Методические рекомендации по созданию развивающей среды совместно с родителями воспитанников.
методическая разработка
Данные методические рекомендации предназначены педагогам организации предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО. Чтобы достичь качественного показателя содержательно-насыщенной, развивающей среды, мы в своей работе подключаем родителей –как непосредственных участников образовательной деятельности МДОУ, заинтересованных в успешности, полноценном и всестороннем развитии детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_rek_sreda.docx | 39.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Надыма»
МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Выполнила: Носова О.А.., воспитатель
МДОУ «Детский сад «Родничок»
г. Надыма»
г. Надым
Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО
Под понятием «среда» подразумевается окружающая обстановка природного, социально-бытового или культурно-эстетического характера.
Данные методические рекомендации включают в себя:
1. Основные требования к организации среды.
2. Основные принципы организации среды.
3. Особенности организации предметно-пространственной среды.
4. Примерный перечень центров в соответствии с образовательными областями.
5. Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
6. Варианты размещения материалов в группе в соответствии с возрастом детей.
7. Примерное содержание центров развития детской активности в зависимости от возрастной группы.
8. Показатели качества созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей.
Чтобы достичь качественного показателя содержательно-насыщенной, развивающей среды, мы в своей работе подключаем родителей –как непосредственных участников образовательной деятельности МДОУ, заинтересованных в успешности, полноценном и всестороннем развитии детей.
Основные требования к организации среды.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна быть:
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетически-привлекательной.
Основные принципы организации среды.
Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста разивающий эффект.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.
- младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу. В групповой комнате необходимо создавать условия для самостоятельной двига-тельной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности, менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.
- старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития могут выступать:
- уголок для сюжетно-ролевых игр;
- уголок ряжения (для театрализованных игр);
- книжный уголок;
- зона для настольно-печатных игр;
- выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
- уголок природы (наблюдений за природой);
- спортивный уголок;
- уголок для игр с водой и песком;
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
- игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Пространство группы организовано в виде разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы должны быть доступны детям.
В создании предметной среды, огромный вклад внесли родители, они помогли создать «культурное пространство», которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).
Уголок книг постоянно пополняется новыми книгами, согласно тематическим неделям ДОУ, календарному планированию, интересам детей в этом большую помощь оказывают родители.
Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка, родители предлагают интересные варианты: вносят в среду те предметы или игрушки, которые делают обстановку в детском саду располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции (игрушки антистресс, игры с магнитами увлекательные дидактические игры, фотоальбомы и т.д. Комфортность среды дополняется совместно с родителями художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения.
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности. Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.
А в уголке по подготовке к обучению грамоты мы используем прописи, книги с азбукой побуждающие детей к её освоению. Многие родители этому способствуют.
Уголок театрализованной деятельности, благодаря родителям пополнился настольным и пальчиковым театром.
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности. Среда должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.).
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития исследовательской деятельности. Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Центр экспериментальной деятельности при участии родителей воспитанников пополнился разнообразными ракушками, морскими камушками, пробирками, защитной одеждой для экспериментирования, всевозможными трубочками и пинцетами. В центре экспериментирования дошкольники проводят простые опыты, что развивает логическое мышление ребят и стимулирует познавательную активность.
Особенности организации предметно-пространственной среды для самовыражения средствами искусства.
Образовательная среда должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных
инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.
Родители с пониманием относятся к занятиям своих малышей, приносят удивительные раскраски, материалы для поделок из глины, гипса, ткани. Девочкам наборы для творчества: браслеты ручной работы, создание брелков, мыло –своими руками, картины «Раскрась и подари» и т.д
Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития.
Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование.
Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность привело к насыщению развивающей среды в различных направлениях. Родители, несмотря на занятость, с удовольствием делали поделки, красочные стенды, открытки, украшение, оформляли альбомы, обогатили предметную среду: энциклопедиями, журналами и т.д.
- Совместно с родителями создан уголок патриотического воспитания, мини - музеи: «Родной город»; «Любимый край – родной Ямал»
Обеспечение возможности познакомить детей с особенностями и традициями родного края, с природными условиями региона, сформировать представления о родном городе, улицах, профессиях;
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей, способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.
Показатели качества созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей.
- Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
- Низкий уровень шума в группе (так называемый рабочий шум), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.
- Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью. Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.
- Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.
Список нормактивных документов и научно-методической литературы.
Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный инсти-тут развития образования, 2014.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
Письмо Минобрнауки РФ от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях — Сан-ПиН
2.4.1.3049-13.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Памятка
Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной образовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.
Шаг 2. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды ДОУ, определив проблемные области.
Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей каждой группы.
Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
Шаг 5. Составить план-схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.
Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.
Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых материалов.
Примерное содержание центров развития детской активности в зависимости от возрастной группы представлено в Приложение:
Книжный уголок:
Основные задачи книжного уголка: развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы; формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об окружающем мире
Уголок природы:
Основные задачи уголка природы: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, формирование начал экологической культуры, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами.
Уголок строительных игр
Основные задачи уголка строительных игр: развитие мелкой моторики рук, представлений о цвете, форме и ориентировки в пространстве; развитие воображения, логического и образного мышления.
Уголок ролевых игр:
Задачи уголка сюжетно-ролевых игр: обогащение жизненного опыта детей, налаживание контактов и формирование партнерских отношений со взрослым и сверстниками. В Центре сюжетно-ролевых игр можно создать дидактическое пособие «Игровые ромашки», которое помогает детям определиться с выбором сюжетно-ролевой игры, индивидуальной роли в совместной игре, необходимых предметов и аксессуаров для игры. Перед игрой дети с партнерами выбирают себе роли, размещают на ромашке картинки с предметами, которые им будут нужны, готовят выбранные аксессуары и разворачивают совместно сюжет игры. Т. о. у детей формируется умение самостоятельно планировать и проектировать совместные сюжетно-ролевые игры.
Музыкальный уголок:
Задачи музыкального уголка: формирование интереса к музыке, знакомство с музыкальными инструментами.
Уголок театрализации:
Задачи уголка театрализации: формирование интереса к миру театра, театрализованным играм, обогащение игрового опыта детей, развитие творческих способностей, воображения, эмоциональной сферы.
Уголок детского творчества:
Задачи уголка детского творчества: формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование
эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности
Физкультурно-оздоровительный уголок:
Задачи физкультурно-оздоровительного уголка: развитие двигательной активности и физических качеств детей
Уголок занимательной математики:
Задачи уголка занимательной математики: формирование элементарных математических представлений, развитие логического мышления, памяти, смекалки, интереса к действиям с числами, геометрическими фигурами и т.д.
Уголок безопасности:
Задачи уголка безопасности: знакомство с правилами безопасного поведения на дороге, дома, в природе; формирование предпосылок к осознанному соблюдению детьми правил безопасного поведения.
- Центр ПДД.
- Центр пожарной безопасности.
Так, в центре ПДД в старшей группе, в соответствии с требованиями, может находиться:
- «Хозяин» – регулировщик или светофорик.
- Макет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения.
- Набор дорожных знаков.
- Дидактические игры: «Уроки безопасности», «Правила дорожного движения» и т.д.
- Атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
В центре Пожарной безопасности могут содержаться: картинки с сюжетами по теме "Пожар", различные дидактические игры, книги по данной теме, средства для тушения пожара.
Уголок уединения:
Задачи уголка уединения: обеспечение возможности уединения ребенка, возможности расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, снять эмоциональное и физическое напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным.
Центр труда, уголок дежурств:
Задачи уголка дежурств, центра труда: обеспечить условия для трудового воспитания дошкольников:
Организации коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка.
- Организации труда в уголке природы.
- Организации трудовых поручений и работы с дежурными.
- Организации ручного труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО
Данные методические рекомендации предназначены педагогам муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения города Бузулука «Детский сад № 2» для оптимальной организации предметно-прос...
Методические рекомендации по созданию развивающей среды в группе по технологии М.Монтессори
Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды...
Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС
Методические рекомендации...
Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС
Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО. Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленн...
Методические рекомендации по созданию развивающей среды в группе
Эти рекомендации по созданию уголков в группе...
Методические рекомендации по созданию развивающей среды в ДОУ
Методические рекомендации по созданию развивающей среды в ДОУ...
Методические рекомендации по созданию развивающей среды ДОУ, при изучении ПДД.
Осознанное отношение ребенка к своему здоровью и жизни активно формируется в период его социализации, следовательно роль ДОУ в формировании у детей безопасного образа жизни трудно переоценить.Пр...