Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природным миром Земли
статья

Вострякова Татьяна Валентиновна

Развитие познавательного интереса дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования, призванного воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.38 КБ

Предварительный просмотр:

Вострякова Т.В.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природным миром Земли

Развитие познавательного интереса дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования, призванного воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход в любой деятельности. На это указывается в  статье 48 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, что в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию.

Проблеме познавательного интереса, понятию, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева,Т.И.Шамовой, Г.М. Щукиной, Д.Б.Эльконина, Д.Годовиковой и др. Т.И. Шамова считает, что познавательный интерес – это деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности. Проблема воспитания дошкольниковсредствами окружающей природы также привлекала внимание исследователей: Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, а в отечественной педагогической литературе у А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, и др. С. С. Калугина, Ю. Н. Панихина и др. считают, что познавательный интерес к природе – это избирательное, положительное, эмоционально-окрашенное отношение ребенка к объектам природы, проявляющееся в стремлении получать больше знаний о природе, овладевать новыми умениями и навыками по их применению в самостоятельной деятельности.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным миром Земли возможно лишь при использовании разнообразных форм и активных методов, предполагающих освоение принятых детской субкультурой способов познания мира, такие формы как: занятия, экскурсии, кружковая деятельность, совместная деятельность со взрослыми (воспитателем и родителями), самостоятельная деятельность.

Занятия - основная форма организации детей при ознакомлении их с природой, где они не только получают новые сведения, но и закрепляют уже имеющийся запас. Планирование занятий подчинено сезонному принципу: каждый сезон длиться довольно долго, проживая его дети накапливают определенный опыт повседневной деятельности: наблюдают явления происходящие в живой и неживой природе, жизни людей. Большое значение имеют занятиям по ознакомлению с видами животных, растений, условиями их жизни, обитания, которые не представлены в ближайшем окружении и не могут быть познаны через наблюдение.

Организуя работу с детьми по формированию познавательного интереса используются наблюдения для чувственного познания природы, обеспечивающего непосредственный контакт с природой, живыми объектами окружающей среды. Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности.

Продолжая знакомить детей с многообразием природного мира систематически организовываются экскурсии, целевые прогулки, главная задача которых состоит в том, чтобы показать детям знакомый мир с новой, может быть, неожиданной для них стороны. Дети в естественной обстановке наблюдают явления природы, сезонные изменения, видят, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.

Широко используются экологические праздники и развлечения. Они оказывают сильнейшее воздействие на эмоциональную сферу личности ребенка. У детей развивается гуманные чувства: переживание, сочувствие, желание помочь героям или решить возникающую проблемную ситуацию.

    Одной из форм работы по данной теме является организация кружка «Мир вокруг нас» с детьми, проявившими особый интерес к данной теме. Комплекс занятий, игровых и проблемных ситуаций кружка построен в соответствии с единой сюжетной линией, что повышает заинтересованность детей, способствует формированию и развитию познавательной и творческой активности.

        В работе активно используются проблемные ситуации, чтобы всегда складывалась обстановка «потребности в познании». Она ставит ребенка перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и активное использование имеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой задачи.

Использование в работе электронных средств обучения (мультимедийного проектора, доски ТайнчПайнт) незаменимо при формировании представлений детей и развитию интереса о природном мире. Так, применение на занятиях познавательных видеосюжетов из жизни животных, видеоэкскурсий в удаленные уголки нашей планеты,  фрагментов из популярных детских телепередач, образовательных мультфильмов способствуют более эффективному освоению воспитанниками новой информации.

        Рассказ воспитателя и детей, чтение природоведческой литературы, беседы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщении их. Диалог позволяет наращивать и корректировать конкретные представления о природе и деятельности людей в ней, развивать речь детей, делиться информацией, побуждать к дальнейшему изучению мира и решению проблемных ситуаций. Беседа помогает формировать понимание связей в природе, у дошкольников происходит осознание ее закономерностей, что помогает в формировании желания у детей узнавать более подробно о явлениях и объектах.  Этому способствуют и речевые игры: «Цепочка слов» (звери Африки или Севера и т.п.), «Угадай по описанию», «Я начну, а ты закончи», «Хорошо — плохо», «Скажи наоборот» и другие. Они также являются эффективным средством пополнения словарного запаса, закрепления лексических тем, развития связной речи, памяти и внимания, что важно для обмена информацией между детьми. Они являются стимулом дальнейшего познания объекта.

Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника, большая роль отводится игровым ситуациям, различным видам игр. Они помогают приводить в систему полученные знания, упражнять в применении полученных знаний, активно проявлять себя. Дидактические игры, игры-имитации, игры -импровизации, игры- головоломки, музыкальные игры, игровые ситуации («Кругосветное путешествие», «В гости к пингвинам», «Экскурсия в зоопарк» и т.д.), сюрпризные моменты (появление персонажа инопланетянина Космика, который принимает самое активное участие в жизни группы, дети с большим интересом рассказывают ему о нашей планете), ролевые и подвижные игры поддерживают интерес детей к деятельности, создают ситуацию успеха, интеллектуального взаимодействия, вызывают положительные эмоции, развивают самостоятельность и инициативность.

Метод моделирования -  позволяет уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой. Схемы, модели в наглядной и доступной форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Огромный интерес у детей вызывает практическая деятельность. Опыты природоведческого содержания помогают  уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между явлениями природы, приводить в систему полученные знания, подвести к пониманию природных закономерностей, активно проявлять себя.

В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску. Коллекционирование использовалосьне простокак сбор предметов, объединенных определенной тематикой, а как экспериментально-поисковую деятельность, включающую рассматривание и анализ предметов, чтение познавательной и художественной литературы о предметах коллекций.

Метод экологического проектирования. Реализация проектов помогает получить ответы на интересующие вопросы, выявить противоречия в процессе интересной, иногда длительной, но всегда практической работы, прийти к реальному результату. Нами были реализованы проекты «Африка», «Жители Антарктиды», «Что такое зоопарк?» и другие.

Для организации образовательной деятельности с детьми по формированию познавательного интереса в группе создана развивающая предметно-пространственная среда, наглядный, демонстрационный, а также «лабораторный» материал для проведения простейших опытов. В группе оборудован уголок «Мир вокруг нас»: иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты,  разнообразные альбомы и папки, в которых содержится занимательный материал для дошкольников, модели, дневники наблюдений, экологические сказки, придуманные детьми, дидактические игры, макеты пустыни, джунглей, саванны, Антарктиды, подводного мира, дидактические игровые пособия, направленные на формирование представлений детей о природном многообразии Земли, создана картотека развивающих игр, приоюрелигеографические пособия: глобус, крупномасштабные карты мира, России.  Создали мини-библиотеку с разнообразными красочными книгами – энциклопедиями, журналами «Юный натуралист», «Свирель» и др., детской  художественной  и познавательной литературой о природе. Для развития и поддержания познавательного интереса к экспериментальной деятельности в группе создана «Мини-лаборатория Почемучек». Материал, находящийся в лаборатории распределяется по разделам: «Волшебница-вода», «Невидимка воздух», «Свет и цвет», «Песок и глина», «Удивительный магнит». Здесь дети с большим интересом познают свойства воды, песка, воздуха, различных материалов. В работе используются весы, песочные часы, лупы, колбы, воздушные змеи и т. д. В каждом разделе находятся правила работы с материалом, а также разработанные совместно с детьми условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Лаборатория оснащена схемами, моделями, алгоритмами опытов, журналом для зарисовки опытов, а также дидактическими играми: «Что? Откуда? Почему?», «Почемучка» и др. На полках размещены коллекции «Камни» , «Ракушки» , «Магниты городов» и др. Оформлены гербарии: «Семена и плоды», «Осенние листья». Природный материал лаборатории (шишки, каштаны, желуди, яичная скорлупа и т. п.) нередко используется на занятиях по математике и изодеятельности.  

Важным аспектом в работе по ознакомлению дошкольников с многообразием природного мира и развитию у них познавательного интереса является взаимодействие с родителями. В работе и ними использовались как традиционные формы работы - родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные - деловые игры, дискуссии, круглый стол. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие интересы и знания есть у детей, поделиться успехами, обсудить проблемы и перспективы совместной деятельности.

Данные формы и методы работы позволили обеспечить достижение интегративного качества дошкольника, которое определено в ФГОС как  «любознательный, активный…». Данное качество характеризуется тем, что ребенок «…интересуется новым, неизвестным: в окружающем мире, мире предметов, вещей, мире отношений и в своем внутреннем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать: в повседневной жизни, в различных видах деятельности. В случаях затруднения обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Библиографический список:

1. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.Н. Дидактическая игра в эстетическом воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1993. - №6 - с.2.

2. Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание - 2005. -№4. - с.58-60.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1990.

4. Бондаренко Е.А. О Психическом развитии ребенка. - Мн.: «Нар.школа», 1984. Бородач А.Н. Роль дидактического материала в обучении дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 1982. - №4

5. Буре Р.С. Готовим детей к школе. - М.: Просвещение, 1987.

6. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. - М.: Просвещение, 1988.

7. Годовикова Д.Н. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. - 1986. - №1

8. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. - М: Просвещение, 1997.

9. Дошкольная педагогика / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова, Б.С. Лейкина и др.; Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1988.

10. Дыбина О. Игра - путь к познанию предметного мира. // Дошкольное воспитание №4,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"

·         передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;·...

Перспективный план работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с лекарственными растениями Городецкого района

Перспективный план работы поможет педагом построить в системе работу по ознакомлению детей старшего возраста с лекарственными травами....

Доклад Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающей природой

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он зна...

Проект на тему:«Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через природный мир «Осень – дивная пора»

В условиях образовательного процесса укрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместной деятельности детей и родителей, как в саду...