проект по ПДД «Мой безопасный маршрут: дом-детский сад»
проект (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 7 «Золотая рыбка»
Городской округ город Выкса, 2014 |
Паспорт проекта
Тема проекта:
«Мой безопасный маршрут: дом-детский сад»
Вид проекта:
практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный, с участием родителей.
Цель проекта:
Создать условия для интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленных на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей среднего дошкольного возраста потребности усвоения правил дорожного и пешеходного движения на улице, дороге.
2. Прививать детям практические навыки ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги, через информативно-поисковую деятельность.
3. С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей среднего дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах дорожного движения.
4. Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи.
5. Развивать познавательный интерес, умение детей своевременно и самостоятельно указывать на проблемную ситуацию и делиться с окружающими людьми приобретенным опытом.
6. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди детей, родителей, общественности.
Образовательная область:
познавательное развитие - направленно на удовлетворение социальных интересов.
Прогнозируемый результат:
- Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Гуманизация связи семьи с сотрудниками ДОУ, с сотрудниками ГИБДД;
- Привитие у детей устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
- Появление интереса у родителей к проблемам ДОУ.
- Дети, родители будут не только сами соблюдать правила дорожного движения, но также привлекать к этому сверстников, людей.
Срок реализации: Сентябрь 2013г. – август 2014г.
Место события:
МБДОУ детский сад комбинированного вида 7 «Золотая рыбка», городского округа город Выкса Нижегородской области.
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста 4-5 лет, их родители.
Этапы проекта:
- Подготовительный (аналитический);
- Основной (реализация намеченных планов)
- Заключительный (презентация, продукт деятельности)
Проблема:
Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются миллионы дорожно-транспортных происшествий, в результате которых тысячи детей погибают, десятки тысяч получают ранения и травмы. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенном месте, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Высокий уровень ДДТТ в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасного дорожного движения в детском саду и семье. Сами родители осознанно нарушают Правила дорожного движения при детях.
Актуальность проекта:
Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города. В России ежегодно гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20 000 получают травмы.
Ежегодно каждый сотый ребёнок попадает в больницу в результате полученной травмы. Для детей старше 4-х лет транспортный травматизм находится на одном из первых мест среди причин смертности и инвалидности. С каждым годом эта угроза возрастает вместе с ростом автотранспорта и снижением культуры дорожного движения.
Актуальность проекта заключается в том, что у детей познавательное развитие, направленное на удовлетворение социального интереса формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых.
Важно как можно раньше пробудить, развить и повысить стремление к получению практических навыков пешеходного безопасного движения.
Взрослым необходимо повышать познавательный интерес детей к социальной действительности. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично исследовать, проявлять самостоятельность под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет направлять ребенка, а не подменять.
Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы, по познавательной активности детей, является метод проектирования в старшем дошкольном возрасте. Дидактический смысл проекта заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки безопасного пешеходного движения, развивает познавательную активность, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Первое воспитательное учреждение, первый несемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.
Новизна:
Система деятельности ДОУ по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге, представленная в проекте, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу.
Нормативно-правовая база взаимодействия образовательного учреждения с семьёй:
1. Семейный кодекс РФ:
Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
Статья 65. Осуществление родительских прав
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
Статья 38
- Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
- Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
- Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях
Статья 43
- Каждый имеет право на образование.
- Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
- Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
- Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
- Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
2. Декларация прав человека РФ
Статья 26
- Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
- Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира
- Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
ЧАСТЬ III Статья 13
- Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются: уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.
4. Закон об образовании РФ
Статья 13. Устав образовательного учреждения.
Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса
Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения
Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения
Статья 50. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников
Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)
Статья 55. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки.
5. Закон РФ от 10.12.2007 г. «О безопасности дорожного движения»
Статья 29. Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах
- Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке.
- Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах проводится в соответствии с типовыми программами и методическими рекомендациями, разрабатываемыми совместно федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление соответственно в области транспорта, образования, здравоохранения и социальной защиты населения.
- Положения об обязательном обучении граждан правилам безопасного поведения на дорогах включаются в соответствующие государственные образовательные стандарты.
6. Правила дорожного движения РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ.
Технология проекта
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми.
Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложений: сценарии совместных праздников, конкурсов, бесед, экскурсий, рекомендации и памятки для родителей, фотоматериал, мультфильмы, видеоролики опасных ситуаций, плакаты по ПДД. Эти методические разработки можно реализовать в любом дошкольном образовательном учреждении, работающем в данном направлении. В процессе реализации этого проекта проводятся: анкетирование, заочное общение, выполнение совместных домашних заданий с детьми, создаются газеты и альбомы с фотографиями мероприятий, сотрудничество со средствами массовой информации, проводятся фотосъемки праздников, оформление уголков безопасности. Целесообразно провести мониторинг родителей об удовлетворенности их деятельностью во время работы в проекте.
Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе ДОУ выигрывают все.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный (аналитический) ;
- Основной (реализация намеченных планов)
- Заключительный (презентация, продукт деятельности)
План реализации проекта:
Определение ситуации для мотивации начала проекта.
Для педагогов и родителей.
Статистические данные об участии детей в ДТП. Отсутствие качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения в ДОУ и семье. (Результаты диагностики по ПДД).
Для детей.
Показ видеоролика «Опасные ситуации. Дорога и дети ». Беседа с детьми «Мы будущие водители». Проблемная ситуация «Ты потерялся на улице».
Реализация намеченных планов (приложение 1)
Продукт проекта:
- Наглядные пособия: игры, картотеки, атрибуты для проведения игр по отработке практических навыков (Приложение 2,3,4).
- Методическая и художественная литература (Приложение 6).
- Сценарии праздников, экскурсий, бесед, консультаций, НОД, проекта по пропаганде ПДД
- Детские рисунки по ПДД
- Материал по работе с родителями (Приложение 5).
- Макеты «Наш город», «Пост ГАИ», «Моя улица».
- Модели светофора, дорожных знаков, микрорайона детского сада.
- Уголок безопасности дорожного движения в группах.
- CD диски по ПДД.
- Презентация проекта.
- Тематические фотоальбомы.
Заключительный этап:
- Выступление на педсовете.
Литература
- Старуева О.В. Школа дорожных наук
- Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице
- Усачев А. Правила дорожного движения
- Корнеева О. Осторожным надо быть
- Хабибулина Е. Я. Дорожная азбука в детском саду
- Колова Г. Безопасная дорога
- Тюняев А. Дорожные знаки
- Гурина И. Стихи о правилах дорожного движения
- Галицина Н.С., Люзина С.В., Ухарова Е.Е. ОБЖ для старших дошкольников
- Данилова Т.И. Обучение детей дошкольного возраста ПДД
- Правила дорожного движения в стихах /Научно-методический журнал «Детский сад»
- Вохринуев С. Дидактический материал «Транспорт»
- Дидактические карточки «Дорожные знаки»
- Обучающие карточки «Дорожная азбука»
- Раскраски «Дородная азбука»
- Раскраски «Правила дорожного движения»
- Плакат «Дорожная азбука»
- Плакат «Дорожные знаки»
- Бородачев И.Ю. Плакаты для оформления родительского уголка
- Интернет-ресурсы
Приложение 1
График проектных мероприятий с детьми
Дата | Тематика мероприятий |
Сентябрь | НОД «Улица» |
Дидактическая игра «Что такое улица» | |
Октябрь | Беседа «Дорога до детского сада» |
Целевая прогулка «Наша улица» | |
Дидактическая игра «Какие бывают машины» | |
Ноябрь | Ролевая игра «Автобус» |
Дидактическая игра «Кто такой пассажир?» | |
Декабрь | Дидактическая игра «Светофор» |
Загадки о светофоре, транспорте | |
Аппликация «Светофор» | |
Целевая прогулка «Светофор» | |
Январь | Дидактическая игра «Пешеход» |
Аппликация «Поезд» | |
Февраль | Составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке |
Рисование «Дети вышли гулять» | |
Конструирование «Мосты» | |
Март | Целевая прогулка к перекрестку |
Беседа с полицейским-регулировщиком | |
Апрель | Конструирование «Выставка машин» |
Сюжетно-ролевая игра «Машины и пешеходы» | |
Экскурсия к автостоянке | |
Май | Настольно-печатные игры по ПДД |
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм | |
Сюжетно-ролевая игра «Умный светофор» | |
Сентябрь-май | Чтение художественных произведений: Пипгумов Я. «Машины», Берестов В. «Это еду я бегом», Пляцковский М. «Стоп, машина!», Михалков С. «Если свет зажегся красный», Яковлев С. «Нужно слушаться без спора», Маршак С. «Мяч», Михалков С. «Дядя Степа-милиционер», Жидков Б. «Что я видел», «Светофор», «Какое такси» и др. |
Июнь | Лепка «Постовой» |
Рисование «Безопасный маршрут: дом-детский сад» | |
Подвижные игры «Дорожные знаки и автомобили» | |
Составление творческих рассказов «Если бы все знаки перепутались» | |
Июль | Лепка «Светофор» |
Рисование «Дорожные знаки» | |
Аппликация «Дорожные знаки» | |
Подвижные игры «Пешеходы и автомобили»,«Светофор» | |
Составление творческих рассказов «Что случилось если бы не было правил дорожного движения» | |
Август | Рисование «Улицы города» |
Подвижные игры «Будь внимательным», «К своим знакам», «Тише едешь» | |
Июнь-август | Чтение художественных произведений: Михалков С. «Три чудесных цвета», Михалков С. «Моя улица», Волкова С. «По правилам дорожного движения», Мигунова И. «Друг светофор», Хурманек Д. «Перекресток и другие» |
Приложение 2
Дидактические игры
- Домино «Транспорт и дорожные знаки»
- "Азбука пешехода»
- «Дорожные знаки»
- «Правила дорожного движения»
- «В добрый путь»
- «Знаки на дорогах»
- «Узнай по описанию»
- «Поставь дорожный знак»
- «Правильно разложи»
- Дидактические карточки безопасности на дороге
- Разгадывание тематических кроссвордов и загадок
- «Что такое улица»
- «Какие бывают машины»
- «Кто такой пассажир?»
- «Пешеход»
Приложение 3
Подвижные игры
- «Дорожные знаки и автомобили»
- «Пешеходы и автомобили»
- «Умный светофор»
- «Автобус»
- «Автоинспекторы и водители»
- «Веселый трамвайчик»
- «Грузовики»
- «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»
- «Иду по дорожке»
- «Найди жезл»
- «Огни светофора»
- «Перекресток»
- «Тише едешь»
- «К своим знакам»
Приложение 4
Пособия для работы с детьми по ПДД в группе
- Макеты: «Наш город», «Пост ГИБДД», «Моя улица»
- Модели дорожных знаков и светофоров различной величины
- Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: шапочки с изображением различных знаков и машин, нагрудные дорожные знаки, пластиковые рули, шапочки и элементы костюмов работников ГИБДД, костюм светофора
- Дорожные знаки пластиковые и магнитные
Приложение 5
Консультации для родителей в рамках проекта
- «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»
- «Безопасность детей в наших руках!»
- «Легко ли научить правильно вести ребенка на дороге»
- «Ваш ребенок ходит в детский сад»
- «Правила дорожного движения знать положено!»
Приложение 6
Список художественных произведений
- Пипгумов Я. «Машины»,
- Берестов В. «Это еду я бегом»,
- Пляцковский М. «Стоп, машина!»,
- Михалков С. «Если свет зажегся красный»,
- Яковлев С. «Нужно слушаться без спора»,
- Маршак С. «Мяч»,
- Михалков С. «Дядя Степа-милиционер»,
- Михалков С. «Три чудесных цвета»,
- Михалков С. «Моя улица»,
- Жидков Б. «Что я видел»,
- Жидков Б. «Светофор»,
- Жидков Б. «Какое такси»,
- Волкова С. «По правилам дорожного движения»,
- Мигунова И. «Друг светофор»,
- Хурманек Д. «Перекресток и другие»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие ( развитие речи, ручной труд и сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа Автор: воспитатель: Свинцова Е.А. МКДОУ д/с «Колокольчик» п.Пур
Цель:Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе проектной, совместной деятельности; обучать безопасному поведению, правилам дорожного движения; расширять представл...
Проект "Мой безопасный маршрут в детский сад"
Проект "моц безопасный маршрут в детский сад" в подготовительной к школе группе....
Выставка рисунков Безопасный маршрут: «Дом – детский сад»
Выставка рисунков Безопасный маршрут: «Дом – детский сад» С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных ...
Педагогический проект "Безопасный маршрут к детскому саду"
Краткосрочный проект по правилам дорожного движения, реализованный в подготовительной группе. Цель проекта - создание макета "Безопасный маршрут к детскому саду"...
Информационно-познавательный проект "Безопасный маршрут в детский сад"
Все мы живем в обществе. где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных проишестий являются сами дети, которые и...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Мой безопасный маршрут: дом – детский сад» в подготовительной группе
Цель: Систематизация знаний дошкольников о ПДД и закрепления безопасного маршрута от дома до детского садика....
Интегрированное занятие (развитие речи, сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме: Интегрированное занятие (развитие речи, сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детс...