Доклад
консультация на тему

Екатерина Андреевна Гетманченко

Воспитание дружелюбия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vospitaniya_druzhelyubiya_u_doshkolnikov.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ДРУЖЕЛЮБИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

В дошкольном детстве закладывается обобщенное отношение к людям. Для полноценного развития личности ребенка важно, каким оно будет – доброжелательным или негативным. Благодаря формированию дружелюбия дошкольника можно научить воспринимать окружающих людей  как заботливых, надежных, а также воспитать у него базовое доверие ко всему миру.

        С раннего детства дошкольник постигает сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми, как дома, так и в детском саду. Поэтому воспитывать товарищество нужно начинать с дошкольного возраста. В это время ребенок приобретает первоначальный опыт общественного поведения, формируется его отношение к близким, сверстникам, вещам и природе. В процессе повседневной коммуникации дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Немаловажным при этом является такое качество, как дружелюбие.

        Дружелюбие – это дружеское расположение, доброжелательное отношение к кому-либо. Дружелюбие – одно из личностных качеств, которое в российской системе дошкольного образования по-прежнему считается важнейшей целью воспитания. Быть дружелюбным – это значит быть общительным, внимательным, гостеприимным, уважать людей, заботиться о друзьях (даже если они тебя об этом не просят), делиться всем, что у тебя есть, разрешать конфликты мирным путем, уметь находить друзей, проявлять внимание к робким и застенчивым, улыбаться людям.

        Прежде всего, это качество облегчает общение с другими людьми. Если человек доброжелательно настроен, он легко, без напряжения обращается к окружающим с вопросами, предложениями, потому что эмоционально их принимает. Проявляя дружелюбие, человек упрощает окружающим контактирование с самим собой. С каждым человеком можно вести себя по-разному. Взаимодействуя с доброжелательным человеком, люди чаще проявляют свои лучшие стороны, отвечают добром на добро.

        Во многих психологических концепциях подчеркивается, что наряду с отношениями к самому себе (самооценкой, самопринятием, уверенностью или неуверенностью в себе) для полноценного развития человека очень важно его отношение к другим людям. Оно может быть доброжелательным, позитивным, доверительным или недоброжелательным, негативным, подозревающим и формируется индивидуально для каждого человека.

        Примечательно, что обобщенное отношение к людям в целом у ребенка закладывается именно в детстве. Всемирно известный психолог Эрик Эриксон считал, что человек в процессе жизни проходит определенные психосоциалиные стадии развития. Каждой из них соответствует свой кризис и свое психическое образование, которое будет играть определенную роль на следующих этапах жизни.

        Первая стадия по Эриксону – период младенчества, когда формируется доброжелательное отношение к другим людям – базовое доверие или недоверие к социальному миру. Ребенок либо воспринимает окружающих людей как заботливых, надежных, доброжелательных к нему, и в этом заключается основа дружелюбия. Либо окружающие кажутся ему невнимательными, занятыми своими делами и, возможно, даже враждебно настроенными. В таком случае он становится недружелюбным.

        Эриксон подчеркивает следующие важные элементы формирования базового доверия – недоверия. Во-первых, основой для формирования доверия служит получаемая ребенком материнская любовь. Ощущение заботы родного человека как представителя внешнего мира определяет доверие к социальному миру в целом. Во-вторых, базовое доверие не означает тотального доверия. Это благоприятное соотношение доверия-недоверия, т.е. ощущение того, чему стоит доверять, а чему нет, где таится опасность. В-третьих, формирование базового доверия не завершается в период младенчества, процесс развивается и изменяется в течении всей жизни, особенно в детстве.

        Большую помощь в воспитании заботливого, внимательного отношения к людям оказывают организуемые в детских садах дни рождения, встречи ребенка после болезни, письма заболевшему товарищу. Каждый стремится сделать что-то приятное: сплясать, спеть или нарисовать для виновника торжества картинку, показать новые игрушки ребенку, который давно не был в детском саду, и т.п. В опыте работы если много интересных приемов формирования этого важного нравственного качества, среди них проведение бесед «о наших добрых делах», «как мы помогали малышам».

        Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманности, - особая задача в работе педагога. Формирование отношений между детьми старшей группы строится на основе взаимных симпатий детей, их привязанности к детскому саду, умение оценивать поведение сверстников и свое. Усвоение детьми моральных правил поведения способствует более глубокому осознания того, что является хорошим и плохим во взаимоотношениях с окружающими людьми.

        В этом возрасте значительно расширяется возможность ребенка в помощи сверстника. Он уже может объяснить, куда надо убрать игрушки и орудия труда, как сложить раскладушку, как играть в настольную игру. Такая помощь особенно важна для воспитания доброты, дружелюбия, взаимной выручки;  достижения при этом результата доставляет обоим радость, сближает их. Существенно здесь то, что дети отмечают положительное качество товарища: «он меня научил», «он мне объяснил, как это делать» и т.д.

        В старшей группе создается значительно больше возможностей для воспитания доброжелательного и заботливого отношения к младшим детям. Это обусловливается прежде всего тем, что старшие дошкольники начинают осознавать необходимость заботы о маленьких («мы старше», «малышам нужно помогать», «малыши у нас учатся»).

        Формы общения старших с маленькими могут быть различными. Одна из них – когда объединяются все дети обеих групп: все вместе идут в лес, на луг, смотрят кукольный театр, старшие показывают драматизация сказки.

        Другая форма общения – когда старшие дети (несколько ребят) раза два-три в неделю в течении 30-40 минут бывают у малышей. Воспитатель старшей группы продумывает заранее, что будут делать его ребята в младшей группе, во что с ними играть. Общение может быть самым разнообразным: помочь одеться на прогулку, вместе построить машину из строителя, помочь посадить лук, поиграть в дочки-матери, научить складывать одежду на стульчик, рассказать сказку  или показать настольный театр.

        Большие возможности разнообразного общения с малышами дает и прогулка: младшие собирают цветы, а старшие плетут венки.

        Таким образом, в основе формирования заботливого и доброжелательного отношения к малышам – организация совместной деятельности детей под руководством взрослого («построим для малышей горку и покатаем их», «в подвижную игру»); организация опыта заботы о младших с постепенным расширение обязанностей («поможем одеть малышей», «завяжем им бантики», «постирает белье куклам, с которыми играют малыши», «сделает малышам на елку игрушки»).

        Также доброжелательность у дошкольников проявляется и в трудовой деятельности. В старшей группе все чаще дети привлекаются к коллективному труду (вдвоем, втроем, небольшой группой), и усвоение ими правил, характеризующих взаимоотношения в процессе работы, становится необходимым условием воспитания; начиная работу, договоритесь с товарищами; будь внимателен, замечай, кому надо помочь; вместе сделайте лучше и быстрее; помоги сам, не жди, чтобы тебе об это напоминал воспитатель; если тебе трудно, попроси кого-нибудь из ребят помочь тебе; не мешайте друг другу общее дело.

        Воспитатель формирует у детей представление о том , что необходимо предварительно распределить общую работу поровну, что общий итог работы зависит от того, насколько добросовестно выполнил свою часть каждый, сумел ли выполнить в одно время с другими. Так в общем труде создаются благоприятные условия для воспитания ответственности не только за себя, но и за товарищей, умения подчинять свое желание требованием коллектива.

        В условиях коллективного труда каждый из детей должен закончить работу приблизительно в одно время, чтобы воспитатель смог объединить результаты. Это вызывает необходимость равномерного распределения задания между детьми. Кроме того, воспитатель в процессе труда детей разъясняет им, что каждый должен стремиться не отставать от других, чтобы успеть со всеми вместе закончить дело.

        Организация детского коллективного труда помогает воспитанию заботливого отношения к ближнему, окружающим людям, желание сделать им приятное, доброе. Например, в процессе ручного труда: поделок из природного материала, шитья, вышивания и выпиливания – развиваются такие нравственные качества, как аккуратность, тщательность в работе, настойчивость, целеустремленность. Особенно полезно привлечь к ручному труду неусидчивых детей, т.к. при этом у них воспитывается выдержка, умение довести начатое дело до конца.

        Увлечение детей интересным, полезным делом – важное условие для воспитания детской организованности, дисциплинированности и дружелюбия.

        В старшей группе создаются более широкие возможности для нравственного воспитания детей в игре.

        По-прежнему любимыми остаются у детей старшей группы игры в семью, в детский сад, в больницу. В них ребята отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость. В играх с куклами, типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективна в воспитании гостеприимства, доброжелательности и дружелюбия.

         Также во всех видах игровой деятельности педагог решает следующие задачи:

- воспитание желания и умения совместно играть;

- воспитание навыков коллективной игры (умение договориться, распределять роли и игрушки, радоваться успехом товарищей);

- воспитывать доброжелательное отношение к людям, желания и готовности сделать им полезное и приятное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...