Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев
методическая разработка по логопедии

Турчина Ольга Анатольевна

Данная методическая разработка содержит игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, которые стимулируют умственную деятельность детей, повышают общий тонус, снижают психоэмоциональное напряжение и способствуют хорошему эмоциональному настрою, координируют движения пальцев рук, приучают руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        «Разминка»

    (мячик, щёточка)

ручки, ручки просыпайтесь

Катаем мячик в руках, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней

пальчики, пальчики просыпайтесь 

Крутим мячик только пальчиками

животик, животик просыпайся

Массируем мячиком животик

головка, головка просыпайся

Массируем мячиком голову

ножки, ножки просыпайтесь

Массируем мячиком ножки

      «Зарядка»

(мячик, эспандер)

Крепко мячики сжимаем

Наши мышцы напрягаем

Чтобы пальцы никогда

Не боялись бы труда

Сжимание и разжимание

В ладони массажных мячиков. (Эспандеров)

«Ёжик»

(мячик)

Гладь мои ручки ёжик, ёжик

Ты колючий, ну и что же

Катаем мячик в руках, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней

Я хочу тебя погладить

Катаем мячик по левой ладошке

Я хочу с тобой поладить

Катаем мячик по правой ладошке

«Ёжик»

(мячик)

Ходит ёжик без дорожек.
По лесу, пол лесу.

Катаем мячик в руках, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней

И «иголками» своими.
Колется, колется

Поочерёдно нажимать подушечками пальцев обеих рук на бугорки «иголки» мячика

А я ёжику, ежу.
Ту дорожку покажу

Мячик держим в руке и скатываем его с плечика в ладошку или (с колена к носочку)

Где катают мышки
Маленькие шишки

Катаем мячик по ладошке круговыми движениями, «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней

 «Ёжик»

 (мячик)

Серый ёжик весь в иголках,
Словно он не зверь, а ёлка

Поочерёдно нажимать подушечками пальцев обеих рук на бугорки «иголки» мячика

Хоть колюч молчун лесной,
Ёжик добрый, а не злой

Катаем мячик в руках, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней

 «Урок»

 (мячик)

Нажимаем на звонок                                                      

 Начинается урок:                                

 Дзинь (5 раз)    

Поочерёдно нажимать подушечками пальцев обеих рук на бугорки «иголки» мячика

Вот разгладим мы ладошки                

 Поработаем немножко

Катаем мячик в руках, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней

И по кругу поведём

 Каждый пальчик разомнём

Катаем мячик по ладошке (круговые движения),

затем проводим мячиком по поверхности каждого пальчика (правой и левой руки)

А теперь бежит дорога

По ухабам между пней

Поиграем мы немножко

Станут пальчики сильней

Мячик держим в руке и скатываем его с плечика в ладошку (с правого и с левого плечика)

Снова гладим мы ладошки

Поработаем немножко

Катаем мячик в руках, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней

И по кругу поведём

 Каждый пальчик разомнём

Катаем мячик по ладошке (круговые движения),

затем проводим мячиком по поверхности каждого пальчика (правой и левой руки)

Вот опять звенит звонок

 И кончается урок

 Дзинь (5 раз)

Поочерёдно нажимать подушечками пальцев обеих рук на бугорки «иголки» мячика

«Зарядка»

  (мячик)

Я мячом круги катаю

Взад вперёд его гоняю

Катаем мячик в руках, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней

Им поглажу я ладошку

Будто я сметаю крошку

Катаем мячик по ладошке (круговые движения)

И сожму его немножко

Как сжимает лапу кошка

Сжимание и разжимание

В ладони массажного мячика

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну

Поочерёдно нажимать подушечками пальцев обеих рук на бугорки «иголки» мячика

А теперь последний трюк

Мяч летает между рук

Передача  мяча из руки в руку

«Снежок»

  (мячик)

Топ,  топ сапожок

Стучим массажным мячиком по коленочке

Хлоп, хлоп вот снежок

Стучим массажным мячиком по ладошке

Заберусь на горку, ух!

Мячик докатываем из ладошки до плечика

Съеду с горки бух! И в снежок!

Мячик скатываем с плечика в ладошку

«Проглот»

  (платок)

У меня живёт ПРОГЛОТ –

Весь платок он скушал вот

Сразу стало у ПРОГЛОТА

Брюхо, как у бегемота

Берём небольшой носовой платок за уголок, и собираем целиком платочек в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает!

 «Дружба»

 (эспандер)

Я в друзьях души не чаю

Я друзей своих встречаю

Каждый руку мне пожмёт

Каждый мне привет пошлёт!


Сжимаем на каждый ударный слог кистевой эспандер, в виде резинового кольца. После каждой строчки смена рук!

 «Гусёнок»

(прищепки)

Вот проснулся, встал гусёнок

Пальцы щиплет он спросонок

- дай, хозяйка корма мне

Раньше, чем моей родне!

Бельевыми прищепками прищемляем ногтевые фаланги пальцев на каждый ударный слог!

        «Полянка»

  (коврик, платочек)

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки

Прыгаем всеми пальцами по неровной поверхности

И катались по траве

От хвоста и к голове

Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев

Долго зайцы так скакали

Но напрыгались, устали

«допрыгать» и «лечь» ладонями на неровную поверхность

Мимо змеи проползли

«С добрым утром!» - им сказали

Ладошки по очереди ползут, как «змеи»

Извилистые движения кистями рук

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха – мать!

Ладошки поочерёдно гладят коврик

 «Птички»

 (эспандер, массажные палочки)

Птичек мы окольцевали

1 вариант

Начиная с большого пальца руки «надеваем» или «замыкаем в колечко» (эспандер, в виде резинового кольца или массажную палочку) и так по очереди на все пальцы руки - от большого до мизинца. Затем меняем руки.

2 вариант

Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в «колечко» и «надеваем» по очереди на все пальцы левой руки.

Наблюдали, узнавали

Улетев, в какие дали

Где морозы переждали

Что пернатые клевали

Гнёзда, где свои свивали

Где вы яйца отложили

Как вы бури пережили

Сколько вы, в конце концов

В гнёздах вывели птенцов?

 «Яичко»

  (мячик)

Птичка веток набрала

Катаем мячик по пальчикам правой руки, а затем левой

Крепко гнёздышко свила

И снесла яичко

Умница - синичка

Свести ладошки в форме гнезда вместе с массажным мячиком «яичком»

Ты яичко покатай

Но из рук не выпускай

Очень хрупкое оно

Так у птиц заведено

Катаем мячик между ладоней – одна сверху, другая снизу

  «Силач»

(эспандер)

Я сожму своё кольцо –

Буду сильным молодцом

Буду младших защищать

Буду слабым помогать

Сжимаем на каждый ударный слог кистевой эспандер, в виде резинового кольца.  После каждой строчки смена рук!

Пополам его согну

И восьмёркой заверну!

Для более сильных детишек предлагается продолжение данного упражнения!

«Птичка»

 (мячик)

Ищет птичка и в траве

Катаем мячик по пальчикам правой руки

И на ветках, и в листве

Мячик скатываем с плечика в ладошку, и по кругу ладошки

И среди больших лугов

Катаем мячик по животику

Мух, червей, слепней, жуков!

Катаем мячик по пальчикам левой руки

       «Дорожка»

  (коврик, платочек)

Наши пальчики, как ноги

Пальчики (указательный и средний) правой или левой руки «бегут» по неровной поверхности

Побежали по дороге

Очень быстро мы бежали

Но споткнулись

Согнуть пальчики

И упали

Положить ладошку на неровную поверхность

«Пианист»

  (мячик)

Пианист Бемоль

Катаем мячик в руках, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней

В музыке король

Говорит Бемоль

Ноты, как пароль:

До, ре, ми, фа, соль

Катаем мячик по пальчикам правой руки

Принесите соль

Катаем мячик в ладошках

До, ре, ми, фа, соль

Катаем мячик по пальчикам левой руки

Посолить фасоль

Катаем мячик в ладошках

        «Тропинка»

   (коврик, платочек)

Шёл мишутка – топ, да, топ

Пальчики (указательный и средний) правой или левой руки «шагают» по неровной поверхности

Вдоль звериных тайных троп

Подушечками пальцев водить по неровной поверхности «чертить тропинки или линии» от основания ладошки до кончиков пальцев

Но устал и сел на пень

Положить кулачок на неровную поверхность

И ему подняться лень!

Положить ладошку на неровную поверхность

«Мишутка»

   (мячик)

Шёл мишутка – топ, да, топ

Мячик «шагает» по ладошке

Вдоль звериных тайных троп

Мячик скатываем с плечика в ладошку

Но устал и сел на пень

Мячик положить на кулачок

И ему подняться лень!

Ладошку положить на мячик

      «Горошки»

(сыпучий материал)

С блюдца я беру горошки

Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным (по необходимости и средним) пальцами берём горошины одну за другой и удерживаем их в руке (как при сборе ягод), и так набираем целую горсть. Варианты материала: фасоль, крупный бисер, маленькие стеклянные шарики… и др.  

Словно птица клювом крошки

И полны мои ладошки

Руки держат все горошки!

 «Цапля»

(палочки)

Очень длинный клюв у цапли

Поочерёдно, берём (счётную) палочку указательным и большим пальцами

Вы длинней найдёте вряд ли

Средним и большим пальцами

Клювом мериться пришли

Безымянным и большим пальцами

Аисты и журавли

Мизинцем и большим пальцами

     «Уточки»

 (коврик, платок)

Ути – ути,  полетели

Платочек положить на коленочки!

Взмахи ручками

На травушку сели

Кладём ладошки на платочек

Поклевали, поклевали

«клюём» пальчиками по платочку

И домой улетели

Ручки с платочка «слетают» те же взмахи

«Зайка»

(мячик)

Зайка – ушки на макушке

Взять в руки массажный мячик и подставить к нему пальчики «ушки» (указательный и средний пальцы)

Скачет, скачет по опушке

Массажным мячиком выполнять «прыжки» по ладошке

А за ним колючий ёжик

 Положить массажный мячик на ладошку и каждым пальчиком   начиная с большого и заканчивая мизинчиком дотрагиваться до «колючек»

Шёл по травке без дорожек

Массажным мячиком водим по ладошке круговыми движениями

«Наши ручки»

     (мячик)

Это ручка – правая  

Мячик на правой ладошке

Это ручка -  левая

Мячик на левой ладошке

Я на мячик нажимаю и зарядку делаю

 Поочерёдно нажимать подушечками пальцев обеих рук на бугорки «иголки» мячика

Будет сильной правая

Сжимаем мячик в правом кулачке

Будет сильной левая

Сжимаем мячик в левом кулачке

Будут ручки у меня

Ловкие, умелые

 Катаем мячик между ладошками

  «Многоножки»

(коврик, платочек)

По извилистой  дорожке пробежали многоножки

Раз, два, три, четыре, пять – многоножек не догнать!

Пальчики обеих рук «бегут» по неровной поверхности  или по платочку!

        «Паучок»

(коврик, платочек)

Паучок ползёт

Пальчики обеих рук «бегут» по неровной поверхности  или по платочку!

Зацепился паучок

тонкой ниткой за сучок

Остановка пальцы сжаты в кулачки

лапками перебирает

пальчики разжаты, двигаются

Паутинку сплетает

мух поджидает

Водим круговыми движениями по неровной поверхности или по платочку указательными пальчиками обеих рук

      «Козочка»

(коврик, платочек)

Вдоль дороги на виду

щиплет козочка траву:

Пальчиками обеих рук «щипать травку» на неровной поверхности или на платочке

Глазки блестят

Ручки поднести к глазкам – сжимать и разжимать пальчики обеих рук

Рожки торчат

Показать рожки на голове (мизинчики и указательные пальчики)

Копытца стучат

Постучать пальчиками обеих рук по неровной поверхности или по платочку

     «Червячок»

      (платочек, коврик)

Когда дождик поливает: кап…кап…кап…

На ладошку «капают» капельки

Дождевой червяк гуляет

Все пальчики любой руки сжаты в комочек, опираются на платочек и делают мелкие шажки, изображая движения червячка  

Когда сухо в низ ползёт

Движения пальчиков вниз

Землю в темноте жуёт

собираем целиком платочек в ладошку (двумя ручками, а затем одной)

  «Улитка»

    (мячик)

Улитка-недотрожка

высунула рожки

Взять в руки массажный мячик и подставить к нему пальчики «рожки» (указательный и средний пальцы)

Медленно ползёт

домик везёт

Мячик держим в руке и скатываем его с плечика в ладошку (с любого плечика)

Листики жуёт

Катаем мячик в руках, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней

     «Улитка»

    (платочек, коврик)

Улитка-недотрожка

высунула рожки

пальчики «рожки» (указательный и средний пальцы) шевелим ими

Медленно ползёт

домик везёт

пальчики «рожки» (указательный и средний пальцы) медленно передвигаются по платочку

Листики жуёт

собираем целиком платочек в ладошку (двумя ручками, а затем одной)

     «Разминка»

      (мячик)

Мячик сильно посжимаю

и ладошку поменяю

Сжимать мячик в одной и в другой ладошке (поочерёдно)

«Здравствуй, мой любимый мячик!» -

скажет утром каждый пальчик

раз, два, три, четыре, пять

Коснуться мячиком каждого пальчика (правая, затем левая рука)

Крепко мячик обнимает, никуда не выпускает

Сжимать мячик в одной и в другой ладошке (поочерёдно)

Только брату отдаёт:

Брат у брата мяч берёт

Поочерёдно передавать мячик из одной руки в другую руку

        «Звериные следы»

         (коврик)

Шла корова по дорожке –

ТОП – ТОП

ТОП - ТОП

Сжать обе руки в кулачки и «шагать» по дорожке, как «корова» тяжело «ступая» по неровной поверхности коврика

А за ней бежала кошка –

ТОП  - ТОП – ТОП

ТОП – ТОП  - ТОП

Пальчиками обеих рук легко «ступая» по неровной поверхности коврика (грациозно)

     «Прогулка мишки по лесу»

      (платочек, коврик)

Мишка по лесу гулял

Сжать обе руки в кулачки и «шагать» по дорожке

Мишка шишки собирал

Пальчиками обеих рук «собирать шишки» на неровной поверхности или на платочке

Бедный мишенька устал

Положить обе ладошки на неровную поверхность или платочек

На пеньке он задремал

Одну руку сжать в кулачок  - «пенёк», а другую руку (прямой ладошкой) положить на кулачок - «мишка     прилёг на пенёк»

     «Стираем вместе с мамой»

      (платочек)

Мама вечером стирала,

А я около стояла,

Не стирала – охала!

Ох, ох, ох…

Взять платочек в обе руки и имитировать движения «стирки белья»

голосовое включение

Да глазами хлопала

Пальчиками обеих рук имитировать моргание глазками, поднеся ручки к лицу

Да ногами топала

Ножками топаем

Лучше б было не стоять –

Взять и с мамой постирать

Взять платочек в обе руки и имитировать движения «стирки белья»

«Дождик»

 (платочек, коврик)

Дождик капнул на ладошку

 Пальчики одной руки «капают» на ладошку другой руки (имитация капелек)

На цветы и на дорожку

Пальчиками обеих рук на неровной поверхности или платочке «нарисовать» цветочек и дорожку (извилистые и прямые линии)

Льётся, льётся,

ой, ой, ой!

«Рисуем» в воздухе длинные капли, грозим пальчиком

Побежали мы домой!

Пальчики обеих рук передвигаются по неровной поверхности или платочку

«Кошки - мышки»

 (коврик)

Кошка мышку

 цап-царап

 Пальчики обеих рук «царапают коврик» и сжимаются в кулаки

Подержала, подержала, отпустила

Остановиться…и затем кулачки одновременно разжимаются

Мышка побежала, побежала

Одновременно двигаются по коврику пальцы обеих рук

Хвостиком завиляла, завиляла

Указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону

До свидания, до свидания мышка

Одновременные наклоны кистей рук вперёд и вниз

«Асенька»

 (коврик)

Наша Асенька шагала,

 Пальчики обеих рук «шагают» по коврику

Наша Асенька устала

Положить ладошки на коврик

Будем куколку качать,

Имитация укачивания куколки в руках

Будем песню напевать  - А-а, а-а!

Напеваем песенку

Наша Асенька шагала -

Ап-Ап-Ап!

В лужи кукла наступала –

Ап-ап-ап!



Пальчики обеих рук «шагают» по коврику

Ах, промокли ножки, посидим немножко

Ручки в кулачок и положить на коврик

«Зарядка»

 (мячик)

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

Никогда не плачут, вместе с нами скачут!

Взять мячик в любую руку и «прыгать» им по ладошке другой руки

«Дождик»

 (коврик)

Капал дождик на ладошку

Кап, кап, кап

«капает» дождик на ладошку

 Я ловил малютку крошку

Кап, кап, кап

Хлопать в ладошки

Дождик вдруг пошёл сильней, побежали в дом скорей!

Пальчики обеих рук бегут по коврику

«Мишка и мышка»

 (коврик)

Кто шагает, кто шагает?

ТОП, ТОП, ТОП

 Громко топает ногами?

ТОП, ТОП, ТОП

Это Мишка-шалунишка!



Обе ручки в кулачок и кулачки «шагают» по коврику

Кто же тихо так идёт?

Топ, топ, топ

Пальчики обеих рук тихонечко передвигаются по коврику

Серым хвостиком метёт?

Указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону

Это Мышка-норушка

Серенькая  побегушка

Топ, топ, топ


и опять пальчики передвигаются по коврику

«Столик»

 (коврик)

Я стучу, стучу, стучу, новый столик сколочу

Стучать кулачками о коврик


Мягкой кисточкой покрашу

Столик, стул и кошку Машу

Погладить ладошками обеих рук коврик















«Разминка»

 (коврик)



Побежали вдоль реки дети наперегонки

     



Указательными и средними пальцами рук «побегать» по коврику


«Котик»

 (коврик)


Есть у котика на лапках очень острые царапки

     


Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук и «царапать « коврик

«Тесто»

 (платок)

Месим, месим тесто,
Есть в печи место!
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.

Сжимать платочек сначала двумя ручками, а затем правой и левой

«Паровозик»

 (массажный ролик)

Загудел паровоз -       
И вагончики повёз,
Чу – чу – чу – чу
Далеко укачу

     Катаем массажный ролик между ладошек

«Белка с орешками»

 (сыпучий материал)

Белка зайчику сказала:               
«У меня орешков мало,  
Ну-ка, зайка, помогай,                   
Собирать мне урожай

     Мелкие предметы (сыпучий материал), рассыпаем на полу,
предлагаем детям (зайчикам) собрать их в маленькую корзиночку

«Пароход»

 (массажный ролик)

Пароход плывёт по речке, из трубы дымят колечки

Ту - тууууууууу

     Катаем массажный ролик между ладошек

«Поезд и самолёт»

 (массажный ролик)

Поезд песенку поёт

Ту-ту-туууууу

     Катаем массажный ролик между ладошек

(Руки держим перед собой)

Улетает самолёт в высоту

У-ууууууу

    Катаем массажный ролик между ладошек

(Руки направляем вверх)

«Гусь»

 (прищепки)

Гусь крикливый,

 с длинным носом.

 Шея словно знак вопроса.

Гусь идёт гулять в луга

И гогочет:

 ГА-ГА-ГА!

Бельевыми прищепками прищемляем ногтевые фаланги пальцев на каждый ударный слог!

«Кыш»

 (прищепки)

Сильно кусает котёнок-глупыш!

Он думает, что это не палец, а мышь!

Но, я же играю с тобою малыш!

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

Бельевыми прищепками прищемляем ногтевые фаланги пальцев на каждый ударный слог!

«Белые гуси»

 (прищепки)

Белые гуси на речку идут,
Белые гуси гусяток ведут.
Белые гуси вышли на луга,
Крикнули гуси:

"Га-га-га!"

Бельевыми прищепками прищемляем ногтевые фаланги пальцев на каждый ударный слог!

        «Иголки»

 (массажный ролик)

"У сосны, у пихты, ёлки,  
Очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".

    Катаем массажный ролик между ладошек

(Руки держим перед собой)

«Тесто»

 (платок)

Месим, месим тесто,
Есть в печи место!
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.

Сжимать платочек сначала двумя ручками, а затем правой и левой

«Лыжи»

 (коврик)

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.

Поставить обе руки «ребром» на коврик и передвигаться вперёд и назад.

«Проглот»

  (платок)

У меня живёт ПРОГЛОТ –

Весь платок он скушал вот

Сразу стало у ПРОГЛОТА

Брюхо, как у бегемота

Берём небольшой носовой платок за уголок, и собираем целиком платочек в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает!

«Цапля»

(палочки)

Цапля ходит по болоту,
Будто ищет там кого-то.
Ой, боюсь, что эта цапля
Лягушонка хочет сцапать.

Поочерёдно, берём (счётную) палочку указательным и большим пальцами

Средним и большим пальцами

Безымянным и большим пальцами

Мизинцем и большим пальцами

«Цапля»

(палочки)

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
На носу сверкает капля -
Узнаете? Это... Цапля!

Поочерёдно, берём (счётную) палочку указательным и большим пальцами

Средним и большим пальцами

Безымянным и большим пальцами

Мизинцем и большим пальцами

«Ежиха-мама»

   (коврик)

Гладила

Мама - ежиха ежат:

Что за пригожие детки лежат!

«Гладить» обеими руками массажный коврик. Движения: вперёд-назад

вправо-влево

«Месим тесто»

   (платочек)

Мы тесто месили, мы тесто месили.



Взять платочек в обе руки и имитировать движения «месим тесто» (комкать платочек в обеих руках)

Нас тщательно всё промесить попросили,

Но сколько не месим и сколько не мнём,

комочки опять и опять достаём

  «Зоопарк»

   (решётка)

В зоопарке мы бродили,


Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по клеткам решётки, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно, то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно.

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят.

         «Лыжи»

 (массажный ролик)

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.

    Катаем массажный ролик между ладошек

(Руки держим перед собой)

Это глазки. Вот. Вот

Показываем глазки

Это ушки. Вот. Вот

Показываем ушки

Это нос. Это рот

Показываем нос, рот

Это ручки. Хлоп, хлоп

Показываем ручки (хлопаем)

Это ножки. Топ, топ

Показываем ножки (топаем)

Ой, устали! Вытрем лоб

Присесть – вытираем лоб!

Вот Кирюшкина кроватка

Ручки разводим в стороны

Чтобы спал Кирюшка сладко

Приседаем и обе ладошки кладём под голову

Чтоб во сне он подрастал

Медленно встаём на ножки

Чтоб большим скорее стал

Встать на носочки и тянуться вверх

Зайка скачет по кусточкам

По болоту и по кочкам

Прыжки на двух ножках

«ушки» на головке

Белка прыгает по веткам

Гриб несёт бельчатам - деткам

Прыжки с ножки на ножку

Ручки перед собой

Ходит мишка косолапый

У него кривые лапы

Ходим вперевалочку

Без тропинок, без дорожек

Катится колючий ёжик

Передвигаемся в полуприседе – круглая спина

Грузовик песок везёт

ТУ – ТУ – ТУ

«руль» в руках

Передвигаемся и произносим слоги

Удивляется народ

Вот так чудо – чудеса!

Остановиться – разводим руками в разные стороны, смотрим направо и налево

В нём песок до потолка!

На носочках тянемся вверх, ручки поднять вверх














       

КАРТОТЕКА ИГР

ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

ИГРЫ для развития речи и мелкой моторики -

являются необходимыми предпосылками для развития лучшего функционирования речевых органов и оказывают положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков



3 предмета

МАТЕРИАЛ

  1. с массажными мячиками

  1. с платочками

  1. с массажными ковриками

 

«Весёлая поездка»

 (массажный ролик)

На ладошке ехали

До угла доехали

Сели на машину

Налили бензину

На машине ехали

До реки доехали

Трррр.Стоп.Разворот

На реке – пароход

Параходом ехали

До горы доехали

Пароход не везёт

Надо сесть в самолёт

Самолёт летит

В нём мотор гудит!

УУУУ

    Катаем массажный мячик между ладошек

(Руки держим перед собой)

   

«Самокат»

 (массажный ролик)

Самокат, самокат

Самокату очень рад

Сам качу, сам качу

Самокат куда хочу

    Катаем массажный мячик между ладошек

(Руки держим перед собой)

«Пернатые»

 (прищепки)

Наши уточки с утра

Кря – кря – кря

Наши гуси у пруда

Га – га – га

А индюк среди двора

Бал – бал - бал

Наши курочки в окно

Ко – ко – ко

А как Петя-Петушок ранним утром по утру нам споёт:

Ку-ка-ре-ку!

Бельевыми прищепками прищемляем ногтевые фаланги пальцев на каждый ударный слог!

«Пальчиковая гимнастика 4»

              (резиночки)

Тук – тук молотком

Строим, строим новый дом!

Стучим кулачком об кулачок

Этот дом для

МАШИ

САШИ
ДАШИ
НАТАШИ

АНДРЮШИ

На каждый пальчик одеваем резиночку

(начиная с большого пальчика)

Все соседи все друзья

Жить без дружбы нам нельзя!

Хлопки в ладошки

«Пальчиковая гимнастика 5»

              (резиночки)

Где ладошки?

Спрятали ручки за спинку

Тут, тут!

Хлопаем в ладошки

На ладошке пруд, пруд!

Показываем ладошки

Палец большой –

Это гусь молодой!

Указательный – поймал

Средний – гуся ощипал

Этот пальчик – щи варил

А мизинчик – нас кормил

На каждый пальчик одеваем резиночку

(начиная с большого пальчика)

Полетел гусь в рот, а оттуда в живот!

Ручками дотронуться до рта, а затем до живота!

«Пальчиковая гимнастика 1»

              (резиночки)

Я – пальчик первый, я большой

Указательный – второй

Третий пальчик – средний

Четвёртый – безымянный

А пятый мизинчик –

На каждый пальчик одеваем резиночку

(начиная с большого пальчика)

 он самый маленький, румяный

Показать какой он маленький (щипотка)

Показать на щёчки - румяный

«Пальчиковая гимнастика 2»

              (резиночки)

Мальчик с пальчик где ты был?

Указательные пальчики здороваются

С этим братцем – в лес ходил

С этим братцем – щи варил

С этим братцем – кашу ел

С этим братцем – песни пел

А маленького братика –

На каждый пальчик одеваем резиночку (начиная с большого пальчика)

 я спать укладывал

Положить ладошки под голову

«Пальчиковая гимнастика 3»

              (резиночки)

1 – 2 – 3 – 4 – 5

пошли пальчики гулять

Разгибаем пальчики поочерёдно начиная с большого на каждый счёт

Этот пальчик – по дорожке

Этот пальчик – по тропинке

Этот пальчик – за грибами

Этот пальчик – за малинкой

А этот пальчик – заблудился

На каждый пальчик одеваем резиночку (начиная с большого пальчика)

Очень поздно возвратился

Грозим пальчиком, хмурим брови

КАРТОТЕКА ИГР

ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

ИГРЫ для развития речи и мелкой моторики- 

являются необходимыми предпосылками для развития лучшего функционирования речевых органов и оказывают положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков




9 предметов

МАТЕРИАЛ

  1. с массажными роликами

  1. с прищепками

  1. со счётными палочками

  1. с эспандерами

  1. с массажными палочками

  1. с решётками

(пластмассовые)

  1. с шестигранными карандашами

  1.       с зубными щётками

  1.  с бусами «чётки»







        «Массаж»

     (зубная щётка)

Я возьму зубную щётку,

Чтоб погладить пальчики

Станьте ловкими скорей,

Пальчики – удальчики!

  Растирать зубной щёткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию

        «Весёлый карандаш»

     (шестигранный карандаш)

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу

Крутить карандаш между ладоней, пропускать карандаш между одним и двумя – тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке

        «Бусы»

     (бусы – «чётки»)

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала,

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю

Перебирание бус (чёток) в руках. (Счёт бус в прямом и в обратном порядке)

        «Котёнок»

       (прищепки)

Если кто-то с места сдвинется,

На него котёнок кинется,

Если что-нибудь покатится,

За него котёнок схватится,

Прыг-скок! Цап-царап!

Не уйдёшь из наших лап!

Бельевыми прищепками поочерёдно «прищемляем» ногтевые фаланги пальцев (подушечки) на каждый ударный слог стиха от большого пальца к мизинцу

  «Кто идёт»

   (решётка)

Идёт собака


Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по клеткам решётки, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно, то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно.

Кот идёт

И дождь идёт и град

Ещё часы идут вперёд, хоть на столе стоят

 «Прогулка»

   (решётка)

На прогулку мы пойдём


Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по клеткам решётки, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно, то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно.

И в футбол играть начнём

И с хорошей тренировкой

Каждый станет сильным, ловким

«Пальчиковая гимнастика 6»

              (резиночки)

Маша шла, шла, шла

И игрушки нашла

Хлопаем в ладошки

Кошку,

Матрёшку

Шишку

Мартышку

Мишку

Машинку

Пушку

Зайчишку

Шар

Неваляшку

Катушку

лягушку

На каждый пальчик одеваем резиночку (начиная с большого пальчика)

          «Ролик»

 (массажный ролик)

Трудно ролик мне вести

Прямо по дорожке

Так и хочется ему

Спрятаться в ладошке

     Сидя на стульчике, положить массажный ролик на ножку и катать ролик прямо по «дорожке» перебирая пальчиками

 «Считалка для мышки»

             (решётка)

Раз, два, три, четыре


Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по клеткам решётки, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно, то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно.

Сосчитаем дыры в сыре

Если в сыре много дыр

Значит, вкусным будет сыр

Если в нём одна дыра

Значит, вкусным был вчера

        «Кто приехал?»

         (зубная щётка)

Кто приехал?

Мы, мы, мы

  Растирать зубной щёткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию

Мама, мама

Это ты?

Да, да, да

Папа, папа

Это ты?

Да, да, да

Братец, братец

Это ты?

Да, да, да

Ах, сестричка

Это ты?

Да, да, да

Все мы вместе,

Да, да, да!!!

 «Кто живёт в моей квартире»

              (зубная щётка)

1, 2, 3, 4

кто живёт в моей квартире?




  Растирать зубной щёткой  подушечки пальцев (начиная с большого) затем провести зубной щёткой  по ладошке

1, 2, 3, 4, 5

всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестрёнка, кошка Мурка, два котёнка, мой щегол, сверчок и я -

Растирать зубной щёткой  подушечки пальцев (начиная с большого)

Вот и вся моя семья!

Сгибать и разгибать пальцы (свободной руки)

          «Весёлые песенки»

     (шестигранный карандаш)

У ходиков песня такая: Тик.Тик.Тик




Крутить карандаш между ладоней, пропускать карандаш между одним и двумя – тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке

У птички-синички такая: Пик.Пик.Пик

У поросёнка такая:

Хрю.хрю.хрю

У ёжика песня такая: Плюх.плюх.плюх

У кисоньки песня такая: Мяу.мяу.мяу

А у рыбёшки какая?

Указательный пальчик поднести ко рту  «ротик на замочек»

       «Три пингвина»

             (решётка)

Жили-были три пингвина

Пик, Пак, Пок






Чередование хлопков с хождением указательного и среднего пальцев, или только указательным  как ножками, по клеткам решётки, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно, то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно.

Хорошо и дружно жили

Пик, Пак, Пок

Как-то утром на рыбалку

Пик, Пак, Пок

Зашагали в перевалку

Пик, Пак, Пок

Наловили много рыбы Пик, Пак, Пок

Наловили много рыбы Пик, Пак, Пок

Съели дружно всё до крошки

Пик, Пак, Пок

Кроме маленькой рыбёшки

Пик, Пак, Пок



              «Весна»

             (решётка)

От сосулек

Звон – звон!


Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по клеткам решётки, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно, то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно.

Просыпайся

Клён – клён!

Растопился

Снег – снег!

Ручейки в бег, в бег!

Гром шагает топ – топ!

Очень слышно

Хлоп – хлоп!

       «Дождик»

       (прищепки)

1, 2, 3, 4, 5

вышел дождик погулять!

Шёл неслышно по привычке

А зачем ему спешить?

Вдруг читает на табличке:

«По газонам не ходить!»

дождь вздохнул тихонько: ОХ!

И ушёл.

Газон засох.




Бельевыми прищепками поочерёдно «прищемляем» ногтевые фаланги пальцев (подушечки) на каждый ударный слог стиха от большого пальца к мизинцу

Кол-во

  1. с массажными мячиками

1

17

  1. с платочками

        2

17

  1. с массажными ковриками

3

21

  1. с сыпучим материалом

4

2

  1. с эспандерами

5

5

  1. с прищепками

6

7

  1. со счётными палочками

7

3

  1. с массажными роликами

8

8

  1. с решётками

     (пластмассовые)

9

6

  1. с резиночками

10

6

  1. с массажными палочками

11

2

  1. с зубными щётками

12

3

  1.      с шестигранными карандашами

13

2

  1.      с бусами «чётки»

14

1

  1.      с массажными     щёточками

15

12

            «Гном Скрут »

 (эспандер, массажные палочки)

Кто живёт под потолком? - ГНОМ

1 вариант

Начиная с большого пальца руки «надеваем» или «замыкаем в колечко» (эспандер, в виде резинового кольца или массажную палочку) и так по очереди на все пальцы руки - от большого до мизинца. Затем меняем руки. (Надеваем колечко только после вопросительного предложения, т.е во время ответа по ходу текста)

2 вариант

Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в «колечко» и «надеваем» по очереди на все пальцы левой руки.

У него есть борода? - ДА

И Манишка и жилет? - НЕТ

Как встаёт он по утрам? – САМ

Кто с ним утром кофе пьёт? КОТ

И давно он там живёт? ГОД

Кто с ним бегает вдоль крыш? МЫШЬ

Ну, а как его зовут?

СКРУТ!

Он капризничает, да?

НИ – КОГ – ДА!

КАРТОТЕКА ИГР

ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

ИГРЫ для развития речи и мелкой моторики- 

являются необходимыми предпосылками для развития лучшего функционирования речевых органов и оказывают положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков


3 предметов

МАТЕРИАЛ

  1. с резиночками

  1. с сыпучим материалом

  1. с массажными щёточками


 

           «Разминка»

    (массажная щёточка)

ручки, ручки просыпайтесь

Гладим щёточкой ладошки, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево»

пальчики, пальчики просыпайтесь 

пальчики

животик, животик просыпайся

животик

головка, головка просыпайся

головку

ножки, ножки просыпайтесь

ножки

          «Наши ручки»

     (массажная щёточка)

Это ручка – правая  

Гладим щёточкой правую ладошку

Это ручка -  левая

Левую ладошку

Я на щётку нажимаю и зарядку делаю

 Поочерёдно нажимать подушечками пальцев обеих рук на бугорки «иголки» щёточки

Будет сильной правая

Гладим щёточкой правую ладошку

Будет сильной левая

Левую ладошку

Будут ручки у меня

Ловкие, умелые

Гладим щёточкой каждый пальчик

           «Урок»

 (массажная щёточка)

Нажимаем на звонок                                                      

 Начинается урок:                                

 Дзинь (5 раз)    

Поочерёдно нажимать подушечками пальцев обеих рук на бугорки «иголки» щёточки

Вот разгладим мы ладошки                

 Поработаем немножко

Гладим щёточкой ладошки, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево»

И по кругу поведём

 Каждый пальчик разомнём

Гладим щёточкой ладошку,

затем проводим щёточкой по поверхности каждого пальчика (правой и левой руки)

А теперь бежит дорога

По ухабам между пней

Поиграем мы немножко

Станут пальчики сильней

Щёточку держим в руке, проводим щёточкой с плечика в ладошку (с правого и с левого плечика)

Снова гладим мы ладошки

Поработаем немножко

Гладим щёточкой ладошки, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево»

И по кругу поведём

 Каждый пальчик разомнём

 Гладим щёточкой ладошку (круговые движения),

затем проводим щёточкой по поверхности каждого пальчика (правой и левой руки)

Вот опять звенит звонок

 И кончается урок

 Дзинь (5 раз)

Поочерёдно нажимать подушечками пальцев обеих рук на бугорки «иголки»щёточки

          «Ёжик»

(массажная щёточка)

Ходит ёжик без дорожек.
По лесу, пол лесу.

Гладим щёточкой ладошки, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево»

И «иголками» своими.
Колется, колется

Поочерёдно нажимать подушечками пальцев обеих рук на бугорки «иголки» щёточки

А я ёжику, ежу.
Ту дорожку покажу

Щёточкой проводим с плечика в ладошку, и по кругу ладошки

Где катают мышки
Маленькие шишки

Гладим щёточкой ладошки

         «Ёжик»

 (массажная щёточка)

Серый ёжик весь в иголках,
Словно он не зверь, а ёлка

Поочерёдно нажимать подушечками пальцев обеих рук на бугорки «иголки» щёточки

Хоть колюч молчун лесной,
Ёжик добрый, а не злой

Гладим щёточкой ладошки, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево»

          «Ёжик»

(массажная щёточка)

Гладь мои ручки ёжик, ёжик

Ты колючий, ну и что же

Гладим щёточкой ладошки, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево»

Я хочу тебя погладить

Гладим щёточкой  по левой ладошке

Я хочу с тобой поладить

Гладим щёточкой  по правой ладошке

           «Птичка»

 (массажная щёточка)

Ищет птичка и в траве

Гладим щёточкой  по пальчикам правой руки

И на ветках, и в листве

Щёточкой проводим с плечика в ладошку, и по кругу ладошки

И среди больших лугов

Гладим щёточкой по животику

Мух, червей, слепней, жуков!

Гладим щёточкой по пальчикам левой руки

        «Пианист»

  (массажная щёточка)

Пианист Бемоль

Гладим щёточкой ладошки, делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево»

В музыке король

Говорит Бемоль

Ноты, как пароль:

До, ре, ми, фа, соль

Гладим щёточкой по пальчикам правой руки

Принесите соль

Гладим щёточкой ладошки

До, ре, ми, фа, соль

Гладим щёточкой по пальчикам левой руки

Посолить фасоль

Гладим щёточкой ладошки

         «Снежок»

  (массажная щёточка)

Топ,  топ сапожок

Гладим массажной щёточкой по коленочке

Хлоп, хлоп вот снежок

Гладим массажной щёточкой по ладошке

Заберусь на горку, ух!

Щёточкой проводим из ладошки до плечика

Съеду с горки бух! И в снежок!

Щёточкой проводим с плечика в ладошку

          «Зайка»

(массажная щёточка)

Зайка – ушки на макушке

Взять в руки массажную щёточку и подставить к ней пальчики «ушки» (указательный и средний пальцы)

Скачет, скачет по опушке

Пальчиками «скакать» по щёточке

А за ним колючий ёжик

Поочерёдно нажимать подушечками пальцев обеих рук на бугорки «иголки» щёточки

Шёл по травке без дорожек

Массажной щёточкой водим по ладошке круговыми движениями

            «Улитка»

    (массажная щёточка)

Улитка-недотрожка

высунула рожки

Взять в руки массажную щёточку и подставить к ней пальчики «рожки» (указательный и средний пальцы)

Медленно ползёт

домик везёт

Щёточкой проводим из ладошки до плечика

Листики жуёт

Массажной щёточкой водим по ладошке круговыми движениями

          «Массаж»

     (массажная щётка)

Я возьму красивую щёточку,

Чтоб погладить пальчики

Станьте ловкими скорей,

Пальчики – удальчики!

  Растирать массажной  щёткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию, а затем ладошку

            «Бусы»

     (бусы – «чётки»)

Пальчиками мы перебираем и бусинки считаем

1, 2, 3, 4, 5 …

Перебирание бус (чёток) в руках. (Счёт бус в прямом и в обратном порядке)

       «Самокат»

 (массажный ролик)

Пароход плывёт по речке и пыхтит он словно печка

Пых, пых, пых…

    Катаем массажный мячик между ладошек

(Руки держим перед собой)

           «Гусь»

       (прищепки)

Гусь стоит и всё гогочет ущипнуть  тебя он хочет

Га, га, га…

Бельевыми прищепками поочерёдно «прищемляем» ногтевые фаланги пальцев (подушечки) на каждый ударный слог стиха от большого пальца к мизинцу

              «Волк и Лиса»

                  (решётка)

Серый волк бежит по лесу


Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по клеткам решётки, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно, то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно.

А за ним бежит лиса

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста

         

 

                «Крокодил»

                  (решётка)

Крокодил плывёт по речке


Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по клеткам решётки, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно, то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно.

Выпучив свои глаза

Он зелёный весь, как тина

От макушки до хвоста

                    «Слон»

                   (решётка)

В зоопарке стоит слон


Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по клеткам решётки, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно, то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно.

Уши, хобот, серый он

Головой своей кивает

Будто в гости приглашает

          «Жук»

        (решётка)

Жук летит

Жужжжжжит

Жужжжжжит

И усами шевелит

Бельевыми прищепками поочерёдно «прищемляем» ногтевые фаланги пальцев (подушечки) на каждый ударный слог стиха от большого пальца к мизинцу

Усики (пошевелить указательным и средним пальцами)

         «Гномики»

 (массажные палочки)

Жили-были в домике маленькие гномики:

1 вариант

Начиная с большого пальца руки «надеваем» или «замыкаем в колечко» (эспандер, в виде резинового кольца или массажную палочку) и так по очереди на все пальцы руки - от большого до мизинца. Затем меняем руки.

2 вариант

Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в «колечко» и «надеваем» по очереди на все пальцы левой руки.

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики

1, 2, 3, 4, 5 стали гномики стирать:

Токи - рубашки

Пики - платочки

Лики - штанишки

Чики - носочки

Мики – умница был всем водичку носил

 «У Лариски – две редиски»

           (счётные палочки)

У Лариски – две редиски

Поочерёдно, берём (счётную) палочку указательным и большим пальцами

Средним и большим пальцами

Безымянным и большим пальцами

Мизинцем и большим пальцами

У Алёшки – две картошки

У Серёжки-сорванца – два зелёных огурца

А у Вовки – две морковки

Да, ещё у Петьки – две хвостатых редьки

«Пальчиковая гимнастика 7»

              (резиночки)

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот:

Имитация движения кистью руки (перемешивание компота в кастрюле)

Будем яблоки крошить

На каждый пальчик одеваем резиночку (начиная с большого пальчика)

Грушу будем мы рубить

Отожмём лимонный сок

Слив положим и песок

Варим, варим мы компот

Имитация движения кистью руки (перемешивание компота в кастрюле)

Угостим честной народ

Ручки вытягиваем вперёд

          «За ягодами»

         (зубная щётка)

1, 2, 3, 4, 5

Растирать зубной щёткой каждый пальчик начиная с большого пальчика

В лес идём мы погулять

Щёточкой проводим по ладошке

За черникой

Растирать зубной щёткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию

За малиной

За брусникой

За калиной

Землянику мы найдём

Щёточкой проводим по ладошке

И братишке отнесём

Ручки вытягиваем вперёд

         «Игрушки»

 (массажные палочки)

На большом диване в ряд

Куклы разные сидят:

1 вариант

Начиная с большого пальца руки «надеваем» или «замыкаем в колечко» (эспандер, в виде резинового кольца или массажную палочку) и так по очереди на все пальцы руки - от большого до мизинца. Затем меняем руки.

2 вариант

Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в «колечко» и «надеваем» по очереди на все пальцы левой руки.

Два медведя

Буратино

И весёлый Чиполлино

И котёнок

И слонёнок

1, 2, 3, 4, 5 – помогаем нашей Кате мы игрушки сосчитать

               «Помощники»

                   (решётка)

1, 2, 3, 4


Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по клеткам решётки, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно, то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно.

Мы посуду перемыли:

чайник

чашку

Ковшик

Ложку

И большую поварёшку

Развести ручки в стороны

              «Ёлочка»

     (массажная щёточка)

Перед нами ёлочка

Гладим массажной щёточкой каждый пальчик – начиная с большого пальчика

шишечки

иголочки

шарики

фонарики

Звёзды

человечки

         «Мчится поезд»

       (массажный ролик)

Чух! –чух! –чух!

Мчится поезд во весь дух

Паровоз пыхтит

Пых! –пых!

Тороплюсь – гудит!

Уууууууууууууууу!

    Катаем массажный ролик между ладошек

(Руки держим перед собой)

На окне в горшочках

Выросли цветочки

Дети сидят на корточках, медленно встают

К солнцу потянулись

Солнцу улыбнулись

Тянутся на носочках, руки вверх, широко в стороны

К солнышку листочки

Повернут цветочки

Покачать ручками

Развернут бутоны

В солнышке утонут

Руки соединить над головой, и развести в стороны

Я козочка меее-меее

Я гуляю на лужке

Идут гуляют по группе



Острые рожки

Тоненькие ножки

Показывают «рожки»

Прыгают на носочках

На самой макушке

Бархатные ушки

Ладошками показывают «ушки»

Язык полотняный

Показывают язык «лопатой»

Хвостик конопляный

Рукой показывают «хвостик»

Как прыгну – сразу забадаю

Прыгают на двух ножках

«бодаются»

Улитки ползут

Свои домики везут

Передвигаются по группе в полуприседе, сложив руки за спиной

Рогами шевелят,

На рыбок глядят

Останавливаются, делают «рожки» смотрят по сторонам

Рыбки плывут

Плавничками гребут

Передвигаются по группе мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища, движения только ладошками вперёд-назад

Влево, вправо поворот

А теперь наоборот

Повороты туловища влево - вправо и наоборот

КАРТОТЕКА

ПОДВИЖНЫХ ИГР (ФИЗМИНУТКИ)

ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ, РАБОТА НАД ТЕМПОМ И РИТМОМ РЕЧИ, РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ, РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ.

«Белка с орешками»

 (сыпучий материал)

Белка зайчику сказала:               
«У меня орешков мало,  
Ну-ка, зайка, помогай,                   
Собирать мне урожай

     Мелкие предметы (сыпучий материал), рассыпаем на полу,
предлагаем детям (зайчикам) собрать их в маленькую корзиночку

      «Горошки»

(сыпучий материал)

С блюдца я беру горошки

Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным (по необходимости и средним) пальцами берём горошины одну за другой и удерживаем их в руке (как при сборе ягод), и так набираем целую горсть. Варианты материала: фасоль, крупный бисер, маленькие стеклянные шарики… и др.  

Словно птица клювом крошки

И полны мои ладошки

Руки держат все горошки!

      «Зарядка»

(мячик, эспандер)

Крепко мячики сжимаем

Наши мышцы напрягаем

Чтобы пальцы никогда

Не боялись бы труда

Сжимание и разжимание

В ладони массажных мячиков. (Эспандеров)

 «Дружба»

 (эспандер)

Я в друзьях души не чаю

Я друзей своих встречаю

Каждый руку мне пожмёт

Каждый мне привет пошлёт!


Сжимаем на каждый ударный слог кистевой эспандер, в виде резинового кольца. После каждой строчки смена рук!

  «Силач»

(эспандер)

Я сожму своё кольцо –

Буду сильным молодцом

Буду младших защищать

Буду слабым помогать

Сжимаем на каждый ударный слог кистевой эспандер, в виде резинового кольца.  После каждой строчки смена рук!

Пополам его согну

И восьмёркой заверну!

Для более сильных детишек предлагается продолжение данного упражнения!

Мы шли-шли-шли

Маршируют, руки на поясе

Землянику нашли

Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги

1, 2, 3, 4, 5

маршируют

Мы идём искать опять

Наклонились, левой  рукой коснулись носка правой ноги

Дружно помогаем маме, мы бельё полощем сами

Стоя на ногах, наклонившись. Руками двигают влево, вправо









1, 2, 3, 4

Присесть. Руками двигают влево, вправо

потянулись

Потянуться вверх, встать на носочки

наклонились

Наклониться вниз

Хорошо мы потрудились

Вытирают руку о руку

Быть шофёром хорошо

Передвигаться по кругу, крутить воображаемый руль









А лётчиком – лучше.

Я бы в лётчики пошёл,

Пусть меня научат

Бегут, расставив руки, как крылья

Наливаю в бак бензин

Остановились, наклонили воображаемый сосуд

Завожу пропеллер

Круговое движение правой рукой

В небеса мотор вези, чтобы птицы пели

Бегут, расставив руки, как крылья

А сейчас, мы с вами дети, улетаем на ракете

Дети маршируют









На носки поднимись

Тянутся, стоя на носочках, руки над головой

А потом руки вниз

Опускают руки

1,2,3 потянись

тянутся

Вот летит ракета ввысь

покружиться

Ветер по лесу летал

Ветер листики считал:

Плавные волнообразные движения руками









Вот дубовый

Вот кленовый

Вот рябиновый резной

Вот с берёзки золотой,

Загибают по одному пальчику на одной руке

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку

Резкий «выплеск» обеих рук в стороны или вперёд

К нам на длинной тонкой ножке

Скачет дождик по дорожке

Прыжки на одной ножке










В лужице – смотри, смотри

Он пускает пузыри

Ритмичные приседания

Стали мокрыми кусты

Руки вверх, потряхивания кистями

Стали мокрыми цветы

Наклон туловища, руки к полу, потряхивания кистями

Мокрый серый воробей

Сушит пёрышки скорей

Выпрямились, руки вдоль тела, потряхивания кистями

Тук! Тук! Тук! Тук!

Раздаётся в доме стук!

Ритмичные удары обеих рук (кулачками)










Мы капусту нарубили!

Ух, ух, ух, ух, ух!

Ритмичные махи обеих рук сцепленных в замок

перетёрли

Потереть ладошку об ладошку

посолили

Указательный и средний пальцы трутся о большой

И набили плотно в кадку

Обеими кулачками резкие движения вниз

Всё теперь у нас в порядке!

Отряхнуть ручки и показать большой пальчик!

     «Апельсин»

(счётные палочки)

Мы делили апельсин

Много нас!

Ритмичные постукивания ребром ладошки о другую ладошку

Много нас!

А он один!

Показываем счётную палочку

Эта долька для ежа

Поочерёдно, берём (счётную) палочку указательным и большим пальцами

Эта долька для стрижа

Средним и большим пальцами

Эта долька для утят

Безымянным и большим пальцами

Эта долька для бобра

Мизинцем и большим пальцами

А для волка кожура

Бросательное движение обеими руками

Он сердит на нас беда!

Сжимать кулаки и прижать их к груди

Разбегайтесь -  кто куда!

«Бегут» пальцами по ножкам

                    «Ботинки»

                     (решётка)

Всюду, всюду мы вдвоём неразлучные идём!


Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по клеткам решётки, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно, то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно.

Мы гуляем по лугам, по зелёным берегам

Вниз по лестнице сбегали, вдоль по улице шагали!

После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать!

Положить ладошки обеих рук под голову!

Все зверюшки на опушке ищут грузди и волнушки


Дети идут вразнобой










Белочки скакали

Скачут на двух ножках

Рыжики срывали

Наклоны (срывают воображаемые грибы)

Лисичка бежала

Бег тихонечко на носочках

Лисички собирала

Наклоны (срывают воображаемые грибы)

Скакали зайчатки

Скачут на двух ножках

Искали опятки

Имитация поиска грибов

Медведь проходил

Идут вразвалку

Мухомор раздавил

Топают ножкой

«Мишка и мышка»

Кто шагает, кто шагает?

ТОП, ТОП, ТОП

 Громко топает ногами?

ТОП, ТОП, ТОП

Это Мишка-шалунишка!



Шагаем высоко поднимаем ножки

Кто же тихо так идёт?

Топ, топ, топ

Передвигаемся маленькими шагами (на носочках)

Серым хвостиком метёт?

Остановились имитация движения хвостиком (любой рукой)

Это Мышка-норушка

Серенькая  побегушка

Топ, топ, топ

Передвигаемся маленькими шагами (на носочках)

«Белка с орешками»

Белка зайчику сказала:               
«У меня орешков мало,  
Ну-ка, зайка, помогай,                   
Собирать мне урожай

Мелкие предметы (сыпучий материал), рассыпаем на полу,
предлагаем детям (зайчикам) собрать их в маленькую корзиночку

«Весёлая поездка»

На лошадке ехали

До угла доехали

Щёлкаем язычками


Сели на машину

Налили бензину

На машине ехали

До реки доехали

Трррр.Стоп.Разворот


Взяли в руки руль

Кап…кап...кап


На реке – пароход

Параходом ехали

До горы доехали

Пароход не везёт


Пых…пых…пых


Надо сесть в самолёт

Самолёт летит

В нём мотор гудит!

УУУУ


уууууууууууууу

«Красные тюльпаны»

Наши красные тюльпаны раскрывают лепестки

Соединяем ладошки в форме тюльпана, медленно раскрываем пальчики

Зашатался наш цветок, это дует ветерок

Плавные покачивания кистями рук

Наши красные тюльпаны закрывают лепестки

Затем медленно закрываем, придавая форму цветка

Цветочки засыпают бутоны закрывают.

Покачивания головкой цветка, положить кисти рук под голову

«Пальчиковая гимнастика 9»

(резиночки)

Раз, два, три, четыре, пять

Хлопаем в ладоши

Мы друзей идём искать

Поставить указательный и средний пальчики на ножку и прошагать (имитация шагов)

Этот мальчик под кроватью

Этот мальчик под диваном

Этот мальчик за углом

Этот мальчик стал у стенки

Одеваем на каждый пальчик по одной резиночки!

У него дрожат коленки

Имитация «дрожащих коленок»

«Замок»

На двери весит замок, но никто его открыть не мог!

Показать кулачок одной руки (пальцы сцеплены в замок)

Мы замочек покрутили

Движения запястьями вправо влево, при этом пальчики в кулачок крепко сцеплены

Мы замочек повертели

Движения запястьями вниз вверх, при этом пальчики в кулачок крепко сцеплены

Мы в замочек постучали

Постучать кулачок об кулачок

Всё! Открыли!

«Пальчиковая гимнастика 8»

              (резиночки)

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю

Ягод – полное лукошко!

Одеть на каждый пальчик по одной резиночки и складывать в ладошку, после сбора всех 5-ти резиночек «ягодок» показать ладошки

Я попробую немножко

Я поем ещё чуть-чуть – легче будет к дому путь

Я поем ещё малинки

Сколько ягодок в корзинке?

«щипать» ягодки в ладошке…указ.и средний пальчики другой руки «шагают» по дорожке...пощипывание!

Ручки вытягиваем вперёд ..удивление!

1,2,3,4,5…снова буду собирать!

Одеваем на каждый пальчик по одной резиночки! Хлопки!

«Зарядка»

Дружно ручки поднимаем

Поднимаем ручки

Ручки вниз мы опускаем

Опускаем ручки

Кулачки мы крепко сжали

Сжимаем кулачки

Кулачками постучали

Постучали кулачок об кулачок

Ножками потопали  топ - топ

Топаем ножками

Ручками похлопали

Хлоп - хлоп

Хлопаем ручками

«Утюжок»

(шестигранный карандаш)

Карандаш я покачу

Вправо-влево — как хочу.

Прокатывание карандаша по поверхности ладошки. Положить карандаш на любую ладошку. «Прогладить» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по обеим ладошкам.

«Волчок»

(шестигранный карандаш)

По ладошке круги катаю, карандаш не выпускаю

Вращай карандаш на ладошке всеми  пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.

«Подъёмный кран»

(шестигранный карандаш)

Карандашик поднимаю, крепко пальчиками сжимаю.

Положи карандаш на любую ладошку. Поднимаем карандашик большим и указательным пальцами, затем большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

«Вертолёт»

(шестигранный карандаш)

Отправляется в полёт наш красавец  - вертолёт.

Вращение карандаша пальчиками обеих рук, (усложнение)

Вращение карандаша между большим, указательным и средним пальцами, (одной рукой)

«Солнышко»

Утром солнышко встаёт выше, выше

ручки поднимаем вверх

Ночью солнышко зайдёт ниже, ниже

Ручки опускаем вниз

Хорошо, хорошо солнышку живётся

Делаем ручками «фонарики»

И нам всем с солнышком весело живётся

Хлопаем в ладошки

«Ручки»

Ручку ручкой мы погладим

Трём ладошки друг об друга

Пальчик пальчиком потрём

Трём пальчики друг об друга

Отдохнём совсем немножко

Трясём ручками

А потом играть начнём

Хлопаем в ладошки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев"

Доклад на методическом обединении о создании условий для творческого самовыражения,организации работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования, экспериментирования с различными художе...

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев

Развитие мелкой моторики и её влияние на речь ребёнка...

Презентация по кружковой работе "Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев"

Из опыта работы по художественно – эстетическому воспитанию кружка «Волшебная бумага»...

"Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев".

Статья, посвященная актуальности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

Презентация по кружковой работе "Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев"

Из опыта работы по художественно – эстетическому воспитанию кружка «Волшебная бумага»...

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинс

Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников»«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тон...