Приложение к опыту "Проект время"
методическая разработка на тему

Невмержицкая Анна Анатольевна

 

Наше изучение времени началось  после чтения  сказка «Золушка». Часы пробили 12 и карета превратилась в тыкву. Золушка забыла про время. И у детей возник вопрос  «А что же такое время?», «Как его измерить?», «Какие бывают часы?». И мы начали  исследования.

 Оказывается давным-давно, когда у людей еще не было часов, они определяли время по солнцу, по крику петуха, по цветам. Затем появились водяные, песочные, огненные часы и впоследствии механические, электронные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_k_opytu_proekt_vremya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ЦРР –детский сад №2

МО Усть-Лабинский район

Проект «Время»

для детей старшего дошкольного возраста

    Наше изучение времени началось  после чтения  сказка «Золушка». Часы пробили 12 и карета превратилась в тыкву. Золушка забыла про время. И у детей возник вопрос  «А что же такое время?», «Как его измерить?», «Какие бывают часы?». И мы начали  исследования.

 Оказывается давным-давно, когда у людей еще не было часов, они определяли время по солнцу, по крику петуха, по цветам. Затем появились водяные, песочные, огненные часы и впоследствии механические, электронные.

Цель: Формирование у детей представления о времени.

Задачи:

-Продолжать знакомить детей с единицами измерения времени.

-Уточнить и конкретизировать знания детей о частях суток, о неделе, месяце, годе.

-Развивать у детей чувство времени.

-Дать детям представление о разнообразии видов часов, их устройстве  и предназначении.

-Дать представление о необратимости времени.

-Воспитывать чувство удовлетворения от умения правильно планировать во времени свою деятельность.

-Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение , мышление, коммуникативные навыки.

Задачи по центрам активности

Игровая деятельность: побуждать детей к развертыванию сюжетно- ролевых игр

«Детский сад», «Школа», « День рождения», «Моряки»,  «Железная дорога», «Аэропорт», соблюдая временные установки. Развивать творческое воображение, способность развертывать сюжетную линию  игры. Побуждать к режиссерской игре на макетах.

Речевое развитие: побуждать детей к речевому общению между собой, инициировать вопросы к взрослым. Обогащать словарь, развивать диалогическую и монологическую речь

Изодеятельность: развивать потребность в изодеятельности, побуждать использовать в работе разнообразные материалы и средства.

Формирование элементарных математических представлений: активизировать мыслительную деятельность: классификация, сериация, кодирование, декодирование, анализ, синтез.

     Конструирование: учить детей видеть проблему, формулировать ее, выдвигать предположение относительно способов ее разрешения. Закрепить назначение деталей и способы соединения в разных конструкциях (солнечные часы).

Центр естествознания: формирование элементарных естественно – научных представлений. Учить контролировать время по песочным часам, в процессе выполнения разнообразной деятельности. Формировать чувство удовлетворения от умения точно определять временной интервал. Развивать у детей представления об истории цивилизации. Дать сведения о часах и календарях в прошлом, настоящем.

Виды деятельности в  проекте

Область «Изобразительное творчество»:

  • Рисование красками «Мой будильник».
  • Аппликация «Часы с кукушкой».
  • Рисование по замыслу «Мое будущее».
  • Лепка «Настенные часы».
  • Коллаж «Вчера, сегодня, завтра».
  • Рисование «Часы будущего».
  • Создание иллюстраций к сказкам «Золушка», «12 месяцев».
  • Создание декораций к театрализованной постановке «12 месяцев».
  • Дети узнают зимние, осенние и летние пейзажи на картинах великих художников  «Золотая осень».И.Левитан, «Конец зимы» Юон, «Грачи прилетели» Саврасова, «Февральская лазурь»И. Грабарь, «Сирень» Кончаловского и др.

Область «Познание»

Формирование целостной картины мира

-наблюдение за сезонными изменениями в природе.

-просмотр видеофильмов о временах года  из серии «Уроки тетушки Совы».

- Создание фотоальбом «Наша группа: вчера, сегодня, завтра».

-Моделирование временных и сезонных изменений.

- Создание музея часов.

      Центр Математики

- Определение времени по часам.

- Изучение арабской и римской нумерации

- Изготовление модели времени года,  месяцев года, недели, дня.

- Изготовление календарей.

 - Выявление достоинств и недостатков часов различной конструкции часов: механических, электронных, солнечных…  ( использование технологии ТРИЗ «Двойное дно»).

Опытно-экспериментальная деятельность

-Опыты в уголке экспериментирования: изготовление солнечных часов.

-Изготовление цветочных часов.

-Изготовление водных часов (установление соотношения: 1 минута — определенное количество воды).

 -Изучение механизма механических часов: почему они тикают.

-Опыт «Продолжительность минуты не зависит от того, какими часами ее измеряют».

Изготовление дидактических игр:

-«Что сначала, что потом» (история возникновения современных часов).

-«Когда это бывает» (времена года).

-«Быстрее или раньше» (закрепление временных отношений).

-«Приборы с часами» (классификация).

-«Девятиклеточник» (находили место часов к клетках).

-Кольца «Луллия» (подбери пару : римская и арабская нумерация).

Поиск   в познавательной литературе  ответов на вопросы:

-Почему время было трудно определять?

-Кто умеет определять время без часов?

-Как по цветам узнать время?

-Знают ли животные, который час?

-Кто сделал каменный календарь?

-Кто изобрел современный календарь

-Зачем нам нужен календарь?

-Что такое минута?

-Почему в неделе семь дней?

-Знаменитые часы мира.

Область «Чтение художественной литературы»

  Художественные произведения помогли детям понять временные отношения и их значение в жизни человека.

Чтение художественной литературы: Ш. Перро «Золушка», С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев», А. Аксаков «Аленький цветочек»,  В.И. Даль «Старик годовик», Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»,  К. Ушинский «Четыре желания», Крылов «Муравей и стрекоза», С. Маршак «Круглый год» ... «В январе в январе ...» и др.

Область «Коммуникация»

-Сочинение сказки «Время остановилось».

- Викторина: «Все  о времени?»

-Придумывание игровых диалогов к макетам «Сказка 12 месяцев», «Аленький цветочек».

-Подбор  пословиц и поговорок о времени: «Делу время, а потехе час», «Сделал дело, гуляй смело», «Всему свое время», «Минута час бережет», «Готовь сани летом, а телегу зимой», «Цыплят по осени считают», «Летом трудно, да зимой сытно» и др.

    - Подбор загадок  (с помощью модельного знака дети показывают, когда это бывает).

        Тает снежок, ожил лужок

         День прибывает- когда это бывает?

(дети показывают карточку зеленого цвета, символизирующую весну)

         Очень душно, очень жарко, солнце светит ярко-ярко

         Побежим купаться, с рыбками плескаться.   (лето)

        Утром мы во двор идем, листья сыплются дождем

        Под ногами шелестят и летят, летят, летят.    (осень)

         Дел у меня немало: я белым одеялом

         Всю землю укрываю, всю землю убираю

         Белю поля, леса, дома, а зовут меня...?       (зима)

Задания более высокой степени сложности:

        - Какое время года идет между зимой и летом? (весна)

        - Какое время года предшествует осени? (лето)

         -В какое время года мы отмечаем праздник Новый год? (зима)

Работа с родителями

  • Изготовление солнечных часов на метеоплощадке.
  • Приобщить родителей к созданию музея часов.
  • Семейный театр «Двенадцать месяцев» (приобщить родителей к изготовлению декораций, атрибутов, костюмов, исполнению ролей).

Презентация проекта «Время»

-Экскурсия по мини-музею «Время», знакомство с экспонатами музея.

Разделы музея:

1.Часы прошлого.

2.Современные часы.

3.Модели времени года, месяца, недели.

4.Часы своими руками

  

                             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития" (методический материал, приложение к опыту работы)

                   Моя тема по самообразованию: «Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития». Эту тему я в...

т - ПАМЯТКА - БУКЛЕТ (приложение к опыту работы)

СТЁРТЫЕ  (или минимальные)  ФОРМЫ ДИЗАРТРИЙ...

приложение к опыту проект "Посуда"

Идея проекта: создание мини-музея в процессе исследования посуды разного вида и  назначения через непосредственную образовательную  и самостоятельную деятельность детей.Участники проек...

приложение к опыту проект "Птицы"

Цель проекта:Формирование экологической культуры дошкольников через создание музейной экспозиции.Задачи проекта:сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний о птицах как живых суще...

Приложение к опыту- слайд-презентация Проект "«Первые шаги в журналистику», как средство развития детской инициативы и самостоятельности"

Цель данного проекта: развитие общения и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; активизация речи и речевого общения; развитие составляющих речевого общения...

3.6 Приложение к опыту: проект Дорожная грамота Трофимова АВ

Проект по ПДД «Дорожная грамота»(Подготовительная группа)Цель проекта: формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах.Возраст детей: 6-7 лет....

"Воспитание толерантности у детей". Приложение №1 к проекту "Приложение к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"

quot;Воспитание толерантности у детей". Приложение №1 к проекту "Приложение к проекту  "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"...