Доклад на республиканском семинаре"Использование фольклора с применением двигательной активности младшего дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа)

Варжина Надежда Васильевна

Доклад на республиканском семинаре"Использование фольклора с применением двигательной активности младшего дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА С ПРИМЕНЕНИЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                                                     Варжина Н.В.

                                                                                     Инструктор по физической культуре

МБДОО Ельниковский детский сад «Теремок»

ОСП «Ельниковский детский сад №1 комбинированного вида»

                                               

                 

           

«Современные подходы к образованию и воспитанию дошкольников»

«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной», так писал Макаренко А.С.

          Время не стоит на месте, современное общество нам диктует сумасшедший ритм жизни, наши дети настолько виртуозно владеют техникой и компьютерными разработками, что порой даёшься диву, ему два года, а он уже знает на какую кнопку нажать, как провести маленькими пальчиками по сенсору, что такое: Wi – Fi, You – Tube, электронная почта и ещё много современных компьютерных терминов.

«Всё новое – это хорошо забытое старое» так говорится в народном изречении.

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. Но чтобы дети могли  развиваться, мы с вами в первую очередь должны сохранять и укреплять их здоровье.

Двигательная активность является важнейшим условием нормального

развития ребенка, а также одной из важнейших форм жизнедеятельности

растущего организма. От двигательной активности во многом зависят:

развитие моторики и физических качеств, состояние здоровья,

работоспособность, успешное освоение учебного материала,

наконец, настроение и долголетие человека. Под ее влиянием у

дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной

систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные

возможности организма. Недостаточная двигательная активность отрицательно влияет на организм ребенка».

Для того чтобы вызвать у детей стойкий интерес к занятиям физкультурой,

наряду с поиском современных моделей воспитания,  в своей работе стали возрождать лучшие образцы народной педагогики - фольклор.

Фольклор - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных

эмоций, он выразителен и доступен детям дошкольного возраста,

вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора

детей, помогает понять красоту звучащей речи. Он как сокровищница

русского народа, находит свое применение в различных разделах работы с

дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, а также

помогает разнообразить процесс физического воспитания детей.

Для решения поставленных задач был разработан план работы с детьми на год. С воспитателем младшей группы мы работаем в тесном контакте, и разработали план комплексных занятий с применением фольклора в двигательной активности детей младшего дошкольного возраста. И долгосрочный проект по этой тематике, где раз в месяц мы проводим совместные занятия.

Способствующие подготовке детей к комплексным фольклорным физкультурным занятиям и усвоению их содержания, применяются следующие методы и приёмы:

  • чтение художественной литературы (сказок, стихов, потешек);
  • использование различных театров (кукольного, настольного, пальчикового, фланелеграфа);
  • продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, аппликация без наклеивания);
  • использование аудио- и видеоматериалов (аудиокассеты, диски с песнями, грампластинки, видеофильмы по сказкам).

В процессе работы применяются следующие приемы:

  • показ образа движений;
  • речевое сопровождение движений;
  • указание, поощрение;
  • помощь при выполнении движения;
  • упражнения подражательного характера;
  • сюрпризные и игровые моменты.

Типы фольклорных физкультурных занятий.

1.Двигательно- творческие занятия.

Эти занятия основаны на одном из видов устного творчества – потешках, сказках, загадках. Например, при выполнении общеразвивающего упражнения «Совушка - сова» (и. п. – основная стойка – руки на поясе: поворот головы влево, вправо) используется потешка:

«Совушка – сова,

Большая голова,

На суку сидит

Во все стороны глядит».

При выполнении упражнений дети проговаривают слова знакомых потешек. Поэтому подбираются несложные, ритмичные потешки, в которых словами отражено или подразумевается определенное движение.

При проведении основных движений используются небольшие отрывки из сказок. Например, из русской сказки «Колобок». «Колобок покатился по тропинке» - катание мячей двумя руками. «Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь» - ползание на четвереньках.

На таких занятиях используется 5-7 потешек или загадок «двигательного характера». Так же можно задействовать сюжет одной народной сказки. В основном, это сказки о животных. Например, «Теремок», «Гуси-лебеди».

2.Сюжетные физкультурные занятия.

Проводятся с включением элементов фольклора. Эти занятия провожу в форме «двигательного» рассказа или сказки. Например, в заключительной части физкультурного занятия «В гости к бабушке Арине», использую ходьба по кругу в сочетании с речитативом:

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»
Есть у курицы цыплёнок, (Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца)
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок,
У каждой мамы малыши (Показывают пальчики, играя ими)
Все красивы, хороши!
-Ребята, кто же живет на птичьем дворе?

3.Театрализованные физкультурные занятия. Используются имитационные, мимические упражнения, игры - драматизации. Имитация отличается эмоциональной насыщенностью. В ней более образно представляется определенная сторона движения. Легко, бесшумно «спрыгивает птичка с ветки»; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет «неуклюжий косолапый медведь»; весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает «петушок – золотой гребешок».

Во время выполнения мимических движений дети стараются передать путем выразительных движений мышц лица и всего тела образ определенного персонажа или изобразить его различное душевное состояние. Например, в движении дети могут изобразить горе зайчика, когда хитрая лисичка обманом выгоняет его из избушки (русская народная сказка «Заюшкина избушка»).

В инсценировках и играх – драматизациях дети выполняют различные роли, подражая и копируя действия человека, изображая животных и птиц. Например, инсценировка русской народной сказки «Колобок».

4.Игровые физкультурные занятия.

Проводятся на основе русских народных подвижных игр. Такие занятия отличаются тем, что для решения задач каждой части подбираются русские народные подвижные игры и игровые упражнения с соответствующими движениями. Используются такие игры и игровые упражнения, как «Змейка», «Зайцы в лесу». Лучше всего проводить такие занятия, когда дети знают много народных игр.

6.Интегрированные физкультурные занятия.

Эти занятия проводятся с целью изучения необходимого материала. Интегрирование физических упражнений с элементами фольклора позволяет осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического воспитания детей. Так же проводится утренняя гимнастика с использованием фольклорного материала, например, «Кузнечики», «Медвежата».

«Кузнечики»

Поднимайте плечики, - энергичные движения плечами

Прыгайте кузнечики - прыжки на месте

Прыг-скок, прыг-скок, стоп!

Сели. Посидели, - приседание

Травушку покушали, - движения руками

Тишину послушали.

Прыгай, прыгай высоко, - прыжки на месте на обеих ногах

Прыгать на ногах легко.

Движения приносят радость малышам, следовательно, оказывают самое положительное влияние на их психическое развитие, на ориентировку в окружающем мире. Очень важно в физическом воспитании детей младшего возраста не задерживаться на том, что уже освоено ребенком, и постепенно повышать требования к нему, овладевать более сложными движениями и нормами взаимоотношений окружающими взрослыми и детьми.

Физическое воспитание для детей младшего дошкольного  возраста является важной и ответственной задачей общественного воспитания, так как все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонически развитыми и чтобы они хорошо учились. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, активная жизнедеятельность. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарных жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

Нужно творчески использовать фольклор как эмоционально – образное средство влияния на детей, поддерживая интерес к физической культуре посредством русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой.

… Все в жизни взрослого человека начинается с детства. Пусть же это начало будет здоровым, ярким, радостным!

Под воздействием фольклорных физкультурных занятий, и других форм работы с детьми с включением фольклора, происходят существенные изменения в физическом развитии детей. Двигательная деятельность приобретает осознанный мотивированный целенаправленный характер. В известной степени у детей развиваются самостоятельность, настойчивость, двигательные умения и навыки. Следовательно, использование фольклора благотворно сказывается на двигательной активности, на формирование эмоционально-волевой сферы. Можно также отметить, что использование фольклора в развитии двигательной активности, оказало положительное влияние на общее и речевое развитие детей, способствует развитию личности ребенка, его интеллекта.

Список литературы

  1. Лайзане, С.Я Физкультура для малышей/С.Я. Лайзане. -М.: Просвещение,1987.
  2. Литвинова, М.Ф. Физкультурные занятия с детьми раннего возраста третьего года жизни/М.Ф. Литвинова. – М.: Айрис-Пресс,2005.
  3. Спортивно-развивающие занятия. Первая младшая группа: планирование, разработки, рекомендации/авт. – сост. И.В. Померанцева и др. – Волгоград: Учитель, 2008.

Интернет – ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки,  песни, потешки незаменимым средством пробу...

Занятие-развлечение "Волк и козлята", из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста"

Занятие-развлечение "Волк и козлята" из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста". Де...

Занятие-развлечение "В гости к хозяюшке Арине" из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста"

Занятие-развлечение"В гости к хозяюшке Арине" из серии комплексных занятий по проекту, направлено на развитие навыков доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Д...

Занятие-развлечение "Русские матрёшки" из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности с детьми младшего дошкольного возраста"

Занятие-развлечение "Русские матрёшки" из серии комплексных занятий по проекту. На этом занятии дети познакомились с русской деревянной игрушкой - матрёшкой, с  особенностями народной и...

Спортивно- интегрированное занятие по проекту " Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста", "По страницам сказок"

Развитие у детей младшего дошкольного возраста двигательной активности, развитие личных качеств таких как выдержка, смелость, решительность, умение играть сообща....

Консультация для родителей "Двигательная активность младшего дошкольного возраста».

В младшем дошкольном возрасте двигательная активность является неотъемлемым условием познавательного и личностного развития. Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние...

Консультация для родителей «Двигательная активность младшего дошкольного возраста».

Двигательная деятельность является одним из важнейших условий физического и психического развития ребенка. Разнообразные движения (ходьба, бег, ползание, метание и т.д.) являются биологической потребн...