Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для всех возрастных групп
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Вознова Елена Сергеевна

Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для всех возрастных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_profilaktike_ddtt.docx33.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска

                                                                                                       Утверждаю:                                  Заведующий МБДОУ

«Детский сад №28 «Надежда»

___________     В.А.Кузнецова

Рабочая программа по профилактике

детского дорожно-транспортного травматизма

для всех возрастных групп

Авторы:

творческая группа педагогов

(старший воспитатель Томчук И.И.,

воспитатели Антоненкова Л.А., Вознова Е.С., Корень Т.А., Кравцова Е.В., инструктор по физической культуре Писарькова О.А.,

музыкальный руководитель Акимова К.С.)

Г. Смоленск, 2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время активно происходит рост числа автомобилей на улицах поселков и городов, увеличение скорости и плотности транспортных средств, растущие пробки - являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ направлена на формирование у ребенка навыков правильного, безопасного поведения на дороге, в транспорте.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего детства. Правила, усвоенные ребенком, становятся нормой поведения взрослого.

 Обучение правилам дорожного движения результативно, если оно прочно связано со всеми направлениями воспитательно-образовательного процесса в детском саду (познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие). Во время организованной образовательной деятельности формируются необходимые знания, умения и навыки, обеспечивающие правильное поведение детей на улице, в транспорте, культура поведения, выдержка и дисциплина.

Задача ДОУ дать ребенку определенную систему знаний, научить применять усвоенное на практике в повседневной жизни, оказать методическую помощь родителям (законным представителям) в воспитании у детей навыков безопасного поведения на дороге. Без включения семей воспитанников в процесс знакомства детей с правилами дорожного движения, правилами поведения на улице, на дороге, в транспорте, без личного примера родителей невозможно воспитание ответственного водителя и пешехода.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • Формировать у дошкольников навыки безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
  • Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
  • Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения на улице и в транспорте.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Нормативно-правовое:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012  273-ФЗ;
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Правила дорожного движения;
  • Устав МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»;

Научно-методическое:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
  • Образовательная программа МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда», разработанная педагогическим коллективом ДОУ на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой (2014 г.), парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией  Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой, примерной программы  нравственно-патриотического воспитания с включением регионального компонента.
  • Годовой план воспитательно-образовательной работы;
  • Календарно-тематический план;
  • Методические разработки для детей, родителей и педагогов.

Материально-техническое:

  • уголки безопасности в группах;
  • библиотека методической и художественной литературы;
  • наглядно-дидактические пособия;
  • набор сюжетно-ролевой "Инспектор ДПС";
  • альбом с фотографиями "Улицы поселка";
  • набор оборудования для изучения правил дорожного движения: макет светофора, дорожные знаки, жезл инспектора ГАИ, переносная пешеходная дорожка;
  • медиатека мультфильмов на тему "Правила дорожного движения".

Информационно-содержательное:

  • создание информационного банка данных (разработка форм занятий с детьми, с родителями);
  • разработка занятий, развлечений, консультаций;
  • разработка форм работы с родителями;
  • контроль над проведением занятий по ОБЖ;
  • проверка документации педагогов по образовательной деятельности;
  • организация работы с родителями;
  • взаимодействие с сотрудниками ГИБДД;
  • оформление информационного стенда;
  • оформление уголков безопасности движения на прогулочных площадках и в групповых помещениях старших возрастных групп.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • формирование навыков правильного поведения детей;
  • предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма;
  • совершенствование профилактической работы по ПДД в детском саду;
  • установление прочного сотрудничества ДОУ с органами ГИБДД, общественными организациями по обеспечению безопасности дорожного движения;
  • расширение материально-технического и методического обеспечения программы;
  • привлечение родительской общественности к профилактике дорожно-транспортных правонарушений.

ОБЪЕКТЫ ПРОГРАММЫ:

  • воспитатели;
  • дети;
  • узкие специалисты;
  • родители;
  • работники заинтересованных организаций.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:

Принцип научности: подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на профилактику дорожно-транспортных происшествий, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, учет при организации совместной деятельности личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

Принцип последовательности: последовательное усложнение программных требований в зависимости от возраста детей, условий их жизни (город, поселок, деревня).

Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в целенаправленной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения.

Принцип комплексности и интегративности - решение задач профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в системе всего воспитательно-образовательного процесса и всех видов деятельности детей.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях МДОУ и семьи – привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

1.        Научно-методическая   работа   -   ознакомление   педагогов с   нормативными и методическими документами по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, созданию и обновлению методических уголков, наглядной агитации по безопасности дорожного движения.

2.        Работа с воспитанниками - формирование навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

3. Работа с родителями - оказание методической помощи при знакомстве с правилами дорожного движения, вопросами безопасного поведения детей на улицах и дорогах.

4. Материально-техническое обеспечение и кадровое обеспечение - оборудование или обновление уголков по безопасности дорожного движения, оформление прогулочных площадок.

5. Аналитическая работа - работа по анализу причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

 6. Взаимодействие с ГИБДД - включение в мероприятия сотрудников ГИБДД, проведение встреч с инспекторами.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

  • Организованная образовательная деятельность по обеспечению безопасности жизнедеятельности (ПДД);
  • Изучение правил дорожного движения;
  • Закрепление практических навыков по правилам дорожного движения;
  • Индивидуальная работа вне занятий;
  • Игры: занятия, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольные;
  • Чтение художественной литературы;
  • Праздники, досуги, развлечения, театрализованные постановки;
  • Целевые прогулки, экскурсии, наблюдения;
  • Конкурсы;
  • Беседы;
  • Проектная деятельность;
  • Неделя по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
  • Просмотр мультфильмов на тему дорожной безопасности;
  • Выставки детских работ.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ:

  • Изучение правил дорожного движения;
  • Беседы;
  • Оформление информационных стендов, изготовление памяток;
  • Анкетирование;
  • Тестирование;
  • Родительские собрания;
  • Консультации;
  • Совместные досуги (праздники, развлечения).

ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С СОЦИУМОМ:

  • Организация совместной работы с сотрудниками ГИБДД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, просветительская работа среди детей и их родителей;
  • Организация мероприятий детского дорожно-транспортного травматизма совместно с общеобразовательными школами;
  • Организация сотрудничества с драматическим театром и детским театром кукол.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ:

  • консультации;
  • инструктажи;
  • анкетирование;
  • изучение правил дорожного движения;
  • семинары, семинары-практикумы;
  • изготовление пособий и игр.

ЗАДАЧИ И ФОРМЫ РАБОТЫ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Группа

Задачи

Формы и методы

1 младшая группа

 (от 2 до 3 лет)

формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге. Знакомство с некоторыми видами транспорта

  • организованная образовательная деятельность "Автомобиль", "На чем люди ездят";
  • целевая прогулка "Знакомство с улицей", "Знакомство с дорогой";
  • сюжетно-ролевая игра "Водители";
  • рассматривание картин, иллюстраций;
  • подвижная игра "Птички и автомобиль", "Поезд";
  • дидактическая игра "Красный и зеленый".

2 младшая группа (от 3 до 4 лет)

знакомство с понятием «улица», «дорога», «светофор». Формирование представлений о работе водителя. Формирование первичных представлений о безопасном поведении на дороге (переходить дорогу, держась за руку взрослого).

  • организованная образовательная деятельность «Рассматривание автомашин, автобуса" (игрушки);
  •  рассказ воспитателя о средствах передвижения;
  • подвижная игра "Воробышки и автомобиль";
  • целевая прогулка "Знакомство с улицей", "Знакомство с дорогой";
  • сюжетно-ролевая игра "Водители";
  • рассматривание картин, иллюстраций;
  • чтение стихов В. Лебедева-Кумача из сборника "Про умных зверюшек", сказки С.Михалкова "Бездельник светофор";
  • аппликация "Светофор";
  • дидактическая игра "Найди свой цвет", "Светофор".

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещение и на участке детского сада, в ближайшей местности. Продолжение знакомства с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Уточнение знаний детей о назначение светофора и работе полицейского. Знакомить с различными видами транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», автобус, трамвай, троллейбус). Знакомство со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». Формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте.

  • организованная образовательная деятельность «Улица, на которой расположен детский сад", "Зачем нужны дорожные знаки";
  • чтение произведений С.Михалкова "Моя улица", "Светофор", В. Арбекова "Про умных зверушек";
  • целевая прогулка "Знакомство с улицей", "Пешеходный переход";
  • беседа о правилах дорожного движения;
  • рассматривание альбома "Наш поселок", "Дорожные знаки";
  • рисование "Грузовой автомобиль";
  • сюжетно-ролевая игра "Транспорт";
  • подвижная игра "Трамвай", "Найди свой цвет", Воробышки и автомобиль"
  • дидактическая игра "Транспорт", "Куклы идут - машины едут";
  • подвижные игры на развитие координации движений;
  • конструирование "Наша улица";
  • игры в уголке по правилам дорожного движения;
  • беседа "Будем вежливыми";
  • досуг «Внимательный пешеход».
  • просмотр тематических мультфильмов.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

уточнение знаний об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора. Знакомство с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Продолжение знакомство с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

  • организованная образовательная деятельность «Улица полна неожиданностей", "Когда мы пассажиры", "Осторожно - поезд!";
  •  целевая прогулка "Дорожные знаки";
  • рассказ о правилах безопасного перехода улицы;
  • чтение книги А.Иванова "Как неразлучные друзья дорогу переходили", произведений А. Дорохова, С. Михалкова, М.Дружининой,  В.Сергеева;
  • рассматривание плакатов "Транспорт", "Специальные машины";
  • рисование "Улица поселка";
  • беседа "Разрешается быть примерным пешеходом и пассажиром", "Для чего нужны дорожные знаки";
  • просмотр тематических мультфильмов;
  • подвижная игра "Цветные автомобили", "Горелки", "Лошадки";
  • сюжетно-ролевая игра "Улица", "Автобус", "Поезд";
  • дидактическая игра "Подбери знак", "Светофор", "Безопасный путь".

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)

систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомство с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект». Развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формирование умения находить дорогу из дома в детский сад, на схеме местности, продолжать знакомство с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширение представлений детей о работе ОГИБДД. Воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте.

  • организованная образовательная деятельность «Для чего нужны правила дорожного движения, как они появились», Участники дорожного движения", " Как рождаются опасные ситуации", "Опасные шалости", "Железная дорога".
  • беседа «Дорога - не место для игр", "Для чего нужны дорожные знаки";
  • рисование "Соблюдай правила дорожного движения";
  • рассматривание картин с разными видами транспорта, "Правила поведения на дороге";
  • дидактическая игра "Дорожные знаки", "Поставь знак", "Улица", "Пешеход", "Говорящие знаки", "Загадочное лото";
  • целевая прогулка "Перекресток";
  • экскурсия "Железная дорога";
  • аппликация "Дорожные знаки";
  • сюжетно-ролевая игра "На перекрестке", "Автобус", "Поезд";
  • конструирование "Автобус";
  • Подвижна игра "Стоп!";
  • чтение произведений Г. Юрмина, С. Михалкова, С.Волкова;
  • просмотр тематических мультфильмов;
  • беседа с инспектором ОГИБДД.


ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Форма, тема, содержание

Ответственный за проведение

Срок

Работа с педагогами

Проведение инструктажей по охране жизни и здоровья детей с сотрудниками.

ответственный по ОТ

Ежеквартально

Проведение целевых инструктажей по охране жизни и здоровья детей: - во время проведения экскурсий и прогулок за пределами ДОУ: «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма».

2 раза в год: весной, осенью. Перед проведением прогулки, выходом на экскурсии.

Создание в группах предметно-развивающей среды. Оформление и пополнение уголков безопасности.

воспитатели

Сентябрь

В течение года

Проведение консультаций:

1. «Детский травматизм и меры его предупреждения».

2. «Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма».

старший воспитатель

2, 4 квартал

Выпуск информационной газеты «Безопасность ребёнка на дорогах».

инициативная группа

Ежеквартально

Составление картотеки художественной литературы и дидактических игр по ОБЖ (ПДД) в группах.

старший воспитатель

В течение года

Анкетирование педагогов по выявлению знаний и умений по ОБЖ.

1,3 квартал

Работа с детьми

Беседы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

воспитатели

Ежемесячно

Целевые прогулки, экскурсии

Чтение художественной литературы

Ежедневно

Неделя по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

2,4 квартал

Проектная деятельность

в течение года

Выставки детских рисунков

1 раз в квартал

 Викторины

по плану воспитателя

Праздники, досуги

Конкурсы

Наблюдения

Организованная образовательная деятельность по обеспечению безопасности жизнедеятельности (ПДД)

Изучение правил дорожного движения

 Индивидуальная работа

 Игры-занятия

 Дидактические игры

Сюжетно-ролевые игры

Подвижные игры

Игры-соревнования

Работа с родителями

Разработка памяток:

 «Обучение детей правилам дорожного движения»;

«Обучение детей наблюдательности на улице»

ответственный по ОТ

1, 3 квартал

Ежегодное общее родительское собрание на тему безопасности детства (с привлечением сотрудников пожнадзора, участковой службы полиции и ГИБДД)

старший воспитатель, заведующий

3 квартал

Проведение родительских собраний на темы:

«Безопасное поведение на дороге и дома».

воспитатели

По плану воспитателя

Выставки детских рисунков по темам:

«Мой папа автомобилист», «Я пешеход», «Улицы поселка», «Соблюдай правила дорожного движения»

ежеквартально

Вечер досуга совместно родителей и детей:

«Папа, мама, я – спортивная семья»

4 квартал

Конкурс совместного творчества для родителей и детей по созданию поделок на тему: «Светофорик»

1 квартал

Собрание (в группах) для родителей с участием сотрудника ОГИБДД, пожарной охраны, сотрудника полиции.

2/3 квартал

Рекомендации педагога-психолога по соблюдению правил ПДД.

Педагог-психолог

4 квартал

Анкетирование

3 квартал

Оформление информационных стендов

Воспитатели

Не реже 1 раза в квартал

Профилактические беседы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма

Размещение в родительском уголке информационно-справочного материала по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и улице.

 В течение года


ЛИТЕРАТУРА:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15), http://fgosreestr.ru/;
  • Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
  • Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015;
  • Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М.: ТЦ Сфера, 2010;
  • Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. - М.: ТЦ Сфера, 2010;
  • Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг. - Издательство Скрипторий 2003", 2010;
  • Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Правила и безопасность дорожного движения". - М.: - Издательство Скрипторий 2003", 2007;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Внимание, дети» МБДОУ д/с № 31

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей и взрослых, обеспечение безопасности жизнед...

Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Светофорчик».

В данной программе представлен план кружковой работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в подготовительной к школе группе детского сада....

Методическая разработка Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Школа дорожных наук»

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не...

Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "Светофорик"

Среди всех опасностей природного характера особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспо...

Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для всех возрастных групп

Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для всех возрастных групп...

Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для всех возрастных групп....

Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Три цвета светофора»

Рабочая программапо профилактике детского дорожно-транспортного травматизма«Три цвета светофора»...