Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев
методическая разработка по логопедии
Данная методическая разработка содержит игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, которые стимулируют умственную деятельность детей, повышают общий тонус, снижают психоэмоциональное напряжение и способствуют хорошему эмоциональному настрою, координируют движения пальцев рук, приучают руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. (В.А. Сухомлинский) | 864.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Разминка»
(мячик, щёточка)
ручки, ручки просыпайтесь | Катаем мячик в руках, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней |
пальчики, пальчики просыпайтесь | Крутим мячик только пальчиками |
животик, животик просыпайся | Массируем мячиком животик |
головка, головка просыпайся | Массируем мячиком голову |
ножки, ножки просыпайтесь | Массируем мячиком ножки |
«Зарядка»
(мячик, эспандер)
Крепко мячики сжимаем Наши мышцы напрягаем Чтобы пальцы никогда Не боялись бы труда | Сжимание и разжимание В ладони массажных мячиков. (Эспандеров) |
«Ёжик»
(мячик)
Гладь мои ручки ёжик, ёжик Ты колючий, ну и что же | Катаем мячик в руках, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней |
Я хочу тебя погладить | Катаем мячик по левой ладошке |
Я хочу с тобой поладить | Катаем мячик по правой ладошке |
«Ёжик»
(мячик)
Ходит ёжик без дорожек. | Катаем мячик в руках, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней |
И «иголками» своими. | Поочерёдно нажимать подушечками пальцев обеих рук на бугорки «иголки» мячика |
А я ёжику, ежу. | Мячик держим в руке и скатываем его с плечика в ладошку или (с колена к носочку) |
Где катают мышки | Катаем мячик по ладошке круговыми движениями, «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней |
«Ёжик»
(мячик)
Серый ёжик весь в иголках, | Поочерёдно нажимать подушечками пальцев обеих рук на бугорки «иголки» мячика |
Хоть колюч молчун лесной, | Катаем мячик в руках, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней |
«Урок»
(мячик)
Нажимаем на звонок Начинается урок: Дзинь (5 раз) | Поочерёдно нажимать подушечками пальцев обеих рук на бугорки «иголки» мячика |
Вот разгладим мы ладошки Поработаем немножко | Катаем мячик в руках, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней |
И по кругу поведём Каждый пальчик разомнём | Катаем мячик по ладошке (круговые движения), затем проводим мячиком по поверхности каждого пальчика (правой и левой руки) |
А теперь бежит дорога По ухабам между пней Поиграем мы немножко Станут пальчики сильней | Мячик держим в руке и скатываем его с плечика в ладошку (с правого и с левого плечика) |
Снова гладим мы ладошки Поработаем немножко | Катаем мячик в руках, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней |
И по кругу поведём Каждый пальчик разомнём | Катаем мячик по ладошке (круговые движения), затем проводим мячиком по поверхности каждого пальчика (правой и левой руки) |
Вот опять звенит звонок И кончается урок Дзинь (5 раз) | Поочерёдно нажимать подушечками пальцев обеих рук на бугорки «иголки» мячика |
«Зарядка»
(мячик)
Я мячом круги катаю Взад вперёд его гоняю | Катаем мячик в руках, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней |
Им поглажу я ладошку Будто я сметаю крошку | Катаем мячик по ладошке (круговые движения) |
И сожму его немножко Как сжимает лапу кошка | Сжимание и разжимание В ладони массажного мячика |
Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну | Поочерёдно нажимать подушечками пальцев обеих рук на бугорки «иголки» мячика |
А теперь последний трюк Мяч летает между рук | Передача мяча из руки в руку |
«Снежок»
(мячик)
Топ, топ сапожок | Стучим массажным мячиком по коленочке |
Хлоп, хлоп вот снежок | Стучим массажным мячиком по ладошке |
Заберусь на горку, ух! | Мячик докатываем из ладошки до плечика |
Съеду с горки бух! И в снежок! | Мячик скатываем с плечика в ладошку |
«Проглот»
(платок)
У меня живёт ПРОГЛОТ – Весь платок он скушал вот Сразу стало у ПРОГЛОТА Брюхо, как у бегемота | Берём небольшой носовой платок за уголок, и собираем целиком платочек в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! |
«Дружба»
(эспандер)
Я в друзьях души не чаю Я друзей своих встречаю Каждый руку мне пожмёт Каждый мне привет пошлёт! | Сжимаем на каждый ударный слог кистевой эспандер, в виде резинового кольца. После каждой строчки смена рук! |
«Гусёнок»
(прищепки)
Вот проснулся, встал гусёнок Пальцы щиплет он спросонок - дай, хозяйка корма мне Раньше, чем моей родне! | Бельевыми прищепками прищемляем ногтевые фаланги пальцев на каждый ударный слог! |
«Полянка»
(коврик, платочек)
На полянке, на лужайке Целый день скакали зайки | Прыгаем всеми пальцами по неровной поверхности |
И катались по траве От хвоста и к голове | Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев |
Долго зайцы так скакали Но напрыгались, устали | «допрыгать» и «лечь» ладонями на неровную поверхность |
Мимо змеи проползли «С добрым утром!» - им сказали | Ладошки по очереди ползут, как «змеи» Извилистые движения кистями рук |
Стала гладить и ласкать Всех зайчат зайчиха – мать! | Ладошки поочерёдно гладят коврик |
«Птички»
(эспандер, массажные палочки)
Птичек мы окольцевали | 1 вариант Начиная с большого пальца руки «надеваем» или «замыкаем в колечко» (эспандер, в виде резинового кольца или массажную палочку) и так по очереди на все пальцы руки - от большого до мизинца. Затем меняем руки. 2 вариант Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в «колечко» и «надеваем» по очереди на все пальцы левой руки. |
Наблюдали, узнавали | |
Улетев, в какие дали | |
Где морозы переждали | |
Что пернатые клевали | |
Гнёзда, где свои свивали | |
Где вы яйца отложили | |
Как вы бури пережили | |
Сколько вы, в конце концов | |
В гнёздах вывели птенцов? |
«Яичко»
(мячик)
Птичка веток набрала | Катаем мячик по пальчикам правой руки, а затем левой |
Крепко гнёздышко свила И снесла яичко Умница - синичка | Свести ладошки в форме гнезда вместе с массажным мячиком «яичком» |
Ты яичко покатай Но из рук не выпускай Очень хрупкое оно Так у птиц заведено | Катаем мячик между ладоней – одна сверху, другая снизу |
«Силач»
(эспандер)
Я сожму своё кольцо – Буду сильным молодцом Буду младших защищать Буду слабым помогать | Сжимаем на каждый ударный слог кистевой эспандер, в виде резинового кольца. После каждой строчки смена рук! |
Пополам его согну И восьмёркой заверну! | Для более сильных детишек предлагается продолжение данного упражнения! |
«Птичка»
(мячик)
Ищет птичка и в траве | Катаем мячик по пальчикам правой руки |
И на ветках, и в листве | Мячик скатываем с плечика в ладошку, и по кругу ладошки |
И среди больших лугов | Катаем мячик по животику |
Мух, червей, слепней, жуков! | Катаем мячик по пальчикам левой руки |
«Дорожка»
(коврик, платочек)
Наши пальчики, как ноги | Пальчики (указательный и средний) правой или левой руки «бегут» по неровной поверхности |
Побежали по дороге | |
Очень быстро мы бежали | |
Но споткнулись | Согнуть пальчики |
И упали | Положить ладошку на неровную поверхность |
«Пианист»
(мячик)
Пианист Бемоль | Катаем мячик в руках, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней |
В музыке король | |
Говорит Бемоль | |
Ноты, как пароль: | |
До, ре, ми, фа, соль | Катаем мячик по пальчикам правой руки |
Принесите соль | Катаем мячик в ладошках |
До, ре, ми, фа, соль | Катаем мячик по пальчикам левой руки |
Посолить фасоль | Катаем мячик в ладошках |
«Тропинка»
(коврик, платочек)
Шёл мишутка – топ, да, топ | Пальчики (указательный и средний) правой или левой руки «шагают» по неровной поверхности |
Вдоль звериных тайных троп | Подушечками пальцев водить по неровной поверхности «чертить тропинки или линии» от основания ладошки до кончиков пальцев |
Но устал и сел на пень | Положить кулачок на неровную поверхность |
И ему подняться лень! | Положить ладошку на неровную поверхность |
«Мишутка»
(мячик)
Шёл мишутка – топ, да, топ | Мячик «шагает» по ладошке |
Вдоль звериных тайных троп | Мячик скатываем с плечика в ладошку |
Но устал и сел на пень | Мячик положить на кулачок |
И ему подняться лень! | Ладошку положить на мячик |
«Горошки»
(сыпучий материал)
С блюдца я беру горошки | Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным (по необходимости и средним) пальцами берём горошины одну за другой и удерживаем их в руке (как при сборе ягод), и так набираем целую горсть. Варианты материала: фасоль, крупный бисер, маленькие стеклянные шарики… и др. |
Словно птица клювом крошки | |
И полны мои ладошки | |
Руки держат все горошки! |
«Цапля»
(палочки)
Очень длинный клюв у цапли | Поочерёдно, берём (счётную) палочку указательным и большим пальцами |
Вы длинней найдёте вряд ли | Средним и большим пальцами |
Клювом мериться пришли | Безымянным и большим пальцами |
Аисты и журавли | Мизинцем и большим пальцами |
«Уточки»
(коврик, платок)
Ути – ути, полетели | Платочек положить на коленочки! Взмахи ручками |
На травушку сели | Кладём ладошки на платочек |
Поклевали, поклевали | «клюём» пальчиками по платочку |
И домой улетели | Ручки с платочка «слетают» те же взмахи |
«Зайка»
(мячик)
Зайка – ушки на макушке | Взять в руки массажный мячик и подставить к нему пальчики «ушки» (указательный и средний пальцы) |
Скачет, скачет по опушке | Массажным мячиком выполнять «прыжки» по ладошке |
А за ним колючий ёжик | Положить массажный мячик на ладошку и каждым пальчиком начиная с большого и заканчивая мизинчиком дотрагиваться до «колючек» |
Шёл по травке без дорожек | Массажным мячиком водим по ладошке круговыми движениями |
«Наши ручки»
(мячик)
Это ручка – правая | Мячик на правой ладошке |
Это ручка - левая | Мячик на левой ладошке |
Я на мячик нажимаю и зарядку делаю | Поочерёдно нажимать подушечками пальцев обеих рук на бугорки «иголки» мячика |
Будет сильной правая | Сжимаем мячик в правом кулачке |
Будет сильной левая | Сжимаем мячик в левом кулачке |
Будут ручки у меня Ловкие, умелые | Катаем мячик между ладошками |
«Многоножки»
(коврик, платочек)
По извилистой дорожке пробежали многоножки Раз, два, три, четыре, пять – многоножек не догнать! | Пальчики обеих рук «бегут» по неровной поверхности или по платочку! |
«Паучок»
(коврик, платочек)
Паучок ползёт | Пальчики обеих рук «бегут» по неровной поверхности или по платочку! |
Зацепился паучок тонкой ниткой за сучок | Остановка пальцы сжаты в кулачки |
лапками перебирает | пальчики разжаты, двигаются |
Паутинку сплетает мух поджидает | Водим круговыми движениями по неровной поверхности или по платочку указательными пальчиками обеих рук |
«Козочка»
(коврик, платочек)
Вдоль дороги на виду щиплет козочка траву: | Пальчиками обеих рук «щипать травку» на неровной поверхности или на платочке |
Глазки блестят | Ручки поднести к глазкам – сжимать и разжимать пальчики обеих рук |
Рожки торчат | Показать рожки на голове (мизинчики и указательные пальчики) |
Копытца стучат | Постучать пальчиками обеих рук по неровной поверхности или по платочку |
«Червячок»
(платочек, коврик)
Когда дождик поливает: кап…кап…кап… | На ладошку «капают» капельки |
Дождевой червяк гуляет | Все пальчики любой руки сжаты в комочек, опираются на платочек и делают мелкие шажки, изображая движения червячка |
Когда сухо в низ ползёт | Движения пальчиков вниз |
Землю в темноте жуёт | собираем целиком платочек в ладошку (двумя ручками, а затем одной) |
«Улитка»
(мячик)
Улитка-недотрожка высунула рожки | Взять в руки массажный мячик и подставить к нему пальчики «рожки» (указательный и средний пальцы) |
Медленно ползёт домик везёт | Мячик держим в руке и скатываем его с плечика в ладошку (с любого плечика) |
Листики жуёт | Катаем мячик в руках, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней |
«Улитка»
(платочек, коврик)
Улитка-недотрожка высунула рожки | пальчики «рожки» (указательный и средний пальцы) шевелим ими |
Медленно ползёт домик везёт | пальчики «рожки» (указательный и средний пальцы) медленно передвигаются по платочку |
Листики жуёт | собираем целиком платочек в ладошку (двумя ручками, а затем одной) |
«Разминка»
(мячик)
Мячик сильно посжимаю и ладошку поменяю | Сжимать мячик в одной и в другой ладошке (поочерёдно) |
«Здравствуй, мой любимый мячик!» - скажет утром каждый пальчик раз, два, три, четыре, пять | Коснуться мячиком каждого пальчика (правая, затем левая рука) |
Крепко мячик обнимает, никуда не выпускает | Сжимать мячик в одной и в другой ладошке (поочерёдно) |
Только брату отдаёт: Брат у брата мяч берёт | Поочерёдно передавать мячик из одной руки в другую руку |
«Звериные следы»
(коврик)
Шла корова по дорожке – ТОП – ТОП ТОП - ТОП | Сжать обе руки в кулачки и «шагать» по дорожке, как «корова» тяжело «ступая» по неровной поверхности коврика |
А за ней бежала кошка – ТОП - ТОП – ТОП ТОП – ТОП - ТОП | Пальчиками обеих рук легко «ступая» по неровной поверхности коврика (грациозно) |
«Прогулка мишки по лесу»
(платочек, коврик)
Мишка по лесу гулял | Сжать обе руки в кулачки и «шагать» по дорожке |
Мишка шишки собирал | Пальчиками обеих рук «собирать шишки» на неровной поверхности или на платочке |
Бедный мишенька устал | Положить обе ладошки на неровную поверхность или платочек |
На пеньке он задремал | Одну руку сжать в кулачок - «пенёк», а другую руку (прямой ладошкой) положить на кулачок - «мишка прилёг на пенёк» |
«Стираем вместе с мамой»
(платочек)
Мама вечером стирала, А я около стояла, Не стирала – охала! Ох, ох, ох… | Взять платочек в обе руки и имитировать движения «стирки белья» голосовое включение |
Да глазами хлопала | Пальчиками обеих рук имитировать моргание глазками, поднеся ручки к лицу |
Да ногами топала | Ножками топаем |
Лучше б было не стоять – Взять и с мамой постирать | Взять платочек в обе руки и имитировать движения «стирки белья» |
«Дождик»
(платочек, коврик)
Дождик капнул на ладошку | Пальчики одной руки «капают» на ладошку другой руки (имитация капелек) |
На цветы и на дорожку | Пальчиками обеих рук на неровной поверхности или платочке «нарисовать» цветочек и дорожку (извилистые и прямые линии) |
Льётся, льётся, ой, ой, ой! | «Рисуем» в воздухе длинные капли, грозим пальчиком |
Побежали мы домой! | Пальчики обеих рук передвигаются по неровной поверхности или платочку |
«Кошки - мышки»
(коврик)
Кошка мышку цап-царап | Пальчики обеих рук «царапают коврик» и сжимаются в кулаки |
Подержала, подержала, отпустила | Остановиться…и затем кулачки одновременно разжимаются |
Мышка побежала, побежала | Одновременно двигаются по коврику пальцы обеих рук |
Хвостиком завиляла, завиляла | Указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону |
До свидания, до свидания мышка | Одновременные наклоны кистей рук вперёд и вниз |
«Асенька»
(коврик)
Наша Асенька шагала, | Пальчики обеих рук «шагают» по коврику |
Наша Асенька устала | Положить ладошки на коврик |
Будем куколку качать, | Имитация укачивания куколки в руках |
Будем песню напевать - А-а, а-а! | Напеваем песенку |
Наша Асенька шагала - Ап-Ап-Ап! В лужи кукла наступала – Ап-ап-ап! | Пальчики обеих рук «шагают» по коврику |
Ах, промокли ножки, посидим немножко | Ручки в кулачок и положить на коврик |
«Зарядка»
(мячик)
Девочки и мальчики Прыгают, как мячики. Никогда не плачут, вместе с нами скачут! | Взять мячик в любую руку и «прыгать» им по ладошке другой руки |
«Дождик»
(коврик)
Капал дождик на ладошку Кап, кап, кап | «капает» дождик на ладошку |
Я ловил малютку крошку Кап, кап, кап | Хлопать в ладошки |
Дождик вдруг пошёл сильней, побежали в дом скорей! | Пальчики обеих рук бегут по коврику |
«Мишка и мышка»
(коврик)
Кто шагает, кто шагает? ТОП, ТОП, ТОП Громко топает ногами? ТОП, ТОП, ТОП Это Мишка-шалунишка! | Обе ручки в кулачок и кулачки «шагают» по коврику |
Кто же тихо так идёт? Топ, топ, топ | Пальчики обеих рук тихонечко передвигаются по коврику |
Серым хвостиком метёт? | Указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону |
Это Мышка-норушка Серенькая побегушка Топ, топ, топ | и опять пальчики передвигаются по коврику |
«Столик»
(коврик)
Я стучу, стучу, стучу, новый столик сколочу | Стучать кулачками о коврик |
Мягкой кисточкой покрашу Столик, стул и кошку Машу | Погладить ладошками обеих рук коврик |
«Разминка»
(коврик)
Побежали вдоль реки дети наперегонки | Указательными и средними пальцами рук «побегать» по коврику |
«Котик»
(коврик)
Есть у котика на лапках очень острые царапки | Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук и «царапать « коврик |
«Тесто»
(платок)
Месим, месим тесто, | Сжимать платочек сначала двумя ручками, а затем правой и левой |
«Паровозик»
(массажный ролик)
Загудел паровоз - | Катаем массажный ролик между ладошек |
«Белка с орешками»
(сыпучий материал)
Белка зайчику сказала: | Мелкие предметы (сыпучий материал), рассыпаем на полу, |
«Пароход»
(массажный ролик)
Пароход плывёт по речке, из трубы дымят колечки Ту - тууууууууу | Катаем массажный ролик между ладошек |
«Поезд и самолёт»
(массажный ролик)
Поезд песенку поёт Ту-ту-туууууу | Катаем массажный ролик между ладошек (Руки держим перед собой) |
Улетает самолёт в высоту У-ууууууу | Катаем массажный ролик между ладошек (Руки направляем вверх) |
«Гусь»
(прищепки)
Гусь крикливый, с длинным носом. Шея словно знак вопроса. Гусь идёт гулять в луга И гогочет: ГА-ГА-ГА! | Бельевыми прищепками прищемляем ногтевые фаланги пальцев на каждый ударный слог! |
«Кыш»
(прищепки)
Сильно кусает котёнок-глупыш! Он думает, что это не палец, а мышь! Но, я же играю с тобою малыш! А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!» | Бельевыми прищепками прищемляем ногтевые фаланги пальцев на каждый ударный слог! |
«Белые гуси»
(прищепки)
Белые гуси на речку идут, "Га-га-га!" | Бельевыми прищепками прищемляем ногтевые фаланги пальцев на каждый ударный слог! |
«Иголки»
(массажный ролик)
"У сосны, у пихты, ёлки, | Катаем массажный ролик между ладошек (Руки держим перед собой) |
«Тесто»
(платок)
Месим, месим тесто, | Сжимать платочек сначала двумя ручками, а затем правой и левой |
«Лыжи»
(коврик)
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, | Поставить обе руки «ребром» на коврик и передвигаться вперёд и назад. |
«Проглот»
(платок)
У меня живёт ПРОГЛОТ – Весь платок он скушал вот Сразу стало у ПРОГЛОТА Брюхо, как у бегемота | Берём небольшой носовой платок за уголок, и собираем целиком платочек в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! |
«Цапля»
(палочки)
Цапля ходит по болоту, | Поочерёдно, берём (счётную) палочку указательным и большим пальцами |
Средним и большим пальцами | |
Безымянным и большим пальцами | |
Мизинцем и большим пальцами |
«Цапля»
(палочки)
На одной ноге стоит, | Поочерёдно, берём (счётную) палочку указательным и большим пальцами |
Средним и большим пальцами | |
Безымянным и большим пальцами | |
Мизинцем и большим пальцами |
«Ежиха-мама»
(коврик)
Гладила Мама - ежиха ежат: Что за пригожие детки лежат! | «Гладить» обеими руками массажный коврик. Движения: вперёд-назад вправо-влево |
«Месим тесто»
(платочек)
Мы тесто месили, мы тесто месили. | Взять платочек в обе руки и имитировать движения «месим тесто» (комкать платочек в обеих руках) |
Нас тщательно всё промесить попросили, | |
Но сколько не месим и сколько не мнём, | |
комочки опять и опять достаём |
«Зоопарк»
(решётка)
В зоопарке мы бродили, | Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по клеткам решётки, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно, то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно. |
К каждой клетке подходили | |
И смотрели всех подряд: | |
Медвежат, волчат, бобрят. |
«Лыжи»
(массажный ролик)
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, | Катаем массажный ролик между ладошек (Руки держим перед собой) |
Это глазки. Вот. Вот | Показываем глазки | |
Это ушки. Вот. Вот | Показываем ушки | |
Это нос. Это рот | Показываем нос, рот | |
Это ручки. Хлоп, хлоп | Показываем ручки (хлопаем) | |
Это ножки. Топ, топ | Показываем ножки (топаем) | |
Ой, устали! Вытрем лоб | Присесть – вытираем лоб! |
Вот Кирюшкина кроватка | Ручки разводим в стороны | ||
Чтобы спал Кирюшка сладко | Приседаем и обе ладошки кладём под голову | ||
Чтоб во сне он подрастал | Медленно встаём на ножки | ||
Чтоб большим скорее стал | Встать на носочки и тянуться вверх |
Зайка скачет по кусточкам По болоту и по кочкам | Прыжки на двух ножках «ушки» на головке | |||
Белка прыгает по веткам Гриб несёт бельчатам - деткам | Прыжки с ножки на ножку Ручки перед собой | |||
Ходит мишка косолапый У него кривые лапы | Ходим вперевалочку | |||
Без тропинок, без дорожек Катится колючий ёжик | Передвигаемся в полуприседе – круглая спина |
Грузовик песок везёт ТУ – ТУ – ТУ | «руль» в руках Передвигаемся и произносим слоги | |||
Удивляется народ Вот так чудо – чудеса! | Остановиться – разводим руками в разные стороны, смотрим направо и налево | |||
В нём песок до потолка! | На носочках тянемся вверх, ручки поднять вверх |
|
КАРТОТЕКА ИГР
ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
ИГРЫ для развития речи и мелкой моторики - являются необходимыми предпосылками для развития лучшего функционирования речевых органов и оказывают положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков 3 предмета | МАТЕРИАЛ |
| |
| |
| |
|
«Весёлая поездка»
(массажный ролик)
На ладошке ехали До угла доехали Сели на машину Налили бензину На машине ехали До реки доехали Трррр.Стоп.Разворот На реке – пароход Параходом ехали До горы доехали Пароход не везёт Надо сесть в самолёт Самолёт летит В нём мотор гудит! УУУУ | Катаем массажный мячик между ладошек (Руки держим перед собой) |
«Самокат»
(массажный ролик)
Самокат, самокат Самокату очень рад Сам качу, сам качу Самокат куда хочу | Катаем массажный мячик между ладошек (Руки держим перед собой) |
«Пернатые»
(прищепки)
Наши уточки с утра Кря – кря – кря Наши гуси у пруда Га – га – га А индюк среди двора Бал – бал - бал Наши курочки в окно Ко – ко – ко А как Петя-Петушок ранним утром по утру нам споёт: Ку-ка-ре-ку! | Бельевыми прищепками прищемляем ногтевые фаланги пальцев на каждый ударный слог! |
«Пальчиковая гимнастика 4»
(резиночки)
Тук – тук молотком Строим, строим новый дом! | Стучим кулачком об кулачок |
Этот дом для МАШИ САШИ АНДРЮШИ | На каждый пальчик одеваем резиночку (начиная с большого пальчика) |
Все соседи все друзья Жить без дружбы нам нельзя! | Хлопки в ладошки |
«Пальчиковая гимнастика 5»
(резиночки)
Где ладошки? | Спрятали ручки за спинку |
Тут, тут! | Хлопаем в ладошки |
На ладошке пруд, пруд! | Показываем ладошки |
Палец большой – Это гусь молодой! Указательный – поймал Средний – гуся ощипал Этот пальчик – щи варил А мизинчик – нас кормил | На каждый пальчик одеваем резиночку (начиная с большого пальчика) |
Полетел гусь в рот, а оттуда в живот! | Ручками дотронуться до рта, а затем до живота! |
«Пальчиковая гимнастика 1»
(резиночки)
Я – пальчик первый, я большой Указательный – второй Третий пальчик – средний Четвёртый – безымянный А пятый мизинчик – | На каждый пальчик одеваем резиночку (начиная с большого пальчика) |
он самый маленький, румяный | Показать какой он маленький (щипотка) Показать на щёчки - румяный |
«Пальчиковая гимнастика 2»
(резиночки)
Мальчик с пальчик где ты был? | Указательные пальчики здороваются |
С этим братцем – в лес ходил С этим братцем – щи варил С этим братцем – кашу ел С этим братцем – песни пел А маленького братика – | На каждый пальчик одеваем резиночку (начиная с большого пальчика) |
я спать укладывал | Положить ладошки под голову |
«Пальчиковая гимнастика 3»
(резиночки)
1 – 2 – 3 – 4 – 5 пошли пальчики гулять | Разгибаем пальчики поочерёдно начиная с большого на каждый счёт |
Этот пальчик – по дорожке Этот пальчик – по тропинке Этот пальчик – за грибами Этот пальчик – за малинкой А этот пальчик – заблудился | На каждый пальчик одеваем резиночку (начиная с большого пальчика) |
Очень поздно возвратился | Грозим пальчиком, хмурим брови |
КАРТОТЕКА ИГР
ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
ИГРЫ для развития речи и мелкой моторики- являются необходимыми предпосылками для развития лучшего функционирования речевых органов и оказывают положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков 9 предметов | МАТЕРИАЛ |
| |
| |
| |
| |
| |
(пластмассовые) | |
| |
| |
| |
«Массаж»
(зубная щётка)
Я возьму зубную щётку, Чтоб погладить пальчики Станьте ловкими скорей, Пальчики – удальчики! | Растирать зубной щёткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию |
«Весёлый карандаш»
(шестигранный карандаш)
Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу, Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу | Крутить карандаш между ладоней, пропускать карандаш между одним и двумя – тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке |
«Бусы»
(бусы – «чётки»)
Дома я одна скучала, Бусы мамины достала, Бусы я перебираю, Свои пальцы развиваю | Перебирание бус (чёток) в руках. (Счёт бус в прямом и в обратном порядке) |
«Котёнок»
(прищепки)
Если кто-то с места сдвинется, На него котёнок кинется, Если что-нибудь покатится, За него котёнок схватится, Прыг-скок! Цап-царап! Не уйдёшь из наших лап! | Бельевыми прищепками поочерёдно «прищемляем» ногтевые фаланги пальцев (подушечки) на каждый ударный слог стиха от большого пальца к мизинцу |
«Кто идёт»
(решётка)
Идёт собака | Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по клеткам решётки, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно, то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно. |
Кот идёт | |
И дождь идёт и град | |
Ещё часы идут вперёд, хоть на столе стоят |
«Прогулка»
(решётка)
На прогулку мы пойдём | Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по клеткам решётки, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно, то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно. |
И в футбол играть начнём | |
И с хорошей тренировкой | |
Каждый станет сильным, ловким |
«Пальчиковая гимнастика 6»
(резиночки)
Маша шла, шла, шла И игрушки нашла | Хлопаем в ладошки |
Кошку, Матрёшку Шишку Мартышку Мишку Машинку Пушку Зайчишку Шар Неваляшку Катушку лягушку | На каждый пальчик одеваем резиночку (начиная с большого пальчика) |
«Ролик»
(массажный ролик)
Трудно ролик мне вести Прямо по дорожке Так и хочется ему Спрятаться в ладошке | Сидя на стульчике, положить массажный ролик на ножку и катать ролик прямо по «дорожке» перебирая пальчиками |
«Считалка для мышки»
(решётка)
Раз, два, три, четыре | Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по клеткам решётки, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно, то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно. |
Сосчитаем дыры в сыре | |
Если в сыре много дыр | |
Значит, вкусным будет сыр | |
Если в нём одна дыра Значит, вкусным был вчера |
«Кто приехал?»
(зубная щётка)
Кто приехал? Мы, мы, мы | Растирать зубной щёткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию |
Мама, мама Это ты? Да, да, да | |
Папа, папа Это ты? Да, да, да | |
Братец, братец Это ты? Да, да, да | |
Ах, сестричка Это ты? Да, да, да Все мы вместе, Да, да, да!!! |
«Кто живёт в моей квартире»
(зубная щётка)
1, 2, 3, 4 кто живёт в моей квартире? | Растирать зубной щёткой подушечки пальцев (начиная с большого) затем провести зубной щёткой по ладошке |
1, 2, 3, 4, 5 всех могу пересчитать: | |
Папа, мама, брат, сестрёнка, кошка Мурка, два котёнка, мой щегол, сверчок и я - | Растирать зубной щёткой подушечки пальцев (начиная с большого) |
Вот и вся моя семья! | Сгибать и разгибать пальцы (свободной руки) |
«Весёлые песенки»
(шестигранный карандаш)
У ходиков песня такая: Тик.Тик.Тик | Крутить карандаш между ладоней, пропускать карандаш между одним и двумя – тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке |
У птички-синички такая: Пик.Пик.Пик | |
У поросёнка такая: Хрю.хрю.хрю | |
У ёжика песня такая: Плюх.плюх.плюх | |
У кисоньки песня такая: Мяу.мяу.мяу | |
А у рыбёшки какая? | Указательный пальчик поднести ко рту «ротик на замочек» |
«Три пингвина»
(решётка)
Жили-были три пингвина Пик, Пак, Пок | Чередование хлопков с хождением указательного и среднего пальцев, или только указательным как ножками, по клеткам решётки, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно, то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно. |
Хорошо и дружно жили Пик, Пак, Пок | |
Как-то утром на рыбалку Пик, Пак, Пок | |
Зашагали в перевалку Пик, Пак, Пок | |
Наловили много рыбы Пик, Пак, Пок | |
Наловили много рыбы Пик, Пак, Пок | |
Съели дружно всё до крошки Пик, Пак, Пок | |
Кроме маленькой рыбёшки Пик, Пак, Пок | |
«Весна»
(решётка)
От сосулек Звон – звон! | Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по клеткам решётки, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно, то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно. |
Просыпайся Клён – клён! | |
Растопился Снег – снег! | |
Ручейки в бег, в бег! | |
Гром шагает топ – топ! | |
Очень слышно Хлоп – хлоп! |
«Дождик»
(прищепки)
1, 2, 3, 4, 5 вышел дождик погулять! Шёл неслышно по привычке А зачем ему спешить? Вдруг читает на табличке: «По газонам не ходить!» дождь вздохнул тихонько: ОХ! И ушёл. Газон засох. | Бельевыми прищепками поочерёдно «прищемляем» ногтевые фаланги пальцев (подушечки) на каждый ударный слог стиха от большого пальца к мизинцу |
Кол-во
| 1 | 17 |
| 2 | 17 |
| 3 | 21 |
| 4 | 2 |
| 5 | 5 |
| 6 | 7 |
| 7 | 3 |
| 8 | 8 |
(пластмассовые) | 9 | 6 |
| 10 | 6 |
| 11 | 2 |
| 12 | 3 |
| 13 | 2 |
| 14 | 1 |
| 15 | 12 |
«Гном Скрут »
(эспандер, массажные палочки)
Кто живёт под потолком? - ГНОМ | 1 вариант Начиная с большого пальца руки «надеваем» или «замыкаем в колечко» (эспандер, в виде резинового кольца или массажную палочку) и так по очереди на все пальцы руки - от большого до мизинца. Затем меняем руки. (Надеваем колечко только после вопросительного предложения, т.е во время ответа по ходу текста) 2 вариант Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в «колечко» и «надеваем» по очереди на все пальцы левой руки. |
У него есть борода? - ДА | |
И Манишка и жилет? - НЕТ | |
Как встаёт он по утрам? – САМ | |
Кто с ним утром кофе пьёт? КОТ | |
И давно он там живёт? ГОД | |
Кто с ним бегает вдоль крыш? МЫШЬ | |
Ну, а как его зовут? СКРУТ! | |
Он капризничает, да? НИ – КОГ – ДА! |
КАРТОТЕКА ИГР
ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
ИГРЫ для развития речи и мелкой моторики- являются необходимыми предпосылками для развития лучшего функционирования речевых органов и оказывают положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков 3 предметов | МАТЕРИАЛ |
| |
| |
| |
|
«Разминка»
(массажная щёточка)
ручки, ручки просыпайтесь | Гладим щёточкой ладошки, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» |
пальчики, пальчики просыпайтесь | пальчики |
животик, животик просыпайся | животик |
головка, головка просыпайся | головку |
ножки, ножки просыпайтесь | ножки |
«Наши ручки»
(массажная щёточка)
Это ручка – правая | Гладим щёточкой правую ладошку |
Это ручка - левая | Левую ладошку |
Я на щётку нажимаю и зарядку делаю | Поочерёдно нажимать подушечками пальцев обеих рук на бугорки «иголки» щёточки |
Будет сильной правая | Гладим щёточкой правую ладошку |
Будет сильной левая | Левую ладошку |
Будут ручки у меня Ловкие, умелые | Гладим щёточкой каждый пальчик |
«Урок»
(массажная щёточка)
Нажимаем на звонок Начинается урок: Дзинь (5 раз) | Поочерёдно нажимать подушечками пальцев обеих рук на бугорки «иголки» щёточки |
Вот разгладим мы ладошки Поработаем немножко | Гладим щёточкой ладошки, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» |
И по кругу поведём Каждый пальчик разомнём | Гладим щёточкой ладошку, затем проводим щёточкой по поверхности каждого пальчика (правой и левой руки) |
А теперь бежит дорога По ухабам между пней Поиграем мы немножко Станут пальчики сильней | Щёточку держим в руке, проводим щёточкой с плечика в ладошку (с правого и с левого плечика) |
Снова гладим мы ладошки Поработаем немножко | Гладим щёточкой ладошки, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» |
И по кругу поведём Каждый пальчик разомнём | Гладим щёточкой ладошку (круговые движения), затем проводим щёточкой по поверхности каждого пальчика (правой и левой руки) |
Вот опять звенит звонок И кончается урок Дзинь (5 раз) | Поочерёдно нажимать подушечками пальцев обеих рук на бугорки «иголки»щёточки |
«Ёжик»
(массажная щёточка)
Ходит ёжик без дорожек. | Гладим щёточкой ладошки, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» |
И «иголками» своими. | Поочерёдно нажимать подушечками пальцев обеих рук на бугорки «иголки» щёточки |
А я ёжику, ежу. | Щёточкой проводим с плечика в ладошку, и по кругу ладошки |
Где катают мышки | Гладим щёточкой ладошки |
«Ёжик»
(массажная щёточка)
Серый ёжик весь в иголках, | Поочерёдно нажимать подушечками пальцев обеих рук на бугорки «иголки» щёточки |
Хоть колюч молчун лесной, | Гладим щёточкой ладошки, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» |
«Ёжик»
(массажная щёточка)
Гладь мои ручки ёжик, ёжик Ты колючий, ну и что же | Гладим щёточкой ладошки, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» |
Я хочу тебя погладить | Гладим щёточкой по левой ладошке |
Я хочу с тобой поладить | Гладим щёточкой по правой ладошке |
«Птичка»
(массажная щёточка)
Ищет птичка и в траве | Гладим щёточкой по пальчикам правой руки |
И на ветках, и в листве | Щёточкой проводим с плечика в ладошку, и по кругу ладошки |
И среди больших лугов | Гладим щёточкой по животику |
Мух, червей, слепней, жуков! | Гладим щёточкой по пальчикам левой руки |
«Пианист»
(массажная щёточка)
Пианист Бемоль | Гладим щёточкой ладошки, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» |
В музыке король | |
Говорит Бемоль | |
Ноты, как пароль: | |
До, ре, ми, фа, соль | Гладим щёточкой по пальчикам правой руки |
Принесите соль | Гладим щёточкой ладошки |
До, ре, ми, фа, соль | Гладим щёточкой по пальчикам левой руки |
Посолить фасоль | Гладим щёточкой ладошки |
«Снежок»
(массажная щёточка)
Топ, топ сапожок | Гладим массажной щёточкой по коленочке |
Хлоп, хлоп вот снежок | Гладим массажной щёточкой по ладошке |
Заберусь на горку, ух! | Щёточкой проводим из ладошки до плечика |
Съеду с горки бух! И в снежок! | Щёточкой проводим с плечика в ладошку |
«Зайка»
(массажная щёточка)
Зайка – ушки на макушке | Взять в руки массажную щёточку и подставить к ней пальчики «ушки» (указательный и средний пальцы) |
Скачет, скачет по опушке | Пальчиками «скакать» по щёточке |
А за ним колючий ёжик | Поочерёдно нажимать подушечками пальцев обеих рук на бугорки «иголки» щёточки |
Шёл по травке без дорожек | Массажной щёточкой водим по ладошке круговыми движениями |
«Улитка»
(массажная щёточка)
Улитка-недотрожка высунула рожки | Взять в руки массажную щёточку и подставить к ней пальчики «рожки» (указательный и средний пальцы) |
Медленно ползёт домик везёт | Щёточкой проводим из ладошки до плечика |
Листики жуёт | Массажной щёточкой водим по ладошке круговыми движениями |
«Массаж»
(массажная щётка)
Я возьму красивую щёточку, Чтоб погладить пальчики Станьте ловкими скорей, Пальчики – удальчики! | Растирать массажной щёткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию, а затем ладошку |
«Бусы»
(бусы – «чётки»)
Пальчиками мы перебираем и бусинки считаем 1, 2, 3, 4, 5 … | Перебирание бус (чёток) в руках. (Счёт бус в прямом и в обратном порядке) |
«Самокат»
(массажный ролик)
Пароход плывёт по речке и пыхтит он словно печка Пых, пых, пых… | Катаем массажный мячик между ладошек (Руки держим перед собой) |
«Гусь»
(прищепки)
Гусь стоит и всё гогочет ущипнуть тебя он хочет Га, га, га… | Бельевыми прищепками поочерёдно «прищемляем» ногтевые фаланги пальцев (подушечки) на каждый ударный слог стиха от большого пальца к мизинцу |
«Волк и Лиса»
(решётка)
Серый волк бежит по лесу | Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по клеткам решётки, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно, то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно. |
А за ним бежит лиса | |
Поднялись у них трубою | |
Два пушистеньких хвоста |
«Крокодил»
(решётка)
Крокодил плывёт по речке | Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по клеткам решётки, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно, то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно. |
Выпучив свои глаза | |
Он зелёный весь, как тина | |
От макушки до хвоста |
«Слон»
(решётка)
В зоопарке стоит слон | Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по клеткам решётки, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно, то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно. |
Уши, хобот, серый он | |
Головой своей кивает | |
Будто в гости приглашает |
«Жук»
(решётка)
Жук летит Жужжжжжит Жужжжжжит И усами шевелит | Бельевыми прищепками поочерёдно «прищемляем» ногтевые фаланги пальцев (подушечки) на каждый ударный слог стиха от большого пальца к мизинцу Усики (пошевелить указательным и средним пальцами) |
«Гномики»
(массажные палочки)
Жили-были в домике маленькие гномики: | 1 вариант Начиная с большого пальца руки «надеваем» или «замыкаем в колечко» (эспандер, в виде резинового кольца или массажную палочку) и так по очереди на все пальцы руки - от большого до мизинца. Затем меняем руки. 2 вариант Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в «колечко» и «надеваем» по очереди на все пальцы левой руки. |
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики | |
1, 2, 3, 4, 5 стали гномики стирать: | |
Токи - рубашки | |
Пики - платочки | |
Лики - штанишки | |
Чики - носочки | |
Мики – умница был всем водичку носил |
«У Лариски – две редиски»
(счётные палочки)
У Лариски – две редиски | Поочерёдно, берём (счётную) палочку указательным и большим пальцами Средним и большим пальцами Безымянным и большим пальцами Мизинцем и большим пальцами |
У Алёшки – две картошки | |
У Серёжки-сорванца – два зелёных огурца | |
А у Вовки – две морковки | |
Да, ещё у Петьки – две хвостатых редьки |
«Пальчиковая гимнастика 7»
(резиночки)
Будем мы варить компот Фруктов нужно много. Вот: | Имитация движения кистью руки (перемешивание компота в кастрюле) |
Будем яблоки крошить | На каждый пальчик одеваем резиночку (начиная с большого пальчика) |
Грушу будем мы рубить | |
Отожмём лимонный сок | |
Слив положим и песок | |
Варим, варим мы компот | Имитация движения кистью руки (перемешивание компота в кастрюле) |
Угостим честной народ | Ручки вытягиваем вперёд |
«За ягодами»
(зубная щётка)
1, 2, 3, 4, 5 | Растирать зубной щёткой каждый пальчик начиная с большого пальчика |
В лес идём мы погулять | Щёточкой проводим по ладошке |
За черникой | Растирать зубной щёткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию |
За малиной | |
За брусникой | |
За калиной | |
Землянику мы найдём | Щёточкой проводим по ладошке |
И братишке отнесём | Ручки вытягиваем вперёд |
«Игрушки»
(массажные палочки)
На большом диване в ряд Куклы разные сидят: | 1 вариант Начиная с большого пальца руки «надеваем» или «замыкаем в колечко» (эспандер, в виде резинового кольца или массажную палочку) и так по очереди на все пальцы руки - от большого до мизинца. Затем меняем руки. 2 вариант Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в «колечко» и «надеваем» по очереди на все пальцы левой руки. |
Два медведя | |
Буратино | |
И весёлый Чиполлино | |
И котёнок | |
И слонёнок | |
1, 2, 3, 4, 5 – помогаем нашей Кате мы игрушки сосчитать |
«Помощники»
(решётка)
1, 2, 3, 4 | Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по клеткам решётки, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно, то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно. |
Мы посуду перемыли: | |
чайник | |
чашку | |
Ковшик | |
Ложку | |
И большую поварёшку | Развести ручки в стороны |
«Ёлочка»
(массажная щёточка)
Перед нами ёлочка | Гладим массажной щёточкой каждый пальчик – начиная с большого пальчика |
шишечки | |
иголочки | |
шарики | |
фонарики | |
Звёзды | |
человечки |
«Мчится поезд»
(массажный ролик)
Чух! –чух! –чух! Мчится поезд во весь дух Паровоз пыхтит Пых! –пых! Тороплюсь – гудит! Уууууууууууууууу! | Катаем массажный ролик между ладошек (Руки держим перед собой) |
На окне в горшочках Выросли цветочки | Дети сидят на корточках, медленно встают | |||
К солнцу потянулись Солнцу улыбнулись | Тянутся на носочках, руки вверх, широко в стороны | |||
К солнышку листочки Повернут цветочки | Покачать ручками | |||
Развернут бутоны В солнышке утонут | Руки соединить над головой, и развести в стороны |
Я козочка меее-меее Я гуляю на лужке | Идут гуляют по группе | |||
Острые рожки Тоненькие ножки | Показывают «рожки» Прыгают на носочках | |||
На самой макушке Бархатные ушки | Ладошками показывают «ушки» | |||
Язык полотняный | Показывают язык «лопатой» | |||
Хвостик конопляный | Рукой показывают «хвостик» | |||
Как прыгну – сразу забадаю | Прыгают на двух ножках «бодаются» |
Улитки ползут Свои домики везут | Передвигаются по группе в полуприседе, сложив руки за спиной | |||
Рогами шевелят, На рыбок глядят | Останавливаются, делают «рожки» смотрят по сторонам | |||
Рыбки плывут Плавничками гребут | Передвигаются по группе мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища, движения только ладошками вперёд-назад | |||
Влево, вправо поворот А теперь наоборот | Повороты туловища влево - вправо и наоборот |
КАРТОТЕКА
ПОДВИЖНЫХ ИГР (ФИЗМИНУТКИ)
ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ, РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ, РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ, РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ.
«Белка с орешками»
(сыпучий материал)
Белка зайчику сказала: | Мелкие предметы (сыпучий материал), рассыпаем на полу, |
«Горошки»
(сыпучий материал)
С блюдца я беру горошки | Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным (по необходимости и средним) пальцами берём горошины одну за другой и удерживаем их в руке (как при сборе ягод), и так набираем целую горсть. Варианты материала: фасоль, крупный бисер, маленькие стеклянные шарики… и др. |
Словно птица клювом крошки | |
И полны мои ладошки | |
Руки держат все горошки! |
«Зарядка»
(мячик, эспандер)
Крепко мячики сжимаем Наши мышцы напрягаем Чтобы пальцы никогда Не боялись бы труда | Сжимание и разжимание В ладони массажных мячиков. (Эспандеров) |
«Дружба»
(эспандер)
Я в друзьях души не чаю Я друзей своих встречаю Каждый руку мне пожмёт Каждый мне привет пошлёт! | Сжимаем на каждый ударный слог кистевой эспандер, в виде резинового кольца. После каждой строчки смена рук! |
«Силач»
(эспандер)
Я сожму своё кольцо – Буду сильным молодцом Буду младших защищать Буду слабым помогать | Сжимаем на каждый ударный слог кистевой эспандер, в виде резинового кольца. После каждой строчки смена рук! |
Пополам его согну И восьмёркой заверну! | Для более сильных детишек предлагается продолжение данного упражнения! |
Мы шли-шли-шли | Маршируют, руки на поясе | |||
Землянику нашли | Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги | |||
1, 2, 3, 4, 5 | маршируют | |||
Мы идём искать опять | Наклонились, левой рукой коснулись носка правой ноги |
Дружно помогаем маме, мы бельё полощем сами | Стоя на ногах, наклонившись. Руками двигают влево, вправо | |||
1, 2, 3, 4 | Присесть. Руками двигают влево, вправо | |||
потянулись | Потянуться вверх, встать на носочки | |||
наклонились | Наклониться вниз | |||
Хорошо мы потрудились | Вытирают руку о руку |
Быть шофёром хорошо | Передвигаться по кругу, крутить воображаемый руль | |||
А лётчиком – лучше. Я бы в лётчики пошёл, Пусть меня научат | Бегут, расставив руки, как крылья | |||
Наливаю в бак бензин | Остановились, наклонили воображаемый сосуд | |||
Завожу пропеллер | Круговое движение правой рукой | |||
В небеса мотор вези, чтобы птицы пели | Бегут, расставив руки, как крылья |
А сейчас, мы с вами дети, улетаем на ракете | Дети маршируют | |||
На носки поднимись | Тянутся, стоя на носочках, руки над головой | |||
А потом руки вниз | Опускают руки | |||
1,2,3 потянись | тянутся | |||
Вот летит ракета ввысь | покружиться |
Ветер по лесу летал Ветер листики считал: | Плавные волнообразные движения руками | |||
Вот дубовый Вот кленовый Вот рябиновый резной Вот с берёзки золотой, | Загибают по одному пальчику на одной руке | |||
Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку | Резкий «выплеск» обеих рук в стороны или вперёд |
К нам на длинной тонкой ножке Скачет дождик по дорожке | Прыжки на одной ножке | |||
В лужице – смотри, смотри Он пускает пузыри | Ритмичные приседания | |||
Стали мокрыми кусты | Руки вверх, потряхивания кистями | |||
Стали мокрыми цветы | Наклон туловища, руки к полу, потряхивания кистями | |||
Мокрый серый воробей Сушит пёрышки скорей | Выпрямились, руки вдоль тела, потряхивания кистями |
Тук! Тук! Тук! Тук! Раздаётся в доме стук! | Ритмичные удары обеих рук (кулачками) | |||
Мы капусту нарубили! Ух, ух, ух, ух, ух! | Ритмичные махи обеих рук сцепленных в замок | |||
перетёрли | Потереть ладошку об ладошку | |||
посолили | Указательный и средний пальцы трутся о большой | |||
И набили плотно в кадку | Обеими кулачками резкие движения вниз | |||
Всё теперь у нас в порядке! | Отряхнуть ручки и показать большой пальчик! |
«Апельсин»
(счётные палочки)
Мы делили апельсин Много нас! | Ритмичные постукивания ребром ладошки о другую ладошку |
Много нас! А он один! | Показываем счётную палочку |
Эта долька для ежа | Поочерёдно, берём (счётную) палочку указательным и большим пальцами |
Эта долька для стрижа | Средним и большим пальцами |
Эта долька для утят | Безымянным и большим пальцами |
Эта долька для бобра | Мизинцем и большим пальцами |
А для волка кожура | Бросательное движение обеими руками |
Он сердит на нас беда! | Сжимать кулаки и прижать их к груди |
Разбегайтесь - кто куда! | «Бегут» пальцами по ножкам |
«Ботинки»
(решётка)
Всюду, всюду мы вдвоём неразлучные идём! | Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по клеткам решётки, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно, то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно. |
Мы гуляем по лугам, по зелёным берегам | |
Вниз по лестнице сбегали, вдоль по улице шагали! | |
После лезем под кровать, | |
Будем там тихонько спать! | Положить ладошки обеих рук под голову! |
Все зверюшки на опушке ищут грузди и волнушки | Дети идут вразнобой | |||
Белочки скакали | Скачут на двух ножках | |||
Рыжики срывали | Наклоны (срывают воображаемые грибы) | |||
Лисичка бежала | Бег тихонечко на носочках | |||
Лисички собирала | Наклоны (срывают воображаемые грибы) | |||
Скакали зайчатки | Скачут на двух ножках | |||
Искали опятки | Имитация поиска грибов | |||
Медведь проходил | Идут вразвалку | |||
Мухомор раздавил | Топают ножкой |
«Мишка и мышка»
Кто шагает, кто шагает? ТОП, ТОП, ТОП Громко топает ногами? ТОП, ТОП, ТОП Это Мишка-шалунишка! | Шагаем высоко поднимаем ножки |
Кто же тихо так идёт? Топ, топ, топ | Передвигаемся маленькими шагами (на носочках) |
Серым хвостиком метёт? | Остановились имитация движения хвостиком (любой рукой) |
Это Мышка-норушка Серенькая побегушка Топ, топ, топ | Передвигаемся маленькими шагами (на носочках) |
«Белка с орешками»
Белка зайчику сказала: | Мелкие предметы (сыпучий материал), рассыпаем на полу, |
«Весёлая поездка»
На лошадке ехали До угла доехали | Щёлкаем язычками |
Сели на машину Налили бензину На машине ехали До реки доехали Трррр.Стоп.Разворот | Взяли в руки руль Кап…кап...кап |
На реке – пароход Параходом ехали До горы доехали Пароход не везёт | Пых…пых…пых |
Надо сесть в самолёт Самолёт летит В нём мотор гудит! УУУУ | уууууууууууууу |
«Красные тюльпаны»
Наши красные тюльпаны раскрывают лепестки | Соединяем ладошки в форме тюльпана, медленно раскрываем пальчики |
Зашатался наш цветок, это дует ветерок | Плавные покачивания кистями рук |
Наши красные тюльпаны закрывают лепестки | Затем медленно закрываем, придавая форму цветка |
Цветочки засыпают бутоны закрывают. | Покачивания головкой цветка, положить кисти рук под голову |
«Пальчиковая гимнастика 9»
(резиночки)
Раз, два, три, четыре, пять | Хлопаем в ладоши |
Мы друзей идём искать | Поставить указательный и средний пальчики на ножку и прошагать (имитация шагов) |
Этот мальчик под кроватью Этот мальчик под диваном Этот мальчик за углом Этот мальчик стал у стенки | Одеваем на каждый пальчик по одной резиночки! |
У него дрожат коленки | Имитация «дрожащих коленок» |
«Замок»
На двери весит замок, но никто его открыть не мог! | Показать кулачок одной руки (пальцы сцеплены в замок) |
Мы замочек покрутили | Движения запястьями вправо влево, при этом пальчики в кулачок крепко сцеплены |
Мы замочек повертели | Движения запястьями вниз вверх, при этом пальчики в кулачок крепко сцеплены |
Мы в замочек постучали | Постучать кулачок об кулачок |
Всё! Открыли! |
«Пальчиковая гимнастика 8»
(резиночки)
С веток ягоды снимаю И в лукошко собираю Ягод – полное лукошко! | Одеть на каждый пальчик по одной резиночки и складывать в ладошку, после сбора всех 5-ти резиночек «ягодок» показать ладошки |
Я попробую немножко Я поем ещё чуть-чуть – легче будет к дому путь Я поем ещё малинки Сколько ягодок в корзинке? | «щипать» ягодки в ладошке…указ.и средний пальчики другой руки «шагают» по дорожке...пощипывание! Ручки вытягиваем вперёд ..удивление! |
1,2,3,4,5…снова буду собирать! | Одеваем на каждый пальчик по одной резиночки! Хлопки! |
«Зарядка»
Дружно ручки поднимаем | Поднимаем ручки |
Ручки вниз мы опускаем | Опускаем ручки |
Кулачки мы крепко сжали | Сжимаем кулачки |
Кулачками постучали | Постучали кулачок об кулачок |
Ножками потопали топ - топ | Топаем ножками |
Ручками похлопали Хлоп - хлоп | Хлопаем ручками |
«Утюжок»
(шестигранный карандаш)
Карандаш я покачу Вправо-влево — как хочу. | Прокатывание карандаша по поверхности ладошки. Положить карандаш на любую ладошку. «Прогладить» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по обеим ладошкам. |
«Волчок»
(шестигранный карандаш)
По ладошке круги катаю, карандаш не выпускаю | Вращай карандаш на ладошке всеми пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами. |
«Подъёмный кран»
(шестигранный карандаш)
Карандашик поднимаю, крепко пальчиками сжимаю. | Положи карандаш на любую ладошку. Поднимаем карандашик большим и указательным пальцами, затем большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. |
«Вертолёт»
(шестигранный карандаш)
Отправляется в полёт наш красавец - вертолёт. | Вращение карандаша пальчиками обеих рук, (усложнение) Вращение карандаша между большим, указательным и средним пальцами, (одной рукой) |
«Солнышко»
Утром солнышко встаёт выше, выше | ручки поднимаем вверх |
Ночью солнышко зайдёт ниже, ниже | Ручки опускаем вниз |
Хорошо, хорошо солнышку живётся | Делаем ручками «фонарики» |
И нам всем с солнышком весело живётся | Хлопаем в ладошки |
«Ручки»
Ручку ручкой мы погладим | Трём ладошки друг об друга |
Пальчик пальчиком потрём | Трём пальчики друг об друга |
Отдохнём совсем немножко | Трясём ручками |
А потом играть начнём | Хлопаем в ладошки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев"
Доклад на методическом обединении о создании условий для творческого самовыражения,организации работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования, экспериментирования с различными художе...
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев
Развитие мелкой моторики и её влияние на речь ребёнка...
Презентация по кружковой работе "Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев"
Из опыта работы по художественно – эстетическому воспитанию кружка «Волшебная бумага»...
"Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев".
Статья, посвященная актуальности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста....
Консультация «Зачем нужно нетрадиционное рисование?» Уважаемые родители! Все вы прекрасно знаете, что рисование – прекрасный досуг для ребенка-дошкольника. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От па
Представлены особенности нетрадиционного рисования для развития детей....
Презентация по кружковой работе "Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев"
Из опыта работы по художественно – эстетическому воспитанию кружка «Волшебная бумага»...
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинс
Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников»«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тон...