Консультация для воспитателей "Подговорки – малый фольклорный жанр"
консультация (средняя группа) на тему
Консультация музыкального руководителя знакомит воспитателей с подговорками, способствующими усвоению танцевальных движений, и их использованием в непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_podgovorki.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
АНО ДО «Планета детства «Лада»
д/с № 137 «Чижик»
г.о. Тольятти
Консультация для воспитателей
Подговорки –
малый фольклорный жанр
Музыкальный руководитель высшей категории Акимова С.В
Тольятти, 2014
Подговорки - это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название. Использование подговорок способствует усвоению танцевальных движений.
Творческий потенциал, самовыражение дошкольника во многом зависят от той базы знаний, умений и навыков, которые они приобретают в детском саду. Важное место в музыкальном воспитании дошкольников отводится музыкально-ритмическим движениям.
В музыкально-ритмическом движении ребенка музыка является «исходным моментом», а движение - средством ее усвоения. В подговорках «исходным моментом» является четкая, выразительная речь.
Любой танец состоит из логической цепочки танцевальных движений и их элементов. Красивое исполнение танца, самовыражение каждого ребенка зависят от качества усвоения и выполнения того или иного танцевального движения в отдельности. Подговорки - удобный материал для решения этой задачи. Они образны, музыкальны, ритмичны. Одни из них включают в себя название танцевального движения.
Гармошка
Я «гармошечку» танцую
Раз, два, три, четыре, пять.
Пою песню заводную,
Выходи ко мне плясать!
Другие отражают технику выполнения танцевального движения.
Шаг польки
Все девчонки и мальчишки
Очень рады поплясать.
Скок - пробежка, скок - пробежка,
Будем польку танцевать.
Применение подговорок в непринужденной, игровой форме способствует лучшему усвоению и запоминанию материала. Работать с ними удобно в любых условиях: в самостоятельной музыкальной деятельности, в часы досуга, на утренней гимнастике, в развлечениях, на музыкальных занятиях. Заниматься с детьми можно индивидуально, подгруппами и всей группой. Материал удобно использовать на всех этапах работы:
• знакомство с танцевальными движениями;
- разучивание, отработка, повторение и закрепление танцевальных
движений; - художественная, творческая деятельность самих детей.
В группах младшего возраста текст подговорки читает воспитатель или музыкальный руководитель, а движения выполняют дети.
В средней группе осуществляется совместная творческая деятельность воспитателя и ребенка. В группах старшего возраста, используя подговорку, дети самостоятельно выполняют танцевальные движения. Воспитатель или музыкальный руководитель иногда пользуются методами косвенного руководства.
В процессе работы следует обращать внимание на четкость, выразительность, эмоциональность произношения текста, что в свою очередь влияет на характер, качество выполнения движения. Следует следить за метрической стороной произношения текста, так как это определяет темп выполнения движения. Необходимым компонентом является единство внутреннего ритма движений с внешним источником ритма, единство ровного метрического воспроизведения текста и согласованности движений.
Речь имеет сходную с музыкой интонационную природу. Интонация передается с помощью голоса, темпа речи, акцентов, пауз и т.д. Дети имеют разные природные данные. Учитывая индивидуальные способности, можно произносить текст подговорки и соответственно выполнять движения в разном темпе. Одни дети - в более сдержанном темпе, другие - в подвижном.
Подговорки - это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название. Использование подговорок способствует усвоению танцевальных движении.
Педагог стремится к тому, чтобы постепенно все дети выполняли танцевальные движения в одном темпе.
Во время исполнения движений можно использовать ударные инструменты или шумовые эффекты, которые украсят движения.
В работе над текстом подговорок и качественным выполнением танцевальных движений мы используем другие частные методики: развития речи, физического воспитания, что способствует комплексному развитию личности.
Подговорки
Носок - пятка, перетоп,
Носок - пятка, перетоп.
Вот какие молодцы –
Мы танцоры удальцы!
Перенос тяжести тела с ноги на ногу - «маятник»
Вперед - назад, вперед - назад
Маятник качается.
Влево - вправо, влево - вправо
Детям очень нравится.
Подскок
Скок, скок, скок, скок!
Вот какой у нас подскок!
Ножку дружно поднимаем
И носочек книзу тянем.
Шаг польки
На рассвете ранним утром
Зайки вышли поскакать.
Скок - пробежка, скок - пробежка
Будут польку танцевать!
Посмотрите, зайчики!
Посмотрите, белочки!
Как танцуют полечку
Мальчики и девочки.
Шаг с полуприседанием
Шаг - присяду, шаг - присяду.
Это танец я учу,
Приседать я не устану,
Я танцором стать хочу!
Шаг - присяду, шаг - присяду.
Спинку прямо я держу,
Танцевать себя заставлю,
Даже если не хочу.
Молоточки
Молоточек тук да тук,
Раздается звонкий стук,
А потом еще разок –
Вот и вбился весь гвоздок.
Гвоздики
Каблучками я стучу,
Пляску русскую учу.
Пляска русская моя –
Замечательная!
Моталочка
Я моталочку спляшу,
Малым деткам покажу.
Ножку правую сгибаю
И быстрее выпрямляю,
То же самое с тобой
Повторим другой ногой.
Мы моталочку танцуем
С ребятишками в саду.
Приходите к нам скорее,
Будем рады мы всему!
Припадание
Как танцуем мы красиво,
Улыбаемся счастливо.
Припадаем мы на ножку
И покружимся немножко.
Припадаем, припадаем,
Русский танец начинаем,
Как лебедушки, плывем,
Хоровод мы наш ведем!
Припадаем мы на ножку
И покружимся немножко.
Наши танцы хороши,
Мы танцуем от души!
Гармошка
В нашем доме у Тимошки
Есть красивая гармошка.
Пятки вместе, носки врозь –
Потанцуй, лениться брось.
Мы с подружками «гармошку»
Будем вместе танцевать.
А дружки наши «гармошку»
Будут с нами повторять.
Топающий шаг - «топотушки»
Топотушки, топотушки,
Раз, два, три, четыре, пять.
Дружно, весело, задорно
Повторим мы все опять!
В гости к нам пришли зверюшки,
Им покажут топотушки,
Постучим мы ножками,
Протопчем к ним дорожку мы.
Мы веселые игрушки,
Пляшем танец «топотушки».
Ножками мы топаем
И в ладоши хлопаем.
Галоп прямой
Но, лошадки, но, лошадки,
Вы скачите без оглядки,
Ножку правую вперед –
Получается галоп.
Вот лошадки цирковые.
Хороши они, красивы.
Побежали в хоровод,
Станцевали нам галоп.
Галоп боковой
Гоп, гоп, гоп, гоп,
Получается галоп.
Пятка пятку догоняй -
Пятка пятку выбивай.
Шаг с притопом
Сух из лужи вышел гусь,
Но и ты теперь не трусь.
Шаг с притопом покажи,
А потом беги, кружи!
Бегунец
Прыжок - пробежка, бегунец,
Вот какой он молодец!
Через лужу прыгает,
Сам себе завидует!
Качалочка
Качай, качай, качалочка,
Качай ты нашу Галочку.
Наша дочка хочет спать,
Мы не будем ей мешать.
Знаю я одну считалку,
Называется «качалка».
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем танцевать.
Козлик
Вышел козлик погулять,
Стал он прыгать и скакать.
Козлик ножками стучит,
По-козлиному кричит.
Скачет козлик по дорожке,
Бьет он звонко каждой ножкой.
Когда пляску я учу,
То копытцами стучу.
Ковырялочка
Ставлю ногу на носок,
А потом на пятку.
И три раза постучу,
Глядя на ребяток.
Ковырялочку, ребята,
Я хочу вам показать.
Вы попробуйте за мною
Все движенья повторять.
Веревочка
Я скачу, скачу, скачу
И веревочку кручу.
Ты, веревочка, крутись,
Пляска русская, учись.
Мы веревочку плетем -
Ногу за ногу ведем,
Раз, два, три, четыре, пять -
Начинаем все опять.
Я маленький зайчонок,
Скачу, куда хочу,
Смотрите, как я ловко
Веревочку кручу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация: Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры.
Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру...
Консультация для педагогов на тему: "Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи."
Фольклор, как сокровищница русского народа, находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. Лингвистическое воспитание должно начинаться в пе...
Консультация для родителей на тему: «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей раннего возраста».
Консультация для родителей на тему: «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей раннего возраста»....
Консультация «Приобщение детей к русской народной культуре посредством малого фольклорного жанра»
Фольклор для детей, созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагоги...
Консультация для родителей "Использование малых фольклорных жанров мордовского народа в развитии речи младших дошкольников"
Детский фольклор необходим в общении взрослых и детей, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. Исполь...
Консультация для родителей «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Малые фольклорные жанры в развитии речи дошкольников»
Как малые фольклорные жанры, влияют на развитие речи дошуольников....