«Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»».
консультация (подготовительная группа) на тему
Технология исследования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
«Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»».
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни.
Развивающаяся педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является исследовательская деятельность.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология исследования. Исследование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель исследования, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Технологии исследования необходима соответствующая организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, интернет, если это необходимо для реализации исследования.
Технология исследования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители.
В ходе реализации исследования у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, воспитателю же необходимо только создать оптимальные условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.
Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а воспитателю – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи), и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.
Наши дети в течение пяти лет участвуют лет в конкурсах «Я исследователь».
Темы наших исследований: «Выращивание кристаллов различных веществ», «Почему игрушку назвали Чебурашкой», «Почему окрашиваются жидкости», «Колесо истории – машина», «Почему не тонут корабли», «Добрые слова – волшебные слова», «Секреты зеркала», «Выращивание микробов», «Как с гуся вода», «Что такое плесень»,
После детского сада наши выпускники продолжают исследовательскую деятельность в школе.
Решение задач осуществляется в двух вариантах:
1) дети проводят эксперимент, не зная его результата. И таким образом приобретают новые знания;
2) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
В процессе исследования помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.
Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально - исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года – практически единственным способом познания мира.
Нами изучены и проанализированы работы Н.Н.Поддъякова, О.В.Дыбиной, Н.П.Рахмановой, В.В.Щетининой, Н.А,Рыжовой, И.А.Ивановой, С.Н.Николаевой и других, выявлена роль исследовательской деятельности в интеллектуальном развитии дошкольников, определена структура создания развивающей среды для полноценного и методически грамотного проведения исследовательской деятельности с воспитанниками, представлена программа выполнения работ для его реализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что ты делаешь на работе?". Родители должны уметь правильно ответить на вопрос.
Абстрактное понятие "работа" детям ни о чем не говорит. У них нет опыта взрослых. Поэтому вам надо попытаться наглядно изобразить свою работу. Не читайте длинную лекцию, а рвзбейте информацию на неско...

Ответы на вопросы родителей
Ответы на часто задаваемые вопросы родителями воспитателю могут стать подсказками во многих непростых ситуациях, неизбежно возникающих в отношениях между родителями и их детьми, независимо от возроста...

Звуки [Л], [Л\'], и буква Л. Пересказ русских сказок с опорой на серию сюжетных картин. Закрепление навыка формулирования вопросов детьми и навыка полного ответа на вопросы по сюжетной картинке.
Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе детского сада для детей с нарушением зрения со смешанными речевыми диагнозами. "Звуки [Л], [Л\'], буква Л. Пересказ русс...

Сайты для родителей и их детей, которые помогут вам найти ответы на все интересующие вопросы, сделать жизнь интересной и познавательной
Сайты для родителей и их детей, которые помогут вам найти ответы на все интересующие вопросы, сделать жизнь интересной и познавательной:...

Конструктор "Лего" предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте.
Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребенок имел предварительный замысел и мог его осуществить, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из...