Статья "Развитие сенсорных способностей детей третьего года жизни через ознакомление с цветом, формой и величиной предметов".
статья по математике
В статье раскрыта система работы по развитию сенсорных способностей детей третьего года жизни через ознакомление с цветом, формой, величиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nalivina_n.v.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
Развитие сенсорных способностей детей третьего года жизни
через ознакомление с цветом, формой и величиной предметов.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 34»
Н.В.Наливина
г.Нижний Новгород
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного восприятия в группе раннего возраста, т.к. именно они имеют определяющее значение для формирования зрительных, тактильных представлений о предметах и явлениях действительности.
Правильное восприятие формы, цвета, величины, качеств и свойств необходимо для успешного освоения всей сенсорной культуры в целом.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогике (Ф.Фребель, М.Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Т.Е.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина и др) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Исходя из вышеназванного определила цель работы:
- формирование у детей третьего года жизни представления о сенсорных эталонах общепринятых образцах внешних свойств предметов.
Два раза в неделю на занятиях математического цикла планировала задачи сенсорного развития, которые были подготовительным переходом формирования математических представлений младших дошкольников.
Умения, которые дети приобрели на данных занятиях, обязательно закрепляла в речи, ознакомлении с окружающим и в продуктивных видах деятельности, например: аппликация "Светофор", "Построим домик из разных геометрических фигур", "Оденем куклу на прогулку", конструирование "Построим башню из красных кубиков"; рисование "Солнышко", "Мы с папой и мамой ходили гулять: большие следы - папины, маленькие - мои", "Бусы" (большие - красные, маленькие - зеленые), "Трава", лепка "Мышка", "Неваляшка".
Для достижения положительного отношения и устойчивого интереса к занятиям, применяла различные игровые приемы, сюрпризные моменты, куклы-игрушки.
Один из основных приемов - это обследование предметов, на основе которого у детей формируется соотнесение его с сенсорными эталонами. Например, тренажеры. Благодаря развивающим тренажерам осуществляется знакомство с сенсорными эталонами - это знакомство с разнообразными свойствами предмета: величиной (большой, маленький), формой (круг, квадрат, треугольник), цветом; формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру, форме; а также развитие мелкой моторики руки, развитие наглядно-действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.
Давала занятия на группировку (например, по цвету) - это первая форма классификации. При их выполнении ребенок не решал мыслительные задачи, связанные с необходимостью выделения признака, объединяющего предметы, а выполнял задание на сенсорное восприятие.
Подбор по качественному признаку определял сформированность у ребенка сенсорных эталонов. Ребенок мог и не знать названий основных качественных признаков, однако практическая группировка предметов по этим признакам ему уже доступна. Это такие игровые задания, как: "Раскладывание однородных предметов более близких цветовых тонов на две группы", "Найди предмет такой же формы". Затем предлагала детям задания на группировку предметов по одному или нескольким признакам. Например: "Найдем матрешкам косыночки", "Собери матрешек", "Чудесный мешочек".
Обучение проводила с неоднократным обращением к уже проведенным ранее занятиям с учетом новых знаний детей, с широким варьированием используемого дидактического материала. Например: "Карусель", "Найди и назови".
Таким образом, дети плавно подводились к качественному выполнению заданий.
Литература:
- Венгер Л.А.
Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет.сада.– М.: Просвещение, 1988.
- Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов/ Под ред. С.Н. Теплюк. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Тема: "Веселые фигуры".
Воспитатель:
Н.В. Наливина
группа раннего возраста, МБДОУ № 34
г. Нижний Новгород
Программное содержание:
1. Упражнять в соотнесении предметов заданной формы с образцом.
2. Закреплять умение описывать геометрическую фигуру определенного цвета, формы, размера.
3. Развивать умение5 различать геометрические фигуры, абстрагируя их по форме и размеру.
4. Воспитывать усидчивость, желание выполнить игровое упражнение.
Материал:
Блоки Дьенеша или набор объемных фигур, кукла би-ба-бо Кот Тиша, "чудесный мешочек", дидактическая юбка, "волшебные картинки".
Методические приемы:
Объяснение, игровое упражнение, вопросы, поощрение.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, проходите. Посмотрите, кто у нас на диванчике сидит? Наш друг, котенок Тиша. Ребята, мне кажется, что он грустит.
- Что случилось, Тиша?
Тиша: Мне подарили коробочку с фигурами, а я не знаю, как с ними играть.
Воспитатель: Предлагаю вам, детки, помочь Тише. Мы умеем играть с фигурами. Их много, они разные и из них можно выложить картинки.
Дети выполняют задание.
Индивидуальные вопросы к детям в ходе задания от имени кота Тиши. ( На что похоже? Какого цвета лодочка? Какой формы? Какого цвета туловище у мишки? какой оно формы? И т.д.)
Воспитатель: Ребятки, покажите Тише свои картинки.
Тиша: Молодцы! Мне нравиться!
Воспитатель: А что бы Тиша научился отличать фигуры, покажем ему как мы играем со "сказочной юбочкой". Я одеваю юбочку, вот так. Ребята, сегодня мы рассмотрим новый клин на юбочке: покажем и расскажем Тише что на нем есть. Как вы думаете, что на нем изображено?
Дети: Солнышко, домик, цветочек, елочка, гусеница.
Воспитатель: На что похож большой желтый круг? Правильно, на солнышко. А чего у него не хватает? Правильно, лучиков. Катя, Миша, Настя берите большие лучики. Максим, Вика, Костя берите маленькие лучики и дорисуйте солнышко.
Индивидуальные вопросы к детям во время выполнения задания: Катя, какого цвета лучик ты прикрепила? Какой он формы? И т.д.
Воспитатель: А здесь ребята, что такое? На домик похоже. А чего на домике не хватает? Правильно, крыши и окошек. Миша берет крышу, Костя берет окошечко, Настя другое. Достройте пожалуйста домик.
Индивидуальные вопросы к детям во время выполнения задания: Миша, какого цвета крыша? А какой она формы? И т.д.
Воспитатель: А около домика что растет? Правильно, елочка. А чего на елочки не хватает? Правильно, иголочек! Давайте выложим иголочки. Настя, бери самый большой треугольник, Катя, бери треугольничек поменьше, Миша бери самый маленький треугольничек и т.д.
Воспитатель: А у цветочка? А у гусенички? Ребята, выбирайте фигуры и заканчивайте картинку. Давайте полюбуемся, что у нас получилось и Тише покажем!
Тиша: Ребята, вы молодцы! Мне у вас понравилось, с вами интересно. Я узнал много нового. А теперь я хочу угостить вас печеньем. Печенье не простое, оно "волшебное" - оно разной формы.
Дети: Спасибо, Тиша!
Тиша: До новых всреч!
Эти театры можно использовать в непосредственно-образовательной деятельности, на занятиях по развитию речи. Например, тема занятия: "Рассказывание сказки "Курочка Ряба". Програм. задачи: Учить слушать сказку с опорой на наглядность, отвечать на вопросы по содержанию сказки. Приходит у ребятам мышка и рассказывает, что с ней случилась сказочная история. Рассказываю сказку показываю действия героев-игрушек на общем столе. Дети смотрят со своих мест. В конце задаю вопросы, показываю героев и их действия.
В играх инсценировках. Например по мотивам сказки "Три медведя". Програм зад.: Вызвать интерес к сказке, к ряжанию (маски, жилетки, юбочки и т.д.), формировать интонационную выразительность речи, побуждать использовать отрывки из сказки в собственной игре.
Игра-драматизация по сказке "Теремок". Програм. зад.: побуждать детей участвовать в драматизации сказки, воспитывать любовь к животным.
Пальчиковый (настольный) театр по сказке "Теремок". Програм зад.: Учить слушать сказку, различать по внешнему виду животных, правильно называть их; закреплять правильное произношение звуков.
В физкультминутках или во время подвижной игры ("У медведя во бору")можно использовать маску медведя.
Театральная ширма по сказке "Курочка Ряба".
Развлечение: просмотр театра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни»
Цель данной работы:раскрытие возможностей дидактических игр в формировании сенсорной культуры детей третьего года жизни....
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИГР В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИГР В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ Раннее детство – особый период становления органов и систем организма и, прежде всего, функций мозга. Ранн...
Сенсорное развитие детей третьего года жизни по методике Марии Монтессори в клубе семейного воспитания «Капелька»
Педагог раскрывает систему работы с детьми третьего года жизни по методике Марии Монтессори с использованием Монтессори-материала. Актуальность исследования состоит во взаимодействии педагога с родите...
Сенсорное развитие детей третьего года жизни по методике Марии Монтессори в клубе семейного воспитания «Капелька»
Педагог раскрывает систему работы с детьми третьего года жизни по методике Марии Монтессори с использованием Монтессори-материала. Актуальность исследования состоит во взаимодействии педагога с родите...
Сенсорное развитие детей третьего года жизни по методике Марии Монтессори в клубе семейного воспитания «Капелька»
Педагог раскрывает систему работы с детьми третьего года жизни по методике Марии Монтессори с использованием Монтессори-материала. Актуальность исследования состоит во взаимодействии педагога с родите...
Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года жизни
Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года жизни.Маленький ребенок познает окружающий мир через ощущения, т.е. с помощью глаз, ушей, кожи, рта и носа. Обследуя окружающий мир,...
«Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей третьего года жизни»
Методическая разработка....