Интеграция и реализация образовательных областей ФГОС; Тесто-пластика в коррекционной логопедической группе
консультация на тему

Пономаренко Светлана Александровна

Консультация для воспитателей на педсоветах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция и реализация образовательных областей ФГОС.

 

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования:

  – принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и  гармоничное его вхождение в социум.

 Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие, на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.

Содержание образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»  направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений, на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.

Содержание образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Содержание образовательной области "Речевое развитие" предполагает овладение дошкольниками чистой и правильной речью, подготовку к речевой грамотности в школьном обучении, правильной орфоэпии и орфографии.

Цель –  Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.

  Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано  в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

  Первым системообразующим фактором  в дошкольном образовании выступают образовательные области. ФГОС выделяет 5  образовательных областей, которые не должны реализовываться в образовательной деятельности ДОУ в чистом виде, их реализация предполагает гармоничное взаимопроникновение и взаимодополнение.

   Вторым системообразующим фактором является    их интеграция на основе календарно-тематического планирования: выбор определенной темы определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание.

Первый тематический  круг  — реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники.)   

            Второй тематический круг  — воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это  мощный темо-образующий фактор, как и реальные события.

            Третий тематический круг  — события, специально «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач). Это внесение в группу предметов ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность.  Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?

            Четвертый  тематический круг  — события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам, корни которых лежат, как правило, в средствах массовой коммуникации и игрушечной индустрии (например,  увлечение динозаврами,  и т. п.)

            Все  эти темы могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.

  Третьим системообразующим фактором  является интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и быть интегратором всех других деятельностей

  Четвертым фактором можно выделить  формирование интегральных качеств личности, которые предусмотрены  как конечный результат образовательной деятельности ДОУ. По своей сути личность целостна, системна. Человек в процессе личностного становления постепенно обретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать свои отношения со средой. Интегральная индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения.  Четко выделяются линии воспитания: духовно-нравственное, гражданское, патриотическое,  гендерное воспитание, а также воспитание здорового безопасного образа жизни.

Особенность организации интегрированного процесса в дошкольном образовательном учреждении такова, что все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает также их   интеграцию. Например - тема «Мамин праздник» определяет выбор таких образовательных областей, как «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,  «Художественно - эстетическое развитие»,  а также видов деятельности: художественно-творческой, игровой, читательской, познавательно-исследовательской.  Единой организационной формой может быть утренник.

В течение дня дети читают произведения о маме (В.Осеевой, Ю.Яковлева, Е.Благининой и др), рассматривают «Портрет матери» А.Шилова, сами рисуют портреты мам, делают выставку портретов «Мамы всякие важны», рассказывают о профессиях мам, мастерят подарок для мамы – аппликационную открытку, слушают музыкальные произведения, посвященные мамам ( например, Ф.Шуберта «Ave Maria»), организуют совместно со взрослыми концерт для мам, участвуют в проекте «Мамины наряды» или «Хозяюшка». В такой день полезна встреча с одной из мам, которая поделится с детьми секретами о том, как она готовит любимое лакомство для сына или дочки (секреты могут быть разные).

В такой день дети не только погружаются в атмосферу совместного праздника, но и осваивают идеальные черты современной женщины, такие, как нежность, заботливость, ласка, доброта; учатся ценить и уважать свою маму. Здесь налицо духовно-нравственное и гендерное воспитание,  социальное,  личностное, художественно-творческое, познавательно-речевое развитие, а также формирование у детей таких качеств, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.

                                                Март . консультация.

  Тесто-пластика в коррекционной  логопедической группе.

Важную роль в создании современной образовательной среды начинают сегодня выполнять так называемые инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей, строящиеся на принципе фантазирования в игровой деятельности.
   На сегодняшний день имеется обширный практический материал, использование которого способствует эффективному речевому развитию ребенка с заключением ОНР,  хотела бы привлечь ваше внимание к   методу тесто пластика,  применяемого на базе нашего детского сада и дающего положительные результаты в коррекционно-логопедической работе.
Использование тесто пластики позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т. е. все те качества, которые слабо выражены у детей с общим недоразвитием речи.
              Учеными доказано, что развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Неоценимую помощь детям с ОНР могут оказать логопедические занятия с применением тесто пластики. 
             Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе  детям с ОНР.            Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.
 Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений. Причем в данном случае наглядность представлена объемными предметами, а не иллюстративным материалом. Для детей с ОНР это обстоятельство имеет огромное значение. [1]
           Применение готовых пособий из соленого теста  в коррекционной работе предполагает множество вариантов  их использования. Коррекционная работа может быть направлена      на развитие произносительной стороны речи, увеличение и активизации словаря, развитие грамматических категорий, развития связной речи, фонетико-фонологических процессов, обучению детей грамоте. Задания и упражнения с применением тесто пластики вызывают массу положительных эмоций у детей, и коррекционная работа проходит с высокой мотивацией.
  Материал, которым оснащаются занятия, используется на разных этапах коррекционной работы с разными речевыми целями, а его применение варьируется в зависимости от речевого развития детей данной группы. Определенный набор фраз, слов, произносимых логопедом во всевозможных речевых комбинациях, делает слово мобильным, подвижным. Его структурный облик уточняется. Слово прочно входит- сначала в пассивный, а затем в активный словарь ребенка во всем многообразии его форм.
  Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи. 
  Как уже упоминалось, для усвоения слов-названий большое значение имеют действия самих детей с предметами. Дети с трудом связывают слово с предметом или действием, воспринятыми только зрительно. Когда детям дают предмет в руки и предлагают действовать с ним, при этом называют также действия и признаки, в таких условиях новые слова усваиваются значительно быстрее и прочно запоминаются.[1]
             В  коррекционной работе активно участвуют воспитатели логопедической группы, используя приемы тесто пластики.  Педагоги применяют тесто на занятиях по лепке, а высушенные изделия раскрашиваются детьми на занятиях по изобразительной деятельности.
    Готовые дидактические материалы применяются на занятиях по знакомству с окружающим, математике, художественной литературе.
 Хотела бы представить  игры с использованием приемов тестопластики в коррекционно-логопедической работе.
Развитие лексико-грамматической стороны речи.
 Игра «Волшебные картинки» (двухсторонние разборные картинки-мозайки), цель:  развитие пространственных представлений, закрепление и использование наречий и предлогов в речи. 
 Игра «Спроси и ответь», цель: согласование прилагательного с вопросительным словом  
 Игра «Один-много», цель: различение и правильное употребление слов в единственном и множественном числе. 
Игра «Большой - маленький», цель: употребление существительных и прилагательных в уменьшительно-ласкательной форме. 
 Игра «Испеки пиццу», «Испеки пирог», цель: согласование числительных с существительными.
 На  логопедических занятиях с применением тесто пластики можно успешно развивать речевые средства: обогащать словарь детей новыми словами, уточнять значения слов, их грамматические формы.  Постепенно в активную речь детей вводятся новые слова.
 На каждом занятии происходит уточнение и накопление словаря для использования его детьми в активной речи в ближайшее время, а также восприятие и накопление моделей простых и более сложных предложений (и даже рассказов) для использования их детьми в будущем. Обе эти задачи должны быть поставлены с начала обучения. Их решение надо осуществлять одновременно, т. е. на каждом занятии предусматриваются для развития восприятия обе формы речи, как простая, так и более сложная. [1]
  Развитие фонетико-фонематической стороны речи.
На логопедических занятиях на этапе автоматизации звуков в слогах и словах,  тоже применялся метод тесто пластики. 
   При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливаются афферентные ощущения тактильно-кинестетической модальности. Стимуляцию осуществляют прижатием подушечек пальцев к предмету, имеющему поверхность заостренной формы с одновременным пропеванием  звуков. [2] При помощи метода тесто пластики дети сами изготовили «аппликаторные слепки»  своих ладоней с игольчатой поверхностью, раскрасили их. Такое самодельное пособие вызывало массу положительных эмоций и  логопедические занятия на этапе автоматизации звуков в слогах и словах  проходили с высокой мотивацией. Так же апликаторный слепок использовался детьми в формированиях навыков правильного произношения слов различной слоговой структуры.
 Развитие связной речи.
Занятия по развитию связной речи с использованием приемов тесто пластики очень запоминались детям и проходили с высокой мотивацией. Из соленого теста мы     изготовили   настольный театр, а дети охотно  пересказывали сказочные сюжеты, сами придумывали  сказки с выбранными  героями. Так же можно изготовить «сказочные» атрибуты: волшебные пирожки, молодильные    яблочки и др. С этими пособиями дети активно участвовали в речевом общении, старались правильно строить фразы, самостоятельно вели диалог,  пересказывали сюжеты рассказов и сказок с элементами драматизации. С помощью картин из соленого теста дети составляли описательные рассказы. Картина, которую  можно потрогать, рассмотреть под разными углами не оставляет равнодушными никого. Задачей для детей являлось осмысление события, фрагмента, представленного на картине или серии, и объединение их в целую историю с учетом логической связи отдельных  звеньев. Зашифрованные пословицы и поговорки в объемных картинах из теста прочно оставались в памяти детей Дети начинали понимать скрытый смысл, дополнительную информацию текста, рассказа, пословицы.
 Использованные элементы росписей в картинах также привлекли внимание детей. Названия народных промыслов были усвоены детьми и закреплены на занятиях с воспитателем.
Метод тесто пластики  можно использовать логопедом при обучении детей грамоте. Изготовленные ребенком буквы из теста хорошо запоминаются, таким образом, формируются целостные представления о кинеме. Например, метод тесто пластики позволяет твердые согласные  сделать с рифленой поверхностью, а мягкие согласные оставить гладкими. Так же можно с помощью цвета (красного, синего, зеленого) обозначить гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, создавая, тем самым дополнительную наглядность при реализации задачи коррекции фонематических процессов.
       Важное значение имеют игры, направленные на развитие стереогноза — восприятия и узнавания предметов на ощупь. Для развития этой функции  использовались игры по типу «волшебного мешочка». Все представленные и другие игры — занятия  должны сопровождаться речью, ребенок проговаривает свои действия, отвечает на вопросы взрослого.
Приемы тесто пластики способствуют развитию потребности в общении, желании узнать что-то новое. Дети сами стремятся рассказать, что они слепили, при этом пытаются правильно строить свое высказывание.     Делятся      впечатлениями с    родителями.   При   выполнении   заданий   дети   проявляют творческие    способности,  интерес, речевые умения и навыки.  Дети с интересом и большим удовольствием посещают  занятия  логопеда.   
   Занятия с применением тесто пластики создают приподнятый эмоциональный фон у детей, что способствует проявлению разнообразных чувств и эмоций: снятия напряжения, чувству удовлетворения, повышения самооценки, что благотворно влияет на коррекционный процесс. Такие занятия оживляют общение детей друг с другом и с педагогом.
          Тесто – это натуральный и экологически чистый продукт.  Он доступен каждому логопеду, дешев и легок в приготовлении и использовании. Так же изделия из теста имеют ряд преимуществ, среди других материалов. Они  не имеют запаха, прочны, долговечны, приятны на ощупь, а в случаях поломки не образуют острых углов. При необходимости логопед  может сам приготовить нужное ему пособие.
Использование приемов тесто пластики в коррекционно-логопедической работе позволило нам развивать у наших воспитанников более высокую работоспособность, повышенный интерес к занятиям и обучению и за более короткое время достичь положительных результатов в коррекции.
Литература:
1.    Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» -М.,1991.
2.    Архипова Е. Ф. «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии» -М.,2008.          

                                      Март. консультация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция и реализация образовательных областей в образовательной области Чтение художественной литературы Сказка Д. Биссета «Кузнечик Денди»

Тема:  Интеграция и реализация образовательных областей в образовательной области Чтение художественной литературы. Сказка Д. Биссета «Кузнечик Денди»   Основной вид интегр...

Интеграция и реализация образовательных областей в условиях реализации ФГОС

Статья представляет описание  опыта интеграции таких образовательных областей как речевое развитие (логопедия) и музыкальное развитие...

методической семинар по теме «Интеграция и реализация образовательных областей ФГОС».

Аннотация к презентации  - методическому семинару  по теме «Интеграция и реализация образовательных областей ФГОС».Интеграция образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» в ус...

«Интеграция и реализация образовательных областей ФГОС»

Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через и...

Родительское собрание «Роль семьи в интеграции и реализации образовательных областей ФГОС »

Родительское собрание «Роль семьи в интеграции и  реализации образовательных областей   ФГОС »...