Мой опыт работы
статья (старшая группа) на тему
Мой опыт работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_metodicheskoy_razrabotke.docx | 33.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»
Актуальность опыта
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине.
(В.А. Сухомлинский.)
Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры.
Наш детский сад особое внимание уделяет сохранению и преумножению национальных традиций, поскольку живём мы в Нанайском районе, имеющем глубокие исторические корни и динамично развивающемся на современном этапе. Мы стремимся обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью народного творчества и национальных обычаев.
На основе анализа работы с детьми и их родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о родной земле, о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников, поэтому тема моего педагогического опыта «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой Родины»
Основное противоречие, решаемое в этом опыте, - это противоречие между необходимостью освоить определённые знания, умения и навыки в процессе дошкольной подготовки и разрозненностью, оторванностью от жизни знаний, умений и навыков, усвоенных традиционным путём.
Выход из противоречия – приоритет живого компетентностного подхода в воспитании и развитии дошкольника на основе обращения к истокам, к традициям малой родины.
Цель педагогического опыта:
Сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению гражданственности и патриотизма, формирование и развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности в условиях малой родины.
Определены следующие задачи:
- Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям, её культуре.
- Развивать познавательный интерес к народному творчеству, к родной природе, к окружающему миру.
- Формировать у дошкольников интерес к образцам декоративно – прикладного искусства и местным художественным промыслам.
- Создание этнокультурной среды в учреждении
- Обеспечение взаимодействия с семьёй по возрождению традиций духовно-нравственного семейного воспитания средствами народной культуры.
Ведущая педагогическая идея опыта:
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры.
Главное направление патриотического воспитания, отражённого в данном опыте работы, может быть сформулирована следующим образом: воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному краю.
Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы. Дом или детский сад, родной район и село имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного района – нанайская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.
Теоретическое обоснование опыта
Методологической и теоретической основой работы, являются положения философии, психологии и педагогики о влиянии социальной среды на развитие личности; о единстве общечеловеческого и национального в педагогике (Г.Н.Волков), общепсихологическая теория деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), о воспитании социальных, нравственных норм и правил поведения (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович и др.); работы по теории и методике педагогических исследований (Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, В.С.Безрукова, В.И.Журавлев, В.И.Загвязинский, М.Н.Скаткин).
Существенное влияние на логику проведенного исследования оказали положения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрывающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (В.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Элъконин и др.), работы в области этнопедагогики (Б.Н.Бессонов, В.И.Баймурзина, Г.Н.Волков, Д.Ж.Валеев, Е.И.Корнеева, С.И.Руденко и др.).
Я поняла, что чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности.
Работа намечена в системе и комплексно по трём направлениям:
- Комплексные занятия познавательного и развивающего цикла с изобразительной, оздоровительной, творческой и экологической деятельностью дошкольников.
- Совместная деятельность взрослых и дошкольников – общение, труд и праздники.
- Самостоятельная деятельность дошкольников – подвижные игры, познавание окружающего мира, маленькие открытия в родной природе, культуре, окружающих людях.
Интегрированный подход в воспитании, образовании и развитии заключает вполне определённое практическое указание на исследование социально-культурного наследия малой родины, системную работу с воспитанниками и их родителями, нацеленную на обогащение социального опыта дошкольников.
В данном опыте представлена система разноаспектных занятий и мероприятий, нацеленных на совместное с воспитанниками их родителями исследование социокультурных условий малой родины и органичное приобщение к ним, минуты творчества, открывающие путь от маленького гражданина к большому патриоту. Такая работа позволяет не только формировать и развивать определённые умения и навыки, но и вовлекает в диалог с миром малой родины, в «процесс творчества и чудотворства».
В опыте проведено преобразование педагогического инструментария; разработана концепция патриотического воспитания дошкольников.
Наибольшей эффективности удается достичь при условии интеграции воспитания и развития дошкольников на разных уровнях (на уровне содержания – интеграция воспитания патриотизма, познания окружающего мира, истории и культуры малой родины, творческого развития; на уровне видов деятельности – познавательная, исследовательская, игровая, общение; на уровне взаимодействия – участие в работе детей, их родителей, общественности); создания атмосферы творчества и сопереживания; вариативности выбора мероприятий и методов воспитания.
В опыте отражены принципы деятельности воспитателя, его взаимодействия с воспитанниками и родителями и приемы диагностики результативности работы с дошкольниками на разных этапах воспитания, обучения и развития.
Достигнутые результаты устойчивы и стабильно высоки.
Преимущества данного опыта: актуальность; создание особой атмосферы «сотворчества»; технологичность (воспроизводимость в иных условиях); широкие возможности для творческого применения; природосообразность (развитие познавательной активности и социальной адаптации ребенка) и его интереса к окружающему миру и самоопределению в нём с учётом традиций и социальной ситуации.
Технология опыта
Для реализации данного опыта создана этнокультурная среда, которая постоянно с помощью родителей совершенствуется.
Реализация проходит через все образовательные области:
- коммуникация - обогащение словаря детей новыми словами, пословицами, поговорками.
- чтение художественной литературы – это сказки, пословицы, поговорки.
- художественное творчество - знакомство детей с народными промыслами, приобщение детей к художественному труду.
- Музыка - ознакомление с нанайскими песнями и танцами.
- познание - это воспитание национального самосознания дошкольника, которое должно начинаться с ощущения того, что ребенок живет в России, на русской земле, говорит на родном языке и познает культуру своего народа.
- физическая культура и здоровье - построено на народных играх разных видов. Это дает возможность решать задачи физического воспитания с учетом индивидуальных особенностей детей.
- Безопасность – формирование способа безопасного поведения в мире природы.
- труд – формирование представлений о труде взрослых.
- Социализация - непосредственно-образовательная деятельность по приобщению к народной культуре.
Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников
Без тесного взаимодействия с родителями и социумом невозможно достичь высокого качества образовательных услуг. Родители – активные участники и помощники в реализации нашей работы.
Совместно с родителями и детьми мы оформляем в группе уголок по патриотическому воспитанию; оформляем картотеку национальных игр, обрядов, традиций, сказок.
Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств.
Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережное отношение к миру природы – все это источники формирования любви к родному краю.
Важно подчеркнуть, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в своей работе я использовала не только художественную литературу, иллюстрации, открытки, фотографии, но и наглядные материалы бытовых предметов, применяла современные интерактивные средства: с помощью компьютера показывала ребятам презентации и видеоролики.
В нашем детском саду есть мини-музей, где дети смогли познакомиться с историей и бытом малой родины. Ребята всегда с большим удовольствием посещают музей, т.к. все экспонаты в нем интерактивны - их можно потрогать, пощупать, поиграть с ними.
Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают обычаи и традиции малой родины.
Значение устного народного творчества в формировании патриотизма.
Дети любят не только слушать, но и инсценировать сказки. Немало времени в своей работе я уделяю ознакомлению с фольклором. Мы разучивали и исполняли нанайские песни, пословицы, танцы. На формирование умственных, нравственных и этических качеств личности существенное влияние оказывают народные игры. Игра для ребенка – способ познания окружающего. Опыт работы с детьми показывает, что традиционные игры детей влияют не только на физическое развитие, но и воспитывают нравственно.
В работу с дошкольниками мною были включены сюжетно-ролевые игры с использованием иллюстрационного наглядного материала. Эти игры способствуют воспитанию патриотических чувств у детей, любви к родному краю.
Значение декоративно-прикладного искусства в формировании нравственно-патриотических чувств
Большое значение в формировании нравственно-патриотических чувств у детей принадлежит знакомству с декоративно-прикладным искусством.
Закрепление и расширение нравственно-патриотических представлений у дошкольников продолжала, развивая различные виды изобразительной деятельности
Изменения в содержании дошкольного образования
1. Определен комплекс теоретико-методологических подходов (личностно-
деятельностный, аксиологический, культурологический) при решении проблемы
становления личности ребенка дошкольного возраста.
2. Расширены возможности использования социально-культурных условий малой родины для становления разносторонне развитой личности ребенка дошкольного возраста.
3. Обоснована и экспериментально доказана эффективность комплекса
педагогических условий в становлении разносторонне развитой личности ребенка
дошкольного возраста, что способствует формированию «образа – Я» ребенка дошкольного возраста.
Система и последовательность работы по воспитанию у детей патриотических чувств, представлена следующим образом:
Семья → родная улица → село→ район →край→ страна: История, символика, обычаи, традиции, чем живёт сегодня, особенности (достопримечательности), перспективы развития.
Свою работу я провожу последовательно: от более близкого, знакомого, к более сложному по единому плану, включающему единство прошлого, настоящего и будущего как отдельно взятой семьи, так и родины в целом.
Преобразование педагогического инструментария
Благодаря использованию различных форм и методов работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, бытом и традициями малой родины, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система отношений детского и родительского коллективов.
Результативность опыта
Таким образом, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам народной культуры имеет положительные результаты:
- сформированные первые представления о культуре своего народа, обычаях и традициях;
- обогатился словарный запас, дети знают пословицы, поговорки, названия предметов быта, элементов национальной одежды;
- формируется представление о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге;
- развиваются коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам, малышам;
- развивается чувство коллективизма, эмоционально-волевая сфера, патриотические чувства и любовь к Родине, своей истории, природе и народу;
- пополнилась предметно-развивающая среда групп.
Рекомендации
Опыту присущи актуальность, высокая результативность, оптимальность, стабильность и научность. Поэтому может быть использован в дошкольных учреждениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...