Программа "Мир театра"
рабочая программа на тему
Программа предусматривает развитие природных способностей детей средствами театрального искусства. При этом используются средства и методы решения творческих задач с учетом этапов дошкольного детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 32.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предусматривает развитие природных способностей детей средствами театрального искусства. При этом используются средства и методы решения творческих задач с учетом этапов дошкольного детства.
Актуальность программы ориентирована на целостное развитие личности ребенка и служит целям гуманизации и деидеологизации воспитательно-образовательной работы в детском учреждении и пробуждает интерес к психологическим особенностям периодов детского развития.
Программа предусматривает знакомство детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музы-комедии, народный балаганный театр); поэтапно осваивать с детьми различные виды творчества (по возрастным группам);совершенствовать навыки и умения в плане переживания и создания образа, моделирования элементов социального поведения в заданных условиях.
Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить ещё в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Благодаря произведениям, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому педагоги могут оказывать позитивное влияние на детей через детский спектакль.
Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия всесторонне развивают ребёнка. Они дают возможность часто и ненавязчиво давать знания детям по сенсорике, математике, знакомить их с окружающим миром, совершенствовать движения, моторику пальцев, приобретать умение в изодеятельности.
Программа состоит из четырех разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства (3—4 года, 4—5 лет, 5—6 лет, 6—7 лет), учитывающих динамику развития способностей ребенка.
Методологическая база программы
- концепция деятельностного подхода (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), идея развивающего обучения (Л.С.Выготский),
- теория игры (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев, М.Д.Маханёва, Л.В.Артёмова и др.),
- теория воспитания и развития дошкольников (Л.А.Венгер, Н.Ф.Виноградова, Н.Н.Поддъяков и др.),
- теория эмоционального развития детей (И.А.Сикорский, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец и др.).
Цель:
Формировать художественно-эстетическое развитие личности дошкольника средствами театрализованной деятельности.
При этом под художественно-эстетическим развитием ребенка понимается совершенствование эстетической культуры как «центральной подсистемы культуры общества», что предполагает развитие:
— внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика;
— эстетического восприятия действительности, т.е. эмоционально окрашенного, связанного с чувствами и переживаниями;
— художественно-эстетического сознания (эстетических представлений, идеалов, потребностей, интересов);
— основ художественно-эстетического вкуса и эмоционально-оценочного отношения к произведениям искусства, различным жизненным, природным явлениям и способности мотивировать свою оценку, давать ее обоснование с позиции эстетики;
— творческих способностей, проявляющихся в создании замысла и его реализации, умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче мыслей чувств и переживаний.
Задачи:
— создавать условия для художественно-эстетического развития личности дошкольников в театрализованной деятельности, взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе, а также поэтапного освоения детьми различных видов театрализованно-игрового творчества по возрастным группам;
— организовать творческое взаимодействие в совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ; выступления детей старших групп перед младшими и пр.);
— гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром с целью защиты от социальных и межличностных противостояний посредством формирования думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой сфере;
— формировать в ДОУ творчески развивающуюся среду, способствующую решению задач всестороннего развития личности ребенка.
Принципы работы.
Для организации театрализованной деятельности с дошкольниками разного возраста используются следующие дидактические принципы:
психологического комфорта — создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех и, главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности;
творчества (креативности) — максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
целостного представления о мире — формирование не просто штучной картины мира, но и личностного отношения ребенка к полученным знаниям, а также умения применять их в своей практической деятельности;
вариативности — развитие у детей вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задачи, умение искать выход из трудного положения, понимать, что безвыходных ситуаций практически не бывает. Кроме того, этот принцип дает свободу творчества и самому педагогу, помогает ему находить различные варианты реализации требуемого содержания в работе с детьми;
учета индивидуальных особенностей детей и обеспечение им продвижения вперед своим темпом (минимакса). Так, один ребенок ограничится минимумом, а другой — возьмет все и пойдет дальше. Все остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями, возможностями и познавательными мотивами, т.е. дети самостоятельно выберут свой уровень по своему возможному максимуму.
Этапы:
- Организация театрализованной деятельности по возрастным ступеням
- Диагностика индивидуальных особенностей и способностей детей; организация специальных актерских тренировок на играх-занятиях для овладения средствами образной выразительности (позой, жестами, мимикой, интонацией, пантомимикой);
Участники программы:
Дети дошкольного возраста
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 5 лет.
Организация работы
1 возрастная ступень
В первой младшей группе организуется знакомство детей с разными видами театра. Встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с героем, позволяют малыши, играя с мелкими игрушками, разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки ("Курочка Ряба", "Колобок", "Репка" и др.).
На этапе работы с малышами при обучении их простейшим приемам кукловождения мною использовались резиновые, мягкие, пластмассовые игрушки, различные виды театров. Работу начинала со знакомства с куклами (подержать в руках, рассмотреть, поиграть с ними), задавая вопросы детям (например, из какой сказки куклы), и предлагая кому-нибудь рассказать эту сказку, а остальным - дополнить товарища. Отмечу, что никогда не заучиваю с детьми литературный текст. И этот прием использую для того, чтобы каждый ребенок мог проявить творчество, придумать диалог, найти выразительные интонации, то есть пытаюсь "разбудить" детскую фантазию через наводящие вопросы, не давая готового образца для подражания.
2 возрастная ступень (дети 3-4 года)
Во второй младшей группе происходит формирование простейших образно-выразительные умений (например, имитировать характерные движения сказочных животных). На этом же этапе происходит знакомство с видами театров, основами актерского мастерства, формируются навыки отображения различных эмоций и настроений отдельных черт характера.
3 возрастная ступень (4 – 5 лет)
В средней группе дети обучаются элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимики и пантомимы).
В данный возрастной период сочетается индивидуальное, творческое исполнение предложенной роли с выразительным ролевым диалогом. Организовывается активное участие в кукольных представлениях.
Театрально - игровой опыт детей расширяется за счет освоения игры – драматизации, разных видов театра.
На этом же возрастном этапе я побуждаю детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения, представляю возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа.
4 возрастная ступень (5-6 лет)
В данный период усложняется игровой материал за счет постановки перед детьми все более перспективных художественных задач. Создаются творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов используя все имеющиеся возможности.
Воспитываются артистические качества, раскрывается творческий потенциал детей. Предоставляется возможность выступать перед сверстниками, родителями и гостями.
Успешному решению всех задач способствовали созданная в группе предметно - развивающая среда, тесное сотрудничество с семьей (нетрадиционные родительские собрания, досуги, консультации, наглядность, конкурсы и др.), организация работы группового кружка "Волшебная маска", целенаправленный отбор художественной литературы, изготовление различных видов театров, проведение комплексных и интегрированных занятий с участием сказочных героев, включением этюдов, психогимнастики и т.п.
Я использовала такие средства как игровые приемы, ситуации с элементами театрализации (этюды), малые фольклорные формы (потешки, считалки, дразнилки и т.п.), упражнения психо- и дыхательной гимнастики, техники речи и т.д., направленные на создание в воспитательно-образовательном процессе непринужденной благоприятной обстановки.
Как дополнение в мою работу, включается поэтапное использование отдельных видов творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах) не только при подготовке к детским спектаклям, но и в режимных моментах, на занятиях, в организации индивидуальной работы с детьми и через кружковую деятельность.
Основные направления работы
Работу необходимо осуществлять по четырем основным направлениям: работа с детьми, с родителями, с педагогами, организация художественно-эстетической творчески развивающей среды.
Работа с детьми
В организации работы использую подход, позволяющий реализовать основные этапы и логику театрализованной деятельности (А.И. Буренина и др.):
- мотивация к игре;
- определение темы и цели игры:
- выбор игровых средств, распределение ролей:
- апробация и корректировка выбранных ролей и путей для
достижения цели (апробирование различных вариантов); - достижение игровой цели;
- осознание результатов игры.
В содержание работы с детьми включаются следующие направления.
Основы театральной культуры. Обеспечение условий для приобретения дошкольниками элементарных знаний и понятий, профессиональной терминологии театрального искусства, знаний о театральных профессиях, костюмах, атрибутах театра. Знакомство с особенностями театрального искусства, его видами, историей театра, рождением спектакля; формирование культуры зрителя.
Театральная игра. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, формирование навыков действия с воображаемыми предметами.
Основы актерского мастерства. Развитие актерских умений и навыков воображения, сценического внимания и действия в предлагаемых обстоятельствах, перевоплощения; формирование способности понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение.
Основы кукольного театра. Знакомство с различными видами театров: напольный (люди-куклы, конусный, тростевой), обучение приемам кукловождения различных кукольных театров (настольный, теневой, бибабо, пальчиковый, марионетки, «живая рука» и др.).
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией; игры со словом, развивающие связную и образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Творческая театральная мастерская. Рисование разными материалами по сюжету спектакля; посильное участие в оформлении и изготовлении декораций, игрушек, кукол, костюмов и элементов к ним.
Проведение праздников, досугов и развлечений на основе театрализованной деятельности. Прививание детям любви к театральному искусству, развитие умений сопереживать героям сказок, оценивать поступки действующих лиц.
Формы и методы работы
Виды игр-драматизаций дошкольников.
Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Такие куклы можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
Импровизация — разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.
Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.
Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, устойчиво стоящие на столе и не создающие помех при передвижении.
Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Настроение персонажа передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.
Фланелёграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.
Теневой театр. Для него необходимы экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
Работа с родителями
Основными формами и методами работы с родителями являются: организация родительских собраний и семинаров, совместная организация и проведение театрализованных мероприятий, просвещение и обучение детей через информационные буклеты.
Работа с педагогическим коллективом
Основана на организации методических советов, консультаций и семинаров, совместную организацию и проведение мероприятий
Организация художественно - эстетической среды
Создание условий для театрально-игровой деятельности при активной поддержке родителей. Создание набора кукол, изготовление ширм и сменных декораций, различные виды театров (теневой, пальчиковый, настольный, театр картинок, театры на фланелеграфе, ложках, палках, платках), маски-шапочки и т.д.; игровая среда должна быть пополнена наборами мелких игрушек и музыкальными инструментами.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- В процесс театрализованной игры дети должны расширить знания об окружающем мире;
- Развитые психические процессы: внимания, памяти, восприятия, воображения,
- Высокий уровень развитие различных анализаторов;
- Овладение богатым словарным запасом, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
- Развитая моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
- Развитая эмоционально-волевая сфера;
- Развитое чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
- Высокий уровень творческой, поисковой активности, самостоятельности;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»
В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....
Детско-родительский проект "Театр! Театр! Театр!"
В проекте рассказывается об истории создания кукольного театра С.В.Образцова.О работе ребят в группе, показ сказки "Заюшкина избушка",коллективной поделки "Афиша"и создании макета часов с ф...
"Театр! Театр! Театр!" Социальный проект развитие коммуникативных способностей, через театрально - игровую деятельность в соответствии с ФГТ
Не редко приходится слышать, как дошкольник 6-7 лет обращается ко взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте» звучит «привет»; или как разгорается...
Мастер-класс для педагогов ДОУ. Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.
Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.Цель: повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности в детском саду, развитие фантази...
Лэпбук "Театр, театр, театр"
Консультация для воспитателей старшей группы...
В ГБОУ ШКОЛА 2075 прошёл конкурс «Театр,театр, театр! »
В этом учебном году одной из приоритетных задач детского сада является театрализованная деятельность.Этой задаче посвящались консультации для родителей, педагогов, семинар, открытые мероприятия и смот...
Консультация "Лэпбук "Театр,театр, театр""
КОНСУЛЬТАЦИЯЛэпбук «Театр, театр, театр».Выполнила: Калинкина Н. А. Театр — это волшебный край, в котором ребёнок ...