Воспитание любви к родному языку средствами народной культуры у детей младшего дошкольного возраста.
статья (младшая группа) на тему
Обобщение опыта работы воспитателя по сохранению языковых традиций в семье. Материал будет полезен педагогическим работникам ДОУ. Воспитание любви к родному языку - одно из основных направлений взаимодействия воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fedotova_l.f._2.docx | 15.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание любви к родному языку средствами народной культуры
у детей младшего дошкольного возраста.
Сейчас, как никогда, всё острее ощущается, как необходимо восстанавливать утраченные связи с культурой своего народа, историей развития родного языка. Это не произойдёт само по себе. А произойдёт только в том случае если ребёнок начнёт осваивать и знакомиться с культурой своего родного языка с самого раннего возраста.
Многочисленными исследованиями в области психологии и педагогики( А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.А.Козлова) доказано, что период дошкольного детства имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. Именно в дошкольный период закладываются базовые основы личной значимости ребёнка, нравственные чувства, нравственная позиция, отношение к миру, к деятельности, к культуре, к родному языку.
К нам постепенно начинает возвращаться национальная память и мы по новому начинаем относиться к родному языку, фольклору в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Пожалуй ни один другой народ не имеет таких богатых языковых традиций как русский.
В качестве основных средств воспитания народная педагогика издавна использует такие компоненты, как фольклор, песни. художественное слово (потешки, прибаутки, сказки, пословицы, поговорки) народные праздники и игры.
В течение ряда лет МБДОУ «Савинский детский сад» использует в работе с дошкольниками народную культуру. Мы убедились, что источником детского развития, к которому можно обращаться снова и снова, источником проверенным временем является народная культура. Ведь испокон веков в народной культуре ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает нормами жизни в человеческом обществе.
Произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: ведь сказка должна сказываться, загадка - загадываться, игра - играться; песня только тогда и песня, когда ее поют. И в наших силах сделать так, чтобы они жили не только в рассказе о них, то есть книжной жизнью, но еще и прежней, настоящей - устной. Для этого мы устраиваем детские народные праздники, где весело тому, кто сам поет песни, водит хоровод, загадывает и отгадывает загадки, проговаривает скороговорки. На этом празднике каждый и гость, и хозяин. Успех народного праздника во многом зависит от того, насколько готовы к нему не только дети, но и взрослые.
Мы считаем , что праздники и их составляющие : игры песенки, потешки, прибаутки, частушки, считалки, хороводные игры являются средством умственного, нравственного, эстетического и эмоционального развития младших дошкольников, универсальной формой общения между детьми, между детьми и взрослыми. Праздники и развлечения яркие и радостные события в жизни детей, сочетая различные виды искусства, они оказывают огромное влияние на развитие речи детей. Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют воспитанию у детей любви к родному языку. В проведении детских праздников принимают непосредственное участие родители дошкольников: берут на себя роли, разучивают детские песенки, участвуют в театрализованных представлениях.
В работе с дошкольниками и родителями по ознакомлению с родным языком мы используем игровую деятельность. Тема игры привлекает нас, так как в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, устои, представления о смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми. Игра всегда являлась естественным спутником жизни детей, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой. Используя в работе с дошкольниками народные игры и игры – забавы мы пришли к выводу, что в них сохранился колорит обычаев, оригинальность, своеобразие языка.
Игры- забавы использую в работе с детьми младшей группы, во всех видах детской деятельности и режимных моментах Например предлагается малышу показать свои ладошки, ребёнок протягивает их и воспитатель проговаривает слова:
Дай ладошечку, моя крошечка
Я поглажу тебя по ладошечке.
На - ладошечку моя крошечка
Ты погладь меня по ладошечке
Ребёнок поглаживает руку взрослого, это способствует установлению контакта, тёплых доверительных отношений
При организации режимных моментов используются потешки, в игровой деятельности – считалки, жеребьёвки, заклички в образовательной деятельности- небылицы, скороговорки, чистоговорки. загадки.
Особое внимание уделяем предметно – развивающей среде, разработке и оформлению наглядно – дидактического материала по ознакомлению детей с родным языком : созданы тематические альбомы
« Народные праздники». « Загадки о временах года»,
« Явления природы» , разработаны картотеки:
« Народные подвижные игры» , « Игры – забавы»,
« Потешки», дидактические игры, стендовая информация для родителей, папки – передвижки.
Ежегодно дети и родители нашего сада принимают участие в муниципальном конкурсе чтецов « Демосфен», В детском саду проводится также конкурс « Демосфен» , младшие дошкольники участвуют в номинации « Малышок». Родители рассказывают стихи по определённой тематике, показывают образцы выразительной речи и эмоциональности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста: "Воспитание любви к родному городу, средствами музыкальной культуры"
Интегрированное музыкальное занятие по теме: «Воспитание любви к родному городу, средствами музыкальной культуры» Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, с целью воспитани...
План самообразования на 2014-2015г. по теме "Устное народное творчество как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"
В 2014-2015учебном году наша творческая группа"Наследие" работает над темой "Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста". В наше время...
Консультация для воспитателей "Устное народное творчество как средство формирования речевой активности детей младшего дошкольного возраста"
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие ...
Презентация "Формирование интереса к народной культуре у детей старшего дошкольного возраста средствами народной игры"
В настоящее время в воспитательной практике дошкольных образовательных организаций наблюдается повышение активного интереса к потенциалу народной культуры, именно в ней содержится многовековая мудрост...
Рабочая программа 2018г. - 2019г.:"Формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе родного села"
Рабочая программа младшая группа ( 3-4 года)...
План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".
Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.В данном материале представле...
Проект "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду"
Познавательный, долгосрочный проект, для детей 2-3 лет....