Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Светофорчик».
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
В данной программе представлен план кружковой работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в подготовительной к школе группе детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_svetoforchik.doc | 197 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ детского сада
№7 «Лесная сказка»
Зелинская Е.Н.
_______________________(подпись)
«____» ___________________2014 г.
Рабочая программа
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
«Светофорчик»
(подготовительная к школе группа)
Составлена на основе программы Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
Разработчик программы воспитатель Галютина Ольга Николаевна.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 7 «Лесная сказка»
г. Пушкино
2014г.
Пояснительная записка.
Основной целью и главной задачей цивилизованного общества является сохранение и укрепление здоровья детей. С развитием прогресса в нашей стране и во всем мире, увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой в них становится ребенок. Чаще всего это связано с незнанием и невыполнением правил дорожного движения. Ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто даже не понимают, какую опасность для них представляет автомобиль, поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей, все актуальнее становится организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него в памяти навсегда.
Привить дошкольнику навыки безопасного поведения на дороге только запретами или нравоучениями невозможно. Поэтому данная программа направлена на обучение дошкольников поведению на дороге. Овладению дорожной грамотой, культурой поведения на дороге. Наша задача не только дать ребенку определенную систему знаний, но самое главное – сформировать прочную привычку в применении полученных знаний и выполнении правил поведения в обыденной жизни.
При разработке программы мы руководствовались тремя важнейшими правилами:
1. Мы воспитываем пешехода, а не водителя, и поэтому особое внимание следует заострять на правилах для пешеходов.
2. Все знания ребенок дошкольного возраста усваивает в игре. Поэтому роль различного вида игр приобретает решающее значение.
3. Вся работа по обучению детей ПДД должна проводиться регулярно, круглый год и в определенной развивающей системе.
Причиной создания рабочей программы является необходимость в расширении теоретического и практического материала, и знаний детей.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы:
- повышение уровня знаний по правилам дорожного движения;
-сформированность у детей основ безопасного поведения на дороге и в транспорте;
-повышение уровня компетентности и ответственности взрослых за жизнь и здоровье детей.
Цели и задачи программы:
Цель программы - совершенствовать формы и методы работы по пропаганде безопасного образа жизни в сфере дорожного движения в ДОУ среди детей и родительской общественности.
Задачи:
- обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения;
- обогащать представления детей о видах транспорта, создать необходимую развивающую среду;
- формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения;
- обучать детей безопасному поведению в дорожной среде;
- формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды;
- формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих;
- расширять словарный запас детей по дорожной лексике;
- воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе;
- укрепление и развитие материально-технической базы;
- установление взаимосвязей образовательного учреждения с органами ГИБДД, общественностью по вопросам профилактики дорожно-транспортного травматизма;
- активизация пропагандистской деятельности среди родительской общественности по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге;
Данная программа рассчитана на один учебный год для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет).
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятий составляет 30 минут.
Общее количество занятий в год – 36.
Данная рабочая программа составлена на основании следующих программ, педагогических технологий и методических разработок:
1. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста». – СПб. 2002г.
2. Т.Ф. Саулина «Три сигнала светофора: ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения». - М. 2009г.
3. Вдовиченко А.Л. «Ребенок на улице». - СПб. 2008г.
4. Степаненкова Э.Я. «Дошкольникам о правилах дорожного движения». – М., 1978г.
6. Правила дорожного движения: система обучения дошкольников. / авт.-сост. Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – Волгоград, 2010г.
5. Правила дорожного движения РФ.
Содержание программы:
Содержание рабочей программы направленно на познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. При разработке программы учитывались основные принципы обучения дошкольников:
1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на профилактику ДТП, научнообоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в целенаправленной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения.
3. Принцип комплексности и интегративности – решение задач профилактики ДТП в системе всего воспитательно-образовательного процесса и всех видов деятельности детей.
4. Принцип возрастной адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет индивидуальных способностей и разноуровневого развития.
5. Принцип результативности – реализация прав ребенка на получение необходимых знаний, умений, навыков, формирование устойчивых привычек правильного поведения и дисциплины.
6. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях МДОУ и семьи – привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
7. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
8. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия (дорожно-транспортное происшествие). Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
9. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
10. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Рабочая программа реализуется по двум направлениям:
- образовательная деятельность с воспитанниками;
- взаимодействие с родителями.
Реализация образовательной деятельности предполагает выполнение алгоритма:
- непосредственно организованная образовательная деятельность (НОД) реализуется интегрировано по образовательным областям «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое», «Социально-коммуникативное развитие»;
- в ходе режимных моментов;
- самостоятельная деятельность.
Правила дорожного движения написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Дошкольников же необходимо знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров в других, доступных для них, формах. Это:
наблюдения;
экскурсии;
чтение художественной литературы;
заучивание стихов;
рассматривание картин и иллюстраций;
непосредственно организованная образовательная деятельность;
развлечения;
конкурсы;
соревнования;
игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые);
просмотр видео-диафильмов;
беседы;
обсуждение ситуаций;
самостоятельная деятельность.
Вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города происходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.
Формы работы с родителями:
индивидуальная педагогическая помощь (беседы, консультации);
просмотр открытых занятий, инсценировок по теме;
изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, моделей светофора, дорожных знаков;
участие родителей в тематических соревнованиях, конкурсах;
общие и групповые собрания с участием сотрудников ГИБДД;
анкетирование;
тематические выставки (рисунки, художественная и методическая литература, дидактические игры);
оформление стендов, папок-передвижек для родителей.
Прогнозируемые результаты реализации программы:
Образовательный:
- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование устойчивого познавательного интереса.
Воспитательный:
- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальный
- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Способы проверки:
Мониторинг уровня овладения необходимыми навыками и умениями по безопасности на дороге проводится 2 раза в год: вводный — в октябре, итоговый в мае, в индивидуальной и подгрупповой форме. Диагностика знаний проводится в виде итогового мероприятия (викторины, развлечения, КВН).
Учебно-тематический план.
№ раздела темы | Название раздела, темы, содержательной линии | Количество часов на изучение темы |
I. | Раздел: «На наших улицах». | 3,5 часа |
1.1 | История возникновения города, дорог и правил дорожного движения. | 30 мин. |
1.2. | Как возникли дороги, какими они были? | 30 мин. |
1.3 | Элементы улиц и дорог. | 30 мин |
1.4. | Перекрестки. | 30 мин |
1.5. | Светофоры. | 30 мин |
1.6. | Пешеходные переходы. | 30 мин |
1.7. | Остановка общественного транспорта. | 30 мин |
II | Раздел: Общие сведения о транспорте. | 1,5 часа |
2.1. | Виды транспорта, история его возникновения. | 30 мин |
2.2. | Транспорт специальный. | 30 мин |
2.3. | Общественный транспорт | 30 мин |
III. | Раздел: Дорожная информация | 2,5 часа |
3.1. | Дорожные знаки и дополнительные средства информации на дорогах. | 30 мин |
3.2. | Знаки предупреждающие и запрещающие. | 30 мин |
3.3. | Знаки сервиса и приоритета. | 30 мин |
3.4. | Сигналы регулировщика. | 30 мин |
3.5. | Островок безопасности. | 30 мин |
IV. | Раздел: Опасности на улицах нашего города. | 2 часа |
4.1. | Если ты пешеход. | 30 мин |
4.2. | Безопасная дорога. | 30 мин |
4.3. | Места для игр и катания на самокатах, санках и коньках. | 30 мин |
4.4. | Движение по загородной дороге. | 30 мин |
V. | Раздел: Велосипедист на дороге. | 1 час |
5.1 | Что такое велосипед и для чего он нужен? | 30 мин |
5.2. | Правила поведения велосипедиста на дороге. | 30 мин |
VI. | Раздел: Если ты – пассажир. | 30 мин |
6.1. | Правила безопасного поведения в общественном транспорте. | 30 мин |
VII. | Раздел: Знакомимся с работой ГИБДД. | 30 мин |
7.1. | Ознакомление с работой сотрудников ГИБДД. | 30 мин |
VIII. | Раздел: Пропаганда изучения ПДД. | 2,5 часа |
8.1. | Подготовка агитвыступления. | 2,5 часа |
IX. | Итоговые занятия. | 3 часа |
9.1. | Развлечение: «Путешествие в страну дорожных знаков» | 30 мин |
9.2. | Викторина «Что? Где? Когда?» | 30 мин |
9.3. | Инсценировка по дорожному движению «На лесном перекрестке». | 30 мин |
9.4. | Сказка-инсценировка по Правилам Дорожного Движения «Веселые гуси». | 30 мин |
9.5. | Семейная викторина «На дороге без правил нельзя это знает любая семья». | 30 мин |
9.6. | Кукольный театр «Зелёный огонёк». | 30 мин |
Содержание изучаемых тем.
№ п/п | Месяц | Тема | Цели и задачи | Форма проведения | Дидактический материал, оборудование | Сопутствующие формы работы | |||
I. Раздел: «На наших улицах». Дать детям представление об улице. Познакомить с различными видами домов. Учить детей ориентироваться на своей улице, знать свой дом, домашний адрес. Знать разметку улиц и дорог. Дать знания о правилах передвижения по улицам. Дать детям представление о работе светофора и его сигналов. | |||||||||
1 | История возникновения города, дорог и правил дорожного движения. | Знакомить детей со своим микрорайоном. Воспитывать любовь к родному городу. | Беседа «Наши города». | Презентация по теме «Как вырос город?»; иллюстрации с изображением городов. | Выставка детских работ по темам «Мой город». Д/и «Прогулка по городу». Настольная игра «Улица города» Чтение произведения С. Михалков «Моя улица». | ||||
2 | Как возникли дороги, какими они были? | Познакомить детей с историей возникновения дорог, какими они были раньше. Дать представления о строительстве дорог. Воспитывать любознательность, уважение к труду и профессии строителей, асфальт укладчиков. | НОД «Эх, дороги». | Презентация по теме «Строим новую дорогу»; иллюстрации с изображением дорог в разные эпохи; отгадывание загадок по теме. | Отгадывание загадок по теме. | ||||
3 | Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса. | Знакомить детей с улицей, ее особенностями; закрепить правила поведения на улице: быть внимательным, идти по тротуару по правой стороне, переходить улицу по переходу. | Беседа «Улицы города». Экскурсия по улице. | Рассматривание картины «Улица города». | Д/и «Наша улица». Совместное составление коллажа детьми и родителями «Мой двор» Беседа «Мостовая для машин, тротуар для пешеходов» | ||||
4 | Перекрестки. | Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей. Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями. | НОД «Что такое перекресток». | Презентация по теме: «Перекрестки»; иллюстрации с изображением разнообразных перекрестков; решение проблемных ситуаций на настольном перекрестке. | Чтение рассказа А. Дорохова «Перекресток». С.-р. игра «На перекрестке». | ||||
5 | Светофоры. | Знакомить детей с историей изобретения уличного светофора. Продолжать закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о светофоре, о том, что светофоры управляют движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах; воспитывать культуру поведения детей на улицах и дорогах; развивать память, мышление, связную речь. | НОД «Как работает светофор». | Макет светофоров, иллюстрации дорожных ситуации с разнообразными сигналами светофор для пешеходов и автомобилей. | Просмотр тематических мультфильмов. П/и «Страна светофория». Чтение произведения Заучивание «Песенка о правилах» («Три светофора»). Настольная игра «Уважайте светофор». Игра - инсценировка «Светофор». Беседа «Как работает светофор». | ||||
6 | Пешеходные переходы. | Расширить знания детей о видах пешеходных переходов и способах передвижения по ним. Воспитывать терпение и выдержку при переходе улицы. | НОД «Переходим через улицу». | Презентация по теме: «Пешеходные переходы». | Чтение художественного произведения «Самый лучший переход» Я. Пишумов. Беседа «О полосатой «зебре» и о дорожном знаке «Пешеходный переход». Целевая прогулка к наземному пешеходному переходу. | ||||
7 | Остановка общественного транспорта | Продолжать расширять представление, что остановки общественного транспорта находятся вблизи проезжей части дороги, поэтому, ожидая транспорт, нужно вести себя спокойно, держаться за руку взрослого. | Целевая прогулка к остановке общественного транспорта. | Рассматривание сюжетных картинок по теме. | Рассматривание сюжетных картинок по теме | ||||
II. Раздел: Общие сведения о транспорте. Познакомить детей с различными видами транспорта, их назначением, опасностью для человека при неправильном соблюдении ПДД. | |||||||||
8 | Виды транспорта, история его возникновения. | Познакомить с правилами поведения водителей. Учить различать дорожные знаки для водителей (велосипедистов и пешеходов). Закрепить знания детей о видах транспорта. | «На чем ездят по улице» (занятие, беседа из личного опыта). | Рассматривание картин с разными видами транспорта, их классификация: пассажирский, строительный, военный и т.д. | Наблюдение за транспортом (прогулка). Чтение книги М. Ильина и Е. Сегал «Машины на нашей улице». Игра «Цветные автомобили». П/и «Мы - шоферы». Чтение Н. Носов «Автомобиль». Д/и «Кто чем управляет». Рисование «Разные машины едут по улице». Я. Пишумов «Машина моя», «Машины». С.-р. игра «Транспорт». | ||||
9 | Транспорт специальный. | Дать понятие о специальном автотранспорте, его отличительных особенностях, функциях; расширить знания детей о профессиях людей, работающих на спецтехнике; активизация словаря по теме «Специальный транспорт» (пожарная, полицейская машины, машина скорой помощи, мигалка, сирена, проблесковый маячок; трактор, грузовик, комбайн и т. д.) | НОД по теме «Транспорт». | Отгадывание загадок по теме, д/и «Угадай вид транспорта по описанию», рассматривание сюжетных картин и репродукций. | С.-р. игра «Водители». Д/и «Угадай вид транспорта по описанию». Создание лучшей аппликации или рисунка на тему «Специальный транспорт» | ||||
10 | Общественный транспорт. | Закрепить знания детей о городском транспорте Показать детям сложность труда водителей городского транспорта. | НОД по теме «Транспорт». | Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт». | С.-р. игра «Автобус». Наблюдение за пассажирским транспортом на остановке С.-р. игра «Автомобили и пешеходы». | ||||
Итоговое мероприятие | Привлечь родителей к совместному проведению развлечения с целью закрепления у детей представлений о назначении светофора и его сигналов; о транспорте разного вида; о знаках дорожного движения; о правилах дорожного движения; вызвать желание действовать дружно, сообща; подарить детям радость общения с родными. | Семейная викторина «На дороге без правил нельзя это знает любая семья». | Эмблемы для команд, дорожные знаки, велосипед, кегли, коробки, кубики, машины. | Рассматривание иллюстраций по правилам дорожного движения; изготовление дорожных знаков; разучивание стихотворений; чтение художественной литературы. | |||||
III. Раздел: Дорожная информация. Знакомить детей с дорожными знаками, их назначением, расширять представления о том, к чему приводит незнание или несоответствие действий дорожным знакам. Познакомить с милиционером-регулировщиком и ролью его на улице, познакомить с «островом безопасности» и его необходимости при интенсивном движении. | |||||||||
11 | Дорожные знаки и дополнительные средства информации на дорогах. | Продолжать знакомить детей с группами знаков, их назначение, установка. Значение и особенности групп знаков: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. | Беседа «Знаки разные нужны, знаки разные важны». | Рассматривание сюжетных картинок по теме ПДД, загадывание загадок о правилах дорожного движения. Д/и: «Дорожные знаки». | Целевая прогулка «Дорожные знаки». Д/и: «Дорожные знаки». Чтение: «Как веселые человечки учили дорожную В. Головко «Правила движения». | ||||
12 | Знаки предупреждающие и запрещающие. | Познакомить детей с группой запрещающих знаков: «Осторожно дети», «Осторожно пешеходный переход», «Дорожные работы». Уточнить места установления этой группы знаков, их характеристики. Расширять знания детей о дорожных знаках. Познакомить детей с группой предупреждающих знаков: Уточнить места установления этой группы знаков, их характеристики. Расширять знания детей о дорожных знаках. | НОД «Дорожные знаки». | Макеты дорожных знаков, светофора, шаблоны различной, формы для рисования знаков, восковые мелки, дидактическая игра «Собери знак». | Д/и «Поставь знак». Д/и «Узнай и назови знак». Рисование «Дорожные знаки». | ||||
13 | Знаки сервиса и приоритета. | Познакомить детей с группой информационно-указательных и знаков сервиса. Уточнить места установления этой группы знаков, их характеристики. Расширять знания детей о дорожных знаках. | НОД «Дорожные знаки». | Дорожные знаки: сервиса, информационно-указательные, предупреждающие, предписывающие. Презентация по правилам дорожного движения. | Д/и «Поставь знак». Д/и «Узнай и назови знак». Аппликация «Дорожные знаки». | ||||
14 | Сигналы регулировщика. | Познакомить с работой регулировщика. Детям надо объяснить и показать положение регулировщика и в каком направлении разрешено движение пешехода. Упражнять детей в выполнении положений милиционера-регулировщика во время сигнализации. Учить детей пользоваться как краткой, так и распространённой формой ответа. Упражнять детей в ориентировке в пространстве. | «Регулировщик». | Цветные карандаши, жезл, фуражка сотрудника ГИБДД, свисток, карточки с дорожными ситуациями, макет светофора, презентация «Жесты регулировщика». | Просмотр тематических мультфильмов. С.-р. игра «Регулировщик». Рассказ «Влиятельная палочка». | ||||
15 | Островок безопасности. | Уточнить понятие «островок безопасности», где располагается, его значение для всех участников дорожного движения. Воспитывать культуру поведения детей на улицах и дорогах; развивать память, мышление, связную речь. | Беседа «Островок безопасности». | Рассматривание сюжетных картинок по теме. | Просмотр тематических мультфильмов | ||||
Итоговое мероприятие | Формировать представления дошкольников о правилах дорожного движения; воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах; способствовать развитию доброжелательности, внимания, взаимопомощи; развивать интерес к инсценированною сказок и различным видам развлечений. | Сказка-инсценировка по ПДД «Веселые гуси». | Костюмы животных, дорожные знаки, мяч, фрукты (яблоки, игрушки (машины). | Рассматривание иллюстраций по правилам дорожного движения; изготовление дорожных знаков; разучивание стихотворений; чтение художественной литературы. | |||||
IV.Раздел: Опасности на улицах нашего города. Познакомить детей с понятием «пешеход». Объяснить правила для пешеходов, которые необходимо выполнять для безопасности жизни. Познакомить детей с правилами движения по загородной дороге, где отсутствуют тротуары, перекрестки и другие средства разметки улиц. Объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь, учить осознанности понимания опасности игр на проезжей части. | |||||||||
16 | Если ты пешеход. | Закрепить с детьми знаний правил уличного движения; знать, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора. Расширить и пополнить знания детей о правилах поведения пешеходов. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования ПДД в повседневной жизни. | НОД «Я пешеход». | Рассматривание картин и плакатов «Правила поведения на дорогах», сочинение рассказа про то, как пешеход перебегал | Просмотр тематических мультфильмов. Беседа «Как правильно переходить дорогу». С/р игра «Ты сегодня пешеход». С/р игра «Автомобили и пешеходы». | ||||
17 | Безопасная дорога. | Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге; учить детей выбирать наиболее безопасный путь к детскому саду; закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улицах. Создать положительный эмоциональный настрой при изучении материала. Привить потребность в соблюдении правил поведения детей на улицах города. | НОД «Правила поведения на дороге». | Рассказ воспитателя о правилах безопасного перехода улиц, рассматривание сюжетных картинок по теме ПДД, составление рассказа из личного опыта «Как дойти от дома до детского сада». | Чтение стихотворения «Законы улиц и дорог» И. Серяков. Чтение С. Михалков «Шагай осторожно». Беседа «Безопасность на дороге». | ||||
18 | Места для игр и катания на самокатах, санках и коньках. | Воспитывать наблюдательность, культуру поведения на улице. Выявить знания детьми Правил дорожного движения и закрепить их в игре. Учить детей чётко, конкретно выражать свои мысли, говоря о правилах дорожного движения. Развивать познавательные интересы детей, воспитывать устойчивость внимания. Познакомить детей с различными опасными ситуациями, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на санках, самокатах и коньках, рассказать о необходимых мерах предосторожности, уточнить, где можно, а где нельзя играть. | Беседа «Дорога – не место для игр». | Просмотр тематических мультфильмов. | Просмотр тематических мультфильмов. Беседа «Дорога – не место для игр». | ||||
19 | Движение по загородной дороге. | Закрепить знания о ПДД на загородной трассе: идти по обочине дороги навстречу идущему транспорту. | Беседа «Важные правила для пешеходов». | Рассматривание сюжетных картинок по теме, обыгрывание ситуации. | Загадывание загадок о правилах дорожного движения. | ||||
Итоговое мероприятие | Пропаганда и расширение знаний правил дорожного движения посредством музыкально – театрализованной деятельности; привитие детям навыков правильных действий | Инсценировка по дорожному движению «На лесном перекрестке». | Куклы бибабо, ширма | Рассматривание иллюстраций по правилам дорожного движения; изготовление дорожных знаков; разучивание стихотворений; чтение художественной литературы. | |||||
V. Раздел: Велосипедист на дороге. Знакомство с устройством велосипеда. Познакомить с элементарными правила велосипедистов, с порядком движения на велосипеде по проезжей части. | |||||||||
20 | Что такое велосипед и для чего он нужен? | Знакомство с устройством велосипеда. Основные узлы; значение каждой детали оборудования. Обратить внимание на действие руля и тормозов. Уход за велосипедом. | «Велосипед». | Рассматривание сюжетных картинок по теме, обследование предмета (велосипеда), с.-р. игра «Велосипедист и пешеход». | Рисование «Я люблю кататься на велосипеде». С.-р. игра «Велосипедист и пешеход». | ||||
21 | Правила поведения велосипедиста на дороге. | Закрепить правило, что кататься на велосипеде можно только в присутствии взрослых, не мешая окружающим. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части. | Беседа «Катание на велосипеде, самокате» | Рассматривание сюжетных картинок по теме ПДД, заучивание «Велосипедист» С. Михалкова. | Просмотр тематических мультфильмов. Рассматривание сюжетных картинок по теме ПДД | ||||
VI. Раздел: Если ты – пассажир. Учить детей правилам поведения в общественном и личном транспорте. Способствовать их осознанию. | |||||||||
22 | Правила безопасного поведения в общественном транспорте. | Пользование общественным транспортом. Обязанности пассажиров в транспорте и в местах его ожидания. Закреплять знание детей о правилах поведения в общественном транспорте. Вызывать эмоциональный отклик. Воспитывать у детей культуру поведения в городском транспорте. Воспитывать нравственные качества: уважение к труду водителя, чуткое отношение к старикам. | Занятие «Я пассажир». | Рассматривание сюжетных картинок по теме. Обыгрывание ситуации с детьми «Мы едим в автобусе». | Просмотр тематических мультфильмов. | ||||
Итоговое мероприятие | Развитие творческих способностей у детей. Знакомство детей со светофором, регулировщиком, с правилами поведения на улице и дороге через театрализованную деятельность. Учить детей драматизировать, разыгрывать в лицах известных сказочных персонажей, передавая характеры их. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности детей. Развивать у детей память, воображение, способность быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст. | Кукольный театр «Зелёный огонёк». | Куклы бибабо, ширма. | Рассматривание иллюстраций по правилам дорожного движения; изготовление дорожных знаков; разучивание стихотворений; чтение художественной литературы. | |||||
VII. Раздел: Знакомимся с работой ГИБДД. Способствовать осознанному восприятию последствий дорожных происшествий. Рассказать детям о работе сотрудников ГАИ. Познакомить их с дорожным знаком «Пост ГАИ». | |||||||||
23 | Ознакомление с работой сотрудников ГИБДД. | Расширять знания детей о работе сотрудников ГАИ, контролирующих и регулирующих движение на улице. | Беседа с инспектором ГИБДД. | Чтение стихотворения Н Носов «Милиционер». | С.-р. игра «ГИБДД». Чтение С. Михалков «Дядя Степа – милиционер». | ||||
VIII. Раздел: Пропаганда изучения ПДД. Учить детей правилам поведения на улицах и дорогах города, способствовать их осознанию. | |||||||||
24 | Подготовка агитвыступления. | Пропаганда важности знаний и соблюдения правил дорожного движения. | Игровые ситуации. Показ кукольного спектакля. Развлечение. | Макет светофора, наземного пешеходного перехода; знаки дорожного движения; жезл регулировщика; аудио-, видеозаписи. | Заучивание стихов, песен. Подготовка атрибутики, плакатов. | ||||
Итоговое мероприятие | Расширять знания обучающихся по безопасности движения; развивать внимание, осторожность, осмотрительность; сосредоточенность обучающихся на улицах города; способствовать воспитанию коллективизма. | Викторина «Что? Где? Когда?» | Макет светофора, наземного пешеходного перехода; знаки дорожного движения; жезл регулировщика; аудио-, видеозаписи. | Заучивание стихов, песен. Подготовка атрибутики, плакатов. |
Список используемой литературы
Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста». – СПб. 2002г.
Анастюкова Л.П. Жизнь без опасностей. – М., 1996.
Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 1992.
Асташкина. Дошкольникам о Правилах дорожного движения. // Дошкольное воспитание, №4, 1993.
Вдовиченко А.Л. «Ребенок на улице». - СПб. 2008г.
Волков С.Ю. Про правила дорожного движения. М., 2006.
Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. СПб., 2010.
Капарушкина О.С., Тетерина Е.В. Учим правила дорожного движения, как таблицу умножения // Воспитатель ДОУ. 2008. №9
Манюрова Г.Х. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма // Воспитатель ДОУ. 2008. №3.
Митрофанова Е.М., Щербакова В.Н., Кинзель Л.И.
Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации / авт.-сост. О.В.Чермашенцева. Волгоград. 2012.
Педагогический проект «Правила дорожные знать каждому положено» // Управление ДОУ. 2009.№2.
Пидручная С.Н. Проверка знаний Правил дорожного движения в ДОУ // Управление ДОУ. 2006. №7.
Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова. М., 2007.
Правила дорожного движения РФ.
Правила дорожного движения: система обучения дошкольников. / авт.-сост. Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – Волгоград, 2010г.
Романова Е.А., Малюшкина А.Б. Занятия по правилам дорожного движения. М., 2011.
Садовская Л. Дорожная азбука в картинках. М., 2005.
Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
Серия «Мир в картинках». Автомобильный транспорт: Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011.
Старцева О.В. Школа пешеходных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. М., 2011.
Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – М., 2008.
Степаненкова Э.Я. «Дошкольникам о правилах дорожного движения». – М., 1978г.
Три сигнала светофора. Из опыта работы дошкольных учреждений – дидактические игры, сценарии вечеров развлечений, литературный материал / Составитель Саулина Т.Ф. – М.: Просвещение. 1989.
Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга / сост. Т.Ф. Саулина. М., 1989.
Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие. М., 2007
Требования к уровню подготовки воспитанников.
- К концу обучения воспитанник должен знать:
- алгоритм перехода дороги: «остановись-посмотри-перейди»;
- различать пешеходные переходы: наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый;
- знать правила перехода проезжей части;
- транспортные средства (пассажирский, грузовой, специальный, оперативный);
- правила езды на велосипеде.
- К концу года воспитанник должен иметь представления:
- о видах транспорта (наземный, воздушный, водный, подводный).
- К концу года воспитанник должен уметь:
- выбирать способ перехода проезжей части дороги;
- различать сигналы регулировщика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Внимание, дети» МБДОУ д/с № 31
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей и взрослых, обеспечение безопасности жизнед...
Методическая разработка Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Школа дорожных наук»
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не...
Вариативная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Детская безопасность на дорогах» в МБДОУ «Детский сад № 15 «Теремок» г.Медногорска»
В образовательной программе «Детская безопасность на дороге» раскрывается система организации работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге и прави...
Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "Светофорик"
Среди всех опасностей природного характера особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспо...
Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для всех возрастных групп
Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для всех возрастных групп...
Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для всех возрастных групп
Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для всех возрастных групп...
Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для всех возрастных групп....