приложение к опыту проект "Птицы"
методическая разработка на тему

Невмержицкая Анна Анатольевна

 

Цель проекта:

Формирование экологической культуры дошкольников через создание музейной экспозиции.

Задачи проекта:

  • сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение;
  • формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи различного характера; доказательно строить суждения; умение делать выводы; воспитание интереса к природе; желание глубже познавать её тайны;

формирование представления о том, какую пользу оказывают разные виды птиц людям и окружающей природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_k_opytumuzey_ptits.docx52.14 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ЦРР – детский сад №2

МО Усть-Лабинский район

Музей «Птицы»

G:\фото сада лето 2012\IMG_6975.JPG

Воспитатель

 Невмержицкая Анна Анатольевна

г. Усть-Лабинск

Пусть будет в человеке все прекрасно:

                                                             И мысли, и поступки, и душа!

                                                                    В гармонии с природой и с собою

                                                              На свете чтобы жили малыши,

                                                                 Воспитывайте в детях, берегите,

                                                      Храните экологию души!

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела...

Мы, наши дети живем в XXI веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, мы полагаем, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относится к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь.

Формирование чувства единства человека и природы является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества. Чувство единства человека и природы, как нравственное чувство, очень сложно и объемно. Без формирования зачатков этого чувства в дошкольном возрасте, дальнейшее осознание человеком своей неразрывной связи с окружающим миром очень осложняется.

Цель проекта:

Формирование экологической культуры дошкольников через создание музейной экспозиции.

Задачи проекта:

  • сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение;
  • формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи различного характера; доказательно строить суждения; умение делать выводы; воспитание интереса к природе; желание глубже познавать её тайны;
  • формирование представления о том, какую пользу оказывают разные виды птиц людям и окружающей природе;
  • воспитание привычки заботиться о природе и ее обитателях;
  • воспитание любви к природе своего края;
  • воспитание гуманного, бережного отношения к природе.
  • привлечение родителей к совместному участию в реализации проекта по созданию музейной экспозиции.

Педагогические условия воспитания основ чувства единства человека и природы:

  • знания о птицах как о живых организмах и об условиях их существования;
  • деятельность общения с природой, основанная на знаниях: о жизни птиц и его закономерностях; о тождестве человека с другими живыми существами, проявляющихся в природоохранных поступках, уходе за объектами природы.
  • накопление эмоционально-нравственного опыта в ходе общения с природой и на основе формирования отношения к природе.

На основе представлений о взаимосвязях в природе, у детей развивается интерес к ее познанию, действительная готовность прийти на помощь объектам окружающего мира, если они в этом нуждаются. Контакт детей с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, разнообразие приемов и методов (продуманная организация труда, наблюдений, игры, обучения) – ключ правильной постановки экологического воспитания. Только тогда природа предстанет перед человеком доброй, щедрой, дающей людям свои богатства и радости общения с ней, когда человек отнесется к ней с внимательными глазами, с любовью и  бережном отношении к ней.

Таким образом, мы считаем, что закладывать основы экологического мышления нужно в раннем возрасте через:

  • изучение природы своего края и других стран;
  • взаимоотношения человека и окружающей среды;
  • формирование ответственности, прежде всего за свои поступки и действия;
  • формирование умения видеть и понимать красоту.

Поэтому мы решили создать собственный экологический мини-музей. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозицию, которая соответствует требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали ее мини-музей. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Нам удалось заинтересовать и вовлечь в организацию мини эко музея педагогов ДОУ и родительскую общественность. Сначала мы задались вопросом: «Часто ли дети бывают в музеях?» Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не посещала музей. Многим мамам и папам просто не приходила в голову идея такой экскурсии. Как привлечь внимание родителей к музеям?

Была определена тема и название, разработана его модель, определено место для размещения экспонатов (все они прекрасно вписываются в интерьер помещений). Экспонаты располагаются по тематическим блокам. Коллекции мини-музеев постоянно обновляются и пополняются. Первые экспонаты для музея принесли работники детского сада, родители вместе с детьми изготовили декоративно-прикладные работы, отражающие экологическую культуру дошкольников. Увлеченность, с которой пополнялся и расширялся музей, способствовала расширению круга сторонников и активных участников, не только сотрудников, но и детей и их родителей. В итоге накопилось много интересного, познавательного, имеющего ценность для каждого из нас, а самое главное связанного с природным и культурным наследием.

Основными посетителями музея являются дети самых разных возрастов. Формы работы с посетителями разные, учитывающие интерес как больших групп, так и немногочисленных. Основной формой работы с посетителями является проведение тематических и обзорных экскурсий, таких как:

Разнообразие птиц в природе;

Среда обитания и её значение в жизни птиц;

 Красная Книга Краснодарского края;

 Природные объекты и  их использование,

 и другие темы экскурсий, отвечающие экологическому направлению.

Музейный предмет содержит много полезной информации и с ее помощью и средствами музея (экспозиции, выставки, экскурсии) можно добиться хороших результатов в формировании экологического мышления и поступков.

Еще надо обратить внимание на один аспект в музейной работе – эмоциональное воздействие на посетителей музея с помощью музейных экспонатов. Мини-музей позволяет воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Кроме того, что музейный предмет несет в себе информацию, он вызывает у посетителей еще и определенные эмоции – интерес, восхищение, желание узнать о нем больше и т.д. А если экспонат используется во время занятий, и дети имеют возможность рассмотреть его, подержать в руках, поработать с ним, то отдача от посещения музея возрастает. Экспонаты используются на различных занятиях для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет может подсказать тему для интересного разговора.

Показать единство и гармонию всего живого на земле – задача музея, которую необходимо донести до каждого посетителя. Выставки мини музея позволяют в некоторой степени проследить, как научно-техническая революция воздействует на окружающую природную среду. Она очень наглядна – федеральные законодательные документы в области экологии, макеты, декоративно-прикладные работы, фотографии, картины художников и многое другое. Все это способствует приобретению экологических знаний, пробуждает интерес к познанию природы и уважительному к ней отношению.

Ответственное отношение к природе – означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Было решено оставить музей постоянно действующим, так как он способствует закладыванию основ мировоззрения подрастающего поколения, формированию его отношению к окружающему миру, расширению экологических знаний.

Содержание каждого блока представляется в различных формах, которые включают использование большого количества наглядного и предметного материала, что соответствует возрастным особенностям детей.

Рисунки, коллажи, плакаты. В своих творческих работах ребята отражают свое видение природы, воспевают ее красоту в рисуночном и аппликативном изображении.

Декоративно-прикладные творческие работы. Осознание проблемы идет через творчество, совместный труд ради одной большой общей цели раскрывает способности детей, их творческий потенциал.

Памятки, буклеты, календарики – оказывают экологическое просвещение для тех, кто учится и учит, и несут информацию об особо охраняемых территориях, но также воспитывают у подрастающего поколения любовь к природе родного края.

Альбомы, папки-раскладушки – носят информационный характер и оказывают большое влияние на повышение уровня экологической культуры дошкольников и родительской общественности.

Использование компьютерных технологий помогают увидеть и понять красоту окружающего мира, развить и проявить способности, заложенные природой, изменить мировоззрение у ребят, осознание ими необходимости сохранения природы и соблюдения природоохранных законов.

Виды деятельности по направлениям в рамках музея:

 «Социально-личностное развитие»

Проведение акции «Покормите птиц зимой»

Беседа «Птицы родного края», «Птицы, занесенные в Красную книгу»

Дидактическая игра «Хорошо-плохо»

Изготовление поделок для экспозиции музея

Беседа о разнообразии птиц в природе, их сходстве и различиях.

«Познавательно-речевое развитие»

Просмотр презентации «Кто как поёт?»

Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц»

Просмотр альбома «Птицы - символы»

Проведение опыта «Жир отталкивает воду»

Дидактические игры «Чей дом?», «Кто, где живёт?», «Четвертый лишний»

Составление мини-эссе об экзотических птицах.

Дидактическая игра «Что будет если…?»

Речевые игры «У кого кто?», «Кто что делает?»

Викторина «Птицы в сказках»

Обогащение словаря новыми терминами: орнитология, орнитолог, символ.

Чтение художественных произведений о птицах, сведений энциклопедического характера.

 «Художественно-эстетическое развитие»

Конкурс рисунков «Сказочная птица»

Галерея детских работ на тему «Экзотические птицы»

Макет «Строение яйца»

Модель «Как появилась птица».

Перспективы музея:

- разработка охранных знаков по  правилам  поведения в природе и  непосредственно в птичьей столовой и птичьей деревне;

- изготовление птичьих кормушек;

-изготовление макета «Птицы Севера».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития" (методический материал, приложение к опыту работы)

                   Моя тема по самообразованию: «Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития». Эту тему я в...

т - ПАМЯТКА - БУКЛЕТ (приложение к опыту работы)

СТЁРТЫЕ  (или минимальные)  ФОРМЫ ДИЗАРТРИЙ...

Приложение к опыту 1

Приложенеи к опыту 1...

Приложение к опыту 2

Приложение к опыту 2...

Приложение к опыту 4

Приложение к опыту 4...

Приложение к опыту 5

Приложенеи к опыту 5...

Приложение к опыту 6

Приложение к опыту 6...