Методические рекомендации: “Информатизация как ресурс повышения качества образовательной и коррекционной работы педагога“
учебно-методический материал на тему
Методические рекомендации по использованию в образовательном процессе инновационной технологии ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_4.pptx | 650.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.
Игра — основное условие использования компьютера в работе с детьми Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру . Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. В ходе игровой деятельности ребенка, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей .
По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции компьютерные технологии обладают рядом преимуществ: Для детей предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения , звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач; в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может; позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты); компьютер позволяет ребенку самостоятельно исправить ошибки.
Для педагога Педагог имеет возможность: рационально организовать познавательную деятельность детей; повысить качество образовательного и коррекционного процесса, вовлекая все виды чувственного восприятия детей в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием; построить открытую систему воспитания, обеспечивающую каждому ребенку собственную траекторию развития; вовлечь в процесс активного развития категории детей, отличающихся способностями; использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать педагогический процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам; интенсифицировать все уровни педагогического процесса; повысить свой личный профессиональный уровень мастерства и самооценку.
О чём надо знать педагогу, используя ИКТ в работе с детьми? «За» «Против» Достоинства компьютера: Недостатки компьютера: Компьютер может помочь развитию у детей таких важнейших операций мышления как обобщение и классификация; В процессе занятий на компьютере улучшаются память и внимание детей; При игре в компьютерные игры у детей раньше развивается знаковая функция сознания, которая лежит в основе абстрактного мышления; Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, для формирования координации зрительной и моторной функций Чрезмерное обращение с компьютером может привести к ухудшению зрения ребенка, а также отрицательно сказаться на его психическом здоровье. Особенно это опасно для застенчивых детей. И главное, нельзя уповать только на компьютер. Ребенок – маленький человек, он может формироваться и развиваться, только общаясь с людьми, и, живя в реальном мире.
Необходимо помнить о здоровьесбережении детей в работе с компьютером!
Задачи работы с родителями: Выявить уровень компьютерной грамотности и информационной культуры каждого родителя. Разработать систему организации консультативной поддержки в области повышения информационной компетентности родителей, учитывая их индивидуальные знания и умения. Разработать и апробировать технологии мультимедийного сопровождения коррекционной работы с детьми. Создать банк компьютерных обучающих программ, дидактических материалов по использованию информационных технологий в работе с детьми; Систематизировать, постоянно обновлять и пополнять информационные ресурсы, опираясь на индивидуальные результаты каждого воспитанника в процессе образовательной и коррекционной работы. Цель работы с родителями: повышение качества работы с детьми через активное внедрение процесса информационных технологий педагогом совместно с родителями
Условия внедрения информационных технологий в работе с родителями: Свою эффективность доказывают компьютерные игры с детьми дома. НО! С детьми должны работать родители, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ним, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения детей к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей педагога становится повышение компьютерной грамотности родителей для того, чтобы каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для проведения игровых занятий с детьми дома на качественно новом уровне для повышения эффективности педагогической работы.
Формы работы с родителями Конкурсы: Презентация «Моя семья», компьютерные плакаты Круглые столы, где родители могли получить ответы на интересующие их вопросы в диалоге друг с другом и педагогом Индивидуальные и подгрупповые консультации Мастер – классы, где родители делились друг с другом опытом работы с детьми с использованием ИТК Семинары, где педагог даёт методические рекомендации для правильного использования ИТК в играх с детьми дома Открытый просмотр работы с детьми педагога с использова - нием ИТК
Содержание работы педагога 1. Поиск и подбор дополнительной информации для подготовки к совместной деятельности с использованием Интернет – ресурсов. 2. Использование презентаций, мультимедийных пособий и др. в работе с детьми. 3. Разработка конспектов для работы с детьми в разных направлениях образовательных областей, их интеграции с использованием информационных технологий. 4. Использование сети Интернет для самообразования. 5. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов в педагогическом процессе. 6. Наличие собственного сайта. 7. Разработка авторских цифровых ресурсов: игровых упражнений. 8. Создание банка данных информационных игровых упражнений и игр для детей. 9. Готовность организовать обучение педагогов ДОО по использованию в работе ИКТ.
Банк компьютерных обучающих дидактических материалов ( использую компьютерные игры Интернет сайтов, а также разработанные самостоятельно)
Б анк компьютерных обучающих дидактических материалов Примеры самостоятельно разработанных компьютерных игр и заданий Составитель: старший воспитатель Иванова Н.Ю. Составитель: старший воспитатель Иванова Н.Ю. Составитель: старший воспитатель Иванова Н.Ю.
Результаты диагностики уровня ИКТ - компетентности родителей для более эффективной совместной работы. При анализе результатов анкетирования и собеседования можно выделить четыре группы родителей, характеризующихся разным уровнем принятия значимости информационно-компьютерных технологий и мотивации применения данных технологий в образовательной и коррекционной работе, а именно использование игровых упражнений дома с ребенком. Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4 уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – отсутствует уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – низкая уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – высокая уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – высокая В соответствии с результатами диагностики, можно использовать дифференцированный подход в обучении и разнообразные формы работы с родителями, таким образом, к концу года родители могут иметь базовый уровень работы на компьютере и высокую мотивацию к деятельности.
Компьютерные игры дома
Таким образом, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать развитие детей, в том числе, с тяжелыми нарушениями речи, и значительно повысить эффективность любой деятельности педагога с детьми.
Литература: Венгер А. А., Дьяченко О. М., Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста., М. 2001. Горвиц Ю., Поздняк Л., Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5 Горячев А.В., «Все по полочкам» программа по информатике для дошкольников, 2002, М. Калинина Т.В., Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве», М, Сфера, 2008 Коган И. Д., Леонас В.В., Эта книга без затей про компьютер для детей, М. Педагогика, 1999. Моторин В. , "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 1 Новоселова С.Л. , Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997 г. Новицкая Н., Науменко Г. , Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. - М.: Просвещение, 1995. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008 Гришаева Н.П., Современные технологии эффективной социализации дошкольников в ДОО. - Вентана-Граф , 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в ДОУ как ресурс повышения качества образования
Согласно ФГОС дошкольное учреждение является первой ступенью образования, а повышение его качества является приоритетной задачей модернизации образовательной системы...
Информатизация как ресурс повышения качества образования
Информатизация как ресурс повышения качества образования Сегодня много говорят о необходимости внедрения инновационных технологий. В образовании инновационные технологии призваны, прежде всего, улуч...
Педагогический совет «Информатизация как ресурс повышения качества образования в МАДОУ»
Приоритетной задачей национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства, которое включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной...
Педсовет "Информатизация, как ресурс повышения качества образования"
Высутпление по теме: "Как обобщать опыт работы для воспитателей. Практические задания для педагогов."...
Педагогический совет "Информатизация как ресурс повышения качества образования"
Повестка педагогического совета от 14.03.2019:1.Выполнение решения предыдущего педсовета2. Вступительное слово «Использование ИКТ в работе, с целью повышения качества воспитательно-образовательн...
ПРОЕКТ «Создание организационно-управленческих условий для повышения качества образовательно-воспитательной работы по патриотическому воспитанию посредством изменения и обогащения пространственно-предметной среды дошкольного учреждения»
Проект «Создание организационно-управленческих условий для повышения качества образовательно-воспитательной работы по патриотическому воспитанию посредством изменения и обогащения пространственн...
"Образовательная система EduQuest (Эду Квест), как одна из технологий, используемая в целях повышения качества коррекционно-развивающей работы педагога- психолога"
Использование образовательной системы EduQuest (ЭдуКвест) служит для повышения качества образования через активное внедрение в коррекционно-развивающий процесс.Система EduQuest разработана с уче...