Воспитание любви к родному языку средствами народной культуры у детей младшего дошкольного возраста.
статья (младшая группа) на тему

Обобщение опыта работы воспитателя по сохранению языковых традиций в семье. Материал  будет полезен педагогическим работникам ДОУ. Воспитание любви к родному языку  - одно из основных направлений взаимодействия воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fedotova_l.f._2.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание любви к родному языку средствами народной культуры

у детей младшего дошкольного возраста.

      Сейчас, как никогда, всё острее ощущается, как необходимо восстанавливать утраченные  связи с культурой своего народа, историей развития родного языка. Это не произойдёт само по себе. А произойдёт  только в том случае если ребёнок начнёт осваивать и знакомиться с культурой своего родного языка  с самого раннего возраста.

        Многочисленными  исследованиями в  области психологии и педагогики( А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.А.Козлова) доказано, что  период дошкольного детства имеет важное значение в развитии и становлении личности человека.   Именно в дошкольный период закладываются базовые основы личной значимости ребёнка, нравственные чувства, нравственная позиция, отношение к миру, к деятельности, к культуре, к родному языку.

К нам  постепенно  начинает возвращаться национальная память и мы по новому  начинаем относиться к родному языку, фольклору в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Пожалуй ни один другой народ не имеет таких богатых языковых традиций как русский.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика издавна использует такие компоненты,  как  фольклор, песни. художественное слово (потешки, прибаутки, сказки, пословицы, поговорки)  народные праздники и игры.

В течение ряда лет  МБДОУ «Савинский детский сад» использует в работе с дошкольниками народную культуру. Мы убедились, что источником детского развития, к которому можно обращаться снова и снова,  источником проверенным  временем является народная культура. Ведь испокон веков в народной культуре ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает нормами жизни в человеческом обществе.

Произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: ведь сказка должна сказываться, загадка - загадываться, игра - играться; песня только тогда и песня, когда ее поют. И в наших силах сделать так, чтобы они жили не только в рассказе о них, то есть книжной жизнью, но еще и прежней, настоящей - устной.  Для этого мы        устраиваем детские народные праздники, где весело  тому, кто  сам поет песни, водит хоровод, загадывает и отгадывает загадки, проговаривает скороговорки. На этом празднике каждый и гость, и хозяин.  Успех народного праздника во многом зависит от того, насколько готовы к нему не только дети, но и взрослые.    

     Мы считаем , что праздники и их составляющие : игры  песенки, потешки, прибаутки, частушки, считалки, хороводные игры являются средством умственного, нравственного, эстетического и эмоционального развития младших дошкольников, универсальной формой общения между детьми, между детьми и взрослыми.  Праздники и развлечения яркие и радостные события в жизни  детей, сочетая различные виды искусства, они оказывают  огромное влияние на развитие речи детей. Подготовка и проведение  праздников и развлечений способствуют воспитанию у детей любви к родному языку. В проведении детских праздников принимают непосредственное участие родители дошкольников: берут на себя роли, разучивают детские песенки, участвуют в театрализованных представлениях.

  В  работе с дошкольниками  и родителями по ознакомлению с родным языком мы используем игровую деятельность. Тема игры привлекает нас,  так как в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт,  устои, представления о  смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми. Игра всегда являлась  естественным спутником жизни детей, источником радостных эмоций, обладающим  великой воспитательной силой. Используя  в работе с  дошкольниками  народные игры и игры – забавы  мы пришли к выводу, что  в них сохранился колорит обычаев, оригинальность, своеобразие языка.                                                                                                                                                                                            

     Игры- забавы использую в работе с детьми младшей группы, во всех видах  детской деятельности и режимных моментах Например предлагается малышу показать  свои ладошки, ребёнок протягивает их и воспитатель проговаривает слова:

                                                                                                                                                                                                               Дай  ладошечку, моя крошечка                                                                                                                        

Я поглажу тебя  по ладошечке.

На - ладошечку моя крошечка

Ты погладь меня по ладошечке

 Ребёнок поглаживает руку взрослого, это  способствует установлению контакта, тёплых доверительных отношений             

 При организации режимных моментов используются потешки, в  игровой деятельности – считалки, жеребьёвки, заклички в        образовательной деятельности-      небылицы, скороговорки, чистоговорки. загадки.                                                                                                                                                                                              

Особое внимание  уделяем предметно – развивающей среде, разработке и оформлению  наглядно – дидактического материала по ознакомлению детей с родным языком :  созданы тематические альбомы

« Народные праздники». « Загадки о временах года»,

« Явления природы» ,  разработаны картотеки:

« Народные подвижные игры» , « Игры – забавы»,

« Потешки», дидактические игры, стендовая информация для родителей, папки – передвижки.

Ежегодно дети и родители нашего сада принимают участие  в муниципальном  конкурсе чтецов « Демосфен», В детском саду  проводится также конкурс  « Демосфен» , младшие дошкольники  участвуют в номинации  « Малышок». Родители  рассказывают стихи по определённой тематике, показывают образцы выразительной речи и эмоциональности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста: "Воспитание любви к родному городу, средствами музыкальной культуры"

Интегрированное музыкальное  занятие по теме: «Воспитание любви к родному городу, средствами музыкальной культуры» Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, с целью воспитани...

План самообразования на 2014-2015г. по теме "Устное народное творчество как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"

В   2014-2015учебном году   наша творческая группа"Наследие"  работает  над  темой "Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста". В наше время...

Консультация для воспитателей "Устное народное творчество как средство формирования речевой активности детей младшего дошкольного возраста"

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие ...

Презентация "Формирование интереса к народной культуре у детей старшего дошкольного возраста средствами народной игры"

В настоящее время в воспитательной практике дошкольных образовательных организаций наблюдается повышение активного интереса к потенциалу народной культуры, именно в ней содержится многовековая мудрост...

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".

Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.В данном материале представле...