Моя педагогическая философия. Эссе
материал на тему
Предварительный просмотр:
XXI век... Интересно, как опишут его историки спустя века? Несомненно, охарактеризуют начало миллениума как время расцвета информационных и космических технологий. Сейчас даже маленькие дети — умелые пользователи мобильной связи и Интернета. И это, безусловно, очень хорошо, но возникает вопрос: осталось ли место в жизни и душе людей для поэзии, живописи, музыки?
Некоторые скажут: «Живем прекрасно и без этого». Да, живут, но прекрасно ли? С болью в сердце наблюдаю, как нити грубости и невежества опутывают нас, закрывая дорогу в мир милосердия и мудрости.
Я — педагог. Искренне горжусь этим и знаю, что это звание не дает мне права быть просто равнодушным наблюдателем, не позволяет уподобиться большинству. Ведь окружает меня самое прекрасное, что только может быть в жизни — дети. Чистые, как горный воздух, прозрачные, как кристаллы, светлые, как звезды. Столь любимая мною музыка подобно дождю, капля за каплей, будет наполнять и радовать их души и сердца.
Часто я представляю себя дирижером большого, талантливого оркестра. Что же я могу сделать, чтобы оркестр этот зазвучал восхитительным диссонансом? Весь свой опыт, знания, творчество, а главное, желание вложить в дирижерскую палочку, взмахнув которой, я смогу увлечь детей, позвать их с собой в волшебный мир искусства.
Заставить любить прекрасное — невозможно. Искренне удивляться, восхищаться самой, а потом удивить и восхитить их. По-другому не получится. Дети не поймут, не поверят, отвернутся.
Дирижер и музыканты. Они вместе, рядом. Они — единое целое. Вместе с ребятами со светлой грустью слушаем «Осеннюю песнь» П.И. Чайковского; гордо выпрямляем плечи, маршируя; вместе смеемся, озорничаем, наслаждаемся.
Как нравится мне превращаться то в злую Бастинду, то в надменную Снежную Королеву, любуясь при этом своими маленькими друзьями — актерами! Ведь они с их переживаниями и радостями так искренне понятны и чисты.
Ни одного музыканта в своем оркестре я не имею права забывать. А они все такие разные. Замкнутые и чересчур шаловливые; смелые и робкие. Но все они до единого — уникальны. Нужно только прикоснуться ласково и осторожно, и та искорка, которая раньше была невидима, вспыхнет и заиграет, переливаясь всеми гранями своего таланта. Только тогда ее красота сможет осветить нас.
Не все музыканты в оркестре могут быть солистами. Кто-то предпочитает исполнять вторые партии. Увидеть, услышать, не потерять — вот задача педагога. И с каждым ребенком — по-разному. Кому-то помогают аплодисменты, кому-то безмолвная похвала. Главное — никого не забыть за закрытым занавесом.
Но, чтобы музыка зазвучала сладостным унисоном, недостаточно чувственного исполнения. Музыканты должны ощущать пространство, владеть звуковой техникой, темпоритмикой, а их руки должны быть гибкими и подвижными. Без систематических репетиций, упражнений, гамм, без использования различного рода методик добиться результата невозможно. Логопедические распевки и игры, фонематические упражнения и песни развивают звуковысотный слух и фонематическое восприятие, совершенствует артикуляционный аппарат; ходьба и марш, хороводы, подвижные игры с пением - координацию движений, ориентацию в пространстве; слушание классических произведений действует как успокаивающее, стабилизирующее «лекарство».
Какое же огромное количество разнообразного материала имеется в нотной партитуре дирижера! Самое важное для него — открыть нужную страницу, найти новое, при этом не забывая о хороших, известных симфониях.
Я открываю свою большую нотную тетрадь, и уже на пожелтевших страницах нахожу известные методики Волковой Г.А., Власовой Т.М., Вороновой А.Е. Никогда не забываю вновь прочесть их. Но жизнь не стоит на месте, и с каждым годом мы видим творения новых «композиторов».
И это еще не всё. Оркестру нужна атмосфера комфорта — красивая сцена, мягкий, уютный свет, простор и тепло.
Современные детские сады имеют прекрасные, хорошо оборудованные залы, замечательные костюмы и маски, игры и картины. Все здесь располагает к творчеству и успеху маленьких артистов.
Каждый из них мечтает о том, чтобы его оценили, поддержали зрители. Мечтает, чтобы в зале был аншлаг. Равнодушие, а порой откровенное непонимание родителей беспокоит ребенка, обижает его. Ведь музыкант так любит свою публику!
Элегантно показав рукой на оркестр, дирижер обратит внимание родителей на своих детей; поможет им увидеть в них талант и индивидуальность. И тогда равнодушные, уставшие взгляды засветятся интересом и радостью.
Музыкальная «гостиная» для пап и мам, совместные праздники и развлечения, безусловно - лучшие помощники в этом нелегком, но таком важном деле.
Пройдут годы. Музыканты вырастут, найдут себе других дирижеров. Возможно, забудут меня, мое лицо и голос, но я уверена, что они никогда не забудут полюбившиеся песни, озорные танцы, чудные мелодии. Я надеюсь, что дети не забудут симфонию, которую мы сочиняли вместе. И звуки этой симфонии оградят их от жестокости и безразличия, безверия и пустоты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя педагогическая философия "ЭССЕ"
Размышляя о том, каким должен быть педагог я осознаю: главное – это порядочность, трудолюбие, доброжелательность, терпенье и, конечно, самое главное, любовь, любовь к детям, к своему делу....
Педагогическое эссе на тему "Моя педагогическая философия"
Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции - одна из принятых форм самовыражения педагога на профессиональных конкурсах "Учитель года" и "Воспитатель года". Педагогиче...
Эссе "Моя педагогическая философия". Эссе о науке педагогике.
В эссе отражены мои ощущения, взгляды, чувства и эмоциональное отношение к детям. Человек, не любящий детей, не сможет стать хорошим педагогом. Также становление педагога происходит вместе с профессио...
Эссе "Моя педагогическая философия" на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»
«Уча других, мы учимся сами…»Л. Сенека...
Моя педагогическая философия.(эссе)
Говорят, нас ведет по жизни незримый ангел. Мы выбираем друзей, профессию, испытывая желание чего-то добиться. Итог - это ответственный и нелегкий путь, который требует особых профессиональных и...
«Моя моя педагогическая философия»(эссе)
laquo;Что значит быть воспитателем детского сада?Научить человека быть счастливым нельзя,Но воспитывать его так, чтобы он был счастлив можно» ...