Современные подходы к формированию мотивационной готовности у дошкольников с ОВЗ к школьному бучению.
проект (подготовительная группа) на тему

Формирование мотивационной готовности у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы к  формированию мотивационной готовности у дошкольников с ОВЗ к школьному бучению.

Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Готовность к школе – многокомпонентное понятие.

Важная составляющая готовности к школе – мотивационная готовность, входящая в психологическую.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

  • положительных представлений о школе;
  • желания учиться в школе, чтобы узнать много нового;
  • сформированной позиции школьника.

На наш взгляд, на практике недостаточно внимания уделяется развитию мотивации учения, чаще педагоги и родители стремятся к формированию системы знаний, умений и навыков, не придавая должного значения мотивам и потребностям ребенка, недооценивая их при овладении учебной деятельностью.  

Поэтому целью нашего проекта стало формирование мотивационной готовности к школьному обучению.

   Задачи:

  1. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
  2. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
  3. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования.
  4. Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.

Вид проекта

Информационно–практико-ориентированный.

Сроки реализации 

Краткосрочный (3 месяца)

Участники проекта

- Дети подготовительной группы;

- Родители воспитанников;

- Учителя начальных классов;

- Воспитатели ДОУ.

Обеспечение проекта

Нормативно – правовое:

- Конституция РФ;

- Закон  «Об образовании в Российской Федерации»;

- Конвенция ООН о правах ребёнка;

- Устав образовательного учреждения;

- ФГОС ДО

Научно – методическое:

- Библиотека методической и школьной литературы;

Техническое:

- Уголок школьника в группе;

- Наглядно – дидактические пособия;

- Видеопроектор;

- Презентация «Что такое школа?».

Информационное:

- Создание банка данных разработок;

- Сбор текущей информации;

- Организация работы с родителями;

- Сотрудничество со школой;

- Систематическое оформление информационного стенда.

Предполагаемый  результат:

1. Облегчение процесса социально – психологической адаптации к школе;

2. Повышение уровня мотивации к школьному обучению;

3. Расширение взаимодействия по преемственности в работе ДОУ, семьи, школы, поколений  и установление  прочных связей;

4. Совершенствование учебно–исследовательской деятельности детей.

1 этап:

- Опрос детей;

- Определение темы проекта, целей и задач, содержания;

- Прогнозирование результата, обсуждение проекта и презентации;

- Выяснение возможностей и  средств, необходимых для реализации проекта.

2 этап:        

- Дополнение предметной среды группы произведениями художественной литературы, фотографиями, сюжетными картинками, школьными принадлежностями, видеофильмами;

- Сбор фотографий «Наши родители – ученики», школьных принадлежностей.

3 этап:

- Создание  коллекции школьных принадлежностей «Из прошлого в настоящее»;

- Фотовыставка школьных фотографий родителей «Наши родители – ученики»;

- Выставка детских  рисунков «Школа глазами дошколят», «У школьного порога»;

- Просмотр презентации «Школьная страна»;

- Размещение информации для родителей «Советы психолога»;

- Организация индивидуальных бесед с родителями.

4 этап:

- Упражнения на развитие зрительно-моторной координации, игровые задания, цель которых - развитие логического мышления, установление всевозможных связей и отношений между предметами путем сравнения, классификации, обобщения, нахождения смысловой ошибки, выявления закономерностей. Все эти задания, упражнения  для подготовки детей к школе даны в игровой форме и есть в книжках  представленных на экране;

- Сюжетно–ролевые игры «Школа», «Магазин» (покупка школьных принадлежностей);

-    Беседы с детьми;

-    Чтение художественной литературы;

- Знакомство со школьными принадлежностями и способами их использования;

-    Отгадывание и составление загадок о школьных принадлежностях;

-    Разучивание стихов о школе, учителях, первоклассниках;

-   Рассказы из опыта детей  «Как мой старший брат (сестра, друзья) собирался  идти в школу»;

- Экскурсия в школу и в школьную библиотеку;

- Подвижные игры на перемене с первоклассниками;

- Посещение нескольких уроков в начальных классах, проведение совместных физминуток;

- Слушание и исполнение песен, разучивание танцев «Школьный вальс»;

- Приглашение в детский сад учителей начальных классов с консультацией     " Чем я могу помочь своему ребенку в подготовке к школе?";

- Открыт уголок "Родителям будущего первоклассника"

- Заседание родительского клуба «Подарки для первоклассника»;

5 этап:

- Вечер воспоминаний «Мы тоже были школьниками»;

- Создание книги «Всё школе».

Перспектива на будущее:

- Разработка перспективного проекта «Будущие первоклассники».

Выводы:

   Результаты проекта исключительно положительные. Дети многое узнают о школе, меняется уровень мотивации к школьному обучению, снижается чувство беспокойства и у детей, и у родителей.

    Мы уверены, что реализация данного проекта  облегчит адаптацию детей к современным условиям  в  школе, поможет расширить взаимодействие по преемственности в работе ДОУ, семьи и школы, установить между ними прочные связи.

 

ЛИТЕРАТУРА.

Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб: Речь, 2003. – 240с.

Анисимова Т.Б., Плотникова Т.В. Скоро в школу. – Ростов-на-Дону, 2005.

Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой // Начальная школа. – 2004. – № 10.

Бабаева Т.И. У школьного порога. – М., 1993.

Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе. - М., 1982. - 359 с.

Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.: Педагогика, 1994. – 108 с.

Парамонова Л., Арушанова А. Дошкольное учреждение и

     начальная школа: проблема преемственности

 //Дошкольное воспитание.–1998. – № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

В статье представлена модель деятельности педагога-психолога по формированию мотивационной готовности детей к школьному обучению....

Развитие мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе

В наше время озабоченность родителей готовностью детей к школе переживает самый настоящий бум и является причиной крайнего беспокойства среди родителей старших дошкольников. Бытует ошибочное мнение, ч...

План-программа педагогического сопровождения по формированию мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе

Одним из важнейших условий, обеспечивающих качество готовности детей к обучению, является система непрерывного, научно-обоснованного, прогностического  слежения систематического педагогического н...

Методическая разработка "Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе"

В наше время озабоченность родителей готовностью детей к школе переживает самый настоящий бум и является причиной крайнего беспокойства среди родителей старших дошкольников. Бытует ошибочное мнение, ч...

Анализ современных подходов к организации математического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Согласно концепции развития математического образования Российской Федерации мы рассматриваем современные подходы к организации математического развития детей раннего возраста и дошкольного возраста в...

Формирование мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

Мы должны создавать такие  условия, которые могли бы побуждать ребенка к определенным занятиям, творчеству, самостоятельности, научили бы его общаться со сверстниками и взрослыми, научили бы навы...