Развитие коммуникативных спососбностей у дошкольников средством игры - драматизации.
статья (развитие речи, младшая группа) по теме
в данном материале раскрывается работа по речевому развитию у дошкольников через игру - драматизацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_teatralizatsii_2ml.gr_.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…”(Б. М. Теплов)
Развитие коммуникативных способностей у детей
средством игры-драматизации
Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении.
Данное направление представлено в Федеральных требованиях образовательной областью «Коммуникация», содержание которой направлено овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми
Изучая педагогическую и методическую литературу по развитию речи детей, я пришла к выводу, что игра-драматизация, внедренная в свободную и организованную деятельность детей, будет способствовать развитию речи детей младшего дошкольного возраста
В своём выступлении я расскажу о том, как я обучаю малышей игре – драматизации.
Я начала знакомство с театральной игрой через игру имитацию:
Ещё с раннего возраста я предлагала малышам игры - имитации отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте
А знакомство со сказками проходило в виде настольных театров.
И даже в 1 младшей группе дети уже начинали играть в сказку.
Предлагали детям разные дидактические игры для лучшего запоминания сюжета сказок.
Затем переходили к более сложным иммитациям
• игра-имитация действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево);
• игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке);
• игра-импровизация под музыку, предложенные муз. работником «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Снежинки летают»и многие другие) - что хорошо прослеживается на музыкальных событиях и праздниках.
Затем переходили к импровизациям:
• игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», «Заинька, попляши…» )
Большое место занимает чтение художественной литературы: мы читаем сказки, небольшие рассказы, знакомим с фольклором.
После первого знакомства со сказкой мы начинали с ней играть: мы предлагали детям
-ролевой диалог героев сказок («Колобок», «Заюшкина избушка», « Теремок»)
-используем приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок (зайчик в сказке "Заюшкина избушка" - трусишка, маленький , серенький, слабый; лиса - хитрая, обманщица, плутовка, злющая; петух - храбрый, , голосистый ) .
- предлагаем детям нарисовать, слепить апплицировать персонажа сказки
-мы внедряем её в различные виды театров – пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе – где дети вместе с нами, педагогами и самостоятельно проигрывали отдельные моменты сказки.
Детям предлагала: "Помогите мне, пожалуйста. Я буду рассказывать сказку, а вы показывать её". (дети внимательно слушали и расставляли фигурки или кружочки – заместители на фланелеграфе ).
Не раз наблюдала как дети используя героев какой-либо сказки (маленькие игрушки) развивали режиссерскую игру, которая на данном возрастном этапе является первой ступенькой к драматизации.
Как выразительно они передают речь героев – как меняют силу и тембр голоса (маленький зайчик и хитрая лиса, медвежонок, медведица и медведь), как разнообразны мимика и жесты детей.
Для развития у детей мимики и эмоций предлагаем игру «Зеркало» , «Покажите какие вы грустные, сердитые , радостные, веселые и т.д.
Большое развивающее и эстетическое значение имеют просмотры детьми кукольных театров в исполнении артистов, приезжающих в детский сад.
После каждого посещения театра мы с детьми беседуем, обсуждаем – высказываем впечатления. Детям представляется возможность увидеть пример актёрского мастерства.
При подготовке детей к драматизации сказки «Репка» - я сама давала образец речи, мимики и жестов. Детей на роли к сказке подбирали с учетом индивидуальных особенностей – уровень развития речи, эмоциональность, застенчивость и открытость. После просмотра сказки мы, педагоги наметили для себя работу в данном направлении как со всеми так и с отдельными детьми для того чтобы дети в дальнейшем могли самореализовать себя в данной области.
К этому времени мы пополнили уголок мини-театра:
• Пальчиковый театр
• Теневой театр
• Театр из картона (картинки – персонажи передвигают в соответствии с содержанием читаемой сказки).
• Театр на фланелеграфе.
- Маски – шапочки героев сказок
Для пополнения уголка мы привлекали родителей, и они с удовольствием откликнулись на нашу просьбу – рисовали маски, вязали пальчиковый театр.
Хотелось отметить бабушку Максима Шабанова, которая после прочтения сказки каждый раз мастерит вместе с внуком аппликации по этой сказке и дарит их нам в группу.
Мы будем продолжать работу в данном направлении и, как результат в дальнейшем, у детей разовьются творческие способности, дилогическая и монологическая речь, пополнится словарный запас, дети научатся управлять собой, мыслить самостоятельно и логично.
Все это отразится на дальнейшем развитии ребенка и в дальнейшем, на учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативно - речевых качеств дошкольников средствами игровых технологий
этапы исследовательской работы...
Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников средствами эмоциональной выразительности
Консультация доклад для педагогов дошкольников...
Методическая разработка:« Развитие наглядно-образного мышления дошкольников средствами игры»
Мышление представляет собой обобщенное, опосредованное отражение внешнего мира и его законов, общественно обусловленный процесс познания, наиболее высокий его уровень. Оно имеет последовательно в...
Сценарий развлечения в рамках инновационного проекта «Дворовая игра как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников в ДОУ». «Дворовые подвижные игры летом в детском саду»
Игры – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с ...
Рекомендации для педагогов по теме "Развитие инициативности и самостоятельности дошкольников через игру-драматизацию"
Рекомендации для педагогов по теме "Развитие инициативности и самостоятельности дошкольников через игру-драматизацию"...
Методическая разработка Развитие наглядно – образного мышления дошкольников средствами игры
Образное мышление считается основополагающим, и даже можно сказать, что оно является главным среди остальных типов мышления у детей дошкольного возраста. Именно от образного мышления будет зависеть ур...
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития средствами сюжетно-ролевой игры.
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития средствами сюжетно-ролевой игры....