"Семья- это важно!"
план-конспект занятия по теме
Предварительный просмотр:
Педагогическая гостиная
Тема: «Семья – это важно!»
Задачи: формирование психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетенции родителей в вопросах семейного воспитания.
Участники: родители, воспитатель.
Предварительная работа: анкетирование родителей
Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо вам за то, что вы пришли
на эту встречу. Сегодня на улице холодно и пасмурно, а в нашем зале светло
и уютно. А светло нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое
солнышко, от которого становиться тепло и хорошо. Давайте же
поприветствуем друг друга! Здравствуйте! (Все здороваются)
Послушайте стихотворение Дарьи Тарадановой (читает)
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители- во всем мудрей,
Любимый папа- друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!
Мы с вами сегодня будем говорить о самом дорогом - о
наших детях.
- Как вы думаете, чем может омрачиться жизнь ребенка в семье?
- Что, по - вашему мнению может сделать семью крепкой и счастливой, сплотить ее?
(ответы родителей)
Конечно, это во многом зависит от нас, взрослых, и поговорим мы о семье, о семейных ценностях, задачах родителей, о семейных традициях, о том, как ребенок чувствует себя в семье и какая должна быть семья.
Слайд 2.
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
Слайд 3.
Семейное воспитание - это система воспитания и образования,
складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и
родственников. Семейное воспитание - сложное явление. На него влияют:
наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей,
материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку.
Слайд 4.
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из этой семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом!
Слайд 5. формы работы родителей с детьми в семье .
1.Совместные развивающие детско-взрослые игры.
Игра – самая приятная для ребенка деятельность, внутри которой он и развивается и воспитывается. Ничто так не сближает семью как совместные игры.
Идеальным вариантом для совместного времяпрепровождения могут стать спортивные игры которые будут не просто интересными, но еще и полезными для ваших детей: все они способствуют развитию логического мышления, учат ребенка действовать по установленным правилам.
Несколько примеров подвижных игр для дома или улицы:
- из круга вышибала;
- море волнуется раз…;
- эстафеты;
- мини-футбол или баскетбол;
- мини - тренажерный зал;
- коньки, лыжи, горка, снежки;
- прятки;
- салки;
- съедобное – несъедобное.
Любые виды настольных игр типа: лото, домино; настольно-печатные игры; словесно-логические и т.д. усиливают тесное взаимодействие детей и родителей. В совместной игровой деятельности происходит формирование нравственно-волевых качеств личности ребенка.
- В какие игры вы играете всей семьей? (ответы родителей)
- Хотите сейчас поиграть?
(предложить родителям разделится на 2 группы: дети и родители, поиграть в 2-3 игры см. приложение 2)
Слайд 6
2. Семейные прогулки, экскурсии и путешествия.
Современный ритм жизни оставляет очень мало времени на отдых. Сейчас не часто у современных людей есть возможность выбраться на семейную прогулку вместе со всеми членами семь. Поэтому совместные прогулки всей семьей часто становятся настоящим событием, семейным праздником. Такие походы могут быть организованы в парк, в лес, в музей. Родитель выступает ведущим, а ребенок включается в планирование маршрута, а ребенок включается в планирование маршрута экскурсии: куда пойдут, что взять из продуктов, игрушек. В ходе экскурсии взрослый побуждает ребенка к активности в познании окружающего.
- Как часто вы совершаете прогулки и экскурсии со своими детьми?
- Куда чаще всего вы ходите?
(ответы родителей)
Слайд 7. Чтение книг и организация детско-взрослой театрализации.
- Как часто вы читаете книги своим детям?
- Устраиваете ли «Час чтения» книг по выбору ребенка.
(ответы родителей)
Чтение книг может быть как ритуал перед укладыванием ребенка спать или в течение дня (вечера), по выходным. В такие минуты у ребенка наряду с развитием познавательной сферы происходит формирование нравственно-личностных качеств без прямых нравоучений. А главное, находясь в таком единении с родителями, у ребенка часто возникает желание рассказать о своих секретах и проблемах.
- Обсуждаете ли в с ребенком прочитанное ?
- Пытались ли вы прочитанную сказку обыгрывать, драматизировать?
-А как вы думаете, можно ли вместе с детьми сделать атрибуты и персонажей к сказкам?
(ответы родителей)
драматизация сказки – одно из демократичных и доступных для детей видов искусства. Сказка учит детей жить в этом мире, строить свои отношения с людьми: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать. Главное драматизация сказки раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка. Сказка – это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобы развить творческие способности вашего р. А для этого нужно всего лишь фантазия, желание подарить малышу позитивные эмоции .
Слайд 8.
семейные традиции
-Какие традиции существуют в вашей семье? .
-Какие по вашему мнению способствуют сплочению вашей семьи?
-Как они влияют на внутрисемейные отношения? (ответы родителей).
-почему вы так думаете?
Семейные традиции это:
- проведение каждого лета в путешествии;
- необычные встречи Нового года;
- празднование Дня Рождения;
- совместные поездки за город;
- субботние обеды;
- семейные чтения;
- приём гостей;
- совместное проведение отпуска;
- посещение театра, концертов
- совместное приготовление подарков;
Этот список можно продолжить. Главное, чтобы совместное времяпровождение было интересным и сплачивало всех членов семьи. Совместные обеды, ужины, чаепития, по мнению психологов, имеют огромное значение для гармоничных внутрисемейных отношений (в настоящее время такая традиция в современной семье отсутствует).
- Как вы думаете, чем хороши совместные ужины и обеды?
(ответы родителей)
Здесь прививаются маленьким детям правила поведения за столом и культуры питания, а также привычка к полезным и качественным продуктам. А ещё совместные семейные трапезы сближают всех членов семьи. Совместные семейные трапезы сближают и самих родителей. Именно здесь вы можете вести непринуждённую и добрую беседу, найти много общего в разговорах и интересного не только вам, но и вашим детям. При таких трапезах любой человек ощущает себя нужным, любимым и не одиноким. Очень важно, чтобы то, чему мы
учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что
у взрослых теория не расходится с практикой.
Итак, не нужно пренебрегать семейными трапезами. Это путь к сближению всех членов семьи, это путь к спокойствию, гармонии и любви.
ВЫВОД:
- семейные традиции способствуют сближению членов семьи;
- совместное времяпровождение - средство семейного воспитания, где дети приобретают культуру отношений в семье, учатся общению;
- традиции нескольких поколений устанавливают межпоколенную связь, помогают ребёнку осознать принадлежность к роду и гордиться своей семьёй.
Слайд 8. трудовая деятельность в семье.
-Как , по вашему мнению можно ребенка приобщить к труду?
-Вовлекаете ли вы своего ребенка в трудовую деятельность?
-Какую?
(ответы родителей)
Конечно это:
-Самообслуживание
-Хозяйственно – бытовой труд (содержать в порядке свои игрушки, протирать их сырой тряпкой, протирать мебель, стирать одежду для кукол, носовые платки, носки, накрывать на стол, убирать посуду после еды, мыть чашки, подметать пол, помогать взрослым в приготовлении пищи, мыть овощи, оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме, папе, пожилым людям и т. д.)
-Труд по уходу за животными и растениями и т.д.
Трудовое воспитание — также неотъемлемая и важнейшая часть воспитания ребенка. Большую воспитательную роль играет коллективные трудовые дни семьи. Труд вместе с взрослыми позволяет детям усвоить навыки правильной организации своего рабочего места, рациональные приемы работы, правило техники безопасности. Можно привлекать детей к благоустройству квартиры, созданию условий для наиболее полноценного отдыха.
В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это, прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде.Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости. В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему.
Перед ребенком всегда должна стоять некоторая трудовая задача, которую он в силах разрешить.
Слайд 9. Совместное детско-родительское творчество.
.- Как часто вы рисуете с детьми красками, карандашами, фломастера
-ми, лепите поделки и сувениры из пластилина и глины, поете, танцуете?
- Как по вашему мнению эта деятельность может сплотить семью?
(ответы родителей)
Творчество помогает избавиться от стереотипов и посмотреть на многие вещи с другой, порой неожиданной стороны.
Инициатором такой деятельности обычно является ребенок. Родитель же активно включается в творческую работу, предлагаемую ребенком. Вместе с тем, взрослый может предлагать свои проекты: изготовление коллажа из природного материала, выпуск семейной стенгазеты, изготовление поздравительных открыток. Такая форма детско-родительского взаимодействия способствует развитию детского воображения, проявлению самостоятельности и самовыражению. Однако родителям надо быть наблюдательными при организации такой деятельности, на пример если вы рисуете, то обратить внимание каким цветами рисует ребенок.
Подведем итог, что же такое семья:
Слайд 13
СЕМЬЯ - ЭТО: и трудовой коллектив , и моральная опора , и высшие
человеческие привязанности (любовь , дружба), и пространство для отдыха, и
школа доброты , и многообразная система отношений с родителями ,
братьями, сестрами, родными и знакомыми , мораль и вкусы ,
манеры и привычки , мировоззрение и убеждения , характер и идеалы ...
Основы всего этого закладываются в семье
Слайд 14.
Семья для ребенка - это место его рождения и становления.
Слайд 15.
Семья - это определенный морально-психологический климат, это школа
отношений с людьми.
Слайд 16.
В семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а в дальнейшем и саму культуру.
Слайд 17. формула истинной любви
Слайд 18- 26 . правила разумного воспитания
Слайд 28-31.
Хотелось бы закончить свое выступление китайской притчей «Ладная семья»
Жила- была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек
насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей
семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на
свете, но дело в том, что семья была особая. Мир и лад царили в той семье и,
стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил
проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его
возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям,
спокойно старикам. У дивился владыка. Решил узнать, как жители села
добились такого лада, пришел к главе семьи4 расскажи мол, как ты
добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и
стал что- то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули
старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто
раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится
за ухом и спросил:
.и все?
-Да,- ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. - И,
подумав, добавил:- И мира тоже».
Слайд 32.
Недаром А. С. Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети -
будьте счастливы».
Одним из важных аспектов приобщения ребенка к миру общечеловеческих ценностей является та сфера деятельности, которая связана с формированием знаний о семье, родословной, родном городе. Что бы дети знали свою родословную и как их ознакомить с ней предлагаю посмотреть образцы оформления (рассказать рекомендации оформления).
Надеемся, что такая совместная деятельность ненавязчиво поможет
молодому поколению обратить внимание на своих стареющих родителей,
бабушек и дедушек, хранить в памяти знания об истории своей семьи.
Поможет воспитать любовь, заботу и уважение к старшим у своих
ребятишек.
Счастлив тот дом,
Где родители заботятся о детях,
Дети уважают своих родителей.
Брат любит брата.
Вся семья хранит память о предках,
А все вместе - это любовь, забота, счастье, мир и лад.
Задание: ко «Дню семьи» совместно с детьми начать оформление альбома родословной.
Терпение и успехов вам, хорошего настроения! На память о нашей встрече
мы хотим подарить вам эти милые и забавные «ладошки».
Будем рисовать и красить
Прямо в книжке на листке.
Вот лежит моя ладошка -
Тут, на маминой руке.
Если, мама, ты со мной -
Мир чудесный и цветной!
(подарить нарисованные ладошки детей раскрашенные в желтый цвет).
Этап рефлексии
Воспитатель: Уважаемые родители, просим вас оценить продуктивность
нашей встречи и приклеить смайлик в том месте, где результат встречи
совпадает с личными ощущениями:
- Собрание для меня было полезным, узнал(ла) много нового.
- Ничего нового для меня не было, время потрачено зря.
- Воспитывать ребенка, учитывая его особенности, важно
для нашей семьи.
• Тендерное воспитание для нашей семьи не актуально, воспитываем как
прежде.
- Есть над чем подумать, что изменить в отношениях с ребенком.
- У нас отличные отношения в семье, я сегодня это подтвердил(ла).
Спасибо вам за внимание
Приложение 1
АНКЕТА
Уважаемые родители!
Мы хотим поближе познакомиться с вашей семьей, ее традициями, с тем, чтобы сотрудничать с вами.
1.Перечислите всех членов вашей семьи, живущих вместе с вами:____________________________________________
Какие семейные традиции вы соблюдаете?
· дни рождения;;
· коллективные посещения кино, театров и др.;
· религиозные обряды (посещение церкви, посты, праздники…);
· гражданские праздники (Новый год, 1 Мая, 8 Марта, День Победы и др.);
· воскресные семейные обеды, ужины;
· другое _________________________
2.Какие увлечения есть у членов вашей семьи?
· спорт;
· шитье;
· вышивка;
· сочинение стихов, рассказов, сказок;
· поделки;
· пение;
· вязание;
· домашние животные (уход, дрессировка);
· живопись/рисование;
· чтение;
· игра на музыкальных инструментах;
· посещение театров;
· другое
3.Отметьте, к каким из ваших увлечений вы подключаете своего ребенка:
Какой труд объединяет вашу семью?
· общего труда нет, у каждого свое дело;
· уборка квартиры;
· ремонт квартиры;
· уход за домашними животными;
· другое
4.Какие материально-бытовые условия и средства воспитания есть в вашей семье?
· отдельная комната для ребенка;
· уголок в общей комнате;
· библиотека;
· компьютер;
· живой уголок;
· развивающие игры;
· еще
5.Есть ли в семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием детей?
Мама; папа;
бабушка; дедушка;
прабабушка; прадедушка;
няня; родственница;
гувернантка;
Другие
6. Как Вы думаете, чего ждет Ваш ребенок от семьи, в которой живет?
А )Хорошей организации быта.
Б )Радости общения.
В )Покоя и защищенности.
7.Что более всего заботит Вас в семье?
А)Здоровье детей.
Б)Хорошая учеба.
В)Трудовое участие детей в жизни семьи.
Г)Настроение детей и причины его изменений.
8.Одинок ли Ваш ребенок в семье?
А)Да.
Б)Нет.
В)Не знаю.
9. Как Вы думаете, захочет ли Ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?
А) Да.
Б) Нет.
В) Не знаю.
10. Что для Вашего ребенка вечер дома?
А )Радость общения.
Б) Возможность быть самим собой.
В) Мучение и пытка.
Приложение 2
Игры, направленные на сближение детей с родителями
«Тень»
Педагог расставляет детей и взрослых. Один из играющих(взрослый) должен выполнять движения, действия. За его спиной находиться ребёнок «тень», которой необходимо повторять то, что делает её обладатель.
«Жмурки с поводырем»
Родители и дети разбиваются на пары. Одному из пары завязывают глаза, другой – «поводырь». Первый кладет руку на плечо второго и ходит за ним до конца игры. Задача «поводыря» - оберегая своего подопечного, водить его по группе в течении пяти минут, после чего игроки меняются ролями.
«Только вместе!»
Работа в парах (родитель и ребенок). Надо встать спина к спине и попробовать медленно, не отрываясь от партнера, сесть на пол. И точно также встать.
«Хвасталки»
«Я ..., мой ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»
«Угадай – ка!».
Родители и дети делятся на две команды. Дети изображают животных, растения, предметы. Родителям необходимо разгадать, что показывают дети.
Игра «Волшебное зеркало».
Участники стоят в круге. Воспитатель быстро показывает любые движения, а играющие должны повторить их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Семья -это важно,семья-это сложно.но счастливо жить одному невозможно!
Задачи: формировать общее понятие «семья»;расширить знания детей о родственных связях;развивать речь, мышление, восприятие, эмоционально-волевую сферу;воспитывать у детей добрые чувства к родителям....
Семья - это важно! Семья - это счастье!
Воспитание чувства привязанности и любви к своим , родителям, родственникам. Способствавать гармонизации детско-родительских взаимоотношений. Формированияу детей понятие "Семья"....
Развлечение "Семья - это важно, семья - это сложно..."
Воспитывать у детей уважение к семье и гордость за свою семью....
Развлечение в подготовительной к школе группе№12 ко дню матери «Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!»
Конспект развлечения ко Дню Матери....
Педагогический проект "Семья – это важно! Семья – это счастье!"
Данный проект состоит из 5 разделов. В первом описаны цели и задачи проекта, срок его реализации, этапы проекта и ожидаемый результат.Второй раздел обосновывает актуальность темы. Разделы 3-5 описываю...
Открытая организованная образовательная деятельность в младшей группе «Рябинка» Тема: «Семья – это важно, семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!»
Открытая организованная образовательная деятельностьв младшей группе «Рябинка»Тема: «Семья – это важно, семья – это сложно!Но счастливо жить одному невозможно!»...