Знакомство с былинными героями через изобразительное искусство.
статья на тему
Знакомство с былинными героями через изобразительное искусство. Произведения сказочно- быллинной живописи дают возможность воочию познакомить детей страдициями, одеждой, предметами быта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s-b_zh.docx | 30.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 4 «СОЛНЫШКО»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАТО СВЕТЛЫЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Выступление на заседании МО на тему: "Приобщение дошкольников
к народной культуре через восприятие сказочно-былинной живописи".
Подготовила :
воспитатель 1 категории
Чернявская Н.А.
П. Светлый
2014 г.
В произведениях русского народного фольклора - сказках и былинах - отражены история народа, его прошлое, опыт предыдущих поколений, его национальные обычаи, традиции, истоки культуры.
Сказка для детей это первые ориентиры отношений к человеческим ценностям, добродетелям или порокам: добру и злу, простодушию и хитрости, честности и обману, правде и лжи.
Былина- это жанр русской эпической песни, сказание о богатырях- героях, совершающих воинские подвиги. Слово «былина» происходит от слова «быль», то есть то, что было в действительности, запомнилось и осталось в памяти народной. Некоторые персонажи былин носят имена исторических лиц - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Настасья Микулишна, Садко. В былинах много предметов исторически достоверных, например, старинное вооружение богатырей: меч, лук и стрелы, щит, палица и пр. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой рекомендует знакомить с былинами и сказками: «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова; «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (по народным сюжетам); «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов — семь работников», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» обр. А. Н. Толстого;.
Произведения изобразительного искусства, созданные на сюжеты легенд, былин, сказок, относятся к сказочно-былинной живописи. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой рекомендует знакомить с картинами В. Васнецова («Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке»).
Сказочно-былинная живопись служит источником приобщения детей к истокам русской народной культуры, национальным обычаям. Произведения сказочно-былинной живописи дают детям возможность воочию познакомиться с одеждой, предметами быта и возможностями их использования, традициями и обычаями русского народа. В полотнах, написанных по мотивам сказок и былин основные черты героев - положительные или отрицательные – передаются через внешний вид: выражение лица, позы, одежду, предметы и животных, которые сопровождают героев; среду, в которой они живут. Произведения живописи, написанные по мотивам сказок и былин, - это сюжетно-тематические картины, в которых представлена взаимосвязь событий, художественных образов, где сюжетно-композиционный центр всегда выделен ярко, детально, подчеркнут либо величиной, цветом, либо построением изображения.
Все средства выразительности живописи направлены на выражение главной идеи произведения.
Ознакомление детей дошкольного возраста со сказочно-былинной живописью происходит по определенной схеме:
1. Предварительная работа: рассказывание детям сказки (былины), связанной с изучаемой картиной.
2. Проведение беседы, направленной на выяснение сути сказки (былины), характера ее главных героев, рассматривание иллюстраций к ней.
3. Проведение художественно-развивающих игр.
4. Основная работа по картине: рассматривание картины, словесное рисование по теме картины.
5. Анализ главного героя (героев): обратить внимание детей на позу героя, на положение рук, ног, головы, мимику лица.
6. Анализ цветовой гаммы картины.
7. Анализ деталей, изображенных на переднем плане.
8. Анализ заднего плана (фона) картины.
9. Целостный анализ содержания и средств выразительности картины.
Сказочно-былинная живопись – это жанровая живопись. Она может сочетать в себе портрет и пейзаж(«Богатыри» ,«Аленушка»), портрет и натюрморт («Кощей Бессмертный»). Поэтому, рассказывая о средствах выразительности в сказочно-былинной живописи , необходимо отмечать особенности присущие как портрету, так и пейзажу и натюрморту.
Проследим средства выразительности в сказочно-былинной живописи на примере трех картин Виктора Михайловича Васнецова:
- картины "Иван–Царевич на Сером волке";
- картины "Богатыри";
- картины "Аленушка" .
Первое средство выразительности в сказочно-былинной живописи - рисунок. Изображая героев сказок и былин, художник четко прорисовывают их портреты. Поэтому рисунку в портрете принадлежит особая роль, ибо его главная задача – разработка характера. Точно воспроизводя облик человека, художник выявляет и его эмоциональную структуру.
Главное в портрете – лицо, его выражение. Особое внимание в портрете художники уделяют глазам, ибо в них открывается ключ к разгадке психического состояние человека, его настроений, чувств, характера, даже поступков и нравственных установок, истинных мыслей человека. В народе говорят: «Глаза – зеркало души». Недаром существуют выражения: «косо смотрит», «глаза отводит», «смотрит сверху вниз», «в рот смотрит», «глаза прячет» .За такими выражениями стоят характер, поведение. Сколько тончайших оттенков душевного состояния можно прочитать по глазам: недовольство, высокомерие, ложь, благоговение, равнодушие, угодливость, покорность, прямоту, честность, доброту, стыд, боль, смущение, мягкость, деликатность, удивление и других.
У Ильи Муромца в картине "Богатыри" благородное русское лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью.
Одновременно с глазами представление о душевном состоянии человека могут дать брови и лоб. Если брови нахмурены, насуплены, сдвинуты, то это указывает на отрицательное эмоциональное состояние человека: суровость, угрюмость, мрачность, неудовлетворенность, гнев, озабоченность( Илья Муромец, Добрыня Никитич), а также на возможность мыслительного акта – сосредоточенность, размышление. Поднятые вверх брови характерны для удивленных или изумленных глаз. Таким образом, анализируя выражение лица изображенного героя, мы можем определить его характер и эмоциональное состояние.
При восприятии портрета какого-либо сказочного или былинного героя значительное представление о нем могут дать руки, пластика их движений (жесты). По ним можно судить о роде занятия изображенного, о чертах характера, здоровье и возрасте человека («Богатыри»). Зорко всматривается Илья из-под узорной рукавицы в степную даль, в сторону врагов-кочевников. Он готов к бою, но не торопится: даже ногу высвободил из стремени.
Весьма существенную роль играет понимание позы человека. Поза может быть грустная, меланхолическая, застенчивая, небрежная, неудобная, скованная, раскованная, расслабленная, развязная, чересчур вольная, сгорбленная - все это знак определенного состояния человека.
Иван-Царевич на картине "Иван–Царевич на Сером волке" тревожно и настороженно оглядывается вокруг. Измученная долгой скачкой, Елена Прекрасная испуганно и доверчиво прижалась к груди своего спасителя. Её обессилено упавшие руки и печальные глаза говорят об огромной усталости и пережитом страхе . Поза Аленушки на картине Васнецова: (она сидит, пригорюнившись), положение рук, ног, головы, выражение отчаяния на лице.
Помимо позы, жеста, мимики лица в изображении человека определенное место принадлежит одежде, которая может свидетельствовать о его социальной принадлежности, чертах характера, увлечениях («Богатыри»). Илья Муромец одет в железную кольчугу, на голове шлем. Илья Муромец справедлив, бесстрашен, прямодушен, не способен на хитрости и уловки. Добрыня Никитич одет богато и нарядно. Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи, щит из дорогого красного металла, инкрустированного золотом, узорчатый высокий шлем, нарядные, цвета бирюзы, сапоги. Добрыня не так спокоен и рассудителен, как Илья Муромец. Он нетерпеливо сжимает рукоятку меча, наполовину вынутого из ножен; ноги в стременах, глаза зорко всматриваются в даль, он готов в любую минуту броситься в бой. Третий богатырь – Алёша Попович, стройная фигура его опоясана широким золотым поясом. Шлем с наушниками, пластинчатая кольчуга богаты и красивы; сбоку виднеются гусли, – весельчак и балагур Алёша Попович.
Второе средство выразительности живописи -колорит.
Колоритом называется общая цветовая гармония, где каждый цвет находится в согласованном единстве с другими.
Художник использует колорит для передачи своего замысла, своего отношения к изображаемому. В картинах, где показано человеческое страдание, горе, чаще всего используются цвета неяркие, приглушенные, более темные. Цветовая гамма в изображении природы перекликается с цветовым колоритом в изображении героев , например на картине "Аленушка", природа откликается на душевное состояние девочки, сочувствуя ей: гармония неярких, глубоких темно- и светло-зеленых, бурых, коричневых, серо-белых холодных с теплыми красно-коричневыми, каштановыми, розовыми, темно-бежевыми красками. Холодные цвета вызывают эмоциональное ощущение холода, пустоты, бесконечности, неприкаянности, тревожности, неизвестности, печали, трагичности. Натура эмоционально открытая, страстная, увлекающаяся, отличающаяся душевной щедростью при изображении будет иметь преобладание горячих оттенков в одежде (Иван-царевич), и наоборот, человек более строгий, возможно более молчаливый, замкнутый по характеру будет иметь одежды, которые пропитаны холодными цветами (Елена Прекрасная).
В картинах с радостным, оптимистическим настроением цвета подбираются яркие, сочные теплые. Они передают радостное, солнечное, доброе настроение, воплощают благородство души, душевной щедрости, возвышенных чувств, счастья, любви, светлой мечты.
Третье средство выразительности живописи -Композиция.
Композиция в живописи означает построение произведения, распределение его частей на плоскости листа в определенной связи друг с другом, соответственно содержанию. Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно.
Не все закономерности, правила и свойства композиции доступны пониманию детей, но, некоторые из них, благодаря целенаправленной педагогической работе, дети осознают и используют в своей деятельности.
В композиции весьма существенным элементом является определение границ изобразительной плоскости и формат холста. Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого художник выбирает замкнутую, закрытую, статичную композицию. Основные направления зрительных линий стягиваются к центру . Если художнику необходимо нарисовать панораму, показать большой простор, то он не будет его перегораживать с боков, ограничивать какими-либо деревьями или зданиями, а лучше сделает уходящим за пределы рамы. Это тип открытой композиции(«Богатыри»). Богатыри изображены на фоне сурового степного пейзажа, их головы и плечи возвышаются над линией горизонта, отчего богатыри кажутся ещё более мощными и значительными. Симметричное расположение фигур, устойчивость композиции, намеренная скованность в их движениях (до поры до времени) передают сплочённость богатырей, объединённых общим стремлением – не пропустить врага в пределы Руси.
Степь покрыта густой ковыльной травой. Над дальней холмистой цепью возвышенностей с перелесками нависло низкое небо, покрытое холодными свинцовыми тучами. За холмами к северу – Русь, та широкая, раздольная Русь, которая вырастила и снарядила могучих богатырей на защиту своих границ от многочисленных орд кочевников.
В картине " Аленушка" вертикально-прямоугольная композиция, где в центре крупным планом изображена главная героиня. Вокруг Аленушки - открытое пространство, за спиной - темно-зеленая стена леса, перед ней - темно-коричневая вода лесного озера, - все это усиливает ощущение опасности, одиночества, трагичности.
Сказочность сюжета подчеркивается некоторыми деталями, символизирующими надежду на лучшее. Так, верху картины чуть приоткрыто светлое пространство неба; ласточки, сидящие на ветке, - это вестники перемен и надежды.
В картине "Иван–Царевич на Сером волке" то же вертикально-прямоугольная композиция, где сквозь мрачный и густой лес, спасаясь от погони, скачет верхом на Сером волке Иван-Царевич вместе с Еленой Прекрасной. Величественные деревья, поросшие мхом, встают у них на пути непроходимой стеной. Их зловещие ветви переплелись и не пропускают солнечных лучей. Гнетущая и печальная атмосфера картины вызывает ощущение тревоги и опасности. И только цветущая яблоня своими нежными цветами вызывает светлые чувства и укрепляет веру в счастливый финал истории.
Важно на примере картин сказочно- былинной живописи дать детям представление о сказочной живописи, связанной с фольклором:
- средствах ее выразительности;
- формировать навыки последовательного рассматривания картины, умение высказывать свое мнение об увиденном, используя доказательные суждения, оценки;
- обогащать речь детей образными словами, выражениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через изобразительное искусство
В литературе неоднократно отмечалось значение изобразительной деятельности как мощного средства эстетического и нравственного воспитания ребенка (Л.С.Выготский, Г.Г.Григорьева,...
Статья из опыта работы "ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРОЙ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО"
Статья раскрывает тему былинных образов в рисунках детей....
«Былинный эпос в изобразительном искусстве как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Методическая разработка...
Воспитание у детей эстетического вкуса через изобразительное искусство и его роль в подготовке к школе
Консультация для родителей и педагогов ДОУ...
Статья. Развитие детей через изобразительное искусство.
Рисование для ребенка - это не просто интересное занятие, рисование помогает развивать мелкую моторику, тренирует память и внимание, учит думать и анализировать, развивать фантазию, соизмерять и сравн...
Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через изобразительное искусство
В литературе неоднократно отмечалось значение изобразительной деятельности как мощного средства эстетического и нравственного воспитания ребенка (Л.С.Выготский, Г.Г.Григорьева, Е.И.Игнатьев...
Рекомендации педагогам по знакомству старших дошкольников с образами былинных героев через иллюстрации
Знакомство старших дошкольников с образами былинных героев через иллюстрации художников является актуальной и важной темой в контексте сохранения и передачи культурного наследия русского народа детям ...