Инклюзивное образование в ДОУ.
материал на тему

Гаврикова Елена

   На сегодняшний день остро стоит вопрос инклюзии детей с ЗПР в дошкольном учреждении. Созданы нормативные документы. Проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки , так и в практике. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с ЗПР.

   Какие бы реформы не происходили в системе образования, в итоге они, так или иначе , замыкаются на конкретном исполнителе - педагоге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie_v_dou.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование в ДОУ.

Будущее или настоящее?

С 1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155).  Где говорится о выравнивании  стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), к которым  относятся также дети с задержкой психического развития (далее ЗПР - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка).

 

По классификации к основным категориям детей с ОВЗ относятся:

1.     Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2.     Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3.     Дети с нарушением речи (логопаты);

4.     Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5.     Дети с умственной отсталостью;

6.     Дети с задержкой психического развития;

7.     Дети с нарушением поведения и общения;

8.     Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Наиболее характерные особенности детей с ЗПР:

•        снижение работоспособности;

•        неустойчивость внимания;

•        более низкий уровень развития восприятия;

•        недостаточная продуктивность произвольной памяти;

•        отставание в развитии всех форм мышления;

•        дефекты звукопроизношения;

•        своеобразное поведение;

•        бедный словарный запас;

•        низкий навык самоконтроля;

•        незрелость эмоционально-волевой сферы;

•        ограниченный запас общих сведений и представлений;

 

 

Положения  ФГОС предназначены  обеспечить возможность инклюзии детей в ДОУ и  инклюзивного обучения.

 

Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.

 

      На сегодняшний день остро стоит вопрос инклюзии детей с ЗПР в дошкольном образовании. Созданы нормативные документы. Проблеме  воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с ЗПР. 

Какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. Непосредственное  включение детей с ЗПР в общеобразовательные группы ложится на плечи самих учреждений и педагогического коллектива ДОУ.

 

      Профессиональная зрелость и профессиональная компетентность возникают у специалиста любого профиля, имеющего хорошую теоретическую базу  только на практике.  Наш опыт инклюзии детей с ЗПР только начинает накапливаться.

     Внедрение идей инклюзии в образовательные учреждения требует серьёзной работы по подготовке компетентных педагогических кадров.

 

   Поэтому педагогическому коллективу ДОУ необходимо решать  ряд специальных задач:

       реализация права ребенка с ЗПР на образование, коррекцию недостатков развития с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;

       сохранение и укрепление физического, психического и психологического здоровья детей с ЗПР;

       реализация программного содержания в условиях преемственности работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей.

       выстраивать индивидуальные коррекционно-образовательные маршруты на основе результатов изучения особенностей развития детей, их потенциальных возможностей и способностей;

       обеспечение необходимых санитарно-гигиенические условий и специальную развивающую среду, создают атмосферу психологического комфорта;

       способствовать гармонизации развития личности ребенка в зависимости от индивидуальных психических и физических особенностей и возможностей ребенка;

       оказание психолого-педагогической помощи и социальной поддержки семье в воспитании детей, повышение педагогической компетентности родителей.

 

 

Важным условием при организации работы в группах комбинирующей направленности  является создание благоприятной предметно-развивающей среды, спокойного эмоционального фона, а также выполнение организационно-педагогических требований.

      Л.С. Выготский подчеркивал значимость адекватного семейного воспитания детей с ограниченными возможностями как залога социальной адаптации их в будущем.

     Основными  направлениями работы нашего детского сада с семьями, воспитывающих детей с ЗПР являются:

       создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

       установление открытых, доверительных отношений в системе «педагоги – дети – родители».

       объединение усилий семьи и специалистов с целью коррекции нарушений развития ребёнка;

       соблюдение единых требований к ребёнку;

      

       Педагоги нашего детского сада проводят целенаправленную и систематизированную работу с семьей, в которой используют разнообразные формы сотрудничества, что способствует осознанию родителями своих функций и роли в воспитании ребенка.

          Итак, нашему учреждению еще предстоит проанализировать эффективность проделанной работы по инклюзии детей с ЗПР в конце учебного года. Для  этого понадобятся многие годы. Дети – это будущие члены общества. И если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ОВЗ, то в будущем мы будем воспринимать людей с проблемами в развитии, как полноценных членов общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"

Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...

Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ

При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...

Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.

Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"...

"Инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения." Сборник статей "Психология и педагогика детства: инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения.

В статье говориться  о проблемах инклюзивного образования, о трудностях в работе с "особенными " детьми, и о способах решения этих проблем....