Доклад к семинару: "Многозначные слова и их применение в речевом обиходе"
материал на тему
Предварительный просмотр:
Доклад к семинару:
«Многозначные слова и их применение в речевом обиходе»
Выполнил: воспитатель
Борисенко Т. Н.
2014 год
Слова бывают однозначные (имеющие одно лексическое значение) и многозначные (имеющие несколько значений).
Однозначными словами является большинство терминов: некоторые названия инструментов, профессий, разновидностей деревьев и пр. Однозначны, например, слова: табурет, сахарница, огромный, суффикс.
Употребление в речи многозначных слов - многозначностью, или полисемией, называют наличие у одного и того же слова нескольких связанных между собой значений, обычно возникающих в результате развития первоначального значения этого слова. Например, слово «земля» в современном русском языке имеет следующие значения: название планеты, суша, почва, страна, государство (заморские земли), территория с угодьями, находящаяся в чьем-либо владении, пользовании (земля фермера). Многозначность возникает разными путями. Новое значение может образоваться путем переноса названия по сходству; подобный перенос называется метафорой (прямое значение: золотое кольцо, переносное: золотые (цвета золота) волосы, золотые (умелые) руки, золотой (замечательный) характер, золотая (дорогая) шуба. Умелое использование в речи значений многозначного слова, тонкий учёт различий между ними, игра значениями придает речи точность, богатство и выразительность.
Ошибки в употреблении многозначных слов возникают в результате их неверного сочетания с другими словами и в допущении двоякого прочтения слова, что придает фразе двусмысленность. Например, комичным двусмысленным в результате невнимания к полисемии становится следующее высказывание: «Я родился в нормальной семье». Неточно выбранное слово «нормальный» создает комический эффект по причине своей многозначности: если в одном из значений оно сближается со словами обычный, обыкновенный, то в другом — уводит в совершенно иную смысловую плоскость: «нормальный» - значит 1) соответствующий норме, обычный; 2) психически здоровый. Говорящий дал контекст, допускающий оба эти значения, что и привело к комизму. Следовало бы вместо слова «нормальный» употребить здесь слова «обыкновенный», «обычный».
Проблема употребления детьми образных и многозначных слов очень актуальна, так как многие педагоги отмечают, что этой теме, как на занятиях, так и дома уделяется мало внимания. Часто при поступлении в школу у детей сохраняются проблемы понимания и употребления в речи многозначных слов. Эта проблема решается в старшем дошкольном возрасте. Мы знаем, что у детей преобладает наглядно-образное мышление, а словесно-логическое недостаточно сформировано. Поэтому процесс овладения лексической многозначностью слова осуществляется достаточно сложно и длительно.
Работа должна проводиться систематически и решать следующие задачи:
Познакомить с понятием «многозначные слова», показать различие между многозначными и однозначными словами.
Обогащать словарный запас детей, формировать выразительность речи.
Развивать образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать.
Воспитывать интерес и любовь к родному языку.
Эти задачи решаются в процессе работы над всеми сторонами речи. В процессе занятий, игр дети учатся усваивать и сравнивать понятия «однозначное» и «многозначное» слово, не оперируя непосредственно этими терминами.
В процессе работы используются следующие методы и приёмы:
а) Объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте:
(Пример: ушко ребёнка, ушко иголки)
б) Подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова:
(Пример: острый перец – горький, жгучий; острая иголка – колючая; остроконечная (палка)
в) Подбор антонимов к каждому значению многозначного слова:
(пример: острый – сладкий (сахар), острая – тупая (иголка)
Эффективными приемами являются также:
г) составление предложений с многозначными словами;
д) рисование на тему многозначного слова;
е) нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках и в литературных произведениях – сказках, стихах, рассказах;
ж) придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.
Названные выше приемы используются в играх и игровых упражнениях типа: «Кто больше придумает слов?» (на заданную тему, по признаку, слову), «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», в играх «Путаница», «Небылицы» и др.
В раскрытии многозначности слова, мы показываем детям жизнь самого слова, потому что предметы и явления, которые соответствуют разным значениям слова, могут быть совершенно разными, не связанными или мало связанными друг с другом. Раскрытие смыслового богатства многозначного слова (а многозначительно большинство слов славянских языков) играет большую роль в формировании точности словоупотребления.
Работа над многозначностью слов обеспечивает речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развития произвольности речи, умению сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит развитию уровня общей речевой культуры.
Картотека многозначных слов
в загадках и стихах для детей
Может хоть потоп устроить, | Есть она у чемодана |
Кто с него снимает кожу, | Летом зеленел на грядке, |
Без нее машину сложно | Без него не сшить нам шубу, |
В дневнике он – огорченье, | Как сверкнет с небес, так столько |
| Не боится бегемота, |
У мужчин их нет ни разу, | Им болеть весьма опасно, |
Продырявят все листочки, | В них духи храниться рады, |
Есть он в двадцати полушках, | Может напоить водою, |
Всяк рыбак о ней судачит | Мы над нею руки моем |
В ней и крот и лис жить хочет, | В них листочки спят на ветке, |
Установленная плата | С пылью из-под ног стремится, |
Кто на птичий двор нагрянет | Он в морской воде летает, |
На полу она – о, ужас! – | Он и серп – совсем не братцы, |
То она одна вторая, | Обсуждали с ним эмиры |
Итальянская монета, |
|
С чем пришла с войной ли, с миром | Штанге вес придаст в охотку, |
В магазине мама купит, | Хлещет и торопит вечно |
Числа трижды умножают, | В них играют, их рисуют |
Есть у кофты и рубашки, | Приговор он всякой вещи, |
Тараканом он шныряет, | Часто их собаки гложут, |
Есть на доме и вагоне, | Ей гостей встречают важных, |
На пюпитры их поставят – | Есть она у пылесоса, |
Там лопух посадят вряд ли – | Всем компьютерам в округе |
Учинить ее сумеет | Ими зоопарк украшен, |
Путешествие с комфортом, | Сразу в несколько орудий |
| То она поет побудку, |
Стихотворения
«Идёт и идёт»
Идёт летний дождик,
Идут и ребятки,
Поезд идёт и гудит без оглядки.
Часики тикают - тоже идут,
Ждут, когда их хоть чуть-чуть подведут.
В кинотеатрах во всех там и тут
Мультики детские часто идут.
Дорога идёт далеко-далеко,
Идёт дым из трубы высоко-высоко.
Годы идут, не воротишь назад,
Идёт, словно в бой, танк на парад.
Занятие в школе долго идёт,
Невеста с фатою замуж пойдёт.
Так всё на свете идёт и идёт,
И в основном всё вперёд и вперёд!
***
Бьют часы, который час,
Бьёт барабанщик дробь для нас,
Лентяи бьют всегда баклуши,
Боксёры бьют в перчатках груши,
Бьёт пешка в шахматах слона,
Бьёт громко в колокол страна.
Бьёт дождик по стеклу в ненастье,
Посуду бьют всегда на счастье!
***
Золотое солнышко
Восходило на небе,
Золотые лучики
Подарило Наденьке.
Маленькая девочка,
Золотые локоны,
Песенку запела -
Радуется солнышку.
Золотые рученьки
У бабушки Надюшеньки,
Испекла ватрушечки,
Угощает внученьку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Художественное слово и формирование культурно - гигиенических навыков"
Художественная литература обладает рядом особенностей, которые делают ее незаменимым средством нравственного воспитания: во-первых, она близка к житейскому опыту детей, так как рассказывает о поступка...
Доклад на республиканском семинаре"Использование фольклора с применением двигательной активности младшего дошкольного возраста"
Доклад на республиканском семинаре"Использование фольклора с применением двигательной активности младшего дошкольного возраста"...
Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»
Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...
ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ «Всероссийской научно-практической конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий для развития творческих способностей и духовно-нравственного воспитания молодёжи: от детского сада, к школе и вузу»
ДОКЛАДДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ «Всероссийской научно-практической конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий для развития творческих способностей и духовно-нравст...
Доклад «Познавательное развитие детей с ОВЗ посредством применения игрового набора «Дары Фрёбеля»»
laquo;Познавательное развитие детей с ОВЗ посредством применения игрового набора «Дары Фрёбеля»»Формирование качественного развивающего взаимодействия со сверстниками и взрослыми пр...
Доклад на тему: «Родное слово»
Язык для К. Д. Ушинского, как и для нас сейчас, - могучее средство развития индивидуума. Особенно К. Д. Ушинский подчеркивал роль языка, устного народного творчества, ...