Проект мини-музей "Шкатулки"
проект (средняя группа) на тему

Матвеева Ольга Александровна

Цель данного проекта - формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно шкатулка в различном ее проявлении как промышленной, так и авторской.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_pasport.doc489 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №63

«Лесная полянка»  города Белово комбинированного вида»

ПАСПОРТ МИНИ – МУЗЕЯ

группы №7 «Незабудка»

«Музей Шкатулок»

     Авторы музея:

Утенкова Е.В.

Матвеева О.А.

Белово 2014г.

Содержание

Сведения об авторском коллективе…………………………………………………….3

 Паспортные данные мини-музея………………………………………………………..4

Аспекты музейной деятельности……………………………………………………….6

Положение о музеи…………………………………………………………………………7

План работы по созданию музея………………………………………………………..8

Перспективное планирование работы музея…………………………………………9

         Перспектива развития мини-музея…………………………………………………..12

Приложение

Приложение 1………………………………………………………………………………13

Приложение 2………………………………………………………………………………14

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №63 «Лесная полянка»  города Белово комбинированного вида»

группы №7 «Незабудка»

Утенкова Екатерина Викторовна                Матвеева Ольга Александровна

Образование: высшее                                         Образование: среднее специальное

Должность: воспитатель                                 Должность: воспитатель

Пед.стаж: 6 лет                                                 Пед.стаж: 2 года

Категория: I-ая

ПАСПОРТНЫЕ  ДАННЫЕ

Наименование музея: «Музей шкатулок»

Профиль музея: познавательный.

Цель: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно шкатулка в различном ее проявлении как промышленной, так и авторской.

Задачи:

  • Привлечение родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада;
  • Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
  • Обогащение предметно-развивающей среды детского сада;
  • Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;
  • Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;
  • Воспитание у детей интереса к культуре своих предков, культуре предков России и мира;
  • Патриотическое воспитание; художественно-эстетическое воспитание;
  • Воспитание у дошкольников основ толерантности; воспитание представлений о взаимосвязях разных культур.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

  • Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
  • Принцип опоры на интересы ребёнка;
  • Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип последовательности
  • Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Разделы и экспонаты:

В мини-музее представлены разные виды  шкатулок – шкатулки разных форм, размеров, из различных материалов, разных цветов и д.р.

Совет музея: 2 человека

Площадь, занятая под экспозицию: мини-музей организован в 2013 году. Под экспозиции выделены вертикальные полки. Общая площадь экспозиции составляет 4 квадратных метров.

Руководители музея: Утенкова Екатерина Викторовна – воспитатель

I квалификационной категории,                

Матвеева Ольга Александровна - воспитатель

Структура управления музеем:

Руководители музея планируют, координируют, контролируют работу в музее.

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. 

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

  • музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
  • является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
  • способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
  • помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;
  • мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.

Формы деятельности:

- фондовая;

- поисковая;

- научная;

- экспозиционная;

- познавательная.

Оформление музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты. Также  представлены: детская литература, подборки картинок  о шкатулках; подборка дидактических игр  на тему «шкатулки» такие как: «Загадки из шкатулки», «Найди, чем отличаются», «Узнай по части»; а также консультация для родителей «В каждой семье - свои традиции».

ПОЛОЖЕНИЕ О МУЗЕЕ

«Музей шкатулок»

МБДОУ «Детский сад №63 «Лесная полянка»

 города Белово комбинированного вида»

группы №7 «Незабудка»

1. Общие положения

1.1. Музей является тематически систематизированным собранием шкатулок в разных видах, формах и раскрасок.  Работа музея тесно связана с различными формами воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.

2. Цели и задачи

2.1. Музей способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию дошкольников на лучших традициях нашего народа, бережного отношения к культуре народа.

2.2. Задачами музея являются:

  • Поддержка воспитательно-образовательной работы, и её участие в пропаганде культуры родного края.
  • Приобщение родителей и воспитателей к социокультурным ценностям.

3. Содержание и формы работы

3.1. Актив музея проводит следующую работу:

  • Изучает литературно-исторические источники, соответствующие профилю музея;
  • Систематически пополняет фонды музея, путём активного поиска, используя различные формы поисковой работы (привлечение к поисковой деятельности родителей воспитанников дошкольного учреждения);
  • Обеспечивает сохранность музейных предметов;
  • Создаёт и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки;
  • Проводит экскурсионную работу для воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их родителей, педагогов.
  • Оказывает содействие в использовании экспонатов и фондов музея в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

Этап

Содержание работы

Сроки реализации

Ожидаемый результат

1.

Подготовительный этап

Педсовет.

Родительские собрания.

Анкетирование.

Сентябрь 2013г.

1. Определение темы и названия музея.

2. Выбор места для размещения.

3. Выбор инициативной группы.

2.

Практический этап

Сбор и изготовление экспонатов.

Оформление выставки.

Индивидуальная работа с детьми (подготовка экскурсоводов).

В течение года.

Январь-Апрель  2014г.

Октябрь- Декабрь 2013 г.

Создание мини-музея музей «Шкатулок»

3.

Подведение итогов

Заседание инициативной группы.

Экскурсии в мини-музей

Май 2014г.

В течение года.

Дети-экскурсоводы проводят экскурсии в мини-музее.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ

1. Экскурсии, просветительская работа.

2.  Театрализованные досуги.

3. Мастер - классы, семинары.

4. Обмен опытом.

5. Работа с родителями.

6. Пополнение музея экспонатами.

7. Составление альбома участников создания мини-музея и каталога экспонатов.

Тема цикла занятий

Образовательная область

Цель занятия

месяц

1.

Шкатулки разные нужны

Познание, коммуникация

Формировать представления о различных видах шкатулок

сентябрь

2.

Создание аппликации «Шкатулка»

Художественное творчество

Закреплять представления  о шкатулках путём  ручного труда

сентябрь

3.

Описание деревянной шкатулки

Познание

коммуникация

Продолжать давать представления о шкатулках, активизировать речь в играх.

октябрь

4.

Создание из конструктора поделки «шкатулки»

конструирование Познание,

Развивать творческое начало, учить применять различные игровые материалы в игре.

октябрь

5.

Рассматривание сюжетных картинок с изображением шкатулок

Познание, коммуникация, использование стихов, загадок на данную тему

Формировать логическое мышление с помощью загадок.

ноябрь

6.

Коллективная работа-барильеф  «шкатулка мечты»

Художественное творчество

Продолжать совершенствовать умение работать  в сотворчестве с педагогом, развивать навыки аккуратности в работе

Декабрь, январь

7.

Как нам шкатулка помогает

Коммуникация

Показать роль шкатулки  в жизни человека, закреплять в речи детей разновидности шкатулок, закреплять разное использование предлогов

февраль

8.

Знакомство детей с музыкальной шкатулкой

Познание

коммуникация

Знакомить детей с работой музыкальной шкатулки, употреблять в речи слова: музыка, звук и др.

март

9.

Лепка

Шкатулка для мамы

Художественное творчество

Развивать мелкую моторику рук.

март

10

Выставка рисунков по теме

«Шкатулки разные нужны»

Художественное творчество

Закрепление навыков работы в изодеятельности

апрель

10.

Итоговая выставка

Проведение мониторинга. Составление плана на новый учебный год

май

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

- подбор художественной литературы, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов;

- пополнение альбома и каталога музея;

- мастер-классы для воспитателей и родителей;

- индивидуальная работа с детьми по изготовлению бумажных шкатулок;

- проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ №7 «НЕЗАБУДКА»

  1. Какие музеи расположены в непосредственной близости от Вашего дома? __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. В каком из музеев Вы нашли время побывать с ребёнком? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Как Вы могли бы объяснить своему ребёнку, для чего существуют музеи? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Можете ли Вы рассказать историю вашей улицы? __________________________________________________________________
  4. Есть ли в Вашем доме вещи, представляющие интерес с точки зрения истории, памяти? __________________________________________________________________
  5. Какие формы взаимодействия семьи и детского сада Вы считаете наиболее эффективными? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Приведёт ли сотрудничество семьи и дошкольного учреждения к развитию интереса к историческому прошлому своей Родины и формированию ценностных ориентиров к экспонатам музея у детей? __________________________________________________________________
  7. Есть ли в Вашем доме какая-нибудь коллекция? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2.

Сказка про шкатулку желаний

В одной семье в современной квартире стоял старый-престарый прабабушкин сервант. Он был такой древний, что давно его затянула какая-то черная пелена. Сервант стоял в дальнем углу, выглядывал оттуда, и как будто с осуждением смотрел на то, что творилось в доме. Папа обещал, что когда-нибудь выбросит этот старый сервант, но мама не разрешала.

Сказка про шкатулку желаний

Мама любила этот сервант. Когда ей было грустно или тоскливо, она доставала из серванта разные вещи, фотографии, статуэтки и долго смотрела на них и даже разговаривала с ними. Порой мама доставала с самой верхней полки большую шкатулку. Она была еще старше самого серванта, изукрашена резьбой и открывалась с тихим скрипом.

Мама открывала крышку, потихоньку что-то говорила в шкатулку и быстро закрывала ее. Потом мама гладила шкатулку по крышке, улыбалась и ставила на место.

Оленька тоже любила этот сервант, в нем было много интересных вещей. Их можно было часами рассматривать, но мама разрешала играть в них только в своем присутствии.

Однажды Оленька пришла домой из школы расстроенная. Она не знала, как сказать маме, что у нее двойка за диктант по русскому языку. Конечно, мама знала, что у Оли проблемы с русским языком. И даже не с правописанием, а с почерком. Почерк у Оли был ужасный. Ни одна буква не хотела ее слушаться, буквы скакали по строчкам вразнобой, наклонялись куда хотели, и как бы ни старалась Оленька, они петляли и изворачивались.

В этот раз учительница, увидев диктант Оли, очень рассердилась. Она возмутилась: «Сколько это будет продолжаться! Я не могу читать такие каракули!» и поставила Оле двойку, даже не проверив диктант.

Оленька очень обиделась и рассердилась на учительницу.

Когда мама спросила Олю: «Как твои дела в школе?» Оленька не выдержала и заплакала.

Девочка плакала и рассказывала маме, как она старается, как буквы ее не слушаются и какая вредная у них учительница.

Мама пожалела доченьку, а потом подошла к старому-престарому серванту, сняла с верхней полки шкатулку, подала ее Оленьке и сказала: «Это — шкатулка желаний. Она очень старая. Ее мне дала моя мама, а ей – ее мама. В эту шкатулку можно положить любое свое желание, и оно обязательно сбудется. У меня сбылись все желания, которые я положила в эту шкатулку. Для этого нужно открыть крышку и тихонько сказать свое заветное желание. Шкатулка выполняет только самое настоящее желание, — конфет и велосипедов желать нельзя».

Оленька взяла шкатулку в руки, погладила ее по крышке и открыла. Шкатулка была пуста, дно и стенки, обшитые черным бархатом, пахли по-особенному: волшебством и сказкой.

Оля тихонечко сказала: «Я хочу, чтобы буквы меня слушались», и закрыла шкатулку.

Крышка тихонько щелкнула и волшебство растаяло. Оле стало немножечко грустно, она отдала шкатулку маме и пошла к себе в комнату, учить уроки.

Когда девочка села писать задание, то буквы сначала как бы удивленно подпрыгнули, а потом стали складываться в слова. Конечно, нельзя сказать, что буквы были красивыми, но они были похожи на настоящие буквы. Оля очень обрадовалась и с удовольствием доделала домашнюю работу. А на следующий день учительница по русскому языку поставила Оленьке пятерку и написала: «Молодец!».

Оля прибежала домой, залезла на табуретку, погладила шкатулку и тихо сказала: «Спасибо». Мама, глядя на девочку, только улыбалась, она знала, что шкатулка самая обыкновенная, но только очень старая.

Сказка про шкатулку желаний для детей 5-9 лет. Трудности в обучении, конфликты с учителем.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...