № 20-58/20-5), повышение производится на 15—20%.
<...> 6.1.4. Конкретный перечень работников, которым могут повышаться должностные оклады (ставки) на 15 — 20%, и конкретный размер этого повышения определяется руководителями образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом, органом самоуправления образовательного учреждения в зависимости от степени и продолжительности общения с детьми, имеющими отклонения в развитии.
<...> 6.1.6. В образовательных учреждениях, имеющих специальные (коррекционные) отдельные классы, группы для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии или классы (группы) для обучающихся (воспитанников), нуждающихся в длительном лечении, повышение должностного оклада руководителя производится на 15%.
<...> 6.1.14. Специалистам психолого-педагогических и медико-педагогических комиссий, логопедических пунктов повышение производится на 20%.
<...> 6.6. При наличии у работников, имеющих почетное звание или ученую степень, права на повышение ставок заработной платы в процентах (<...> в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии и др.) повышению подлежат ставки (оклады), установленные с учетом почетного звания или ученой степени.
<...> 7.1.3. За работу с неблагоприятными условиями труда в соответствии с Перечнем работ с этими условиями труда, утвержденным Приказом Гособразования СССР от 20 августа 1990 г. № 579 «Об утверждении Положения о порядке установления доплат за неблагоприятные условия труда и Перечня работ, на которых устанавливаются доплаты за неблагоприятные условия труда работникам организаций и учреждений системы Гособразования СССР», предусматриваются доплаты в размере:
- с тяжелыми и вредными условиями труда — до 12% ставки (оклада);
- с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда — до 24% ставки (оклада).
Конкретный размер доплаты работникам определяется учреждением в зависимости от продолжительности их работы в неблагоприятных условиях труда.
7.1.4. Воспитателям, помощникам воспитателей, младшим воспитателям за переработку рабочего времени вследствие неявки сменяющего работника или родителей, осуществляемую за пределами рабочего времени, установленного графиками работ, производится доплата: не менее чем в полуторном размере — за первые два часа работы, и не менее чем в двойном размере — за последующие часы работы».
Кроме того, при начислении заработной платы сотрудникам ДОУ можно руководствуемся Приложением к приказу Госкомобразования СССР от 20 августа 1990 г. № 579, в соответствии с которым сотрудникам ДОУ можно доплачивать 12% к должностному окладу за неблагоприятные условия труда.
Приложение 1
к приказу Госкомобразования СССР от 20 августа 1990 г. № 579
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Использование современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовате...
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности во II младшей группе с применением игровых приёмов и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе «Путешествие по сказке колобок»
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности во II младшей группе с применением игровых приёмов и здоровьесберегающих технологий в образовате...
Письменный отчёт о использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с №10 « Ивушка» Журбенко Е. А.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма...
Отчет музыкального руководителя Козачёк Е.З. об использовании современных образовательных (психолого- педагогических), информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Отчет о проделанной работе музыкального руководителя за год....
Модель использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации
В статье представленн материал по использованию современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО...
Письменный отчет старшего воспитателя ДОУ об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Письменный отчетстаршего воспитателя ДОУ об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающи...
Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...