Анализ современных направлений дошкольного воспитания: Правового, религиозного, экономического, валеологического, экологического.
статья на тему
Виды направлений, программы, которые существуют по каждой из этих программ, задачи решаемые этими программами, а также содержание и формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ пяти современных направлений дошкольного воспитания | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ современных направлений дошкольного воспитания: Правового, религиозного, экономического, валеологического, экологического.
(составила: Чеганова О.В.)
Название направления | Существующие программы | Задачи | Содержание и формы работы |
Правовое | ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по правовому образованию для детей с нарушениями ЦНС старшего дошкольного возраста Составитель: Новикова Марина Ивановна | Создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения. Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям. Создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми. Развитие коммуникативной компетентности ребенка. Формирование правового сознания детей. | осознание ребёнком своих потребностей (но не в ущерб другим); - осознание ребёнком своих возможностей; - осознание своих достоинств и недостатков, проявление самокритичности; - осознание своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми; - формирование умения отстаивать свои права и считаться с правами других, проявлять терпимость, уважение традиций и культуры других людей; - определение вме6сте с детьми правил и норм человеческого общежития; - развитие умения давать адекватную оценку своим поступкам и поступкам других; - развитие умения делать свой выбор и принимать решение, мирно решать возникающие проблемы; - углубление понимания значимости и ценности жизни каждого человека; - формирование интереса к жизни других людей. |
Религиозное | Комплект нормативных, и методических материалов по организации работы православного детского сада и дошкольного отделения православной гимназии (составитель Полянская Е.В.) и методическое пособие для детей дошкольного возраста "Основы христианской культуры" (Афанасьева С.) (Смоленская и Калининградская епархия); "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников" (автор Алексеева Г.Г.) (Саратовская епархия); "Православное воспитание в дошкольном учреждении и семье" (автор Алексеева Н.М.) (Оренбургская епархия); Программа преемственности духовно-нравственного воспитания в детском саду и начальной школе (автор Феоктистова Т. Г. совместно с Челябинским педагогическим университетом) (Челябинская епархия); Авторская разработка Паткиной Г.Г. и иерея Олега Оводкова (г. Ступино Московской области). | духовно-нравственное воспитание в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях; развитие сети православных дошкольных групп и детских садов; становление учреждений социальной реабилитации, использующих духовно-нравственное воспитание как средство коррекции развития и поведения детей дошкольного возраста; возрождение традиций православного семейного воспитания и уклада семьи. | с детьми ведутся беседы на духовно-нравственные темы, которые проводит воцерковленный воспитатель. Также раз в неделю детскую группу посещает священник, который помогает воспитателям в деле духовного воспитания и проводит беседы с детьми, а также с их родителями. К православным праздникам готовятся утренники. |
Экономическое | Программа дополнительного образования "Игра как средство экономического воспитания дошкольников" | Познакомить детей с теоретической основой экономических наук (через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями, знакомство с современными рыночными отношениями). Формировать умение применять экономические знания в конкретных условиях, элементарных экономических расчетах, рациональном использовании доступных материальных ценностей. Способствовать развитию умений соизмерять собственные потребности с материальными возможностями. Воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам собственности, уважения интересов отдельной личности и других членов общества, привитие уважения к труду и людям труда. | Основными формами реализации программных задач является игра, наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность. Системность (педагогическое воздействие выстроено в систему специальных игр, упражнений и заданий). Преемственность (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»). Возрастное соответствие (предлагаемые игры и упражнения учитывают возможности детей данного возраста). Наглядность (использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий). Деятельностный принцип (задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственной дошкольникам: игровой, практической). Здоровьесберегающий принцип (обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности. |
Валеологическое | Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие; Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З. И. Бересневой; Лазарев М. Л. Здравствуй!: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для детей дошкольных учреждений; Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ; Программа “Что могут знать дошкольники о человеке” А. И. Иванова (расширенный вариант рубрики “Человек” в программе “Живая экология”); Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для УНК / Под ред. В. Н. Касаткина; Примерное планирование занятий валеологии в средней группе Т. Н. Петрова, В. Д. Дмитриенко, Е. А. Петрова // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 6; Тарасова Т. А., Власова Л. В. Пособие “Я и моё здоровье”: Валеологические знания и умения детям дошкольного возраста; Голицына Н. С., Шумова И. М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. | охрана и укрепление их физического и психического здоровья, развитие их индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития этих детей. это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе валеологического сознания (я могу и хочу быть здоровым), а также культуры здоровья личности и общества | пособия, игрушки, лексический, наглядный и демонстрационный материал необходимо отбирать с учётом психологических особенностей детей-речевиков; на первом этапе обучения выводы в основном оречествляет педагог (из-за дефектной речи детей); педагог дает лаконичные образцы грамматически правильных, фонетически чистых и отчетливых ответов; вопросы к детям должны быть тщательно продуманы и четко сформулированы, а также должны исключать возможность ответов детей на дефектном материале; педагог должен внимательно следить за фонетической и грамматической правильностью речи детей; строить обучение на доступном для детей материале; многократно возвращаться к темам пока у детей не сформируются прочные и точные представления; большую роль в формировании сознания и общей направленности личности играет практическая деятельность ребёнка по реализации принципов здорового образа жизни; формирование сознательного отношения к своему здоровью у дошкольников должно осуществляться на основе теории развития понятий; специфика ознакомления дошкольников с человеческим организмом заключается и в том, что благодаря присущему детям наглядно-образному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме, в виде готовых обобщений. В основе процесса познания законов природы лежат многочисленные наблюдения и эксперименты, которые позволяют детям, используя преимущества наглядно-образного мышления, самостоятельно улавливать общие закономерности процессов, происходящих в организме, и понимать биологический смысл гигиенических и здоровьесберегающих процедур. |
Экологическое | программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», Н.Н. Кондратьевой «Мы» (Санкт-Петербург), Ж.Л. Васякиной-Новиковой «Паутинка» (Москва), А.В. Королевой «Экологическая дорожка» (Калининград), М.И. Миннекаевой с соавторами (Татарстан) программы В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой «Семицветик» (культурно-экологическая); И.Г. Белавиной, Н.Г. Найденской «Планета — наш дом», Т.И. Поповой «Мир вокруг нас». программы Н.Н. Вересова «Мы — земляне» (г. Мурманск), Т.В. Потаповой «Детский сад XXI века» (второй вариант названия — «Надежда»), Л.М. Клариной «Экономика и экология» (Москва). | воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. «способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане» направлены на совершенствование экономического, экологического и социального сознания детей. | традиционные для отечественной педагогики подходы, базирующиеся на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях; народные традиции: фольклор, народные праздники, приметы, игры, сказки; мировой опыт: зарубежные технологии пока слабо представлены в массовой практике экологического образования дошкольников, наиболее известны разработки специалистов США, Швеции; отечественное экологическое образование школьников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ программных задач по направлению трудового воспитания детей дошкольного возраста
Материал представлен в виде таблице на весь дошкольный возраст....
Обзор и анализ современных программ дошкольного образования.
Анализ современных образовательных программ дошкольного в образования - «Развитие», «Детство», «Шаг за шагом»Эффективность и качество образования детей в детских дошкольных учреждениях во многом...
Консультация для педагогов "Экономическое и экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для педагогов "Экономическое и экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"...
Доклад для Педагогического совета «Экономическое образование – новое направление дошкольного воспитания»
Доклад старшего воспитателя МБДОУ д/с № 26 Тихоновой А.А. для Педагогического совета на тему: «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»...
Экологическое воспитание как одно из современных направлений в дошкольном образовании.
Целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде. Содержание экологического воспитания должно способствовать формированию у ребенка пред...
Деловая игра «Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников посредством современных технологии дошкольного образования»
Деловая игра«Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников посредством современных технологии дошкольного образования»Цель: совершенствование профессиональных компетенций пед...
Анализ системы общественного дошкольного воспитания за рубежом
Анализ системы общественного дошкольного воспитания за рубежом...