Инклюзивное образование в ДОУ.
материал на тему
На сегодняшний день остро стоит вопрос инклюзии детей с ЗПР в дошкольном учреждении. Созданы нормативные документы. Проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки , так и в практике. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с ЗПР.
Какие бы реформы не происходили в системе образования, в итоге они, так или иначе , замыкаются на конкретном исполнителе - педагоге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_obrazovanie_v_dou.docx | 16.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Инклюзивное образование в ДОУ.
Будущее или настоящее?
С 1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155). Где говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), к которым относятся также дети с задержкой психического развития (далее ЗПР - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка).
По классификации к основным категориям детей с ОВЗ относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Наиболее характерные особенности детей с ЗПР:
• снижение работоспособности;
• неустойчивость внимания;
• более низкий уровень развития восприятия;
• недостаточная продуктивность произвольной памяти;
• отставание в развитии всех форм мышления;
• дефекты звукопроизношения;
• своеобразное поведение;
• бедный словарный запас;
• низкий навык самоконтроля;
• незрелость эмоционально-волевой сферы;
• ограниченный запас общих сведений и представлений;
Положения ФГОС предназначены обеспечить возможность инклюзии детей в ДОУ и инклюзивного обучения.
Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.
На сегодняшний день остро стоит вопрос инклюзии детей с ЗПР в дошкольном образовании. Созданы нормативные документы. Проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с ЗПР.
Какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. Непосредственное включение детей с ЗПР в общеобразовательные группы ложится на плечи самих учреждений и педагогического коллектива ДОУ.
Профессиональная зрелость и профессиональная компетентность возникают у специалиста любого профиля, имеющего хорошую теоретическую базу только на практике. Наш опыт инклюзии детей с ЗПР только начинает накапливаться.
Внедрение идей инклюзии в образовательные учреждения требует серьёзной работы по подготовке компетентных педагогических кадров.
Поэтому педагогическому коллективу ДОУ необходимо решать ряд специальных задач:
● реализация права ребенка с ЗПР на образование, коррекцию недостатков развития с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;
● сохранение и укрепление физического, психического и психологического здоровья детей с ЗПР;
● реализация программного содержания в условиях преемственности работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей.
● выстраивать индивидуальные коррекционно-образовательные маршруты на основе результатов изучения особенностей развития детей, их потенциальных возможностей и способностей;
● обеспечение необходимых санитарно-гигиенические условий и специальную развивающую среду, создают атмосферу психологического комфорта;
● способствовать гармонизации развития личности ребенка в зависимости от индивидуальных психических и физических особенностей и возможностей ребенка;
● оказание психолого-педагогической помощи и социальной поддержки семье в воспитании детей, повышение педагогической компетентности родителей.
Важным условием при организации работы в группах комбинирующей направленности является создание благоприятной предметно-развивающей среды, спокойного эмоционального фона, а также выполнение организационно-педагогических требований.
Л.С. Выготский подчеркивал значимость адекватного семейного воспитания детей с ограниченными возможностями как залога социальной адаптации их в будущем.
Основными направлениями работы нашего детского сада с семьями, воспитывающих детей с ЗПР являются:
∙ создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
∙ установление открытых, доверительных отношений в системе «педагоги – дети – родители».
∙ объединение усилий семьи и специалистов с целью коррекции нарушений развития ребёнка;
∙ соблюдение единых требований к ребёнку;
Педагоги нашего детского сада проводят целенаправленную и систематизированную работу с семьей, в которой используют разнообразные формы сотрудничества, что способствует осознанию родителями своих функций и роли в воспитании ребенка.
Итак, нашему учреждению еще предстоит проанализировать эффективность проделанной работы по инклюзии детей с ЗПР в конце учебного года. Для этого понадобятся многие годы. Дети – это будущие члены общества. И если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ОВЗ, то в будущем мы будем воспринимать людей с проблемами в развитии, как полноценных членов общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"
Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...
Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14564423","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14564431","...
Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ
При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...
Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.
Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...
"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"
Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"...
"Инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения." Сборник статей "Психология и педагогика детства: инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения.
В статье говориться о проблемах инклюзивного образования, о трудностях в работе с "особенными " детьми, и о способах решения этих проблем....