Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Радченко Татьяна Вячеславовна

Игры и упражнения

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ

Игры с пуговицами, крупой, бусами, природным материалом

«Солнышко». Игрушка сшита из ткани. В ней перекатывается одна или несколько горошин.

Ребенок ощупывает их через ткань, перебирает пальчиками, массируя активные зоны руки.

«Божьи коровки» - круглые мешочки, заполненные разными материалами. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Наполнители разные: опилки, гречневая крупа, горох, фасоль.

Игры с водой

Детям предлагается определить какая вода в бутылке: тёплая или холодная.

Смочить губку в воде, отжать её. Намочить салфетку, выжать двумя руками, протереть стол.

Вытереть руки полотенцем.

«Пузырная лаборатория», игры с мыльными пузырями.

Мыльное развлечение помогает развивать мелкую моторику и осязание. Ребёнок выполняет сложные жесты руками (обмакивание рамки в мыльный раствор).

«Танцующие пузыри». Взять на пальцы шерстяную или джинсовую ткань и заставить танцевать на них пузыри, подкидывая и ловя их.

«Повелитель мыльных пузырей». Выдуть пузырь на смоченную шампунем клеёнку, смочить в этом растворе руки и проткнуть пальцем пузырь.

«Руки вместо рамки». Сложить кольцом большой и указательный пальцы. Обмакнуть их в раствор и выдувать пузыри.

«Рамка для мыльных пузырей». Из проволоки выгнуть различные фигуры (звёзды, круги, квадраты), оставив «ножку» за которую нужно держать фигуру.

«Мыльное натяжение» - раскачивание мыльной плёнки в большой рамке.

«Радужные картинки»

Для изготовления необходимы материалы (желательно, чтобы они были таких же цветов, как радуга): наждачная, цветная бумага, ткань различной фактуры, природный, бросовый материал, вата и др. С их помощью создать несколько «радужных картинок», поверхность каждой набрана материалами

разной фактуры.

Задания с открытыми и закрытыми глазами:

1. потрогать картинку руками и назвать похожие на ощупь предметы;

2. найти на ощупь разные поверхности: гладкие, шершавые…

3. определить на ощупь разные поверхности.

Тактильные ощущения можно описать различными словами. Один словарь будет ближе к физическим ощущениям, другой к «объектным».

Словарь физических ощущений    

Словарь «объектных» ощущений

поверхность

Твердая

Жирная

Неровная

Маслянистая

Шершавая

Ворсистая

Мятая

Бархатистая

Шероховатая

Ребристая

Гладкая

Кожистая

 «Аппликация на фланелеграфе»

Аппликации выполняются на фланелеграфе, которым может служить лист картона, обшитый фланелью, или лист ворсистой бархатной бумаги.

Для самостоятельного выполнения детьми аппликаций важно научить их ориентироваться на фланелеграфе, т.е. находить его середину, левую и правую стороны, нижний и верхний края, углы.

Затем дети упражняются в выкладывании геометрических фигур в указанные участки фланелеграфа.

Например, слева на фланелеграфе положите гладкие треугольники, квадрат и круг - справа такие же фигуры, но "шероховатые". Далее можно перейти к построению из двух геометрических фигур отдельных объектов.

«Узор»

Составить узор на поверхности ровно обмазанной пластилином (таблички квадратной или прямоугольной формы 12*12см, 10*15см, толщиной 0,5 – 0,7 см). Узор получается путём накладывания на поверхность мелких камешков, круп, семян, пуговиц и т.п.

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА МОТОРНУЮ КООРДИНАЦИЮ

Игры с резинкой, верёвочкой

«Резиночка». Можно использовать резинку для волос диаметром 4-5см. Все пальцы вставляются в резинку. Движениями всех пальцев передвинуть резинку на 100% сначала в одну сторону, затем в другую. Задание выполнить сначала одной рукой, потом другой, потом одновременно двумя руками.

Врачи-физиотерапевты убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук.

 «Бирюльки»

Их складывают в мешочек. Ребёнок опускает в него руку, ощупывает бирюльки и достаёт ту, которую описал учитель. Игра становится более сложной, если в мешочек добавляется большое количество бирюлек.

Игра «Карандаши». При выполнении задания вырабатывается точность движений, дети учатся работать двумя руками.

На столе 5 карандашей. Нужно поднять их разными способами. В первом случае - придерживая с двух сторон кончиками больших пальцев, во втором случае - указательных, потом средних и так до мизинцев.

Если дети хорошо справляются с заданием, можно заменить карандаши спичками.

Игра «Пальцевый трек».

Оборудование: подложка от тортов, горох, мелкий цветной набор овощей, бусы, «лизун», зубочистка.

На подложке хорошо выделены бороздки. В разных подложках они различны.

Задания:

- дети двигают палец по бороздкам в различных направлениях с разной скоростью;

- в бороздку укладывается горошина, лёгкими щелчками её нужно направлять от центра к краю или

наоборот. Можно устроить соревнование.

- из цветных наборов овощей или бусин выложить узор;

- ступая пальцами, как ножками, пройти по подложке;

- «лизуном» перекрыть дорожки в нескольких местах, чтобы получился лабиринт. Двигать горошину от центра, при встрече с «лизуном», достать её, перенести через преграду, продолжать путь до нового препятствия;

- зубочисткой «ездить» внутри бороздок, стараясь не касаться ею бортиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений"

Буклет "Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений"...

Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности у детей раннего возраста.

Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи… Как ...

Игры для развития мелкой моторики и тактильных ощущений

Игры для детей должны быть похожи на саму жизнь. Несмотря на то, что в каждой игре решается дидактическая задача, игра для ребёнка - это прежде всего источник эмоций и фантазий. Только в игре ребёнок ...

Конспект занятия для детей с нарушением зрения по развитию мелкой моторики рук, тактильных ощущений. Тема: «Путешествие осьминога».

Задачи:Обучающие: рассматривать картины, акцентируя внимание на сюжете,отвечать на вопросы и высказываться по поводу изображенного.Развивающие: развивать воображение детей, развивать артикуляционный а...

Развитием мелкой моторики и тактильных ощущений через нетрадиционную технику рисования по манной крупе

Продолжаем развивать наши пальчики, работать над развитием мелкой моторики, сенсорным восприятием и тактильными ощущениями.Сегодня пойдет речь о рисовании на манной крупе.Подобные занятия очень ...

Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности у детей раннего возраста.

Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности у детей раннего возраста. Огромный потенциал развития мелкой моторики и тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь. В статье привед...

Памятка "Развитие мелкой моторики посредством тактильных книг"

Развивающая книга — это удивительное пособие. Сделанное своими руками с любовью, оно хранит в себе частичку души и тепло рук мастера. С его помощью можно играть и учить ребенка одновременно....