Формирование экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного  возраста. В связи с внедрением ФГОС эффективное формирование экологической компетентности возможно в рамках деятельности так как данный курс предоставляет широкие возможности для формирования у детей фундамента экологической грамотности  и соответствующих компетенций.

Ключевые слова: компетентность, экологическая компетенция, стратегия модернизации, проектная технология, исследовательская деятельность, нестандартные мероприятия.

 

ФОРМИРОВАНИЕ  ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

      Иштрякова Линара Якубовна

      Заведующий МБДОУ ДС №52 «Ласточка»

 

 

Одна из важнейших задач современного дошкольного образовательного учреждения - повышение экологической грамотности дошкольников, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

            Дошкольный возраст – важнейший этап интенсивного накопления  знаний  об окружающем  мире,  развития  многогранных  отношений дошкольника к природному и социальному  окружению,  способствующий  становлению  личности, формированию экологической культуры.    

В связи с этим, предусматривается формирование и развитие экологического мышления личности, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике; формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях. Дошкольный возраст является начальным  периодом для начала формирования и развития экологической компетентности. В настоящий момент отсутствует единое мнение относительно цели и результата экологического образования детей, адекватного возрасту и соотносимого с экологической компетентностью как личностной характеристикой и показателем качества образования.

Стратегия модернизации содержания начального образования предлагает в качестве основания для проектирования компетенций их разграничение по сферам социальной жизни: компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности; компетентность в сфере социально-трудовой деятельности;  компетентность в бытовой сфере;  компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности [1].   

Из выше сказанного следует, что сфера экологической компетентности – отношения между человеческой цивилизацией и природой на различных уровнях. Для детей старшего дошкольного возраста характерен следующий объём компетенций: знает правила поведения в лесу, на водоёмах; различает живую и неживую природу; знает правила личной гигиены;  наблюдает за явлениями природы, описывает их; знает правила поведения при пожаре и других стихийных бедствиях [33, с. 23].

Анализ стратегии модернизации содержания начального образования показал, что в данном перечне экологическая компетентность отсутствует, однако, она может быть реализована в каждой из названных сфер жизнедеятельности:

1)  в познавательной сфере –  усвоение способов изучения окружающей среды с применением различных источников, проведение экологических исследований, методов решения экологических проблем,  принятия решений в экологических ситуациях;

2) в гражданско-общественной сфере – участие в реализации гражданских прав и обязанностей в области охраны окружающей среды и потребления природных ресурсов;

3) в социально-трудовой сфере – ориентация на получение профессий, работу в должностях экологического профиля;

4) в бытовой сфере – здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, сокращение потребления природных ресурсов в быту, соблюдение требований экологической безопасности в быту;

5) в культурно-досуговой сфере – выбор способов проведения досуга,  культурно и духовно обогащающих личность, в том числе на природе [1].   

По мнению Алексеева С.В. экологическая компетентность складывается из трёх составляющих:

- теоретические знания (например, что я знаю об экологической безопасности, об охране растений и животных и др.);

- практическое применение знаний (например, что я умею в области защиты природы, для сохранения плодородия почвы, и др.);

- обмен опытом (например, что я уже сделал и чему могу научить окружающих людей для сохранения своего здоровья и др.) [5, с.34].   

В связи с этим, основными показателями экологической компетентности являются:

- экологические знания и умения;

- освоение способов познания природной и социальной среды;

- умение искать, получать и обрабатывать информацию;

- наличие природоохранных умений и навыков;

- умение сотрудничать и работать в группе;

 - участие в проектной деятельности;

- умение находить новые решения проблемных ситуаций;

- проявление личностного, эмоционального отношения [5, с. 34].   

Таким образом, в педагогической практике результаты экологического образования чаще измеряются в знаниях. Обобщение социально-педагогических и методических особенностей  современного этапа развития экологического образования (экологическое образование для устойчивого развития) позволяет сформулировать его цель как освоение экологической компетенции,  результатом чего будет, соответственно, экологическая компетентность.

Следовательно, из психолого-педагогической сущности компетентности вытекает,  что формирование экологической компетентности является целостным процессом поэтапного включения детей в экологическую деятельность, способствующим приобретению системы знаний об экосистемах и природе как важнейшей ценности, о характере воздействия и нормах взаимодействия человека с окружающей средой;  умений и готовности творчески решать экологические проблемы; опыта участия в практических делах по сохранению и улучшению состояния окружающей среды,  экологически значимых личностных качеств,  способов мышления, ценностей и смыслов [26, с. 56].

Формирование начальных экологических компетентностей у детей старшего дошкольного возраста требуют включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

В связи с внедрением ФГОС эффективное формирование экологической компетентности возможно в рамках  деятельности, так как данный курс предоставляет широкие возможности для формирования у детей старшего дошкольного возраста фундамента экологической грамотности и соответствующих компетенций – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. 

В настоящее время появилось возможность использования новых информационных технологий, направленных на формирование экологической культуры дошкольников. Каждое дошкольное образовательное учреждение страны получило доступ к сети Интернет.

Старшие дошкольники успешно и результативно могут заниматься проектной и исследовательской деятельностью. Проектная технология, способна развить у детей важнейшие компетенции: общенаучную,  информационную, познавательную, коммуникативную, ценностно-смысловую, социальную, стремления личностного самосовершенствования [41, с. 3].     

Актуальными для современного дошкольного учреждения, по мнению исследователей и практиков,  являются новые формы работы с дошкольниками  - нестандартные мероприятия в экологическом воспитании:

1. Занятие-проект (самостоятельная и коллективная творческая работа, имеющая социально-значимый результат).

2. Комплексное занятие (сочетание разных видов деятельности).

3. Занятие-интервью (создание ситуаций успеха).

4. Свободный выбор (создание занимательности и оперативного применения знаний).

5. Занятие-эссе (обучение детей навыкам исследовательской деятельности).

6. Занятие-коллоквиум (обучение детей навыкам исследовательской работы).

7. Занятие-конкурс (соревнование в области познания, умений, навыков).

8. Занятие-практикум (участие детей в практической деятельности).

9. Занятие-подсказка (создание ситуаций самопроверки).

10. Слабое звено (создание ситуации успеха).

11. Я на ринге (создание ситуации, обеспечивающей развитие и саморазвитие личности).

12. Занятие-импровизация (опора на способности, интересы детей, совместное творчество педагога и детей).  

13. Занятие-общение (совместное обсуждение вопросов, ответов).

14. Занятие-фантазия (применение элементов ТРИЗ).

Анализ педагогической литературы показал, что среди систематических форм  деятельности наиболее распространенными являются кружки, факультативы, клубы экологической направленности. Содержание занятий в подобных объединениях до школьников содействует формированию исследовательской позиции к изучению природы, воспитывает бережное отношение к ней, углубляет знания о природе и взаимосвязях в ней, расширяет кругозор. Качество и эффективность  работы, проводимой в кружке или клубе, во многом зависит от выбора и умелого использования системы методов и приемов обучения и воспитания дошкольников. Наиболее эффективными из них, на наш взгляд, являются: экологическое моделирование и прогнозирование [59, с. 49].   

Таким образом, специфика формирования экологической компетентности в соответствии с концепцией современного образования проявляется в построении всего образовательного процесса с позиций формирования у детей определенной системы ценностей, навыков поведения,  которые позволяют принимать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты.   

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бакиров, Т.С. Формирование экологической компетентности в системе автоматизированного обучения. Теория и технология компьютеризированного  обучения / Т.С. Бакиров. – Казань: КГТУ, 2001. – Вып. 5. – С. 28-42.

2. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. - №5. – С. 5-12.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста

Сегодня человек живёт в условиях современной жизни: её темп и информационная насыщенность предъявляют новые высокие требования к коммуникации, способности интегрироваться в общество. Человек  нов...

«Синквейн» как один из эффективных приемов технологии «Развития критического мышления» в формировании речевой компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

Технология «Развития критического мышления» направлена на развитие у ребенка навыков работы с информацией, умением производить анализ и применять полученную информацию на практике. ...

«Коллекционирование как средство формирования информационной компетентности у детей старшего дошкольного возраста».

Коллекционирование делает ребенка более внимательным, собранным, вдумчивым, наблюдательным, расширяет его кругозор. Коллекционирование способствует активизации имеющих знаний, развитию речевого и худо...

«Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.»

Электронное учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных организаций....

Методическая разработка на тему: «Формирование экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста с использованием информационно коммуникативных технологий в рамках реализации ФГОС».

Методическая разработка на тему:«Формирование экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста с использованием информационно коммуникативных технологий в рамках реализации ФГО...