Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредствам режиссёрских игр.
учебно-методическое пособие на тему
Обобщение опыта
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы
Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредствам режиссёрских игр.
Развитие личности ребенка, а частности формирование коммуникативных способностей, как доказано педагогической наукой, происходит в деятельности. Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра.
Игра – самая естественная деятельность детей. Она составляет основное содержание жизни, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Именно с помощью игры ребёнок познает самого себя и окружающий мир.
Одна из областей ФГОС ДО - это «Социально- коммуникативное развитие» которая несёт в себе:
-формирование уверенности в себе, умение отстаивать собственное мнение, доверять своим чувствам;
-развитие положительного отношения ребёнка к себе, к другим людям и окружающему миру;
-воспитание уважения и терпимости к людям независимо от социального происхождения, национальной принадлежности, языка, пола, возраста, уважения к чувствам собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
-знакомство с различными эмоциональными состояниями других людей, развитие способности понимать эмоциональные состояния по выражению лица, позам, жестам;
-формирование социальных навыков: различные способы разрешения конфликтных ситуаций, умение договориться, соблюдать очерёдность, умение устанавливать новые контакты.
Всё это формируется в дошкольном возрасте – в периоде его начальной социализации.
Развития эмоциональной и коммуникативной сфер ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее общительными и отзывчивыми к чувствам других. Опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Поэтому темой моего исследования является: «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредствам режиссёрских игр».
Известны лишь немногие ученые, исследователи режиссерской игры – Е. М. Гаспарова, Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов.
В педагогике существует несколько подходов организации режиссерских игр на основе:
- по Солнцевой О.В.
А) готового содержания (для детей с недостаточным уровнем освоения сюжетной игры)
Б) частичное преобразование готового игрового сюжета в новый игровой сюжет, его включение в режиссерскую игру,
В) создание новых игровых сюжетов и их использование в режиссерских играх.
- по Кириллову И.А.
А)Чтение художественной литературы, просмотр разнообразных мультфильмов
Б) Самостоятельное изготовление персонажей в соответствии с выбранной тематикой
В) Создание специальной предметной среды (макеты, предметы-персонажи, предметы-действия).
- по Кравцовой Е.Е.
А) Разыгрывание заранее заданных сюжетов: сказок, рассказов или пьес.
Материал: настольный кукольный театр, набор мелких одномасштабных игрушек.
Б) Придумывание оправдательных сюжетов.
Материал: набор одномасштабных игрушек.
Воспитатель располагает игрушки определенным образом на карте-макете.
Например, справа от нарисованной речки – елочку и девочку, а слева – домик. Потом воспитатель меняет: справа теперь – домик и девочка, а слева – елочка.
В) Придумывание сказки и показ.
Материал: набор мелких игрушек.
Режиссерская игра – это вид детских игр, который изучен менее всего. Интерес к ней возник в последнее десятилетие. Режиссерская игра индивидуальна. Конечно, каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать других людей, но это не означает, что в детском саду не должно быть игр одиночных. Даже у самого общительного ребенка периодически появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть с любимой игрушкой. Нередко можно увидеть как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря поочередно за всех действующих лиц. Это и есть режиссерская игра дошкольника и в ней, как и во всех других видах игр, происходит формирование личности ребенка, его социальной компетентности и воспитание гуманности.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». Озвучивая героев и комментируя сюжет, ребёнок использует разные средства вербальной и невербальной выразительности.Поэтому такая игра и получила название режиссерской. Речь в режиссерской игре – главный компонент. Ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, эмоциональная окрашенность. Дети ведут ролевой диалог и речевое сопровождение действий. По мнению Е. Е. Кравцовой, режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она режиссерская игра завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка.
Цель исследования – развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через использование режиссерских игр.
В основе данной работы лежит современный методологический подход: интеграция объединяющая все основные направления, дающая высокую результативность в развитии коммуникативных способностей детей к жизни.
Задачи решаемые посредствам режиссерских игр
- формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста;
- увеличение игрового оборудования для активной, самостоятельной, творческой игровой деятельности.
Актуальность режиссёрской игры.
Именно режиссерская игра позволяет строить совершенно отвлеченные модели действительности и опробовать их в действии, учит «смотреть на ситуацию целиком и одновременно видеть ее во всей своей сложности».
Умение самостоятельно определять задачи своей деятельности – одна из важнейших характеристик развития ребенка, начало формирования которой относится к дошкольному возрасту, как в дошкольном учреждении в соответствии с обозначенной в педагогике и психологии значимостью общения в развитии личности дошкольника сделать процесс развития коммуникативных способностей наиболее успешным, отвечающим требованиям практики.
Как показывают наблюдения режиссерская игра более успешно разворачивается с опорой на неоформленный материал, который именно в силу своей не конкретизированности легче наделяется игровым значением в смысловом поле игры. Придумывание сюжетов для игры, конечно же, облегчают сказки. Они как бы подсказывают, что нужно делать с игрушками, где они живут, как и что говорят. Содержание игры и характер действий определены сюжетом сказки, которая хорошо известна любому дошкольнику.В такой тщательной подготовленности есть свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что наборы для сказок сами побуждают к определенной игре и позволяют еще и еще раз вспомнить, представить, рассказать любимую сказку, что очень важно и для игры, и для усвоения художественного произведения. А минусы в том, что ничего не нужно придумывать, все уже готово. Поэтому я в своей работе соединяю фигурки из разных наборов, «перепутываю» их, добавляю различные игрушки, чтобы они стали новыми персонажами или элементами ландшафта. В этом случае игра стаёт гораздо богаче и интереснее, потому что ребенку нужно будет придумать какие-то новые события или включить непредвиденных участников в знакомый сюжет. Далее ребенку предлагаю творческие игровые задания, направленные на организацию индивидуальной или совместной режиссерской игры: завершить историю, придумать и показать начало истории. У ребенка развиваются способности к импровизации в режиссерских играх, которые постепенно превращаются в совместную деятельность, где у ребёнка развиваются коммуникативные способности. В режиссерской игре воспитатель участвует в качестве зрителя, наблюдателя, который по ходу игры задает вопросы. Он стимулирует режиссерскую игру, направляет ее, уводит от простого манипулирования предметами: (Что было дальше?Кого они встретили?, Что с ними случилось?).Воспитатель помощник в реализации детьми игровых замыслов, ему необходимо воздержаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющих детей. Лучше прибегнуть к постановке проблемного задания, (Подумай как Незнайка окажется на луне?), наводящего вопроса (не пора ли куклам спать?).
Вмешательство в игру должно быть тактичным, учитывать особенности ребенка, иначе игра будет разрушена.
В работе по формированию коммуникативных способностей у детей я использую такие виды театров, как:
Настольный театр игрушек. Использую игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.
Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего.Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей
Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов.
Использую ситуации, разрешаемые с помощью театральной деятельности.
1. Чтение и совместный анализ сказок. Сначала читаю сказку и провожу беседу,направленную на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделяю героев с различными чертами характера и предлагаю сравнить себя с одним из персонажей.
2. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом, с использованием мелких игрушек).
4. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
5.Настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия. Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.
Для того чтобы режиссёрская игра стала более насыщенной мною были разработаны: универсальные макеты основываясь на исследования И.А. Кириллова.
Он отмечает важность использования макетов для режиссерских игр детей.
Макет – это уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира.
Макет должен быть универсальным, тематически многозначным, отражать множество сюжетов.
Автор выделяет следующие типы макетов:
1.макет-модуль (крепость – замок, кукольный дом, дворец).
2. макет-карта (улицы города, дороги, мост, лес, море, маяк, пристань, острова).
Моя педагогическая копилка оснащена:
- для разыгрывания сюжетов и осуществления замыслов режиссёрских игр, настольными и пальчиковыми театрами, театром картинок,
- оборудование для игр и песком,
- «Картотека игр направленная на развитие сюжетосложения»,
- «Картотека игр помогающая развивать мелкую моторику»,
- «Педагогические ситуации решаемые с помощью режиссерских игр»
- консультация «Режиссерская игра дошкольника».
Для создания атрибутов к режиссёрским играм были привлечены родители.
Интегрированный подход к воспитанию и формированию коммуникативных способностей у детей является методологической основой моей практической деятельности.
Наблюдая за игрой детей я пришла к следующим выводам:
- дети легче адаптируются в детском саду ( так как в группе есть вновь поступившие дети);
- установился эмоционально – положительный контакт со взрослыми и сверстниками; - умеют принимать воображаемую ситуацию; - овладевают игровыми действиями;
- увеличился словарный запас;
- у детей проявляется самостоятельность, конструктивные и артистические способности .
Главная роль режиссерской игры в том, что она готовит ребенка к сюжетно- ролевой игре, чем больше ребёнок научиться эталоном действий , тем легче будет ему в общении
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование общительности и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности.
Формирование общительности и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности....
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях.Умение выстраивать и поддерж...
Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича»
Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича&raq...
Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности
Поменчук Н. А.музыкальный руководительМБДОУ № 34 «СКАЗКА»Г. Майкоп 2023г.Театрализованная деятельность –это……это не просто игра! Это прекрасное средство для развития ре...
Методическая разработка Педагогический проект по математическому воспитанию для детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники»
Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследов...