«Развитие элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) с ЗПР посредствам дидактических игр и упражнений»
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)
Логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления, которое необходимо начать формировать в дошкольном возрасте. Но почему именно дошкольнику нужна логика? Потому что на каждом возрастном этапе создается определенный «этаж», на котором создаются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период. Будут служить фундаментом для получения знаний и развития логических способностей в старшем возрасте – в школе. Овладев логическими операциями ребенок научится правильно и четко мыслить, «действовать в уме». Логические примеры – сравнение, синтез, анализ – применяются во всех видах деятельности для выработки правильных умозаключений. В настоящее время, в условиях коренного изменения характера человеческого труда ценность знания логики возрастает, способствуя культурному и интеллектуальному развитию личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moy.docx | 58.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №46
Согласовано_______________________
Творческий педагогический проект
группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР
«Развитие элементов логического мышления
у детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) с ЗПР
посредствам дидактических игр и упражнений»
Автор разработки: учитель – дефектолог первой квалификационной категории Смирнова Елена Александровна
|
2018-2019 уч.год
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А. Сухомлинский |
Пояснительная записка
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема роста доли детей, имеющих отклонения в психическом развитии и нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания.
Высокие требования современной системы образования к организации обучения и воспитания делают проблему развития психических познавательных процессов дошкольников особенно актуальной для поиска новых и более эффективных психолого-педагогических подходов. Многочисленные наблюдения и исследования психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться и не овладевший приемами мыслительной деятельности в детском саду, в школе обычно переходит в разряд неуспевающих. Эти школьники испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и другими мыслительными операциями.
Неуспеваемость вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с педагогами. Это может привести к возникновению асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника.
Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу.
Педагогический проект направлен для работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. И разработан в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г № 1155), «Конвенцией о правах ребенка», Законом РФ «Об образовании», и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Вид проекта: групповой
Тип проекта: практико-ориентировочный, информационный
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста группы ЗПР, учитель-дефектолог
Возраст детей: 5-7 лет
Проблема: Недостаточная сформированность познавательных процессов и мыслительных операций зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в дошкольном учреждении.
Проектная идея: реализация данного проекта повысит уровень развития психических процессов, знаний и представлений об окружающем мире, а развитие логических приемов мышления, у детей старшего дошкольного возраста будет характеризоваться положительной динамикой при целенаправленной и систематической организации комплекса дидактических игр и упражнений.
Актуальность: Проблемы изучения детей с задержкой психического развития поднимались в работах Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой и др. Одним из основных нарушений познавательного развития у детей с задержкой психического развития является нарушения мышления. У данной категории детей нарушены все виды мышления, в особенности словесно-логическое. Отставание в развитии мышления - одна из основных черт, отличающая детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников. По мнению Л.Н. Блиновой, отставание в развитии мыслительной деятельности проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно:
- в дефиците мотивационного компонента, проявляющегося в крайне низкой познавательной активности;
- в нерациональности регуляционно-целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия путем проб
- в длительной несформированности операционного компонента, т.е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.
Необходимо отметить, что у большинства дошкольников с ЗПР прежде всего отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними интеллектуальной задачи. Большинство детей правильно и хорошо выполняют все задания, но кому-то из них требуется стимулирующая помощь, а другим надо просто повторить задание и дать установку сосредоточиться. Среди детей дошкольного возраста есть такие, кто без особого труда выполняет задание, в большинстве же случаев детям требуется многократное повторение задания и оказание различных видов помощи. Есть дети, которые, использовав все попытки и помощь, с заданиями так и не справляются. Отметим, что при появлении отвлекающих моментов или посторонних предметов уровень выполнения заданий резко снижается.
Таким образом, на основе изложенных выше положений можно сделать вывод, что одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих пользование словесно-логическим мышлением. Такое значительное отставание в развитии словесно-логического мышления убедительно говорит о необходимости проводить коррекционно-развивающую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции логического мышления.
Принципы реализации проекта:
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода - учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического развития
- Принцип систематичности и последовательности – постепенная подача материала от простого к сложному, частое повторение усвоенных знаний , правил, реализация мероприятий в системе
- Принцип наглядности и занимательности – предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры
- Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха
- Динамичность: интеграция проекта в разных видах деятельности
- Принцип дифференциации: создание благоприятной среды для усвоения предложенного материала каждым ребенком
Цели проекта:
- создание условий для формирования логического мышления у детей с ЗПР через развивающие игры и упражнения
- повышение собственного профессионального уровня, обогащение и углубление знаний, совершенствование коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР
Задачи проекта:
- Формировать и совершенствовать у детей мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация, конкретизация;
- Формировать у детей умения рассуждать, доказывать, логически мыслить;
- Поддерживать у детей познавательный интерес;
- Развивать у детей: коммуникативные навыки; стремление к преодолению трудностей; уверенность в себе; творческое воображение;
- подбор комплекса игр для развития логических приемов мышления старших дошкольников
Предполагаемый результат:
- Способность и умение детей самостоятельно производить простые логические действия (выполнять группировки, обобщение, конкретизацию, сравнение, выделять лишнее, устанавливать причинно-следственные связи и др.)
- Непроизвольное усвоение детьми нового материала на игровой основе
- Использование игрового материала (дидактические игры, упражнения и задания) ведет к более интенсивному развитию компонентов логического мышления, стимулирует умственную активность каждого ребёнка
- Способность логически мыслить позволяет понимать происходящее вокруг, решать различные задачи, делать умозаключения, доказывать и опровергать словом
- Дидактическая игра делает процесс обучения легким и занимательным. Та или иная умственная задача, заключенная в игру, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
- Изучение методической литературы по данной теме
- Подбор игровых упражнений и дидактических игр
- Диагностика детей по мышлению
- Подбор наглядного материала
- Перспективное планирование проекта
2 этап – основной (практический)
- Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР путем внедрения в образовательный процесс эффективных методов и приемов (дидактических игр и упражнений)
3 этап – заключительный
- Мониторинг детей
- Разработка рекомендаций для родителей «Дидактические игры и упражнения для развития мышления у дошкольников»
Перспективный план работы с детьми
(примерный)
Самой продуктивной формой обучения в дошкольном возрасте является игра, поэтому реализация проекта осуществляется на основе погружения в игровое пространство. Доказано, что обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что ребёнок учится и приобретает умения без особого над собой усилия. Условия игры сами диктуют ребёнку необходимость приобретения новых действий и навыков. Он их добровольно принимает и учиться с явной заинтересованностью. Знания, поданные в готовом виде, не связанные с жизненными интересами дошкольников, плохо ими усваиваются и не развивают его. Развивающая игра является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, потому что в ней он может проявить себя, реализовать свой творческий потенциал и перенести приобретённые умения в другие условия. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации является важным показателем развития творческой инициативы ребёнка. Это и есть результат осуществления одного из направлений развития образования в настоящем времени.
Лексическая тема | Примерная подборка дидактических игр, содержание |
Игрушки | «Что лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) «Разложи игрушки (цвет, форма, величина)» (формировать умение проводить анализ, сравнение, выделять существенные признаки и обобщать по ним) «Новоселье матрешек» (закреплять умение классифицировать в определенной последовательности) «Обведи, закрась» - корректурные пробы детский вариант (умение классифицировать по определенную признаку) |
Лето | «Бывает – не бывает?» (учить связывать причину и последствия, угадывать результат.) Времена года (развитие навыков анализа и синтеза.) «Дождливая погода» (рассказ со скрытым смыслом) - формирование умений выполнять систематизацию «Закрой лишнюю картинку» (развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение). |
Лес: грибы и ягоды | «Что сначала, что потом?» (Нашли ежа) – формировать умение делать умозаключение, проводить анализ, развивать понимание и строить причинно-следственные отношения, развивать речь Выкладывание картин из счетных палочек «Гриб», «Ягода» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов) «Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы) «Угадай по описанию», «Загадай предмет и опиши его» (развитие словесно-логического мышления, выбор изображения из множества по описанию, выделение сходных и отличительных признаков этого предмета) |
Осень | «Чепуха» (учить связывать причину и последствия, угадывать результат, при помощи суждений делать умозаключения) Упр. «Определи время года по перечисленным признакам» (упражнять в умении вычленять отдельные признаки предметов. Развивать у детей умение мыслить с помощью разнообразных логических приёмов, проводить простейший анализ и синтез) «Что сначала, что потом?» (Щенок под дождем) - формировать умение делать умозаключение, проводить анализ, развивать понимание и строить причинно-следственные отношения, развивать речь Выкладывание из счетных палочек «Елка», «Кустарник» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов) |
Огород. Овощи. | «Съедобное - несъедобное» (формирование умений выполнять классификацию) «Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы) «Что не подходит?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) «Что сначала, что потом?» (Помидоры) (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов) |
Сад. Фрукты | «Съедобное - несъедобное» (формирование умений выполнять классификацию) «Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы) «Что лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) «Давай сравним» (учить сравнивать предметы – выделять существенные признаки объектов) |
Мой дом. Мебель | Выкладывание картин из счетных палочек «Стул», «Кровать» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов) «Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы) «Четвертый лишний?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) «Загадай предмет и опиши его» (развитие словесно-логического мышления, выбор изображения из множества по описанию, выделение сходных и отличительных признаков этого предмета) |
Кухня. Посуда | «Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы) «Что лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) Выкладывание картин из счетных палочек «Черпак» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов) «Подбери слова к предмету» (развитие словесно-логического мышления, подбор как можно больше слов - признаков, которые логически подходят для описания предмета, построение умозаключений ) |
Одежда. Обувь. Головные уборы | «Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы) «Что лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) «Сгруппируй предметы правильно» (учить обобщать и распределять предметы по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место, закреплять умение классифицировать предметы) Упр. «Отгадай загадку – покажи отгадку» (учить отгадывать загадки, уметь объяснить по какому признаку они догадались, о чём идёт речь. Упражнять в умении выделять главное, отвлекаясь от второстепенного) |
Зима. Зимние забавы | «Времена года» (развитие навыков анализа и синтеза.) «Бывает-не бывает?» (учить связывать причину и последствия, угадывать результат) «Что сначала, что потом?» (Елка) (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов) «Ассоциации - подбери слово (картинку) (мороз-шуба, зима-лыжи и т.д.)» (формирование умения устанавливать логические связи между понятиями и предметами, делать умозаключения, доказывать свой выбор) |
Зимующие птицы | «Что сначала, что потом?» (Нашли птенца) - формировать умение делать умозаключение, проводить анализ, развивать понимание и строить причинно-следственные отношения, развивать речь «Назови, каких знаешь зимующих птиц» (систематизация понятий, родовые понятия) «Загадай птичку» - (развитие словесно-логического мышления, выбор изображения из множества по описанию, выделение сходных и отличительных признаков этого предмета) «Сравни птиц» - (учить сравнивать предметы – выделять существенные признаки объектов) |
Дикие животные и их детеныши | «Какое слово лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) «1,2,3 лишний уходи» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) Геометрическая мозаика «Заяц» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти) «Любимая еда» (заяц – кора, белка-шишка и др.) - развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. |
Домашние животные и их детеныши | «Что сначала, что потом?» (Кошка и мышка) - формировать умение делать умозаключение, проводить анализ, развивать понимание и строить причинно-следственные отношения, развивать речь «1,2,3 лишний уходи» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) Геометрическая мозаика «Кошка», «Лошадь», «Собака» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти) «Любимая еда» (корова-сено, кошка-молоко и др.) - развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. |
Домашние птицы | Геометрическая мозаика «Петушок» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти) «Подбери слова из перечисленных, обозначающие домашних птиц» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) «У кого кто?» - развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. |
Профессии | «Профессии. Кому что нужно для работы?» (развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия) «Кто что делает? или «Кто это делает?» (развитие абстрактного (словесно-логического) мышления, подбор глаголов к существительным) «Найди ошибку» (словесно) или «Что перепутал художник?» (наглядно) – развитие словесно-логического мышления, умение замечать ошибку, устанавливать связи и делать выводы Упр. «Объясни понятие (профессию)» (учить мысленному выделению одного из признаков предмета и отвлечение от других, т.е. выделение существенных признаков и отвлечение от несуществующих, второстепенных, развивать умственную активность) |
Комнатные растения | Выкладывание картин из счетных палочек «Цветок» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов) «Найди лишнюю картинку» (развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков) «Выбери все комнатные цветы» (формировать умение классифицировать и обобщать предметы) |
Весна. | «Времена года» (развитие навыков анализа и синтеза.) «Бывает – не бывает» (учить связывать причину и последствия, угадывать результат.) «Не покатались» (рассказ со скрытым смыслом) - формирование умений выполнять систематизацию «Продолжи предложение» (развитие абстрактного мышления, умение устанавливать причинные связи, правильно и последовательно излагать свою мысль) |
Перелетные птицы | «Подбери слова из перечисленных, обозначающие перелетных птиц» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) «Закрой лишнюю картинку» (развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение). «Загадай птичку» - (развитие словесно-логического мышления, выбор изображения из множества по описанию, выделение сходных и отличительных признаков этого предмета) Игра «Рыбы - птицы - звери» (учить детей видеть существующие противоречия: уметь применять в ходе упражнений различные категории, формировать способность отстаивать свою точку зрения, доказывать истинность своего ответа, закрепление видовых и родовых понятий) |
Город | «Магазин» (формировать умение проводить анализ, сравнение, выделять существенные признаки и обобщать по ним) «Скажи наоборот (дом высокий – низкий, улица длинная- …)» (развитие логического мышления, умения подбирать слова-антонимы) |
Транспорт | «Летает, плавает, едет» (формирование умений выполнять классификацию) Геометрическая мозаика «Поезд», «Грузовик», «Самолет» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти) Выкладывание картин из счетных палочек «Кораблик», «Самолет» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов) |
Насекомые | Геометрическая мозаика «Бабочка» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти) «Летает – ползает, скачет» (формирование умений выполнять классификацию) «Закрой лишнюю картинку» (развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение). Выкладывание картин из счетных палочек «Жук» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов) |
Цветы луга и сада | «Продолжи ряд» (формировать умение выстраивать определенную последовательность) Геометрическая мозаика «Цветок» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти) Выкладывание и счетных палочек «Тюльпан», «Одуванчик» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов) «Ягоды, деревья, цветы» (учить детей видеть существующие противоречия: уметь применять в ходе упражнений различные категории, формировать способность отстаивать свою точку зрения, доказывать истинность своего ответа, закрепление видовых и родовых понятий) |
Жители водоемов | Геометрическая мозаика «Рыбка» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти) «Закрой лишнюю картинку» (развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение). Выкладывание картин из счетных палочек «Рыбка» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов) Упр. «Найди отличие» (формировать и развивать у детей основные операции мышления, учить находить сходства и различия между предметами и явлениями, делать правильные умозаключения) |
Взаимодействие педагогического коллектива группы и учителя-дефектолога
От слаженности в работе учителя – дефектолога и педагогического коллектива во многом зависит успех коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада или группы для детей с задержкой психического развития.
Многие из коррекционных задач решаются дефектологом, логопедом и воспитателем совместно. Вместе с тем необходимо четко определить и разграничить функции дефектолога, логопеда и воспитателя, чтобы исключить возможность повторения занятий. Рекомендуется выделить в группе уголок, т. е. место для занятий, в котором должны находиться игры для формирования и развития мыслительных и психических процессов. Наглядный материал в уголке обновляется в течение учебного года по мере прохождения учебного материала.
Дефектолог осуществляет формирование высших психических функций, контроль, а так же оказание методической помощи воспитателям, вместе с воспитателем и логопедом следит за развитием каждого этапа. Задача работы дефектолога заключается в обучении и формировании навыков.
Взаимодействие с воспитателем: Воспитатель выступает чаще посредником между специалистом и детьми. Для этого воспитатели должны присутствовать на фронтальных занятиях специалиста, а он в свое время может посещать отдельные занятия воспитателей с целью как контроля, так и оказания методической помощи воспитателям. Воспитатель занимается закреплением навыков и умений и должен знать, на какой стадии развития находится каждый ребенок, а так же вместе со специалистами группы следить за развитием каждого этапа.
Задача работы воспитателя заключается в «создании условий для практического усвоения…», «упражнении в использовании…», «закреплении…», «активизации…». Важна роль воспитателя во время проведения занятий. Он должен четко знать особенности методики обучения детей в коррекционной группе. Воспитателям следует видеть дефекты развития детей и знать, что ошибки детей – не случайность, а симптом их психического неблагополучия.
Воспитатели стремятся содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, укрепляя и расширяя их компенсаторные возможности, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных дефектологом в определенный период обучения.
В работе воспитателя важным моментом являются вечерние занятия по заданию дефектолога (после полдника). На вечерние занятия педагог может взять одного или несколько человек, в зависимости от того, насколько успешно усвоен детьми материал. Все задания должны быть знакомы детям. Наглядный и речевой материал отбирается индивидуально для каждого ребенка.
В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения и изменение условий общения. В его задачу также входит создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление у детей веры в собственные возможности, сглаживание отрицательных эмоций, формирование интереса к занятиям.
В процессе коррекционной работы воспитатель также как и другие специалисты, уделяет большое внимание развитию мелкой моторики. Во внеучебное время он может предлагать детям тренироваться в застегивании и расстегивании одежды, завязывании и развязывании шнурков, сортировке мелких предметов.
Взаимодействие с логопедом: осуществляет развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т.д.
Логопед подбирает речевой материал для детей, учитель-дефектолог регулирует познавательную составляющую. Оба специалиста учитывают возрастные, интеллектуальные и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Такая схема взаимодействия позволяет расставить акценты в работе дефектолога и логопеда в пределах своей компетенции, преследуя одну цель, но достигая её разными средствами.
Так, например, преследуя цель «развить мышление и воображение детей», учитель-дефектолог может предложить игру «На что это похоже?»: дается элементарное схематичное изображение, по которому нужно определить, что напоминает этот рисунок. А учитель-логопед, развивая мышление и воображение, использует мнемокарточки и мнемотаблицы при пересказах и составлении рассказов, например, назови цвет посуды - это изображение цветных фигур.
Не менее важным является процесс формирования такой мыслительной операции, как классификация. Учитель-дефектолог может предложить игру «Кому что нужно»: какие инструменты нужны повару для работы? Важным в работе логопеда является научить классифицировать звуки по признаку - гласный или согласный, твердый или мягкий, глухой или звонкий.
В коррекционно-развивающем процессе дефектологу важно научить детей сравнивать предметы, находить в них не только различия, что детям дается гораздо легче, но и выделять общее между ними, таким образом, способствуя развитию ассоциативного мышления (пример, найди сходства и различия между предметами по картинкам). А у учителя-логопеда может быть игра на использование сравнения при употреблении слов антонимов. Например, дети учатся определять противоположное эмоциональное состояние человека. И что немало важно: сами демонстрируют их на себе, тем самым не только проговаривая необходимые слова-антонимы, но и переживая их.
Важно детей научить обобщать предметы, исключать по различным признакам. С этой целью дефектолог предлагает игры «Что лишнее?», по функциональному или ситуативному признаку.
Решая те же задачи, учитель-логопед предлагает игры «4-й лишний» - на материале изучения лексических тем по принципу обобщений – «Назови одним словом».
Взаимодействие с музыкальным руководителем: учитель-дефектолог включается в разнообразную детскую деятельность. Может, по согласованию с музыкальным руководителем, активно поучаствовать в музыкальном занятии или развлечении, выступить с детьми в концерте или на празднике. Также и музыкальный руководитель включается в познавательную (например: викторина) или коммуникативную (в процессе какой-либо игры) деятельность. В совместную коррекционную работу возможно включение доступных драматизаций народных сказок по тематике. Эффективность коррекционной работы увеличивается, если педагоги группы регулярно закрепляют материал, который вводится на занятиях.
Взаимодействие с инструктором по физической культуре: на групповых занятиях с инструктором по физической культуре, отрабатываются, закрепляются и расширяются те знания и умения, которые дети уже получили на занятиях с учителем - дефектологом. Они направленны на повышение уровней развития всех детей и сопровождаются движениями, речью и даже пением. Это комплексы общеразвивающих упражнений, пальчиковые и артикуляционные гимнастики, точечные массажи и многое другое.
На основе статистических данных дети с задержкой психического развития менее физически подготовлены чем дети с нормальным темпом развития. Это вызывает определенные трудности в овладении детьми как учебного материала, так и развитию памяти, мышления, внимания и других высших психических фунуций. Преодолеть трудности, вызванные физической неполноценностью помогают индивидуальные занятия.
Здесь учитываются непосредственно особенности каждого ребенка. Перед индивидуальными занятиями с детьми учитель – дефектолог и инструктор по физической культуре обмениваются рекомендациями более уточненного характера: коррекция моторной неловкости, слабое развитие мелкой и общей моторики, гипер- и гипоактивность, различные виды тремора, слабое развитие артикуляционного и дыхательного аппарата у того или иного ребенка. Некоторые задания в своих индивидуальных занятиях учитель – дефектолог направляет на коррекцию этих недостатков. Они подбираются с учетом лексических тем, рекомендаций инструктора по физической культуре, особенностями развития каждого ребенка и так же носят речевой характер. Это и речевые пятиминутки, и дыхательные и пальчиковые игры, различные виды шнуровки, работа с сенсорными коробками, мозаиками, задания в условиях соревновательной деятельности, мимические упражнения и многое другое.
Развитие физической активности при комплексном воздействии всех специалистов и педагогов существенно повышает результативность коррекции психических, речевых и двигательных нарушений, встречающихся у детей с ЗПР. Это связанно не только с постоянным повторением и усложнением уже известных заданий, но и положительным эмоциональным сопровождением.
Работа с родителями
- Наглядная информация в родительском уголке по теме «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (консультации, памятки, буклеты).
- Рекомендации по проведению совместных игр родителей и детей в вечернее время дома
- Привлечь родителей к совместному изготовлению дидактических игр
Литература:
- Алябьева Е.А. Игры для детей 5-8 лет: развитие логического мышления и речи, «Сфера», 2010
- Афонькина Ю.А., Колосова Н.В. Развитие познавательных способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития, «АРКТИ», 2016
- Жукова О.С. Развиваем мышление, «Астрель», 2008 (Клуб веселых дошколят)
- Кагарлицкая Г.С. Что зачем и почему? Комплект коррекционно-развивающих материалов для работы с детьми от 4-х лет, «Генезис», 2011
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников, «Академия развития», 2007.
- Шалаева Г. Большая книга логических игр, «АСТ Слово», 2013.
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя-логопеда на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием игровых упражнений»
Опыт педагогической работы учителя-логопеда,который может быть использован коллегами...
опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....
«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях, по математике посредством дидактических игр и упражнений по ФГОС»
«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях, по математике посредством дидактических игр и упражнений по ФГОС» ...
Методическая разработка. Значение дидактических игр на развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
В сборнике представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Адресован воспитателям дошкольных образовате...
Конспект образовательной деятельности. Использование интеллектуальных технологий в развитии основ логического мышления детей старшего дошкольного возраста «Путешествие паровозика по стране Математики ».
Конспект образовательной деятельности с использованием интеллектуальных технологий в развитии основ логического мышления детей старшего дошкольного возраста: интерактивная доска, палочек Кюизенер...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Известно, что инструментом всестороннего развития личности ребенка является богатая и хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ле...
Развитие элементов инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста через конструктивно-модельную деятельность
laquo;Развитие элементов инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста через конструктивно-модельную деятельность».Актуальность:Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, ...