Модель сопровождения семьи и ребёнка раннего возраста
презентация к занятию (младшая группа) на тему
Описание модели сопровождения семьи и ребёнка раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model.antonova.doc | 88.5 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Пчёлка»
г.Ртищево, Саратовская область
За время работы с детьми раннего возраста, мы столкнулись с проблемой адаптации малышей к условиям детского сада. При поступлении в ДОУ все дети раннего возраста переживают стресс, так как отсутствие привычного контакта со взрослыми (особенно с матерью), общение с новыми людьми и незнакомая обстановка лишают ребёнка чувства защищенности. Родители вновь поступающих детей испытывают недостаток информации и дефицит знаний, помогающий не только детям, но и взрослым пережить трудный период адаптации к ДОУ.
Именно поэтому мы пришли к поиску путей организации помощи семьям, воспитывающих детей раннего возраста. Взяв за основу классическую модель психолого-педагогического сопровождения семьи ребёнка раннего возраста, применяя собственные наработки и опыт коллег, нами был составлен и внедрен в работу свой вариант ориентированной модели сопровождения семьи, наиболее подходящий к условиям нашего ДОУ.
Модель психолого-педагогического сопровождения семьи ребёнка раннего возраста.
Этап | Задачи этапа |
Диагностический (ориентировочный) этап | Установление контакта с родителями ребенка. Диагностика семьи: выявление трудностей, возникающих у родителей при общении и воспитании ребенка. Психолого-педагогическое обследование ребенка. Выявление проблем развития ребёнка |
Этап планирования | Совместное обсуждение специалистами особенностей психического развития ребенка. Разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи. Определение объема и вида необходимой психологической помощи родителям ребёнка. |
Этап оказания помощи | Оказание необходимой обучающей помощи родителям ребенка в создании условий, необходимых ребенку для полноценного психического развития. Оказание необходимой психологической помощи родителям с целью гармонизации межличностных отношений с ребенком, оптимизации воспитательного-образовательного процесса. |
Отслеживающий этап | Диагностика семьи. Отслеживание эффективности оказания обучающей и психологической помощи. |
Разработанная модель направлена на решение следующих задач:
- Проведение первичной психолого-медико-педагогической диагностики.
- Максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка.
- Выявление способностей к адаптации у детей раннего возраста.
- Выявление факторов, вызывающих стрессовое состояние у данного контингента детей.
- Профилактика дезадаптации у детей к условиям ДОУ.
- Разработка ориентированной модели развития и воспитания детей при подготовке их к посещению ДОУ.
Решение поставленных задач было реализовано в четырех блоках:
- Первый блок – дети.
- Второй блок – родители.
- Третий блок – педагоги.
- Четвертый блок – медицинский персонал.
Каждый из указанных блоков предусматривает взаимозависимость и взаимопроникновение деятельности специалистов.
Модель взаимодействия специалистов ДОУ и семьи в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению
Работа с родителями.
Для создания успешной адаптации детей родителям, прежде всего, необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.
Для этого на всех этапах ведется активная просветительская работа по вопросам адаптации через анкетирование, размещение информации на стенде, на личных сайтах воспитателей, музыкального руководителя, педагога-психолога, в папках-передвижках: «Правила адаптации в д/с», «Адаптация к д/с», «Игровой массаж детей 2-3 лет», «Если ребёнок кусается», «Что должен знать ребёнок в 2-3 года» и т.д.
Такая работа помогает установить партнерские, доброжелательные отношения.
Проводятся:
- родительские собрания,
- обучающие занятия (обучение родителей приёмам организации игровой и учебной деятельности детей, способствующей психическому развитию, ознакомление их с развивающими, дидактическими играми),
- активное социальное обучение (тренинги, психологические игры, анализ ситуаций и т.д.. формирование знаний, социальных установок, умений и навыков самопознания и саморегуляции, общения и межличностного взаимодействия).Решая на собраниях различные практические задачи, родители приобретают:
- новые навыки успешного взаимодействия с детьми;
- обогащают свой опыт семейного воспитания;
- расширяют возможности понимания собственного ребенка.
Работа с детьми.
Очень важно на начальном этапе расположить детей к пространству группы.
Поэтому в группе создана уютная, домашняя обстановка, привлекательная для детей.
Изготовлено и приобретено много игровых пособий, оборудования, развивающих познавательный интерес ребенка, желание совместно действовать с воспитателем.
Хочу предложить вашему вниманию фотоотчёт о результатах адаптационного проекта «Здравствуй, малыш!». Этот проект об адаптационных играх в непростой период адаптации, непростой и для детей и для взрослых - родителей и воспитателей.
Цель проекта: создание условий для прохождения ребёнком безболезненного периода адаптации.
Задачи проекта:
- Активизировать родительское внимание к вопросам воспитания и жизни ребёнка в детском саду.
- Закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, доброжелательного отношения друг к другу.
- Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям детского сада.
- Обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов.
Игры привлекают детей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Они способствуют развитию познавательных процессов, приобретению опыта общения со сверстниками и взрослыми, а это является одним из условий успешной адаптации.
Воспитатель является активным участником игр. Действуя одновременно с детьми, является образцом для подражания. Объяснение и показ действий происходит в ходе игры. Интонацией взрослый подчеркивает характерные черты игрового персонажа. На протяжении всей игры взрослый поддерживает интерес детей к игре, следит за их действиями, поощряет самостоятельность, инициативу, активность.
Продолжительность игры зависит от настроения детей, ориентировочно от 5 до 8 минут. Количество повторений тоже зависит от желания детей.
Мяч в кругу.
Как тебя зовут?
Дуть во что-нибудь и на что-нибудь
Солнечные зайчики
Выдувание мыльных пузырей
Игра: «Собери цветок».
Игры с кистями рук
Игра: «Составь картинку»
Все эти игры вам хорошо знакомы
Рассматриваем книжки с картинками и вспоминаем о чём же эти сказки
И ещё очень много интересных игр в период адаптации могут помочь ребёнку пережить этот непростой период, а воспитателям помогут понять характер малыша, его предпочтения и желания.
А ещё мы учились рисовать ладошками и пальчиками, такое громкое название – «Пальчиковая живопись»,
просто посмотрите, что получилось:
Печатаем ладошками – это деревья, целый лес, немых вопросов много, а ответ будет чуть попозже
Дорисовываем пальчиком – вот какой листопад!
А тут и дождик закапал, посмотрите какие серьёзные художники, ведь надо сосредоточиться, чтобы такое рисовать!
А потом на празднике «День города» был салют, как же такое не запечатлеть?
Учитывая всё вышесказанное, хочется сделать вывод, что представленная вам модель сопровождения семьи и ребёнка раннего возраста помогает пережить взрослым и детям непростой период адаптации, а так же решать практические задачи по приобретению родителями навыков по успешному взаимодействию с детьми, обогащать опыт семейного воспитания и расширять возможности понимания собственного ребёнка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Модель психолого-педагогического сопровождения семьи ребёнка раннего возраста. Этап Задачи этапа Диагностический (ориентировочный) этап Установление контакта с родителями ребенка. Диагностика семьи: выявление трудностей, возникающих у родителей при общении и воспитании ребенка. Психолого-педагогическое обследование ребенка. Выявление проблем развития ребёнка Этап планирования Совместное обсуждение специалистами особенностей психического развития ребенка. Разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи. Определение объема и вида необходимой психологической помощи родителям ребёнка. Этап оказания помощи Оказание необходимой обучающей помощи родителям ребенка в создании условий, необходимых ребенку для полноценного психического развития. Оказание необходимой психологической помощи родителям с целью гармонизации межличностных отношений с ребенком, оптимизации воспитательного-образовательного процесса. Отслеживающий этап Диагностика семьи. Отслеживание эффективности оказания обучающей и психологической помощи.
. Реализация поставленных задач: Первый блок – дети. Второй блок – родители. Третий блок – педагоги. Четвертый блок – медицинский персонал. Задачи: Проведение первичной психолого-медико-педагогической диагностики. Максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка. Выявление способностей к адаптации у детей раннего возраста. Выявление факторов, вызывающих стрессовое состояние у данного контингента детей. Профилактика дезадаптации у детей к условиям ДОУ. Разработка ориентированной модели развития и воспитания детей при подготовке их к посещению ДОУ.
Модель взаимодействия специалистов ДОУ и семьи в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению Заведующий ДОУ составление графика комплектования групп, создание условий в адаптационных группах, собрание с родителями, заключение договоров с родителями, контроль за организацией всей работы. Педагог – психолог изучение амбулаторных карт (анамнез), анкетирование, собеседование с педагогами, наблюдение, диагностика, игры и упражнения с детьми, консультации с родителями и педагогами, информационные листы. Семья Специалисты: музыкальный руководитель изучение амбулаторных карт (анамнез) консультации по запросам родителей ; стендовая информация Зам зав по ВМР создание условий в группах (планирование, ПРС), контроль за организацией работы персонала групп, координация действий педагогов и специалистов, консультации, семинары-практикумы по вопросам адаптации. Воспитатели групп патронаж, анкетирование, наблюдение за детьми и заполнение адаптационных листов, игры и упражнения с детьми, консультации и беседы с родителями, стендовая информация Медицинский персонал изучение амбулаторных карт, анкет, контроль за ребенком в группе (стул, термометрия) наблюдение за состоянием здоровья ( сон, аппетит, термометрия). - беседы с родителями о режиме.
Работа с родителями. Для создания успешной адаптации детей родителям, прежде всего, необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. Для этого на всех этапах ведется активная просветительская работа по вопросам адаптации через анкетирование, размещение информации на стенде, на личных сайтах воспитателей, музыкального руководителя, педагога-психолога, в папках-передвижках: «Правила адаптации в д/с», « Адаптация к д/с », «Игровой массаж детей 2-3 лет», «Если ребёнок кусается», «Что должен знать ребёнок в 2-3 года» и т.д. Такая работа помогает установить партнерские, доброжелательные отношения. Проводятся: родительские собрания, обучающие занятия (обучение родителей приёмам организации игровой и учебной деятельности детей), активное социальное обучение (тренинги, психологические игры, анализ ситуаций и т.д.). Решая различные практические задачи, родители приобретают: новые навыки успешного взаимодействия с детьми; обогащают свой опыт семейного воспитания; расширяют возможности понимания собственного ребенка.
Фотоотчёт о результатах адаптационного проекта «Здравствуй, малыш!» Цель проекта: создание условий для прохождения ребёнком безболезненного периода адаптации. Задачи проекта: Активизировать родительское внимание к вопросам воспитания и жизни ребёнка в детском саду. Закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, доброжелательного отношения друг к другу. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям детского сада. Обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов.
Адаптационные игры Как тебя зовут ? Солнечные зайчики Мяч в кругу. Дуть во что-нибудь и на что-нибудь
Выдувание мыльных пузырей Собери цветок Игры с кистями рук Составь картинку
Пальчиковая живопись
ВЫВОД: Представленная вам модель сопровождения семьи и ребёнка раннего возраста помогает пережить взрослым и детям непростой период адаптации, а так же решать практические задачи по приобретению родителями навыков по успешному взаимодействию с детьми, обогащать опыт семейного воспитания и расширять возможности понимания собственного ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ
Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее разв...
Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста
Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста...
Презентация «Модель сопровождения семьи и ребёнка раннего возраста в условиях МБДОУ детского сада №40»
Презентация «Модель сопровождения семьи и ребёнка раннего возраста в условиях МБДОУ детского сада №40»...
Совместная деятельность педагогов и семьи как фактор профилактики дезадаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ.
Адаптационный период- серьёзное испытание для детей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций, р...
Модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
В статье дается обоснование актуальности проблемы роцесса адаптации детей раннего возраста. Автором предлагается модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего в...
"Эффективные практики сопровождение семей, имеющих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Из опыта работы показало, что необходимы как просветительская работа с родителями детей раннего возраста, так и специальная организация занятий с ребенком с опорой на предпочитаемые им формы эмоционал...