Консультация «Приобщение детей к русской народной культуре посредством малого фольклорного жанра»
консультация
Фольклор для детей, созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. Фольклор как сокровищница народов находит свое применение в различных видах деятельности: музыкальной, речевой, игровой, физкультурной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priob_d_k_rnk_posr_mfzh.docx | 16.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Приобщение детей к русской народной культуре посредством малого фольклорного жанра»
МДОУ «Детский сад «Василек»р.п. Мулловка»
Воспитатель Колесникова И.Ю.
Слово «фольклор» - в буквальном переводе с английского означает - народная мудрость. Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью. Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но неподвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Малый фольклорный жанр – это миниатюрные произведения, созданные для детей – песенки, потешки, прибаутки, заклички и др. Фольклор для детей, созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. Фольклор как сокровищница народов находит свое применение в различных видах деятельности: музыкальной, речевой, игровой, физкультурной.
Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Народная музыка органично вплеталась в человеческую жизнь с рождения и до смерти. Еще несколько десятилетий назад жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней. Сначала это были пестушки, потешки, колыбельные, которые ему, пели мама и бабушка. Затем вместе с товарищами во время игр он выкрикивал-напевал заклички, дразнилки, приговорки. Подрастая, ребенок приобщался к труду, и в его жизнь входили взрослые песни — трудовые, обрядовые, лирические, шуточные.
Но с течением времени жизненный уклад людей кардинально изменился, и, как результат, прервалась цепочка непосредственной передачи песенного наследия народа.
Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
Одним из путей улучшения психофизического состояния детей является
использование средств фольклора в процессе физического воспитания.
Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического
воспитания путем нахождения новых форм физкультурного развития позволяя детям проявить инициативу в двигательной активности.
Детский фольклор развивает интерес к окружающему миру, народному
слову, народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому
учит. Каждое произведение фольклора связано с интересными, полезными и
важными для развития ребёнка движениями, которые удовлетворяют его
естественные потребности в двигательной активности.
Общеизвестно, что игра —способ, форма проявления жизнедеятельности ребенка.
Фольклорные игры, подобно обрядовому действу, от которого они нередко
берут свое начало, синтезируют в себе разные жанры детского фольклора.
Испокон веков в играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд (отсюда
появились игры имитационного характера или игры, связанные с отработкой
трудовых действий); национальные устои, представление о чести, любви (игрына выбор партнера), смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Нравственные качества,сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер. Каждому хочется быть в главной роли, но не все умеют считаться с мнением товарища, справедливо разрешать споры. Здесь нам на помощь приходят мудрые народные считалки. Дети с большим удовольствием их разучивают и применяют как в двигательной деятельности, так и в свободной.
Сочетание всех вышеперечисленных форм и методов использования
фольклора при работе с дошкольниками можно наблюдать во время активного отдыха детей. Фольклорные праздники, развлечения несут в себе
эмоциональный и двигательный заряд, способствуют успешному развитию
нравственных качеств, формированию уважительного отношения к культурным традициям и обычаям русского народа.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пиобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры
Статья о воспитании любви к родному краю через приобщение детей к малым фольклорным жанрам, знакомство с традициями и обычаями, бытом русского народа....
Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры.
« Все новое – хорошо забытое старое»...
Консультация: Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры.
Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру...
ПРОЕКТ «Приобщение детей к русской народной культуре посредством русской народной игрушки»
Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальн...
Консультация для педагогов ДОО «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством малого фольклорного жанра»
Слово «фольклор» - в буквальном переводе с английского означает - народная мудрость. Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напев...
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры»
Малые фольклорные жанры – это кладезь богатства нашего языка..В народном фольклоре сочетаются слова и напевность. В нём видна забота, нежность, надежда в благополучие будущего, метко оцениваются жизн...
Развитие речи через приобщение к русской народной культуре посредствам малых фольклорных форм
laquo;Подлинную историю своего народа нельзя знать, не зная устного народного творчества»....