Мой опыт работы
статья (старшая группа) на тему

Бельды Виктория Юрьевна

Мой опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_k_metodicheskoy_razrabotke.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»

 

Актуальность опыта

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

(В.А. Сухомлинский.)

 

      Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры.

     Наш детский сад особое внимание уделяет сохранению и преумножению национальных традиций, поскольку живём мы в Нанайском районе, имеющем глубокие исторические корни и динамично развивающемся на современном этапе. Мы стремимся обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью народного творчества и национальных обычаев.

  На основе анализа работы с детьми и их родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о родной земле, о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников, поэтому тема моего педагогического опыта «Приобщение  детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой Родины»

    Основное противоречие, решаемое в этом опыте, - это противоречие между необходимостью освоить определённые знания, умения и навыки в процессе дошкольной подготовки и разрозненностью, оторванностью от жизни знаний, умений и навыков, усвоенных традиционным путём.

Выход из противоречия – приоритет живого компетентностного подхода в воспитании и развитии дошкольника на основе обращения к истокам, к традициям малой родины.

Цель педагогического опыта:

Сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению гражданственности и патриотизма, формирование и развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности в условиях малой родины.

Определены следующие задачи:

  • Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям, её культуре.
  • Развивать познавательный интерес к народному творчеству, к родной природе, к окружающему миру.
  • Формировать у дошкольников интерес к образцам декоративно – прикладного искусства и местным художественным промыслам.
  • Создание этнокультурной среды в учреждении
  • Обеспечение взаимодействия с семьёй по возрождению традиций духовно-нравственного семейного воспитания средствами народной культуры.

Ведущая педагогическая идея опыта:

     Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.

     Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры.

      Главное направление патриотического воспитания, отражённого в данном опыте работы, может быть сформулирована следующим образом: воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному краю.

     Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы. Дом или детский сад, родной район  и село имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного района – нанайская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.

Теоретическое обоснование опыта

     Методологической и теоретической основой работы,   являются положения философии, психологии и педагогики о влиянии социальной среды на развитие личности; о единстве общечеловеческого и национального в педагогике (Г.Н.Волков), общепсихологическая теория деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), о воспитании социальных, нравственных норм и правил поведения (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович и др.); работы по теории и методике педагогических исследований (Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, В.С.Безрукова, В.И.Журавлев, В.И.Загвязинский, М.Н.Скаткин).

      Существенное влияние на логику проведенного исследования оказали положения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрывающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (В.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Элъконин и др.), работы в области этнопедагогики (Б.Н.Бессонов, В.И.Баймурзина, Г.Н.Волков, Д.Ж.Валеев, Е.И.Корнеева, С.И.Руденко и др.).

      Я поняла, что чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности.

      Работа намечена в системе и комплексно по трём направлениям:

  • Комплексные занятия познавательного и развивающего цикла с изобразительной, оздоровительной, творческой и экологической деятельностью дошкольников.
  • Совместная деятельность взрослых и дошкольников – общение, труд и праздники.
  • Самостоятельная деятельность дошкольников – подвижные игры, познавание окружающего мира, маленькие открытия в родной природе, культуре, окружающих людях.

      Интегрированный подход в воспитании, образовании и развитии заключает вполне определённое практическое указание на исследование социально-культурного наследия малой родины, системную работу с воспитанниками и их родителями, нацеленную на обогащение социального опыта дошкольников. 

      В данном опыте представлена система разноаспектных занятий и мероприятий, нацеленных на совместное с воспитанниками их родителями исследование социокультурных условий малой родины и органичное приобщение к ним, минуты творчества, открывающие путь от маленького гражданина к большому патриоту. Такая работа позволяет не только формировать и развивать определённые умения и навыки, но и вовлекает в диалог с миром малой родины, в «процесс творчества и чудотворства».

      В опыте проведено преобразование педагогического инструментария; разработана концепция патриотического воспитания дошкольников.

     Наибольшей эффективности удается достичь при условии интеграции воспитания и развития дошкольников на разных уровнях (на уровне содержания – интеграция воспитания патриотизма, познания окружающего мира, истории и культуры малой родины, творческого развития; на уровне видов деятельности – познавательная, исследовательская, игровая, общение; на уровне взаимодействия – участие в работе детей, их родителей, общественности); создания атмосферы творчества и сопереживания; вариативности выбора мероприятий и методов воспитания.

      В опыте отражены принципы деятельности воспитателя, его взаимодействия с воспитанниками и родителями и приемы диагностики результативности работы с  дошкольниками на разных этапах воспитания, обучения и развития.

Достигнутые результаты устойчивы и стабильно высоки.

     Преимущества данного опыта: актуальность; создание особой атмосферы «сотворчества»; технологичность (воспроизводимость в иных условиях); широкие возможности для творческого применения; природосообразность (развитие познавательной активности и социальной адаптации ребенка) и его интереса к окружающему миру и самоопределению в нём с учётом традиций и социальной ситуации.

Технология опыта

     Для реализации данного опыта создана этнокультурная среда, которая постоянно с помощью родителей совершенствуется.

    Реализация проходит через все образовательные области:

  • коммуникация  - обогащение словаря детей новыми словами, пословицами, поговорками.
  • чтение художественной литературы –   это сказки, пословицы, поговорки.
  • художественное творчество -  знакомство детей с народными промыслами, приобщение детей к художественному труду.
  • Музыка -  ознакомление с нанайскими  песнями и танцами.
  • познание - это воспитание национального самосознания дошкольника, которое должно начинаться с ощущения того, что ребенок живет в России, на русской земле, говорит на родном языке и познает культуру своего народа.
  • физическая культура  и здоровье - построено на народных играх разных видов. Это дает возможность  решать задачи физического воспитания с учетом индивидуальных особенностей детей.
  • Безопасность – формирование способа безопасного поведения в мире природы.
  •  труд – формирование представлений о труде взрослых.
  • Социализация - непосредственно-образовательная деятельность по приобщению к  народной культуре.

Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников 

     Без тесного взаимодействия с родителями и социумом невозможно достичь высокого качества образовательных услуг. Родители – активные участники и помощники в реализации нашей работы.

Совместно с родителями и детьми мы оформляем в группе уголок по патриотическому воспитанию; оформляем картотеку национальных игр, обрядов, традиций, сказок.

Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств. 

     Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережное отношение к миру природы – все это источники формирования любви к родному краю.

     Важно подчеркнуть, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в своей работе я использовала не только художественную литературу, иллюстрации, открытки, фотографии, но и наглядные материалы бытовых предметов, применяла современные интерактивные средства: с помощью компьютера показывала ребятам презентации и видеоролики.

      В нашем детском саду есть мини-музей, где дети смогли познакомиться с историей и бытом малой родины. Ребята всегда с большим удовольствием посещают музей, т.к. все экспонаты в нем интерактивны - их можно потрогать, пощупать, поиграть с ними.

     Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

     Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают обычаи и традиции малой родины.

Значение устного народного творчества в формировании патриотизма. 

    Дети любят не только слушать, но и инсценировать сказки. Немало времени в своей работе я уделяю ознакомлению с фольклором. Мы разучивали и исполняли нанайские песни, пословицы, танцы. На формирование умственных, нравственных и этических качеств личности существенное влияние оказывают народные игры. Игра для ребенка – способ познания окружающего. Опыт работы с детьми показывает, что традиционные игры детей влияют не только на физическое развитие, но и воспитывают нравственно.

     В работу с дошкольниками мною были включены сюжетно-ролевые игры с использованием иллюстрационного наглядного материала. Эти игры способствуют воспитанию патриотических чувств у детей, любви к родному краю.

Значение декоративно-прикладного искусства в формировании нравственно-патриотических чувств 

     Большое значение в формировании нравственно-патриотических чувств у детей принадлежит знакомству с декоративно-прикладным искусством.

Закрепление и расширение нравственно-патриотических представлений у дошкольников продолжала, развивая различные виды изобразительной деятельности

Изменения в содержании дошкольного образования

1. Определен комплекс теоретико-методологических подходов (личностно-

деятельностный, аксиологический, культурологический) при решении проблемы

становления личности ребенка   дошкольного возраста.

2. Расширены возможности использования социально-культурных условий малой родины для становления разносторонне  развитой личности ребенка дошкольного возраста.

3. Обоснована и экспериментально доказана эффективность комплекса

педагогических условий в становлении разносторонне  развитой личности ребенка

дошкольного возраста, что способствует формированию «образа – Я» ребенка дошкольного возраста.

      Система и последовательность работы по воспитанию у детей патриотических чувств, представлена следующим образом:

Семья → родная улица → село→ район →край→ страна: История, символика, обычаи, традиции, чем живёт сегодня, особенности (достопримечательности), перспективы развития.

     Свою работу я провожу последовательно: от более близкого, знакомого, к более сложному по единому плану, включающему единство прошлого, настоящего и будущего как отдельно взятой семьи, так и родины в целом.

Преобразование педагогического инструментария

      Благодаря использованию различных форм и методов работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, бытом и традициями малой родины, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система отношений детского и родительского коллективов.

Результативность опыта

      Таким образом,  комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам народной культуры имеет положительные результаты:

- сформированные первые представления о культуре своего народа, обычаях и традициях;

- обогатился словарный запас, дети знают пословицы, поговорки, названия предметов быта, элементов национальной одежды;

- формируется представление о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге;

- развиваются коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам, малышам;

- развивается чувство коллективизма, эмоционально-волевая сфера, патриотические чувства и любовь к Родине, своей истории, природе и народу;

- пополнилась предметно-развивающая среда групп.

Рекомендации

    Опыту присущи актуальность, высокая результативность, оптимальность, стабильность и научность. Поэтому может быть использован в дошкольных учреждениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...